В соответствии с подпунктом 29) статьи 17 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года и пунктом 5 статьи 156 Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 2017 года «О недрах и недропользовании» утверждены Правила определения оптимальных методов ликвидации аварийных разливов нефти на море, внутренних водоемах и в предохранительной зоне Республики Казахстан. Правила распространяются на собственников объектов, несущих риск разлива нефти, физические и юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с риском разлива нефти на море, специализированные организации по ликвидации разливов нефти на море, уполномоченные органы и местные исполнительные органы, участвующие в ликвидации аварийного разлива нефти на море, внутренних водоемах и в предохранительной зоне Республики Казахстан. Правила также применяются к отношениям по разрешениям, лицензиям и контрактам на недропользование, выданным и заключенным до введения в действие Кодекса о недрах в соответствии с пунктом 3 статьи 277 Кодекса о недрах. В соответствии с пунктом 5 статьи 156 Кодекса о недрах применение оптимальных методов ЛАРН определяется и осуществляется на основании АСЭП. При подготовке АСЭП и применении методов ЛАРН рекомендуются к использованию международная практика и стандарты, разработанные Международной морской организацией (IМО), Международной ассоциацией представителей нефтегазовой промышленности по охране окружающей среды и социальным вопросам (IPIECA), Федерацией владельцев танкерного флота по ликвидации морских разливов нефти, химических продуктов и иных вредных веществ (ITOPF), Американским обществом по материалам и их испытаниям (ASTM), Международной организацией по стандартизации (ISO). Проведение АСЭП включает следующие этапы: 1) сбор и оценка информации: о природной среде, животных и растениях, подверженных негативному воздействию аварийного разлива нефти, физических и химических характеристиках разлитой нефти, геоморфологических объектах в предохранительной зоне, возможном влиянии аварийного разлива нефти на чувствительные экосистемы, включенные в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий и социально-экономические объекты местности (рыболовные хозяйства, рекреационные зоны, водозаборные сооружения и т.д.), в том числе о возможном вреде, наносимом животному и растительному миру и среде их обитания; об относительной важности природной среды и допустимом промежутке времени возможного нахождения ее под воздействием нефти; об экспериментальных данных и об имевшихся аварийных разливах нефти, а также о примененных методах ЛАРН; о возможностях и ограничениях методов ЛАРН, указанных в приложении к настоящим Правилам, путем проведения сравнительного анализа; 2) прогнозирование вероятного воздействия аварийного разлива нефти путем разработки возможных сценариев аварийных разливов нефти на основе математического и/или компьютерного моделирования распространения и движения нефтяного пятна в зависимости от погодных и климатических условий и определение методов их ликвидации. Воздействие аварийного разлива нефти прогнозируется на: птиц и тюленей - масштабы и устойчивость нефтяного пятна; рыбное хозяйство и морская флора и фауна - концентрация нефти и длительность воздействия; пляжи для отдыха, зоны биологической продуктивности, водозаборные сооружения - масштаб аварийного разлива нефти, тип предохранительной зоны, толщина нефтяной пленки; 3) оценка возможностей и ограничений методов ЛАРН в зависимости от экологических и социальных последствий: поиск компромиссных решений при выборе приоритетов защиты окружающей среды и ликвидации нефтяного пятна; поиск компромиссных решений при выборе методов ЛАРН; 4) выбор оптимального метода ЛАРН или их комбинаций в зависимости от сценария аварийного разлива нефти. Приказ вводится в действие с 29 июня 2018 года и подлежит официальному опубликованию. |