|
|
|
Законодательные новеллы по вопросам
Карагусов Ф.С. Туманов В.И. (АО «Народный Банк Казахстана»)
В предыдущих выпусках журнала «Предприниматель и право» (№№ 20-23 2004 года) были опубликованы подготовленные нами обзор и комментарии банковского законодательства, регулирующего вопросы реструктуризации и ликвидации банков второго уровня Республики Казахстан. Однако, с момента этих публикаций в соответствующие нормативные правовые акты был внесен ряд изменений. В частности, постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее – «Агентство») от 21 августа 2004 года № 240 были внесены изменения в Положение о консервации банков, утвержденное постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 29 февраля 1996 года № 48 (далее – «Положение»). Эти изменения отразили заметное повышение внимания государства к консервации банков как форме их финансового оздоровления. Несколько позже на основании постановления Правления Агентства от 9 ноября 2004 года № 307 «О введении режима консервации акционерного общества «Наурыз-банк Казахстан» был введен режим консервации данного банка, обусловленный систематическим ненадлежащим исполнением договорных обязательств по платежным и переводным операциям, систематическим нарушением нормативных правовых актов либо невыполнением письменных предписаний Агентства или Национального Банка Республики Казахстан, а также непредоставлением Агентству и (или) Национальному Банку или предоставлением заведомо недостоверных отчетности и сведений. Такое развитие законодательства и казахстанской практики подчеркивает актуальность рассмотренного нами вопроса и социальную востребованность его правового регулирования. В частности, упомянутые изменения можно условно классифицировать на две категории. Первая из них предполагает решение вопросов юридической техники и унификации правовых понятий, закрепляя актуальные наименования нормативных правовых актов и уполномоченных органов, изменение указания на вид нормативного правового акта и т.п. Вторая группа изменений носит концептуальный характер, представляя собой следующие новеллы, обзор и комментарии которых мы предлагаем. 1. До внесения изменений в соответствии с пунктом 4 Положения задача временной администрации определялась как сохранение или восстановление платежеспособности банка в интересах его кредиторов и депозиторов, а также акционеров и создание работоспособного управленческого механизма, обеспечивающего устранение имевшихся нарушений и осуществление других мер по оздоровлению финансового положения и улучшению качества работы банка. В результате же внесения изменений эти задачи (они теперь определяются во множественном числе) расширились и предполагают следующую направленность соответствующих мероприятий: (1) сохранение или восстановление способности банка к своевременному и полному выполнению своих обязательств, (2) устранение имеющихся недостатков в работе и нарушений законодательства Республики Казахстан и внутренних документов банка, а также (3) осуществление иных мероприятий в целях оздоровления финансового положения банка, защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, предоставляемых банком, и улучшения системы управления рисками и внутреннего контроля в банке. То есть, в настоящее время задачи сводятся не только к восстановлению платежеспособности банка и устранению имевшихся нарушений, но и к корректировке качественной составляющей деятельности банка, направленной на улучшение системы управления рисками и внутреннего контроля (чему Агентство и Национальный Банк в настоящее время уделяет особое внимание). Кроме этого, новые задачи особо подчеркивают значимость кредиторов банка: задачей консервации является не просто сохранение или восстановление платежеспособности банка, а сохранение или восстановление его способности именно к своевременному и полному исполнению банком своих обязательств. Также примечательным является то, что из числа лиц, в интересах которых производится консервация, исключены акционеры. Считаем, что такой подход является правильным, поскольку банк является элементом социально-рыночной инфраструктуры. Его функционирование предполагает не извлечение прибыли, а обеспечение канала финансирования экономики и потребностей граждан, создание условий для сохранения их сбережений, обеспечение контроля за соблюдением закона (в частности, валютный контроль), обслуживание платежей и, тем самым, повышение доверия народа к государству и социально-экономической политике Правительства. При таких обстоятельствах главную роль тут играют далеко не акционеры банка, а сам банк, как социальный институт, который должен функционировать должным образом и выполнять свою важную стратегическую функцию важнейшего элемента рыночной инфраструктуры. Полагаем, что хоть норма, устанавливающая задачи консервации, непосредственно не закрепляет правило поведения, но ее новое содержание отражает направленность и высокое значение данного мероприятия и может быть применено, в частности, при толковании (судебном, официальном, историческом, научном и т.д.) Положения, а ныне в связи с рассматриваемыми изменениями - Правил о консервации банков (далее – «Правила»). 2. В ранее действовавшей редакции пункта 5 Положения указывалось на то, что консервация банка может производиться в случаях, когда испытывающий трудности банк представляет достаточную значимость для банковской системы и экономики государства, при наличии реальной возможности восстановления достаточного уровня собственного капитала и возвращения банка к нормальной деятельности. При этом лишь в качестве исключения указывалось на то, что в целях защиты интересов депозиторов и клиентов банков уполномоченный орган может подвергнуть консервации любой банк без требования соответствия банка определенным Положением критериям значимости. Новая редакция данного пункта устанавливает, что консервация банка может производиться при наличии реальной возможности восстановления достаточного уровня собственного капитала и ликвидности, правило о том, что банк должен быть значимым отсутствует, сами же критерии значимости банка (пункт 9 Положения) исключены. Такая перестановка акцентов еще раз подчеркивает высказанный ранее довод о том, что в современных условиях развития Казахстана существующая банковская система и каждый банк в отдельности представляют собой большую значимость, ценность для экономики, государства и народа: если банк испытывает определенные трудности, то необходимо предпринять все возможные меры по его восстановлению и устранению (естественно в рамках закона) всего, что препятствует его нормальной работе. И если продажа банка стратегическому инвестору является весьма вероятной и наиболее привлекательной, то восстановление и повышение ликвидности банка приобретает ценность самостоятельной задачи. Вместе с тем, думается, что если отсутствует реальная возможность восстановления достаточного уровня собственного капитала и ликвидности, то не стоить тратить временные и иные ресурсы на проведение консервации – законодательство дает возможность осуществить принудительную ликвидацию или реорганизацию банка в соответствии с установленными процедурами. Также следует обратить внимание на то, что исключена норма, устанавливающая, что обязательным условием для возможности применения режима консервации является наличие минимального размера уставного капитала, поскольку в данной постановке задач консервации этот момент представляется очевидным – ни один банк не может быть создан и существовать без наличия у него минимального уставного капитала. Другими словами, мы усматриваем в этом изменении последовательную реализацию идеи «нет минимального показателя уставного капитала – не может быть выдана лицензия на проведение банковских операций, а значит, не существует банка, в отношении которого могла бы быть применена консервация». 3. Ранее решение о проведении консервации могло вручаться руководству банка под расписку как в Агентстве, так и в его территориальном подразделении либо в самом банке уполномоченными должностными лицами Агентства либо его территориального подразделения. В связи же с внесением изменений решение о проведении консервации вручается руководству банка под расписку непосредственно в Агентстве или в самом банке непосредственно уполномоченными должностными лицами Агентства. Данный подход представляется правильным, исходя из вышеизложенного довода о социальной значимости банка для народа и государства, в связи с которой его консервация имеет существенный социальный эффект. Кроме того, введение режима консервации влечет определенные серьезные последствия для банка, его топ-менеджмента и акционеров банка (в частности, в решении о введении режима консервации АО «Наурыз-банк Казахстан» руководящим работникам было предписано предоставить временной администрации отчет о своей работе, декларацию о доходах и сведения о наличии и размерах собственности). Поскольку, таким образом, консервация затрагивает серьезные личные имущественные и неимущественные интересы граждан, придание более высокого статуса процедуре уведомления о ней подчеркивает ее огромную значимость и, в свою очередь, позволяет избежать возникновения злоупотреблений и дискуссий относительно соблюдения конституционных прав граждан и юридических лиц. 4. Согласно как ранее действовавшей редакции Положения, так и после внесения рассматриваемых изменений решение уполномоченного органа о консервации банка должно содержать, в частности, перечень налагаемых на банк ограничений деятельности. При этом, если ранее не раскрывалось, что понимается под данными ограничениями, то в настоящее время в связи с внесением изменений их перечень, хотя и неисчерпывающий, установлен и предполагает следующее: 1) приостановление прав филиалов и расчетно-кассовых отделов банка самостоятельно заключать сделки от его имени; 2) приостановление исполнения ранее заключенных договоров купли-продажи, мены, дарения или иных сделок об отчуждении имущества банка, договоров о предоставлении займов и других видов финансирования, несущих кредитный риск; и 3) приостановление полностью или частично исполнения обязательств банка, в том числе условных обязательств. Исходя из содержания пунктов 11 и 12 Правил, полагаем, что перечень вышеупомянутых ограничений должен быть установлен непосредственно самим Агентством в решении о консервации. В этой связи обращает на себя внимание тот факт, что в постановлении Правления Агентства от 9 ноября 2004 года № 307 «О введении режима консервации акционерного общества «Наурыз-банк Казахстан» данные ограничения не установлены непосредственно Агентством, их введение рекомендовано временной администрация, что несколько выходит за рамки ее компетенции, установленные статьей 65 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан». Естественно, при надлежащем оформлении решения о проведении консервации данное законодательное новшество может оказать положительное воздействие на процесс проведении финансового оздоровлении банка. Это изменение также предполагает повышение статуса консервации, возлагает на Агентство более высокую ответственность, не только уполномочив его на объявление консервации, но и требуя уставить четкие ограничения в отношении деятельности банка для эффективного решения поставленных задач. Кроме того, также исключается возможность конфликтных ситуаций и недопонимания между акционерами банка, его топ-менеджментом, временной администрацией и Агентством. 5. В соответствии с Правилами к числу полномочий временной администрации отнесено утверждение плана консервации. Как представляется, план консервации должен разрабатываться, исходя из четко поставленных задач, определенных Правилами, и утвержденного Агентством перечня налагаемых на банк ограничений деятельности. Введенный в Правила пункт 18-1 (исходя из возможности и смысла задач консервации) теперь однозначно предписывает, что план консервации должен предусматривать реализацию следующих мероприятий: 1) проведение инвентаризации всех активов банка и имущества, учитываемого за балансом, в том числе залогового имущества, и правоустанавливающих документов по ним, определение фактических остатков на балансовых и забалансовых счетах; 2) определение оптимальной структуры управления и числа работников банка; 3) предоставление в Национальный Банк Республики Казахстан, уполномоченный орган и банки-корреспонденты нового документа с образцами подписей членов временной администрации (временного управляющего) и оттиском печати банка; 4) определение целесообразности ранее заключенных банком договоров, связанных с его деятельностью, в том числе с лицами, связанными с банком особыми отношениями, и принятие мер по расторжению договоров, не соответствующих интересам банка; 5) осуществление мер по капитализации банка путем принятия решения об увеличении количества объявленных акций (о выпуске других ценных бумаг) и их размещение на организованном рынке ценных бумаг в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан и/или привлечения субординированного долга со сроком погашения более пяти лет; 6) улучшение качества активов путем проведения работы по взысканию просроченной ссудной и дебиторской задолженности, по уступке прав требований по договорам банковского займа и других активов, не представляющих ценность для банка, прекращения осуществления любого вида финансирования, увеличения объемов ликвидных активов; 7) увеличение доходности банка путем установления контроля над проведением расходных операций, пересмотра существующих тарифов, ставок вознаграждения, комиссионных по банковским операциям, расходов по оплате труда, общехозяйственных расходов и норм амортизационных отчислений; 8) оценка системы управления рисками в банке и реализация мер по ее улучшению. Вышеупомянутые мероприятия охватывают практически все возможные аспекты и проблемы, которые будет необходимо решить временной администрации в период проведения консервации. Надлежащим образом составленный план консервации, разработанный в соответствии с вышеупомянутыми достаточно ясными и однозначными требованиями, внесет системность в данный процесс, упорядочит его. Это, в совокупности с такими факторами, как наличие квалифицированного менеджмента и привлеченные инвестиции во многом может обусловить успешность проведения консервации, то есть приведет к оздоровлению финансового положения банка и улучшению качества его работы. 6. Важным также является то, что в настоящее время в рамках мер по капитализации временная администрация вправе заключать с инвесторами опционы на приобретение выпускаемых банком акций (п.18-2 Правил), а также облигаций, конвертируемых в акции данного банка. Такое нововведение представляется положительным, так как в период консервации может быть невозможным непосредственно увеличить уставный капитал (количество объявленных акций), вместе с тем третьи лица, желающие стать акционерами банка, могут сделать это не путем приобретения акций, а иным способом (в частности, путем внесения депозита) с заключением соответствующего опционного договора. При этом в дальнейшем (при оздоровлении банка) они будут иметь право на покупку акций банка. То есть, осуществив определенные мероприятия, обусловившие финансовое оздоровление банка, инвесторы приобретают право стать его акционерами, титулованными и полноправными. 7. Несколько расширены полномочия руководителя временной администрации (подпункт 5) пункта 20): теперь он вправе организовать не только комплексную проверку деятельности банка, но и специальную (выборочную). Также примечательным также является то, что снято ограничение о том, что руководителем временной администрации не может быть лицо, имеющие отношения с данным банком в качестве акционера, служащего или депозитора. Полагаем, что в настоящее время им может быть даже действующий первый руководитель банка. По всей видимости, ранее данное ограничение было мотивировано тем, что вышеупомянутые лица могут иметь определенный личный интерес (в частности, желание возврата именно своего депозита вкладчиком; необходимость укрытия определенных фактов в деятельности банка служащим), соответственно, при осуществлении своих функций в качестве руководителя временной администрации они могли злоупотреблять представленными им полномочиями. Вместе с тем, данное ограничение было установлено более восьми лет назад, когда банковская система была менее стабильна, чем сейчас (в частности, 1996 году была начата принудительная ликвидация крупного КРАМДС банка), было значительное число банков, которые осуществляли свою деятельность не на должном уровне. Принимая же во внимание положение вещей в банковском секторе в настоящее время, данное ограничение, действительно, представляется устаревшим и его исключение мы расцениваем, как положительное.
В целом вышерассмотренные новеллы в законодательстве по вопросам консервации банков отвечают новым реалиям, и законодательное регулирование общественных отношений, возникающих при консервации банков, с учетом принятых изменений, по всей видимости, должно создать более благоприятные условия для возможности финансового оздоровления испытывающих трудности не только крупных, но мелких и средних банков (путем возможности установления в отношении них режима консервации), а также для достижения положительного эффекта от консервации всех банков. _______________
Опубловано в бюллетене «Предприниматель и право» - Алматы, январь 2005, №1 (263), С.11-14.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |