Изменения, направленные на совершенствование законодательства о государственных закупках
Марина Кахиани, Партнер, департамент «Банки и финансы» юридической фирмы GRATA International
С 1 января 2019 года в Закон Республики Казахстан были введены изменения, направленные на совершенствование законодательства о государственных закупках.
(1) Выведение из-под действия Закона о государственных закупках закупок, произведенных за счет доходов от оказания услуг нерезидентам РК Теперь заказчики смогут производить государственные закупки товаров, работ и услуг за счет доходов от оказания ими услуг нерезидентам без соблюдения требований Закона о государственных закупках (без проведения тендера и т.д.), в рамках гражданского законодательства. Закупки, производимые полностью или частично за счет бюджетных и собственных средств заказчика, по-прежнему должны будут осуществляться с соблюдением требований Закона о государственных закупках.
(2) Выведение из-под действия Закона о государственных закупках закупок, произведенных в рамках инвестиционных проектов, финансируемых международными организациями или другими зарубежными банками С 1 января 2019 года, Закон о государственных закупках НЕ применяется к товарам, работам и услугам, приобретаемым в рамках реализации инвестиционных проектов: (a) финансируемых международными организациями, членом которых является Республика Казахстан; а также (b) более чем на 50% финансируемых зарубежными банками, при одновременном соблюдении определенных условий, а именно - наличия высокого кредитного рейтинга зарубежного банка (не ниже A- по шкале Standard&Poor’s или аналогичного рейтинга), - реализации инвестиционного проекта определенными субъектами (государственными предприятиями, юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированными с ними юридическими лицами), а также - отсутствия предоставления государственной гарантии и обременения заемщика при реализации инвестиционного проекта.
(3) Введено понятие «централизованные закупки» С 1 января 2019 года введено понятие «централизованные закупки» - закупки, которые осуществляются едиными организаторами государственных закупок (Комитетом по государственным закупкам Министерства финансов Республики Казахстан). В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закон о государственных закупках, перечень товаров, работ и услуг, закупки которых осуществляются единым организатором государственных закупок, определяется уполномоченным органом (Министерством финансов)[1]. Ранее такие закупки осуществлялись по бюджетным программам или по перечню, утвержденному соответствующим акиматом.
(4) Изменение квалификационных требований к потенциальному поставщику С 1 января 2019 года по 1 июля 2019 года, потенциальный поставщик для участия в гос. закупках по прежнему должен являться «платежеспособным», а также не иметь налоговой задолженности. Однако налоговая задолженность потенциального поставщика должна не превышать шестикратный размер МРП (ранее не допускалось наличие налоговой задолженности даже на 1 тенге (см. пункт 2) статьи 9 Закона о гос. закупках). С 1 июля 2019 года, квалификационное требование «платежеспособности» заменяется квалификационным требованием «финансовой устойчивости» потенциального поставщика. Финансовая устойчивость потенциальных поставщиков будет определяться путем их категорирования в порядке, определенном правилами осуществления государственных закупок. Требование об отсутствии налоговой задолженности не более шестикратного размера МРП сохранится. С 1 января 2019 года, потенциальный поставщик должен, помимо материальных и трудовых ресурсов, обладать также финансовыми ресурсами (как мы понимаем, данное требование подразумевает наличие денег на банковских счетах) (см. пункт 4) статьи 9 Закона о государственных закупках).
(5) Отменен реестр квалифицированных потенциальных поставщиков и введен реестр жалоб С 1 июля 2019 года, реестр квалифицированных потенциальных поставщиков отменяется. С 1 января 2019 года, вводится реестр жалоб (см. статью 12 Закона о государственных закупках). Реестр жалоб представляет собой перечень жалоб потенциальных поставщиков и поставщиков, поданных посредством веб-портала государственных закупок в уполномоченный орган, и содержит сведения о решениях, принятых по результатам рассмотрения жалоб и выданных предписаний (уведомлений) (см. пункт 11 статьи 12 Закона о государственных закупках).
(6) Веб-портал государственных закупок стал платным С 1 января 2019 года, вводится плата за использование (доступ) к веб-порталу государственных закупок потенциальными поставщиками. Плата взимается единым оператором в сфере государственных закупок (АО «Центр электронной коммерции») по согласованию с уполномоченным органом (Министерством финансов). При этом цена на услуги по использованию (доступу) веб-портала государственных закупок должна обеспечить полное возмещение затрат, понесенных единым оператором в сфере государственных закупок на осуществление полномочий единого оператора в сфере государственных закупок (см. статью 17 Закона о государственных закупках).
Данная информация предоставлена для Вашего внимания и не является юридической консультацией. Обзор подготовлен для предоставления общих сведений для наших клиентов и иных заинтересованных лиц. Настоящая информация не подлежит использованию в разрешении любых вопросов без соответствующей юридической консультации. [1] См. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 29 декабря 2018 года № 1127 Об определении перечней товаров, работ, услуг, по которым государственные закупки осуществляются едиными организаторами государственных закупок
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |