|
|
|
Казахстан начинает приватизацию 60 крупнейших государственных компаний
Следуя практике юридической фирмы «GRATA» по информированию клиентов о важных правовых изменениях, которые могут оказать влияние на их деятельность, нам бы хотелось обратить Ваше внимание на недавнее объявление о предстоящей приватизации 60 крупнейших государственных компаний в Казахстане.
1. Предисловие В сентябре 2015 года Правительство Республики Казахстан объявило, что в продолжение широкомасштабной программы приватизации, реализуемой в Казахстане на протяжении последних нескольких лет, 60 крупных государственных компаний будут приватизированы до 1 января 2018 года. Новая волна приватизации реализуется в течение последних нескольких лет, и включает сотни компаний, как принадлежащих таким крупнейшим холдингам, контролируемым государством, как АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» (далее - «Самрук»), АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек», так и принадлежащих непосредственно государству. Многие из этих компаний (большинство из которых относительно небольшого размера) уже стали частными. В то же время, намерение правительства приватизировать 60 крупнейших государственных компаний («Топ-60»), может вызвать особый интерес у инвесторов, так как список компаний будет включать в себя в основном крупнейшие государственные компании Казахстана, работающие в области добычи природных ресурсов, энергетики, в банковской сфере, сфере транспорта и в области инфраструктуры. Ниже мы предлагаем вашему вниманию общую информацию об основных принципах и правовых рамках приватизации, а также о компаниях, приватизация которых планируется в настоящее время.
2. Основные факты о новых инициативах в области приватизации Список Top-60 еще не был официально опубликован, но уже известно, что 34 компании из списка - это дочерние компании Самрук. Ожидается, что список будет включать в себя доли в следующих компаниях (процентная ставка, указанная ниже, рассматривается не как доля в конкретной компании, а скорее как доля во всех активах и предприятиях холдинга): · 10% в национальном производителе урана АО «НАК «Казатомпром» (однако, ожидается, что будут приватизированы только непрофильные активы Казатомпрома, такие, как производство солнечных батарей); · 10% в АО «Национальная компания «Казахстан Темир Жолы»; · 49% в АО «Национальная компания «Казахстан инжиниринг», предоставляющей технические решения для ведущих компаний в области недропользования, национальной обороны, транспорта и т.д; · Аэропорты Астаны, Кызылорды, Павлодара, Актобе и Атырау; · 29,9% в ТОО «Казцинк»; · Несколько энергопроизводящих предприятий, включая ТОО «Экибастузская ГРЭС-1» и АО «Станция Экибастузская ГРЭС-2»; · Павлодарский и Атырауский нефтеперерабатывающие заводы, и многие другие компании. Также ожидается, что в число компаний, которые подлежат приватизации, войдут компании, работающие в области распределения энергии, транспортные компании, включая авиалинии; банки и другие крупные предприятия. Правительство объявило о своем намерении сделать процесс приватизации максимально прозрачным путем создания специального проектного офиса с участием международных консультантов. Процесс приватизации Топ-60, вероятно, начнется с начала 2016 года.
3. Некоторые правовые аспекты процесса приватизации Новая волна приватизации в Казахстане реализуется в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Комплексного плана приватизации на 2014-2016 годы» от 31 марта 2014 года (далее - «Постановление»). Постановление определило список компаний, прямо или косвенно принадлежащих государству, а также порядок их приватизации. Основной способ приватизации, используемый в рамках Постановления - это электронные торги (реализуемые путем различных процедур, которые могут изменяться в зависимости от природы актива). Приватизация, как правило, открыта для любого казахстанского или иностранного инвестора. Новые приватизационные инициативы были фактически основаны на документе «Yellow Rages Rule», используемом в Сингапуре, в котором предусмотрен основной принцип приватизации только тех компаний, которые имеют, по крайней мере, одного крупного конкурента, для поддержания конкуренции на местном рынке. Приватизация, в целом, основана на следующих ключевых принципах: • Доли или акции в предприятии должны быть проданы единым лотом (т.е. не могут быть проданы по частям). В то же время, в случае стратегической значимости приватизируемого актива для национальной безопасности и т.д., продавец (государство или государственное предприятие) должен сохранить контрольный пакет (не менее 51%); • Приоритет отдается продаже непрофильных активов; · Как уже упоминалось выше, компания, подлежащая приватизации, должна иметь, по крайней мере, одного крупного частного конкурента. В то же время есть понимание того, что для многих компаний это условие не может быть выполнено в полном объеме; • Отсутствие высокой стратегической или социальной значимости (это также зависит от обстоятельств - инвестор, как правило, должен будет сохранить рабочие места и поддерживать социальное равновесие в регионе; договор купли-продажи должен будет, как правило, содержать условие о том, что договор может быть прекращен в случае несоблюдения данного требования); · Также к инвестору могут предъявляться иные требования в дополнение к вышеперечисленным, в частности, требования в области охраны окружающей среды. От инвестора также будет ожидаться, что профиль деятельности предприятия будет сохранен. В связи с особым статусом компаний из списка Топ-60, Постановление и связанные с ним правила могут не полностью отражать все требования, предъявляемые к продаже крупных компаний, упомянутых выше. Некоторые практические комментарии по вопросам, которые могут потребовать изменений в законодательство или должны быть приняты во внимание потенциальными инвесторами, приведены ниже: · Некоторые компании из списка Топ-60 имеют отношение к так называемым «стратегическим объектам», т.е. объектам, имеющим стратегическое значение для национальной экономики и обороны. Как правило, для продажи доли в стратегическом объекте требуется согласие правительства. На данный момент пока неясно, будет ли такое согласие выдано до приватизации (так может произойти в случае, если приватизация будет реализована через фондовый рынок), или по результатам приватизации в отношении конкретного инвестора. Также неясно, что произойдет, если такое согласие не будет выдано конкретному инвестору по результатам приватизации; · Некоторые компании из списка Top-60 осуществляют деятельность в области телекоммуникаций. В соответствии с законодательством в области национальной безопасности, иностранные компании не могут владеть более, чем 49% акций в телекоммуникационной компании, и для приобретения более 10% акций в такой компании (казахстанским или иностранным инвестором), необходимо согласие уполномоченного государственного органа (со всеми последствиями, описанными выше); · Принимая во внимание, что большинство компаний в списке Топ-60 являются акционерными обществами, мы считаем, что они могут быть приватизированы не посредством электронных торгов, а путем вывода на фондовый рынок.
4. Заключение В нынешних экономических условиях Казахстан делает существенные шаги по повышению гибкости экономики, включая, в первую очередь, приватизацию. Мы верим в то, что приватизация компаний из списка Топ-60 должна привлечь интерес крупных местных и иностранных инвесторов. В то же время, следует отметить, что формирование правовой базы для такого рода массовой приватизации еще не завершено, и некоторые правовые изменения, вероятно, будут иметь место в ближайшем будущем. *******
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |