|
|
|
Разрешение споров в Суде Евразийского Экономического Сообщества:
Дмитрий Чекалов Юрист Международная юридическая фирма Integrites, Казахстан
Данная информация составлена исключительно как общее руководство и не может быть использована как специализированное правовое заключение.
Введение
6 октября 2007 года между Республикой Казахстан, Республикой Беларусь и Российской Федерацией («Государства-участники»), основываясь на Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г., был подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза («Договор о ЕТП и ТС»). Договор о ЕТП И ТС был подписан государствами-участниками Таможенного Союза («ТС») в рамках реализации поставленных целей обеспечения свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли ТС с третьими странами, а также развития экономической интеграции Государств-участников ТС. Из статьи 2 Договора о ЕТП и ТС следует, что решение об объединении таможенных территорий Государств-участников в единую таможенную территорию и завершении формирования ТС принимается Высшим органом ТС после завершения следующих мероприятий: · установления и применения единого таможенного тарифа и иных единых мер регулирования внешней торговли с третьими странами; · установления и применения в отношениях с третьими странами единого торгового режима; · установления и применения порядка зачисления и распределения таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие; · установления и применения единых правил определения страны происхождения товаров; · установления и применения единых правил определения таможенной стоимости товаров; · установления и применения единой методологии статистики внешней и взаимной торговли; · установления и применения унифицированного порядка таможенного регулирования, включая единые правила декларирования товаров и уплаты таможенных платежей и единые таможенные режимы; · учреждения и функционирования органов ТС, осуществляющих свою деятельность в пределах полномочий, наделенных Государствами-участниками. Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического от 9 июня 2009 г. № 9 «Об этапах и сроках формирования единой таможенной территории таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» («Решение № 9») предусматривалась отмена таможенного оформления товаров, происходящих из Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, перемещаемых между территориями государств-участников ТС начиная с 1 июля 2010 года. В свою очередь Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 19 мая 2011 г. № 81 «О выполнении Планов по переносу согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу Таможенного союза» («Решение №81») предусматривало завершение мероприятий плана по переносу согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу ТС до 01 июля 2011 года. Ниже приводится анализ дела, рассмотренного Судом Евразийского Экономического Сообщества («Суд ЕвразЭС») касательно функционирования единой таможенной территории и практике реализации механизмов ТС.
Факты
Юридическое лицо-резидент Российской Федерации («Заявитель») обратился в суд ЕвразЭС с заявлением к Евразийской Экономической Комиссии («ЕЭК») об оспаривании пункта 1 Решения КТС от 17 августа 2010 г. № 335 «О проблемных вопросах, связанных с функционированием единой таможенной территории, и практике реализации механизмов Таможенного союза» («Решение № 335»). По мнению Заявителя, с 1 июля 2011 года было отменено таможенное оформление товаров, происходящих из Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, перемещаемых между территориями Государств-участников, однако на момент подачи искового заявления Решение № 335 являлось действующим, из которого следовало, что для целей ведения статистики взаимной торговли таможенное декларирование товаров 27 товарной группы Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ТС (товары 27 товарной группы ТН ВЭД ТС) вывозимых с территории Российской Федерации в другие Государства-участники сохраняется. Заявитель считает, что Решение № 335 идет в разрез с действующим законодательством ЕТП и ставит Российскую Федерацию как Государство-участника в неравное положение перед другими Государствами-участниками и противоречит статье 2 Договора о ЕТП и ТС в части применения унифицированного порядка таможенного декларирования товаров и уплаты таможенных платежей. Заявитель также просил Суд ЕвразЭС признать Решение № 335 как несоответствующее в части сохранения таможенного декларирования товаров 27 товарной группы ТН ВЭД ТС, вывозимых с территории Российской Федерации в другие государства-члены ТС. Данная норма создает дополнительные материальные затраты и обязанности по декларированию вывозимых товаров. Заявитель просит отменить Решение №335 в связи с тем, что в ТС существуют необходимые статистические формы для отражения сведений статистического характера. Согласно позиции ЕЭК, положения Решения № 335 не противоречат Договору о ЕТП и ТС так как таможенное декларирование товаров 27 товарной группы ТН ВЭД ТС, вывозимых с территории Российской Федерации в другие государства-члены ТС вытекает из части 8 статьи 321 Федерального закона от 27 ноября 2010 года «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации 1 июля 2011 г. № 529 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2011 г. № 880 «Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан», предусматривающих, что …«в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, в отношении товаров Таможенного союза, вывозимых из Российской Федерации в другие государства-члены Таможенного союза, применяются требование, порядок и условия совершения таможенных операций, таможенного декларирования, помещения под таможенную процедуру и т.д. так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза». По мнению ЕЭК, оспариваемое Решение № 335 носит организационный характер, и оно не является частью таможенного законодательства ТС. Факт принятия к сведению информации не может противоречить международному договору, поскольку в Решении № 335 не устанавливается обязанность декларирования.
Решение
Суд ЕвразЭС, рассмотрев и проанализировав поступившие материалы по данному вопросу, пришел к следующим выводам: под таможенным регулированием в ТС понимается правовое регулирование отношений, связанных в том числе с перемещением товаров через таможенную границу ТС, таможенным декларированием, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами, которое осуществляется в соответствии с таможенным законодательством ТС (статьи 1 и 3 Таможенного Кодекса ТС). Комиссия ТС является единым регулирующим органом ТС и пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для Государств-участников, а также может принимать рекомендации, не носящие обязательного характера, что предусматривалось статьями 1 и 7 Договора о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года, положения которого действовали на момент принятия Решения № 335[1]. Пункт 1 Решения № 335 является правоустанавливающим положением, предусматривающим обязанность по таможенному декларированию для целей ведения статистики взаимной торговли товаров 27 товарной группы ТН ВЭД ТС, вывозимых с территории Российской Федерации в другие государства-члены ТС. Заявитель ранее был привлечен к административной ответственности в связи с применением таможенными органами Российской Федерации положений таможенного Кодекса ТС, а также Решения № 335 за неисполнение пункта 1 Решения № 335 о таможенном декларировании товаров 27 товарной группы ТН ВЭД ТС. Суд ЕвразЭС считает, что пункт 1 Решения № 335 противоречит нормам Договора о ЕТП и ТС, Таможенному Кодексу ТС, целям и принципам формирования ЕТП и ТС в части не дискриминации участников внешнеэкономической деятельности, согласно Договора о ТС и ЕТП от 26 февраля 1999 года. Положения Соглашения о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами ТС от 25 января 2008 года, регулируют отношения, возникающие при ведении таможенной статистики внешней торговли товарами и статистики взаимной торговли товарами ТС, имеется единая форма статистической отчетности для участников внешнеэкономической деятельности. Данное Соглашение не содержит отсылок к иным формам осуществления отчетности. Требования по осуществлению двойной отчетности по 27 товарной группе ТН ВЭД ТС для предпринимателей-резидентов Российской Федерации идет вразрез с принципами неприменения средств неоправданной дискриминации или скрытого ограничения торговли. В связи с чем, исковые требования Заявителя были удовлетворены Судом ЕвразЭС в полном объеме о признании пункта 1 Решения № 335 в части сохранения для целей ведения статистики взаимной торговли таможенного декларирования товаров 27 товарной группы ТН ВЭД ТС, вывозимых с территории Российской Федерации в другие государства-члены ТС, не соответствующим международным договорам, действующим в рамках ТС и Единого экономического пространства. Апелляционная жалоба, поданная со стороны ЕЭК была отклонена апелляционной палатой Суда ЕвразЭС, которая лишь лишний раз подтвердила неправоту ЕЭК и необходимость устранить дискриминацию предпринимателей-резидентов Российской Федерации, осуществляющих вывоз товаров из Российской Федерации как в пределах ТС, так и за его пределы.
Выводы
Договором о ЕТП и ТС предусмотрено, что основными целями интеграции объединения является обеспечение свободного перемещения товаров во взаимной торговле и развития благоприятных условий торговли ТС с третьими странами и усиления экономической интеграции Государств - участников ТС. Из Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года («Договор о ЕЭК»)[2] следует, что основной задачей ЕЭК является обеспечение условий функционирования и развития ТС и Единого экономического пространства, а также выработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках ТС и Единого экономического пространства. Также из статьи 5 Договора о ЕЭК вытекает, что решения ЕЭК входят в договорно-правовую базу ТС и Единого экономического пространства и подлежат непосредственному применению на территориях Государств-участников. Позиция, занимаемая ЕЭК при рассмотрении Судом ЕвразЭС вышеописанного дела, лишний доказывает её противоречие положениям Договора о ЕЭК. Вместо того, чтобы заниматься разрешением вопросов, связанных с несоответствием тех или иных решений ЕЭК с иными нормативными правовыми актами, действующими на просторах Евразийского экономического сообщества, ЕЭК предпочла держать оборону до конца, не согласившись даже с решением Коллегии Суда ЕвразЭС, подав апелляционную жалобу. Принимая во внимание, что с 1 января 2015 года в силу вступает Договор о Евразийском Экономическом Союзе от 29 мая 2014 года, хотелось бы, чтобы на практике ЕЭК являла собой быстрый, эффективный и не забюрократизированный наднациональный орган, который всегда будет готов помочь найти выход из проблемной для предпринимателей-резидентов стран Евразийского Экономического Союза ситуации, не боясь занять твердую позицию и всегда быть готовой защитить интересы нового интеграционного объединения.
[1] Договор о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года прекратил свое действие с даты вступления в силу Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года. [2] Договор утрачивает силу с даты вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 - с 1 января 2015 года.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |