|
|
|
К вопросу о возможности внесения изменений и/или дополнений в Контракт на недропользование по инициативе Недропользователя
Дмитрий Барт Заместитель Директора ТОО «Консалтинговый Центр «NEDRA», магистр права
Шеризат Кузенбеков Старший Юрист ТОО «Консалтинговый Центр «NEDRA»
Второй Атырауский правовой семинар «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан» (г. Атырау, 9 апреля 2004 г.)
Используемые нормативные правовые акты: 1. Указ Президента РК, имеющий силу Закона, от 28.06.1995 г. «О нефти» (далее - Указ «О нефти»); 2. Указ Президента РК, имеющий силу Закона, от 27.01.1996 г. «О недрах и недропользовании» (далее - Указ «О недрах»); 3. Закон РК от 27.12.1994 г. «Об иностранных инвестициях» (далее - Закон «Об иностранных инвестициях»); 4. Закон РК от 08.01.2003 г. «Об инвестициях» (далее - Закон «Об инвестициях»); 5. Правила предоставления права недропользования в РК, утвержденные постановлением Правительства РК от 21.01.2000 г., № 108 (далее - «Правила предоставления права недропользования»)
Тема
Недропользователь (иностранный инвестор), во время осуществления периода разведки, желает дополнить имеющийся контракт на разведку - положениями по добыче. Сегодня мы рассмотрим и оценим с правовой точки зрения возможности внесения изменений в контракт на проведение работ по разведке.
Правовая основа для Недропользователя
Указами «О нефти» и «О недрах» определены правовые основы разведки и добычи полезных ископаемых на территории Республики Казахстан, что в целом позволило государству в сочетании с другими законодательными актами создать благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций в эту сферу экономики и их правовой защиты. Правила предоставления права недропользования также регулируют отношения по заключению контрактов на недропользование, в том числе и вопросы внесения изменений в них. Действие указанных выше нормативных правовых актов распространяется на большинство ныне действующих контрактов на проведение операций по недропользованию. Указом «О недрах» (ст.42) предусмотрены основные виды контрактов на недропользование:[1] 1) Контракт на проведение работ по Разведке; 2) Контракт на проведение работ по совмещенной Разведке и Добыче; 3) Контракт на проведение работ по Добыче; 4) Контракт на строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с Разведкой и (или) Добычей.
Проведение Разведки, подразумевая последующую Добычу
Как известно, контракты на разведку заключаются в случаях малой геологической изученности объекта недропользования и преследуют цель проведения на контрактной территории комплекса геологоразведочных работ с получением в результате достоверной информации о строении месторождения и его запасах. При положительном исходе, результатом деятельности по разведке будет: -подсчет запасов месторождения; -защита запасов в Комитете геологии и охраны недр; - объявление о Коммерческом обнаружении. После, для того чтобы реализовать свое право на осуществление работ по добыче, недропользователь должен заключить с Министерством энергетики и минеральных ресурсов РК (Компетентный орган) контракт на проведение добычи, либо дополнить существующий контракт на разведку новыми положениями по добыче[2]. В общем, логика такова: сначала разведываешь и оцениваешь экономическую целесообразность разработки месторождения, потом, если есть основания объявить о коммерческом обнаружении - оговариваешь с государством условия добычи.
Справка По данным Комитета геологии и охраны недр, на 01 января 2003 года недропользование в Республике Казахстан осуществлялось на 1420 объектах, из них на 150 велись работы только по Разведке полезных ископаемых.
Специалисты отмечают, что деятельность нефтяных компаний, приступающих к разведке на новых территориях связана со значительными рисками. Тем не менее, инвесторы идут на такие риски, делая значительные инвестиционные вложения.
Справка По данным Комитета геологии и охраны недр, за период с 1996 по 2002 год в недропользование УВС было вложено 17,9 млрд. американских долларов. При этом на долю иностранных инвестиций и крупных компаний пришлось более 90%.
Описание проблемы
На примере одного, обратившегося к нам для юридической консультации, недропользователя (иностранного инвестора), предлагаем рассмотреть проблему, с которой, в той или иной степени, сталкиваются множество компаний, имеющих контракты на проведение работ только по разведке и желающих дополнить их (Контракты) положениями по последующей добыче. Итак, недропользователь заключил с Республикой Казахстан контракт на недропользование. На проведение работ по разведке. После комплекса поисково-оценочных работ на контрактной территории, было принято решение продлить срок действия периода разведки с целью более полного изучения участка недр. Источники финансирования этого контракта (материнские компании, банки) не отказываются от дальнейших финансовых вливаний в проект, но, в свою очередь, требуют документального оформления с Правительством Казахстана отношений, гарантирующих долгосрочное и стабильное существование финансируемого проекта. Срок, на который заключается Контракт на Разведку составляет шесть лет, а срок проведения работ по Добыче - до 45 лет (ст. 43 Указа «О недрах»). Полагая, что переоформление имеющегося Контракта с Разведки на Контракт на право проведения работ по Разведке с последующей Добычей - возможно, и удовлетворит требования финансовых институтов, наш клиент обратился в Компетентный орган с подобной просьбой. Потом еще и еще раз. И получил отказ. Трижды. Без указания причин и мотивов отказа. Не исключая того, что Компетентный орган при принятии решения об отказе, имел свои соображения, рассмотрим, насколько урегулирован такой вопрос в Законодательстве РК.
Что Законом не запрещено - то разрешено.
Право Сторон Контракта на его изменение Возможность урегулировать отношения недропользователя и Компетентного органа по осуществлению первым работ по разведке и добыче полезных ископаемых путем заключения соответствующего Контракта предоставлена Указом «О недрах» (ст. 42) и Указом «О нефти» (ст. 25). Согласно пункту 1 статьи 46 Указа «О недрах» и пункту 1 статьи 29 Указа «О нефти», изменения условий контракта могут осуществляться при наличии письменного согласия сторон контракта, то есть недропользователя и Компетентного органа. Пункт 35 Правил предоставления права недропользования, в равной степени предусматривает право за обеими сторонами контракта внести в него изменения и/или дополнения путем проведения переговоров в письменной форме, при условии согласования и экспертизы вносимых изменений и/или дополнений с министерствами и ведомствами, к компетенции которых это относится. Не требуется дополнительных доказательств того, что Законодатель допускает возможность внесения в действующие контракты на недропользование изменений и/или дополнений. При этом ограничений по объему и характеру вносимых изменений и/или дополнений нет. Кроме того, при изучении рассматриваемой проблемы нами были сделаны запросы в Генеральную прокуратуру РК и Министерство юстиции РК о возможности удовлетворения оговариваемых притязаний недропользователя. На запросы были получены однозначные ответы, что правовых оснований для отказа в удовлетворении просьбы недропользователя не имеется.
Вывод: Указанные обстоятельства позволяют нам сделать вывод, что дополнение заключенного контракта на проведение работ по разведке положениями о добыче (в том числе, если такие дополнения вносятся в период осуществления недропользователем работ по разведке) никоим образом не противоречит действующему законодательству РК.[3]
Обязанность Государства предоставить равные возможности
Рассматриваемый в качестве примера недропользователь заключил свой контракт на разведку в период действия Закона «Об иностранных инвестициях». Статья 4 этого Закона (действовавшего, кстати, на момент заключения большинства контрактов на разведку), предусматривает, что любые формы иностранных инвестиций и связанная с ними деятельность, не запрещенная действующим законодательством Республики Казахстан, осуществляется на условиях не менее благоприятных, чем те, которые предоставляются в подобной ситуации инвестициям физических или юридических лиц Республики Казахстан, либо любых иных иностранных физических и юридических лиц, в зависимости от того, какие условия являются наиболее благоприятными. В дополнение к этому, обратимся к статье 71 Указа «О недрах» и статье 57 Указа «О нефти», которыми предусмотрено, что изменения и дополнения законодательства, ухудшающие положение недропользователя, не применяются к контрактам, выданным и заключенным до таких изменений и дополнений. Безусловно, что на такие контракты распространяется действие Закона «Об иностранных инвестициях» с соответствующими гарантиями инвесторам и обязанностями государства.
Вывод: Учитывая смысловое содержание перечисленных статей, полагаем возможным говорить об обязанности Государства (в лице своего Компетентного органа) обеспечить предоставление одинаковых (равных) условий осуществления деятельности по недропользованию всем недропользователям. В нашем конкретном случае - «равные условия» определяются нами как предоставление возможности дополнить действующий контракт на разведку последующими работами по добыче, тем недропользователям, которые объективно претендуют на это, но, к сожалению, не вошли в число «ранее успевших».
РЕЗЮМЕ
Необоснованный отказ недропользователю в внесении изменений и/или дополнений в контракт на недропользование (при условии, конечно, что изменения и дополнения обоснованны и не противоречат законодательству) может привести к негативным последствиям не только для недропользователя, но и для Государства. Недропользователь, получив отказ Компетентного органа, вынужден будет искать источники финансирования работ на существующих (не измененных) условиях контракта. И мало того, что эти поиски займут время и соответственно приведут к замораживанию работ, но и само удачное завершение этих поисков находится под большим сомнением. Вот некоторые из возможных результатов развития событий: · сокращение персонала недропользователя и соответствующее увеличение числа безработных; · снижение налоговых поступлений в бюджет и отчислений на социальные нужды региона; · уход добросовестного недропользователя с контрактной территории; · «простаивание» контрактной территории до предоставления права недропользования новому лицу. Таким образом, Государство рискует потерять и деньги, которые могли быть вложены в экономику страны, и время, за которое данное месторождение могло быть освоено и начало бы приносить доход.
[1] Законодателем оговаривается, что между недропользователем и компетентным органом могут быть заключены комбинированные и иные виды контрактов. [2] Юридическая техника Мы специально не останавливаемся на подробном рассмотрении вопросов оформления последующего права Добычи. Но отмечаем, что эта процедура схожа с процедурой заключения Контракта на Разведку. По юридической технике возможно: - подписать дополнительное соглашение к Контракту на Разведку, содержащее новые положения, касающиеся проведения работ по Добыче и изменяющее (при необходимости) прежние положения, касающиеся проведения работ по Разведке; - составить новый Контракт на совмещенную Разведку и Добычу. Такой новый Контракт будет содержать все основные условия первоначального Контракта на Разведку, а также положения, касающиеся работ по Добыче. [3] Об этом свидетельствует также ряд постановлений Правительства о внесении изменений в ранее выданные лицензии на право недропользования, которыми предусматривалось, что лицензии, выданные на разведку углеводородного сырья дополнялись работами по добыче. См. например, постановление Правительства Республики Казахстан от 15.03.01 г. № 351.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |