|
|
|
Правовые аспекты повышения эффективности правоприменительной деятельности в окружающей среде
Тажибаев Болат Капышевич Начальник отдела оперативного и аналитического контроля, анализа правоприменения Департамента государственного контроля Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан, старший государственный инспектор Республики Казахстан по охране окружающей среды
Второй Атырауский правовой семинар «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан» (г. Атырау, 9 апреля 2004 г.)
Во-первых, желаю выразить от имени Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан благодарность организаторам данного семинара в лице ТОО «Тенгизшевройл» и Казахстанской Ассоциации юристов нефтегазовой отрасли за приглашение в участии, в столь очень важном форуме. Данный форум - это шаг в строительстве нашего правового государства, правовых отношений между субъектами гражданских прав в области охраны окружающей среды, которая отвечает требованиям времени и задач, поставленных Президентом Республики Казахстан. В нашем государстве, как и в любом государстве мира, действует Конституция. Где в статье 31 установлено, что государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека. Как всем известно, что участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане, юридические лица, государство, а также административно-территориальные единицы. Отношения по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды регулируются законодательством об использовании природных ресурсов и охране окружающей среды, каковым является в настоящее время Закон Республики Казахстан «Об окружающей среды» и другие нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды и управления природопользованием. В нашем государстве действуют институты государственной и частной собственности, регулируемые гражданским законодательством Республики Казахстан. Так в статье 188 ГК РК установлено, что право собственности есть признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Осуществление собственником своих правомочий не должно нарушать права и охраняемых законом интересов других лиц и государства. Собственник обязан принимать меры, предотвращающие ущерб здоровью граждан и окружающей среде, который может быть нанесен при осуществлении его прав. Для соблюдения всеми субъектами гражданских правоотношений природоохранного законодательства на территории республик, в статье 77 Закона Республики Казахстан «Об окружающей среды» предусмотрен общий механизм осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, каковым является в настоящее время Департамент государственного контроля Министерства охраны окружающей среды, с его республиканской и территориальной инспекциями по охране окружающей среды. На территории республики государственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляют: Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан, как центральный исполнительный орган Республики Казахстан в области охраны окружающей среды, координирующий также деятельность иных центральных исполнительных органов, осуществляющих функции охраны окружающей среды и управления природопользованием. Агентство Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами, осуществляющее функции использования и охраны земельных ресурсов. Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, осуществляющее контрольно-надзорные функции в области охраны, воспроизводства, использования лесных и водных ресурсов, ресурсов животного и растительного мира, воды, особо охраняемых природных территорий. Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан, осуществляющее функции в области использования и охраны недр. Министерство внутренних дел Республики Казахстан, осуществляющее функции контроля за выбросами вредных веществ в атмосферу от автотранспортных средств, борьбу с браконьерством, незаконной прорубкой деревьев и кустарников, с нарушением правил охоты рыболоводства, расследованием экологических преступлений. Местные исполнительные органы власти в пределах своей компетенции, установленной законодательством Республики Казахстан. Вышеуказанный перечень государственных органов утвержден специальным постановлением правительства Республики Казахстан от 12 марта 2004 года № 311. Из этого следует, что каждый из этих государственных органов осуществляет контроль в области охраны окружающей среды в пределах своей компетенции. Правомочия компетенция этих государственных органов определена Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях». Так, настоящим Кодексом предусмотрены 28 статей привлечения виновных лиц к административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства, относящийся к компетенции Министерства охраны окружающей среды следующие виды: 1. Нарушение правил и норм лицензирования. 2. Нарушение стандартов, норм экологических требований. 3. Уклонение от проведения мер по ликвидации последствий экологического загрязнения. 4. Не сообщение о производственных сверхнормативных сбросах и выбросах загрязняющих веществ. 5. Превышение нормативов ПДВ, ПДС. 6. Выброс загрязняющих веществ, сброс сточных вод, размещение отходов производства и потребления без разрешения. 7. Нарушение правил эксплуатации, а также не использование оборудования для очистки выбросов в атмосферу. 8. Не выполнение требований законодательства об обязательном проведении государственной экологической экспертизы. 9. Выпуск в эксплуатацию транспортных и иных передвижных средств, с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах. 10. Ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований по охране атмосферного воздуха. 11. Эксплуатация автотранспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах. 12. Не соблюдение требований по охране атмосферного воздуха при складировании и сжигании промышленных и бытовых отходов. 13. Порча земли. 14. Нарушение правил размещения отходов производства и потребления, сброса сточных вод. 15. Не соблюдение проектных решений по добыче и переработке минерального сырья. 16. Нарушение экологических норм и правил при использовании недр и переработке минерального сырья. 17. Нарушение правил по рациональному и комплексному использованию полезных ископаемых. 18. Нарушение правил учета, утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления. 19. Нарушение правил по приведению горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее их сохранность и безопасность населения. 20. Нарушение правил по ликвидации и консервации объектов пользования недрами. 21. Строительство и эксплуатация объектов, приведших к вредному воздействию на состояние и воспроизводство лесов. 22. Нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов. 23. Нарушений правил охраны животных и растений при размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов к эксплуатации транспортных средств, применении средств защиты растений, минеральных удобрений и других препаратов. 24. Незаконное изменение условий выданной лицензии, а равно нарушение учрежденного порядка проведения нефтяных операций на море. 25. Нарушений экологических норм и правил, требований на континентальном шельфе. Этот раздел состоит из 5-ти статей Кодекса. Законодательством определены следующие виды правоприменительных действий по усмотрению фактов нарушений природоохранного законодательства: 1. Выдача предписании на устранение нарушений природоохранного законодательства. 2. Привлечение к административной и уголовной ответственности виновных лиц за нарушение природоохранного законодательства. 3. Ограничение и приостановление хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением экологических требований и природоохранного законодательства. 4. Прекращение финансирования строительства и эксплуатации объектов, хозяйственной и иной деятельности, осуществляемых с нарушением экологических требований или без положительного заключения экологической экспертизы. 5. Аннулирование лицензии на пользование природными ресурсами и осуществление отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, а также договоров (контрактов) и разрешений на природопользование.
Многие считают, что возмещение ущерба (вреда), нанесенный окружающей среде, есть механизм правоприменительных инструментов в области окружающей среды. Такое толкование нормы закона считают ошибочным, так как согласно требованиям законодательства, ущерб нанесенный собственнику имущества, связанные с нарушением его прав и интересов, подлежат полному возмещению (пункт 1 ст. 917 ГК РК). Все природные ресурсы и окружающая среда являются собственностью и имуществом государства. Следовательно, государство вправе предъявить любому физическому и юридическому лицу требование по возмещению ущерба, нанесенное имуществу государства. Согласно требованиям законодательства и постановления Пленума Верховного Суда Республики Казахстан от 22 декабря 2000 года № 16 «О практике применения судами законодательства об окружающей среды» экологический ущерб должен возместить собственник природного ресурса или иной титульный владелец, на которого в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность по его охране. Из этих требований видно, что в первую очередь несет ответственность лицо, в чьей собственности или пользовании находятся природные ресурсы, подвергшие порче, загрязнению, истощению и т.п. В повышении эффективности правоприменительной деятельности охраны окружающей среды является действенная правовая база и правильный механизм ее применения. В первую очередь органы государственного контроля должны осуществлять контроль за деятельностью природопользователей, в собственности или пользовании которых находятся природные ресурсы. Это необходимо для того, чтобы природопользователи осуществляли охрану окружающей среды, в силу прямого требования законодательства. Если обязанность охраны окружающей среды у граждан регулируется гражданским законодательством, то по отношению юридических лиц - эта обязанность устанавливается Уставом, Положением юридического лица и договорными отношениями. Следовательно, определяя виновность того или иного лица, мы должны твердо знать обязанности этого лица, установленные законодательством или договором. А это значит, если лицо знающее свою обязанность по охране окружающей среды и последствия за его не соблюдением, не будет с умыслом нарушать природоохранное законодательство. А наоборот способствовать по соблюдению законодательства и принимать меры по недопущению факта его нарушения. Поэтому, первым приоритетом правоприменения считается издавна, - эта профилактика правонарушения. Нарушения легче предупреждать, чем их устранять. Вторым приоритетом в правоприменении является экономический показатель в области охраны окружающей среды. Наша задача состоит в том, что в условиях рынка природопользователь должен стремиться к наименьшим затратам по оплате за загрязнение окружающей среды. У нашего природопользователя должен меняться в корне экономических подход к окружающей среде и он должен стремиться как можно меньше платить за загрязнение окружающей среды, а больше использовать доходную часть своего производства на внедрение новых технологий по снабжению объемов и нагрузки вредных веществ на окружающую среду, осуществлять в первую очередь производственный контроль и мониторинг за охраной окружающей среды. Третьим приоритетом является своевременная разработка нормативов ПДВ, ПДС, ПДК и ОВОС, с последующим получением разрешения на природопользование. Четвертым - является исполнение выданных предписаний органом государственного контроля в установленные сроки. В случае, если эти механизмы правоприменения оказались не эффективными, а эффективность - это результат их применения по отношению к окружающей среде, то орган государственного контроля вынужден применять более действенные силовые меры эффективности правоприменения. В первую очередь - это применение административных мер к виновным физическим, юридическим и должностным лицам. Затем использовать механизм о приостановлении финансировании строительства и эксплуатации объекта, хозяйственной и иной деятельности. Через судебные органы ограничивать и приостанавливать хозяйственную и иную деятельность, путем подачи отдельного заявления, либо с заявлением в исковом производстве по обеспечению иска. Самыми крайними мерами эффективности и правоприменения является, - это аннулирование лицензии, договора (контракта) и разрешений ан природопользование, уголовное преследование. Одной из главной роли в области охраны окружающей среды является оперативное реагирование на экстремальные экологические ситуации, их информации и своевременного устранения. По данному вопросу Министерством охраны окружающей среды принят специальный приказ, в котором указывается, что все природопользователи обязаны в течении одного часа сообщить территориальному управлению охраны окружающей среды об экстремальных экологических ситуациях и совместными усилиями устранить эту ситуацию. Как показывает практика, одними из постоянно встречающихся фактов нарушения природоохранного законодательства - это дорожная эрозия почв при добыче нефти. Также являются проблемными вопросами утилизация попутного сырья, которые считаются отходами производства по отношению к основной производственной деятельности. Если подойти по большому счету к предприятиям нефтегазовой отрасли, то проблем предостаточно как в добывающей, так и в перерабатывающей промышленности. Буквально недавно, в Южно-Казахстанской области, прокуратурой был предъявлен иск в размере 40 миллионов тенге за хранение 8000 тонн нефтешламов в отстойниках, фирме Петро Казахстан Продакс (ШНОС). Хотя суд и отказал в иске, но проблема остается не решенной. Напрашивается вопрос - Сколько еще лет эти отходы будут храниться на территории предприятия? А ведь это уже сигнал со стороны органа государственного надзора. С каждым годом ужесточаются требования по соблюдению Закона Республики Казахстан «Об охране окружающей среды». Один лишь факт о том, что в текущем году разрешение на природопользование, в части загрязнения окружающей среды выдается в объеме лимита по фактическому объему загрязнения уровня прошлого года, с учетом уменьшения, но не более, говорит о многом. Если раньше, органом государственного контроля применялись меры реагирования по фактам нарушения природоохранного законодательства, лишь ограничиваясь штрафами и предписаниями, то начиная с текущего года меры реагирования со стороны Министерства охраны окружающей среды будут более эффективными и действенными, вплоть до приостановления деятельности объекта или предприятия, привлечения виновных лиц к уголовной ответственности, взимания затрат на восстановление нарушенных экосистем с предприятия, которое не желает ее восстанавливать и многое другое. Принятие более действенных мер со стороны органов государственного контроля обязывает требования законодательства, где также предусмотрена ответственность государственных органов за бездействия в выполнении функциональных обязанностей в области охраны окружающей среды. Так что, хотим мы этого или не хотим, не зависит от нашего желания. Это требует законодательство и конституционное право каждого гражданина Республики Казахстан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |