|
|
|
Обзор законодательства, регулирующего реализацию права на свободу объединения в странах Центральной Азии (Издание третье, исправленное и дополненное)
Алматы, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Структура анализа законодательства Свобода объединения в законодательстве государств Центральной Азии Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. Гражданский кодекс Республики Казахстан Закон РК от 16.01.2001 г. № 142-II О некоммерческих организациях Закон РК от 31.05.1996 г. № 3-I Об общественных объединениях Конституция Кыргызской Республики Гражданский кодекс Кыргызской Республики Закон Кыргызской Республики О некоммерческих организациях Конституция Республики Таджикистан Гражданский кодекс Республики Таджикистан Закон Республики Таджикистан Об общественных объединениях Закон Республики Таджикистан О государственной пошлине Гражданский кодекс Туркменистана Сапармурата Туркменбаши Закон Туркменистана Об общественных объединениях О регистрации общественных объединений Конституция Республики Узбекистан Гражданский кодекс Республики Узбекистан Закон Республики Узбекистан 14.04.1999 г. № 763-I О негосударственных некоммерческих организациях
1. Настоящий обзор охватывает законодательства пяти стран Центральной Азии: Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. 2. Страны представлены традиционно для подобных изданий в алфавитном порядке. 3. Разные государства в Центральной Азии используют различную терминологию для определения общественных, некоммерческих организаций1. Для удобства и единства терминологии в рамках настоящей публикации в случаях, когда речь не идет о специфическом для конкретной страны законодательстве, авторы используют общеупотребительный термин «неправительственная организация» и его общепринятое сокращение «НПО». При этом предполагается, что он имеет такое же значение, как и соответствующие термины для обозначения некоммерческих (непредпринимательских) организаций в соответствующих национальных законодательствах государств Центральной Азии. В настоящей публикации анализируется правовое положение, прежде всего, организаций, основанных на членстве - общественных объединений, имеющих статус юридического лица. Общественные объединения являются наиболее распространенной организационно-правовой формой для НПО во всех государствах Центральной Азии, и основной формой, через которую граждане выражают свое право на объединение. В настоящей публикации не рассматриваются отдельно особенности правового регулирования профессиональных союзов, объединений нанимателей (работодателей), политических партий, кооперативов, религиозных организаций, органов местного и регионального самоуправления. Кроме статуса общественных объединений, как юридических лиц, анализ рассмотрит правовые вопросы реализации права на объединение без создания юридического лица. При этом для целей настоящего анализа, такие инициативные группы также попадают под понятие «неправительственной организации» («НПО»). 4. Анализ законодательства каждой из пяти стран построен по единой схеме, приведенной ниже. При разработке этой схемы анализа была в значительной степени использована структура Вопросника по свободе мирных собраний и ассоциаций, который был разработан и распространен Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ) в 2004 году. ____________________ 1 Большинство гражданских кодексов государств Центральной Азии определяют термин некоммерческая организация как «Юридическое лицо - организация, не имеющая извлечение дохода в качестве основной цели и не распределяющая полученный чистый доход между участниками (некоммерческая организация) (ГК Казахстана, статья 34 (1)). Такие организации могут создаваться в различных организационно-правовых формах, предусмотренных ГК. Традиционными формами являются учреждения, общественные объединения и общественные фонды, а также некоммерческие акционерные общества, потребительские кооперативы и религиозные организации. Однако законодательством могут быть предусмотрены и иные организационно-правовые формы.
Структура анализа законодательства
1. Какие международные договоры в области прав человека, регулирующие право на свободу объединения, ратифицированы (признаны) страной? 2. Становятся ли международные договоры неотъемлемой частью национального законодательства страны после ратификации? 3. Превалирует ли международное право над национальным правом, включая Конституцию? 4. Какие конституционные положения касаются свободы объединения? 5. Какие законы регулируют реализацию права на свободу объединения в стране? 6. Какие подзаконные акты регулируют реализацию права на свободу объединения в стране? 7. Может ли свобода объединения быть ограничена или приостановлена на время? Какими нормативными правовыми актами это регулируется? 8. Какое определение НПО дает закон в стране? Каким образом может быть создано НПО? Какие цели может преследовать НПО? Какие правила применяются к членскому составу НПО и ее Уставу? 9. Может ли НПО функционировать без приобретения статуса юридического лица (без регистрации)? 10. Если кто-либо желает создать НПО, является ли информация, описывающая процедуру создания, доступной и понятной? 11. Предусматривает ли законодательство процедуру разрешения или уведомления для приобретения статуса юридического лица НПО? Какие формальные требования предъявляются к процедуре приобретения такого статуса? 12. Предусматривает ли законодательство уплату сбора (пошлины) за государственную регистрацию НПО? Если да, то каков размер такого сбора (пошлины)? 13. В какие временные рамки уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть заявление на регистрацию НПО? 14. Какой государственный орган наделен полномочиями вести реестр всех существующих НПО? Является ли эта информация публичной? 15. Может ли быть отказано НПО в регистрации? На каких основаниях? Разъясняются ли причины при отказе? 16. Если в регистрации отказано, то какова последующая процедура? Может ли отказ быть обжалован в судебном порядке? 17. Если НПО намеревается создать свой филиал, требуется ли получение дополнительного разрешения? 18. Какая процедура распространяется на международные НПО для приобретения разрешения на деятельность в принимающем государстве или для открытия филиала в принимающем государстве? 19. Предусматривает ли закон требование о перерегистрации НПО? При каких обстоятельствах требуется такая перерегистрация? 20. Какие государственные органы имеют полномочия подвергать проверке деятельность НПО? 21. Какой государственный орган рассматривает заявления от НПО о приобретении финансовых и других льгот? 22. Разрешается ли НПО получать финансирование из-за рубежа? Какие законы регулируют получение таких средств? 23. На какие налоговые льготы могут обычно претендовать НПО? Какова процедура и требования для приобретения таких льгот? Является ли эта процедура прозрачной и доступной для НПО? 24. Обязаны ли НПО предоставлять отчеты государственным органам? В каких случаях? 25. В каких случаях действия НПО могут послужить причиной для ее закрытия? Какова эта процедура? 26. Участвуют ли НПО в разработке проектов законов и подзаконных актов, влияющих на их статус и финансирование их деятельности? Каким образом законодательство предусматривает такое участие? 27. Заключение. Краткий анализ положений национального законодательства соответствующих и, соответственно, не соответствующих международным стандартам в области свободы объединения и положительной международной практике в области регулирования НПО.
НПО - неправительственная организация; НКО - некоммерческая организация; ННО - негосударственная некоммерческая организация; ОО - общественное объединение; КМ - Кабинет Министров; МВД - Министерство Внутренних Дел; ГК - Гражданский кодекс; ГПК - Гражданский процессуальный кодекс; НК - Налоговый кодекс; УК - Уголовный кодекс; ПКМ - Постановление Кабинета Министров; СНГ - Содружество Независимых Государств; ЦА - Центральная Азия; РК - Республика Казахстан; КР - Кыргызская Республика; РУз - Республика Узбекистан; РТ - Республика Таджикистан; МОТ - Международная Организация Труда; МРЗП - минимальный размер заработной платы; НДС - налог на добавленную стоимость; ICNL - International Center for Not-for-Profit Law (Международный Центр Некоммерческого Права).
СВОБОДА ОБЪЕДИНЕНИЯ
Со времени обретения независимости, государства Центральной Азии приняли законодательство, позволяющее гражданам объединяться. Все государства Центральной Азии ратифицировали основные международные соглашения по правам человека. Основные положения конституций, в целом, схожи с положениями международных соглашений по правам человека. Гражданские кодексы и законы об НПО регулируют порядок создания и деятельности НПО. Означает ли это, что существующее законодательство является достаточным для обеспечения права на объединение? Как можно усовершенствовать действующее законодательство? Какие проблемы законодательства можно выделить, как общие для региона? В статье делается попытка ответить на эти вопросы. Понимая, что разные законы могут влиять на реализацию права на объединение, основной фокус мы сделаем на анализе законодательства для неправительственных организаций (НПО)2, так как это законодательство имеет особое значение для реализации права на объединение. Прежде чем выделять общие проблемы в законодательстве, попытаемся сделать короткий обзор законодательства, выделить общее и особенное в законодательстве разных государств Центральной Азии. ____________________ 2 Разные государства в Центральной Азии используют разную терминологию для определения одного и того же понятия: «некоммерческая» (Казахстан, Кыргызстан. Таджикистан, Узбекский ГК), «некоммерческая негосударственная» (Узбекский Закон об ННО) «непредпринимательская организация» (Туркменский ГК). Под некоммерческой организацией понимается организация, не имеющая извлечение дохода в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученный чистый доход между участниками (Пример определения термина по ГК РК, статья 34). В тексте статьи используются разные термины в соответствии с законодательством государства, о котором идет речь. В случае, когда речь не идет о специфическом для конкретной страны законодательстве, автор использует термин НПО (неправительственная организация), который имеет такое же значение, как и соответствующие термины государств.
Законодательство государств Центральной Азии имеет много общего. Объясняется это историческими причинами. В 1991-1992 годах все новые независимые государства - бывшие республики СССР, в том числе государства Центральной Азии, приняли схожие законы об общественных объединениях3. Закон об общественных объединениях в свое время сыграл важную роль в становлении общественного сектора в регионе, хотя и имел ряд серьезных проблем. Этот закон позволил создание добровольных, самоуправляющихся организаций, основанных на членстве и не имеющих основной целью извлечение прибыли. На следующем этапе развития законодательства Казахстан (1994), Кыргызстан (1996) и Узбекистан (1997) приняли гражданские кодексы4. Так как гражданские кодексы были основаны на модельном кодексе, разработанном в последние годы существования СССР, то, естественно, эти кодексы имели много общего. Нужно отдать должное, что эти гражданские кодексы имели раздел о некоммерческих юридических лицах, который устанавливает основы регулирования разных организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц. В качестве основных форм эти кодексы закрепили общественные объединения (организации, основанные на членстве), учреждения (организации в собственности учредителя) и общественные фонды (организации, не имеющие членства, основанные на обособленном имуществе). _____________________ 3 Термины «общественная организация», «общественное объединение» и «объединение граждан» означают в тексте одно и то же понятие. Например, в Казахстане «Общественными объединениями» признаются политические партии, профессиональные союзы и другие объединения граждан, созданные на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству (Статья 2 Закона РК «Об общественных объединениях»). 4 Таджикистан и Туркменистан приняли ГК несколько позже, соответственно в 1999 и в 1998 гг. Их кодексы значительно отличаются от кодексов других государств Центральной Азии.
Однако положений ГК оказалось не достаточно для создания организационно-правовых форм, кроме общественных объединений, которые уже регулировались отдельными законами. Из иных форм, в реальности существовали только государственные учреждения, которые попадали под определение «некоммерческого юридического лица», но которые назвать традиционными «НПО» не представляется возможным. В соответствии с законодательством, государственные учреждения не являются самоуправляющимися, а создаются и действуют на основании государственных административных актов. Несмотря на наличие организаций, называющихся фондами, как организационно-правовая форма фонды не существовали в государствах Центральной Азии до принятия дополнительного законодательства в развитие ГК. После принятия гражданских кодексов, «старые» Законы об общественных объединениях уже не соответствовали положениям новых ГК, а также не отражали потребностей развивающихся общественных организаций. Эти законы, например, регулировали политические партии вместе с другими общественными объединениями, что налагало высокие требования на все общественные организации. Эти законы продолжали оставаться основными базовыми законами в регулировании общественных организаций, хотя и требовали приведения в соответствие с новыми гражданскими кодексами. Новые законы (редакции законов) об общественных объединениях были приняты в Казахстане (1996), Таджикистане (1998 и новый Закон в 2007), Туркменистане (2003). По иному пути пошел Кыргызстан, где старый Закон об общественных объединениях был заменен Законом о некоммерческих организациях. Однако, с развитием гражданского общества одного лишь Закона об общественных объединениях стало уже не достаточно для решения острых проблем и дальнейшего развития сектора НПО. Многие государства начали разрабатывать и принимать законы, регулирующие отношения НПО, развивая положения гражданских кодексов. Кыргызстан (1999), Узбекистан (1999) и Казахстан (2001) приняли общие законы о некоммерческих организациях, регулирующие НПО различных организационно-правовых форм, в том числе общественные объединения, учреждения и фонды. Эти законы сыграли большую роль в развитии НПО сектора в регионе. Но, несмотря на несовершенства и повторение положений ГК, эти законы сделали возможным создание НПО в разных организационно-правовых формах. Вероятно, из всех государств Центральной Азии в Кыргызстане Закон о НКО сыграл наиболее значительную и положительную роль в развитии гражданского общества. Кроме того, что закон позволил создание НПО в разных организационно-правовых формах, он закрепил право на существование НПО без создания юридического лица, бесплатную государственную регистрацию НКО, возможность юридических и физических лиц совместно учреждать и участвовать в ассоциациях. Казахстанский закон имел менее эффектное, но также позитивное влияние на развитие НПО сектора. В Узбекистане закон имел важный, но скорее политический, чем правовой эффект. Он облегчил регистрацию многим общественным объединениям, так как в нем была провозглашена поддержка государством негосударственных некоммерческих организаций (ННО). Однако узбекский закон об ННО не исполняется в полной мере. До сих пор не разработаны правила по регистрации ННО по закону об ННО, что объясняет отсутствие регистрации НПО в таких организационно-правовых формах, как фонды и учреждения. Отдельные проблемы с регистрацией общественных объединений объясняются тем, что Закон об общественных объединениях 1991 года не приведен в соответствие ни с ГК, ни с Законом об ННО. С принятием новых законов государства столкнулись и с новыми проблемами. Учитывая, что положения конституций некоторых государств также регулируют общественные объединения (Казахстан и Узбекистан), получается, что одни и те же отношения по порядку создания, внутренней организации и деятельности общественных объединений могут регулироваться разными законами, причем законы не всегда согласованы друг с другом. В ряде государств, многие положения законов о некоммерческих организациях повторяют положения гражданских кодексов (Казахстан, Кыргызстан), а законы об общественных объединениях (Туркменистан, Узбекистан) не всегда приведены в соответствие с гражданскими кодексами. В результате дублирования положений из закона в закон (положений Гражданского кодекса в Законе о некоммерческих организациях), а также не приведения старых законов в соответствие с более новыми (законов об общественных объединениях с законами о некоммерческих организациях и/или гражданскими кодексами), возникают проблемы, затрудняющие применение законодательства о НПО. Даже самые лучшие законы на бумаге не обеспечивают права на объединение, если они не применяются на практике. Хотя важным фактором является применение законов, нельзя уменьшить значение качества законов: детальное регулирование процедур, понятный язык, а также отсутствие противоречий с другими законодательными нормами и четкость формулировок. Так как идеального законодательства нет нигде, то каждое государство самостоятельно анализирует свое законодательство и принимает решение о его совершенствовании. Думается, что в процессе развития различия между законодательствами центрально-азиатских государств увеличатся. Например, в некоторых государствах может встать вопрос о целесообразности существования отдельного закона об НКО, когда есть специальные законы, регулирующие отдельные организационно - правовые формы НКО. Другие государства решат усовершенствовать единый закон о некоммерческих организациях. Это нормальный процесс, когда в результате развития законодательства некоторые законы утрачивают силу, а новые законы принимаются. Выделение практических проблем регулирования создания и деятельности НПО поможет подготовить эффективную программу для реформ законодательства. Кажется, что особое внимание нужно уделять именно практическим проблемам, влияющим на деятельность НПО. Хотя пути разрешения проблем будут отличаться от страны к стране, можно выделить ряд общих проблем в регулировании НПО в регионе: • Запрет на существование незарегистрированных НПО, а также уголовная и/или административная ответственность для лиц, действующих от имени незарегистрированных НПО. Законодательство Казахстана (статья 5 Закона РК «Об общественных объединениях»), Узбекистана (статья 216 УК), и Туркменистана (статья 17 Закона Туркменистана об общественных объединениях) в настоящее время имеет такой запрет, который нарушает международные обязательства этих государств. Граждане самостоятельно должны решать, осуществлять ли им право на объединение с созданием или без создания юридического лица. • Бюрократическая, длительная и дорогая процедура регистрации НПО характерна для большинства государств Центральной Азии, кроме Кыргызстана. Например, в Узбекистане Закон об ННО предусматривает два месяца на регистрацию, но правила о регистрации допускают продление этого срока еще на один месяц, а стоимость регистрации для ННО - от 20 минимальных заработных плат и 100 долларов (для международных), до 10 минимальных заработных плат для ННО местного уровня, делает создание общественного объединения не доступным для многих граждан. Простым критерием для оценки регистрации является сравнение регистрационной процедуры для общественных объединений с регистрационной процедурой для бизнеса. Соответствующей положительной международной практике является такая процедура, которая, по крайней мере, не сложнее и не дороже, чем для коммерческих юридических лиц. • Регистрация и ограничение деятельности на основании территории деятельности общественного объединения, унаследованная из советских законов об общественных объединениях. Требования к регистрации общественного объединения отличаются в зависимости от его территориального уровня - наиболее сложные (самая дорогая регистрационная плата, наибольшее количество учредителей, а также необходимость создания филиалов в разных местах) для международных и национальных (республиканских), и самая простая - для местных общественных объединений. При этом формально общественные объединения местного уровня могут осуществлять деятельность только в пределах административной области по месту регистрации, и не могут осуществлять деятельность (например, участвовать в конференциях или проводить встречи) в других регионах, и должны перерегистрироваться, если хотят расширить территорию своей деятельности. Кроме того, что существующий порядок ограничивает деятельность общественных объединений, государство не имеет возможности и потребности применять его, вне процедуры регистрации. Большинство законов об общественных объединениях позволяют только физическим лицам объединяться между собой, но не совместно физическим и юридическим лицам (кроме Кыргызстана). Исключение из числа юридических лиц составляют только иные общественные объединения, которые могут выступать учредителями и членами в общественных объединениях совместно с гражданами. Такое ограничение не соответствует положительной международной практике, и не имеет обоснования с точки зрения целесообразности. • По прежнему в регионе практически отсутствуют фонды как организационно-правовая форма НПО (кроме Казахстана и Кыргызстана). Во многих государствах мира фонды служат важным финансовым механизмом для НПО. Хотя является обычным, что количество фондов гораздо меньше по сравнению с общественными объединениями, их почти полное отсутствие в Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане говорит, скорее всего, о недостаточности развития соответствующего законодательства. Перечень проблем не является исчерпывающим. Есть много других проблем, специфичных для каждого государства. Надеемся, что обзор законодательства по каждой из стран Центральной Азии поможет выделить и разрешить эти проблемы. Международный Центр Некоммерческого Права (ICNL) готов оказать техническую помощь в дальнейшем совершенствовании законодательства для некоммерческих организаций всем заинтересованным лицам. За дополнительной информацией предлагаем обращаться в представительство ICNL в Алматы, Казахстан, а также в головной офис в Вашингтоне.
1. Какие международные договоры в области прав человека, регулирующие право на свободу объединения, ратифицированы (признаны) страной?
Республика Казахстан признала и присоединилась к следующим международно-правовым документам, регулирующим право на свободу объединения: 1. Всеобщая декларация прав человека (признана); 2. Международный пакт о гражданских и политических правах (ратифицирован 28 ноября 2005 г (вступил в силу 24 апреля 2006 г.); 3. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (ратифицирован 11 февраля 2009 г.); 4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ратифицирован 21 ноября 2005 г., вступил в силу 24 апреля 2006 г.); 5. Конвенция МОТ № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (ратифицирована 13 декабря 2000 г.); 6. Конвенция МОТ № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (ратифицирована 18 мая 2001 г.); 7. Конвенция ООН «О статусе беженцев» 1951 года и Протокол, касающийся статуса беженцев 1967 года (Казахстан присоединился 15 декабря 1998 г., но не ратифицировал); 8. Конвенция «О правах ребенка» 1989 года (ратифицирована 8 июня 1994 г.); 9. Конвенция «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» 1979 года (Казахстан присоединился 29 июня 1998 г., но не ратифицировал).
2. Становятся ли международные договоры неотъемлемой частью национального законодательства страны после ратификации?
В соответствии с положением пункта 1 статьи 4 Конституции РК: «Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики». Таким образом, неотъемлемой частью национального законодательства Казахстана являются как ратифицированные страной международные договоры, так и те международные договоры, подписанные Казахстаном, а также иные обязательства Казахстана, которые не ратифицированы или не требуют ратификации5. ____________________ 5 В соответствии со Статьей 11 Закона Республики Казахстан от 30 мая 2005 года № 54-III ЗРК «О международных договорах Республики Казахстан»: Статья 11. Международные договоры, подлежащие ратификации» Ратификации подлежат международные договоры: 1) предметом которых являются права и свободы человека и гражданина; 2) выполнение которых требует изменения действующих или принятия новых законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотрено законами Республики Казахстан; 3) о территориальном разграничении Республики Казахстан с другими государствами, включая международные договоры о прохождении государственной границы Республики Казахстан, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Республики Казахстан; 4) об основах межгосударственных отношений, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные международные договоры и международные договоры о коллективной безопасности; 5) об участии Республики Казахстан в межгосударственных объединениях и международных организациях, если такие международные договоры предусматривают передачу им осуществления части суверенных прав Республики Казахстан или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Республики Казахстан; 6) о государственных займах; 7) об оказании Республикой Казахстан экономической и иной помощи, кроме гуманитарной; 8) при подписании которых участвовавшие в переговорах стороны условились об их последующей ратификации; 9) если международные договоры предусматривают, что такое согласие выражается ратификацией.
3. Превалирует ли международное право над национальным правом, включая Конституцию?
В соответствии с положением пункта 3 статьи 4 Конституции РК: «Международные договоры, ратифицированные Республикой [Казахстан], имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона». При этом в соответствии с положением пункта 3 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 30 мая 2005 года № 54-III ЗКР «О международных договорах Республики Казахстан»: «Международные договоры, признанные не соответствующими Конституции Республики Казахстан, не могут быть ратифицированы». Таким образом, для того чтобы иметь приоритет перед законами Республики Казахстан международный договор должен быть ратифицирован. Но если положения Конституции противоречат соответствующим положениям международного договора, такой договор не подлежит ратификации. Соответственно, можно сделать вывод о том, что положения ратифицированных международно-правовых актов превалируют над национальным законодательством, но не могут превалировать над Конституцией Казахстана.
4. Какие конституционные положения касаются свободы объединения?
Напрямую свобода объединения регулируется статьями 5 и 23 Конституции Республики Казахстан (РК):
Статья 5 Конституции: ... 2. Общественные объединения равны перед законом. Не допускается незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов.6 3. Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание непредусмотренных законодательством военизированных формирований. ... 5. Деятельность иностранных религиозных объединений на территории Республики, а также назначение иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений в Республике осуществляются по согласованию с соответствующими государственными органами Республики. __________________________ 6 Особо следует отметить, что Законом РК от 21.05.07 г. № 254-III в Конституцию был внесен ряд изменений, наиболее существенным из которых является исключение запрета на государственное финансирование общественных объединений в пункте 2 статьи 5
Статья 23 Конституции: 1. Граждане Республики Казахстан имеют право на свободу объединений. Деятельность общественных объединений регулируется законом. 2. Военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии. Также отдельные аспекты свободы объединения регулируются следующими положениями Конституции РК:
Пункт 3 Статьи 18 Конституции: 3. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации.
Пункт 1 Статьи 19 Конституции: 1. Каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность.
Статья 20 Конституции: 1. Свобода слова и творчества гарантируются. Цензура запрещается. 2. Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определяется законом. 3. Не допускаются пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия.
Статья 22 Конституции: 1. Каждый имеет право на свободу совести. 2. Осуществление права на свободу совести не должно обуславливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством.
Статья 26 Конституции: 1. Граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество. 2. Собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом. 3. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения. 4. Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается.
Пункт 1 Статьи 33 Конституции: 1. Граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Статья 39 Конституции: 1. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. 2. Признаются неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное согласие. 3. Не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам. Ни в каких случаях не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 10, 11, 13-15, пунктом 1 статьи 16, статьей 17, статьей 19, статьей 22, пунктом 2 статьи 26 Конституции.
5. Какие законы регулируют реализацию права на свободу объединения в стране?
К законам, регулирующим реализацию права на свободу объединения в Казахстане, можно отнести следующие: • Гражданский Кодекс Республики Казахстан (Общая часть) принят Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года, введен в действие с 1 марта 1995 года (прежде всего, напрямую регулируют свободу объединения Глава 2 «Субъекты гражданских прав» и Глава 12 «Договор о совместной деятельности (простое товарищество»)); • Закон Республики Казахстан «Об общественных объединениях» от 31 мая 1996 года; • Закон Республики Казахстан «О некоммерческих организациях» от 16 января 2001 года; • Закон Республики Казахстан «О политических партиях» от 15 июля 2002 года; • Закон Республики Казахстан «О профессиональных союзах» от 9 апреля 1993 года; • Закон Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» от 15 января 1992 года; • Закон Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» от 17 апреля 1995 года; • Закон Республики Казахстан от 17 марта 1995 года «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан»; • Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года (статьи про общественные и религиозные объединения); • Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года (статьи про общественные и религиозные объединения).
6. Какие подзаконные акты регулируют реализацию права на свободу объединения в стране?
К подзаконным актам, регулирующим реализацию права на свободу объединения в Казахстане можно отнести: • Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 12 апреля 2007 года № 112 «Об утверждении Инструкции по государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств».
7. Может ли свобода объединения быть ограничена или приостановлена на время? Какими нормативными правовыми актами это регулируется?
Свобода объединения, как и ряд других конституционных свобод, может быть ограничена в соответствии со Статьей 39 Конституции: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |