|
|
|
Ресурсный национализм и право
Гриффин Паул Партнер юридической фирмы «Herbert Smith», Лондон
VII международная Атырауская правовая конференция «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан» (г. Атырау, 3 апреля 2009 г.)
1. ВВЕДЕНИЕ
Предметом обсуждения настоящей статьи является ресурсный национализм, и в ней рассматривается проблема трений, возникающих со временем между Государствами, осуществляющими суверенный контроль над природными ресурсами, и инвесторами, которые ищут пути получения доступа к этим природным ресурсам. Первоначальная основа, на которой инвесторы принимали на себя обязательства, возможно, устарела, и Государства осознают получение инвестором «избыточной» доходности. Независимо от того, существуют ли договорные положения о «стабильности», урегулирование позиций Государства и инвесторов будет зависеть от множества факторов. В настоящей статье изучаются некоторые из таких факторов.
2. РЕСУРСНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ
Развитие ресурсного национализма в целом рассматривается как выражение Государством решимости оптимизировать эксплуатацию своих суверенных природных ресурсов. Такое развитие с течением времени уравновешивается участием в большей или меньшей степени иностранных инвесторов, как правило, международных нефтяных компаний («МНК»). Принятие мер в отношении ресурсного национализма часто находит отражение как часть национальных интересов. То, что составляет национальный интерес, обязательно будет меняться с течением времени, и недавний опыт выявил принятие популистских мер (и мер, направленных против МНК), а также отказ от ранее принятых решений и обязательств после смены правительства (независимо от международного публичного права). Последние примеры ресурсного национализма включают экспроприацию собственности или экономической стоимости, реструктуризацию долгосрочных контрактов в одностороннем порядке, пересмотр налогообложения, роялти и других финансовых процедур и в некоторых случаях обращение в арбитраж или применение других способов формального разрешения споров.
3. НЕФТЕГАЗОВЫЕ ЦИКЛЫ
Выражение ресурсного национализма имеет тенденцию цикличности и не является «единовременным явлением». Государства-производители и иностранные инвесторы взаимозависимы, и характер и степень такой зависимости меняется с течением времени. В былые годы развития нефтегазовой отрасли МНК являлись бенефициарами Государственных концессий или предоставления других прав, составлявших право собственности и контроля над геологическими запасами нефти. Такие права распространялись на обширные участки земли и давали значительное преимущество иностранным инвесторам. Зачастую отсутствовали обязательства по разработке ресурсов в соответствии с такими исключительными и преимущественными правами, и выдвигались небольшие требования по сдаче предоставленных участков земли. Это был период доминирования великих держав, особенно таких как Соединенные Штаты Америки, Великобритания и Франция. В период после Второй мировой войны многие правительства все в большей степени проводили политику вмешательства в такие секторы экономики, которые считались стратегическими. Нефтегазовая отрасль занимала «командные высоты» в экономике, и существовала тенденция значительного вмешательства в этот сектор. Эти меры были усилены контрактными заявлениями в 1950-х и 1960-х годах в отношении признания неотъемлемого суверенитета Государства над своими природными ресурсами. Такое признание неотъемлемого суверенитета и растущее недовольство характером концессий, а также соответствующими фискальными условиями привели к выступлениям против МНК. Ранние выступления включали создание национальных нефтяных компаний («ННК») и пересмотр фискальных условий, но другие тенденции и, в частности, растущий спрос на нефть привели к более активным мерам в начале 1970-х годов. Данные меры включили экспроприацию иностранных капиталовложений посредством национализации в таких юрисдикциях, как Ирак, Алжир и, особенно, в Ливии. В это время многие из традиционных добывающих регионов стали закрытыми для международных нефтяных компаний. В последующие примерно двадцать лет происходил повторный подъем международных нефтяных компаний, однако это происходило уже не на таких условиях, которые существовали по концессиям, имевшим место до 1970-х годов. Контрактные соглашения для раздела ресурсных интересов и осуществления иностранных инвестиций отразили долевое участие в форме соглашений о разделе продукции, контрактов на оказание услуг или компенсационных соглашений. Падение цен на нефть и меры по эксплуатации более отдаленных и более труднодоступных запасов также способствовали участию МНК, которые имели возможность получения выгоды из использования своих технологических, финансовых и управленческих преимуществ. Но с начала текущего столетия цикл вновь совершил оборот, и налицо возрастающая роль ННК как из таких добывающих Государств как Бразилия, так и Государств-потребителей, таких как Китай. МНК также не поддерживали свои технологические или управленческие преимущества, передавая большой объем работ в подряд сторонним организациям, и потеряли множество квалифицированных сотрудников, обладающих опытом работы. Совсем недавно рост цен на нефть содействовал увеличению доли участия Государства, и это является осуществлением суверенного права, которое в настоящее время находится у власти.
4. ТЕКУЩИЕ УСЛОВИЯ
Возникновение ННК стало одним из последствий национализаций 1970-х годов, хотя Мексика и Венесуэла являются примерами принятия мер по созданию ННК на гораздо более раннем этапе. Для многих создание национальной нефтяной компании было выражением экономического суверенитета и ресурсного национализма. ННК была государственной корпорацией, которая рассматривалась как представляющая собой баланс власти (и зачастую вмешательству) МНК. Как выражение неотъемлемого суверенитета ННК могла бы рассматриваться как сторонник Государства, который во многих случаях вступил в международный нефтегазовый бизнес и стал по-своему опытным, освоив технологии и информационные возможности. Цикл национализаций укрепил роли национальных нефтяных компаний на своих рынках, что само по себе привело к внутренней критике ННК. На высших точках цикла ННК стали сильными во внутренней политике, они представили отход от участия Государства в международных отношениях, и их часто противоречащие роли и обязанности привели к нечеткости их функции как политических или коммерческих организаций. В текущих условиях ННК ряда Государств-производителей (такие как Петробрас и Статойлгидро) все больше прокладывают себе путь в международный нефтегазовый бизнес, в то время как ННК Государств, являющихся преимущественно потребителями (такие как CNPC и ONGC) все больше приобретают участие в нефтегазовой отрасли и влияние в Государствах-производителях нефти и газа. ННК часто пользуются финансовой и политической поддержкой своих Государств и имеют возможность работать в соответствии с межгосударственными инвестиционными соглашениями. Помимо прочего, это позволяет эффективно управлять многими рисками неблагоприятных мер, с которыми сталкиваются многие МНК. С течением времени МНК появлялись главным образом из Соединенных Штатов и Европы. В то время как МНК несли потери на волне националистических мер в 1970-х годах, они проявили находчивость в своих ответных действиях. Поскольку многие из традиционных запасов стали закрытыми для них, они продвинулись в более трудные области и воспользовались многими из своих технологических и управленческих преимуществ. В недавнее время произошел рост ответственности и сложностей, связанных с удовлетворением спроса рынков сравнительно краткосрочного капитала в период возрастания инвестиционных обязательств по масштабу и срокам. Для МНК становится все более сложно удовлетворять спрос финансовых рынков для воспроизводства и упрочения минерально-сырьевой базы. Традиционное преимущество технологий снизилось, потому что сервисные компании повысили свои способности (зачастую через реализацию программ МНК по привлечению услуг сторонних организаций), и многие из преимуществ, связанных с персоналом, исчезли при использовании собственных программ по сокращению безработицы. Нынешние цены на ресурсы сравнительно высокие. Тем не менее, выгода от этих высоких цен на ресурсы необязательно обращается в прибыль МНК. При общей тенденции увеличения налогов, роялти и других фискальных платежей, а также значительного роста капитальных затрат и операционных расходов финансовое положение многих МНК совсем не укрепилось в сравнении с периодом, когда цены на ресурсы были намного ниже. Неизбежное политическое значение углеводородного сектора приводит к геополитическому влиянию и повторному подъему экономик Среднего Востока, продвижению России к становлению энергетической сверхдержавой, и открытию африканских запасов - все это способствует изменению условий в современном нефтегазовом секторе. Еще одно большое влияние, хотя и исходящее на этот раз от стран-потребителей, - это значение диверсификации и бесперебойности поставок и намеренный уход от углеродной экономики к устойчивой энергетике. Хотя большая часть данной дискуссии находится в контексте доступа к новым запасам, проблема сохранения существующих запасов не уменьшается.
5. ЭКСПРОПРИАЦИЯ
В широком смысле экспроприация заключается в изъятии Государством имущества или прав инвесторов. Она рассматривается как использование суверенитета и признается в международном праве при ее осуществлении для общественных целей при наличии надлежащего процесса недискриминационным образом и при оперативной, адекватной и эффективной компенсации. Экспроприация может принимать множество форм. Простой пример - это прямой изъятие в случае национализации, и арбитражные дела в Ливии в начале 1970-х годов предоставляют собой ряд основных примеров. Возможно, более современные формы экспроприации включают косвенное изъятие, заключающееся в устранении контроля над активами или стоимостью активов без воздействия на законное право собственности на такие активы. В недавнем прошлом Государственные меры чаще всего представляли собой «ползучую» экспроприацию как форму косвенной экспроприации, при которой ряд действий, ни одно из которых само по себе не является экспроприацией, с течением времени приобретает совокупный эффект уменьшения или устранения стоимости инвестиции для инвестора. Практика показывает ряд различных мер, с помощью которых Государства осуществляли захват имущества или прав инвесторов. Они включают навязывание фискальных изменений, производственных проблем на основании экологических нарушений, пересмотр или изъятие необходимых разрешений, вмешательство в административный контроль, а также принуждение или оказание давления. Возрастает роль судебной практики в отношении экспроприации. Такие дела предоставляют примеры контрактных соглашений, стремящихся предотвратить экспроприацию Государства, и других договоренностей, признающих перспективы экспроприации и характеризующих ее как нарушение контракта и которые предусматривают соответствующие средства защиты. Некоторые случаи предполагают возмещение убытков как соответствующее средство защиты, хотя это и редкий случай на практике. Более обыденное явление - предоставление компенсации в случае экспроприации. Однако расчет такой компенсации - вопрос не из легких. В то время как принцип полной, своевременной, адекватной и эффективной компенсации может быть признанным в соответствующих условиях, способ оценки такой стоимости далеко не разрешен. Некоторые прецеденты определяют справедливую рыночную стоимость, но в примерах с ресурсами не всегда есть в наличии рынок. Альтернативные подходы включают чистую балансовую стоимость, дисконтированный поток наличности и разумную норму прибыли, стоимость действующего предприятия и стоимость оправданных ожиданий. Управление такими рисками экспроприации принимает со временем множество форм, включая производство межгосударственных соглашений, производство отдельных Государственных договорных обязанностей (по договорам с государством-собственником недр), введение местных законов или принятие объема страховой ответственности. Но они не являются предметом сегодняшнего разговора, и далее я хочу рассмотреть некоторые недавние или текущие примеры ресурсного национализма в нефтегазовом секторе, а затем рассмотреть некоторые контракты нефтегазовой отрасли и, в частности, такие положения как условия о стабилизации. Бывший Советский Союз был очевидцем различных примеров Казахстана и России. Казахстан стал свидетелем введения в силу нового законодательства в поддержку недавнего отстаивания конституционного права на преимущественную передачу доли участия в нефтегазовом секторе. Это ретроспективное законодательство применимо к существующим правам, а также новым правам на разработку и сопровождалось усилением КазМунайГаза и его участием в предоставлении новых прав на разработку. Первые шаги Государства Казахстан в этом направлении касались целевой продажи компанией БиДжи своей доли в Кашагане китайским покупателям, а также совсем недавно - запланированного приобретения ПетроКазахстана компанией CNPC. В настоящее время существует напряженная обстановка вокруг СРП по Кашагану, который подвергся значительному перерасходу средств и отсрочки по срокам, что относят на счет иностранных инвесторов. Частично такие напряженные отношения исходят из восприятия, что традиционная модель СРП предполагает перерасход средств, вытекающий из слабого менеджмента МНК, порождаемого Государством-собственником ресурсов. Россия стала свидетелем ранней приватизации многих из ее компаний-производителей, но сохранения за Государством права собственности и контроля над нефте- и газопроводами. В последнее время произошло повторное подтверждение Государством контроля над добычей нефти и газа. Это включило приобретение контрольного пакета акций в разработке Сахалина-2 после перерасхода средств по СРП и экологических нарушений, приобретение долевого участия TNK-BP в месторождении Ковытка после нарушения условий разрешений и неспособности TNK-BP получить права на использование трубопровода для экспорта газа и пересмотр совместного предприятия TNK-BP после споров акционеров, имевших место в судах и государственных органах после споров в отношении масштабов контроля и бизнеса. Южная Америка имеет различные юрисдикции и испытала различные подходы с течением времени. Новое законодательство в Венесуэле в 2007 году отметило большее участие для Государственной компании и внесение вынужденных изменений в существующие контракты наряду с Государственным контролем над коммерциализацией и изменениями в фискальном режиме. Некоторые МНК заключили новые соглашения в Венесуэле в знак признания изменения условий, в то время как другие компании, такие как ЭксонМобил и КонокоФиллипс, оспорили такие меры в международном арбитраже. Более ранние меры, принятые в Боливии в направлении либерализации, полностью изменились под влиянием нового законодательства в 2005 году, и произошло повторное подтверждение Государственной собственности и контроля, а также изменений фискального режима. По существу, оставшиеся международные нефтяные компании стали поставщиками услуг. Эквадор предлагает другой пример, где новое законодательство в 2006 году признало получение «непредвиденной» прибыли и ввело новое роялти для участия в такой непредвиденной прибыли. Также были усилены полномочия Государства в приостановлении действия за экологические или производственные нарушения. Южная Америка также была свидетелем сторон, которые искали средства правовой защиты по соглашениям, когда ЭксонМобил и КонокоФиллипс передали дела в арбитраж Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) в Венесуэле и Оксидентал в Эквадоре. В недавнем прошлом Боливия предприняла шаги для выхода из МЦУИС, а Эквадор - меры по исключению юрисдикции МЦУИС в спорах по нефтяным вопросам. Африка является еще одним примером, она обладает большим многообразием юрисдикций и различных влияний. Несмотря на аналогии между тем, что произошло в бывшем Советском Союзе и Южной Америке, есть и такие, кто считает Африку примером «оппортунистической» экспроприации. В Мавритании произошла смена правительства в 2005 году, и новое правительство дезавуировало акты предыдущего правительства и обвинило бывшего министра нефтяной промышленности в коррупции. Это привело к искам к добывающим компаниям на месторождении Чингетти в то время, когда на Чингетти намечалась добыча первой нефти. Спор был урегулирован выплатой «исключительного бонуса», размер которого, как сообщалось, составлял порядка 100 миллионов долларов. В Чаде также наблюдалось оспаривание актов, принятых предшественниками, со стороны новой администрации. В этом случае имевшие место до этого освобождения от уплаты налогов, принятые в пользу Шеврона и Петронаса, были отклонены, и угроза исключения этих компаний была урегулирована в процессе переговоров о пересмотре договоров, выплаты налоговых обязательств и предоставления Государству права на участие. Новое законодательство, принятое в Экваториальной Гвинее в 2006 году, потребовало проведения переговоров о пересмотре контрактов на добычу нефти, а также усиления участия Государства и увеличения роялти; новый закон также повлиял на исключение ранее существовавших условий о стабильности из многих контрактов на добычу нефти. Алжир является одним из основных в Африке производителей нефти, газа и сжиженного природного газа, и хотя эта страна и не испытала примеры экспроприации, она стала свидетелем отмены закона о либерализации в 2005 году и введения «непредвиденного налога» и усиления долевого участия Государственной компании. Но не только Государства-производители предпринимают шаги для устранения стоимости контрагентов в соответствии с долгосрочными контрактами. Продвигаясь к единой энергетической политике, диверсификации и безопасности энергоресурсов, Европейский Союз предпринял активные меры, направленные против того, чтобы долгосрочные контракты имели воздействие на торговлю между Государствами-членами Евросоюза. Применение правил конкуренции ЕС привело к вынужденным изменениям условий долгосрочных нефтяных контрактов в отношении положений о назначении, совместной реализации и маркетинге. Многие Государства-производители воспринимают это так, что данные меры снизили стоимость их долгосрочных контрактов на реализацию нефти и газа на Европейские рынки. Долгосрочные контракты, которые характеризуют нефтегазовый сектор, являются основой получения значительной части стоимости и коммерческого преимущества МНК, а также являются традиционным обращением к нормам права и осуществлению первоначально выполненных сделок несмотря на изменяющиеся со временем обстоятельства. В то время как это остается подходом для многих, в последнее время также существует тенденция к построению отношений и достижению договоренностей на характеризуемой наличием связей основе как ответ на текущие проблемы, с которыми сталкиваются МНК. Эти темы будут иметь тенденцию эффекта оказания неблагоприятного давления на существующие долгосрочные контракты, что приведет к их расторжению или пересмотру.
6. ТРЕНИЯ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ В ДОЛГОСРОЧНЫХ КОНТРАКТАХ
Нефтегазовый сектор характеризуется долгосрочными контрактами (обычно сроком на двадцать и более лет) на добычу и распоряжение нефтью и с участием Государства. Во время заключения таких контрактов существует согласованность политического и регулятивного влияния, рынков и интересов сторон. Однако эти и другие обстоятельства меняются со временем, как и интересы одной из основных сторон контракта - Государства. Существует также установленная тенденция изменения инвестиционной сделки в любом случае. До осуществления инвестирования именно инвестор зачастую воспринимается как лицо, занимающее позицию ведущего переговоры о получении преимуществ. Тем не менее, после осуществления инвестирования и вложения капитала преимущество переходит на сторону Государства в плане управления и администрирования такого инвестирования с течением времени. Нефтегазовый сектор характеризуется реструктуризацией долгосрочных контрактов, иногда происходящей на фоне нарушений и разрешения споров, иногда проводимой путем переговоров о пересмотре контрактов. Но при том, что Государства-собственники недр и инвесторы знают о неизбежности таких изменений с течением времени, почему их контрактные соглашения не содержат гибкости, чтобы позволить договорным отношениям адаптироваться к таким меняющимся обстоятельствам?
7. ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
Применимым правом производственных интересов в сфере нефти и газа, как правило, будет местное законодательство, и довольно часто им является общее право. Даже если оно не будет применимым правом, обычно дополнительные договорные соглашения подлежат выбору права, которым является общее право, часто английское право. Как правило, общее право стремится к привести к исполнению сделку, заключенную в соответствии с ее условиями, несмотря на изменения условий. Помимо прочего, такой выбор права воспринимается как попытка избежать риск исправления соглашения Судом или другой третьей стороной, если это не предусмотрено сторонами в их соглашении. Определенность, необходимая при общем праве для достижения договорных отношений, обычно препятствует взаимной гибкости с течением времени. Там, где контракт предусматривает пересмотр сторонами сделки или ведение переговоров о перезаключении контракта, это часто будет осуществляться в контексте формулировки, требующей, чтобы стороны встретились, провели конструктивные обсуждения и попытались согласовать соответствующие договорные изменения. По существу, по английскому законодательству не будет обязательства, обладающего исковой защитой, для пересмотра сторонами договорных соглашений, хотя могут быть обязательства, обладающие исковой защитой, для проведения встречи и обсуждения и попытки это сделать. В условиях существования контрактного требования по пересмотру сделки такие положения будут, как правило, иметь ряд компонентов. Первым будет описание таких условий (обычно исключительных), которые вызывают обязательство встретиться и провести обсуждение. Вторым элементом будет установление последствий изменений по контракту. Затем обычно следует изложение цели переговоров о пересмотре договора и определение порядка в связи с проведением переговоров о пересмотре договора. И, наконец (и это важно, если должно быть эффективное обязательство по пересмотру условий контракта в соответствии с английским законодательством), будет положение об установлении последствий в случае, если стороны не могут достичь соглашения. При отсутствии соглашения это может предусматривать прекращение действия контракта, или наоборот, контракт остается в силе в соответствии с его условиями. В противном случае, контракт может предусматривать обращение в суд или к арбитрам, или к другой третьей стороне для принятия решения и внесения соответствующих изменений в договорное соглашение в контексте условий статьи о пересмотре условий контракта. Принцип ненарушаемости контракта (или «договоры должны соблюдаться») широко распространен, и многие сказали бы, что он представляет собой правовую основу, на которой МНК строят свой бизнес. Но данный принцип редко является абсолютным, особенно, когда основная цель контракта больше не существует. Для некоторых «долгосрочный контракт» является больше социологической, чем правовой категорией, и окончательной характеристикой является не продолжительность контракта, а характер и продолжительность взаимоотношений между сторонами. Такой контракт, в основе которого находятся отношения, возможно, не соответствует точно рамкам подхода, основанного на общем праве, но он может в большей степени соответствовать требованиям добычи и пользования нефтепродуктами. В более широком смысле, основанное на отношениях соглашение будет определять взаимоотношения сторон, но без ясности и точности, во время заключения контракта, а также его срок, предмет или определение количества, цены или сущности. Таким образом, говорят, что ему не достает «привязки к настоящему времени» или принятия решения в настоящем времени обо всех будущих элементах договорных отношений. Основанное на отношениях соглашение также будет рассматриваться как согласованное сотрудничество в противоположность максимизации отдельных позиций каждой стороны. Говорят, что такой подход обеспечивает со временем способность регулировать отношения и дает возможность сторонам формулировать свои обязательства в желаемом контексте с соответствующим требованием о том, что судам или арбитрам не следует торопиться с отменой долгосрочного контракта, выраженного скорее в общих чертах, чем в конкретном виде. В условиях общего права, когда суды неохотно идут на урегулирование сделки между сторонами, источником полномочия по корректировке условий контракта является не общее право, а условия самого контракта. Нефтегазовый сектор знаком с рядом договорных механизмов для этой предполагаемой цели. В то время как английское право не признает значение «форс-мажора» само по себе, нефтегазовые соглашения, как правило, содержат подробные положения о форс-мажоре, которые освобождают не выполняющую обязанности сторону от контрактных санкций в условиях, когда такое невыполнение обязательств возникло по причинам, находящимся вне контроля такой стороны, и в условиях, когда такая сторона сделала все в разумных пределах для предотвращения или преодоления невыполнения. Тем не менее, редко встречается положение о форс-мажоре, которое предусматривает урегулирование контракта с целью изменения баланса позиций сторон или переделывания сделки частично через долгосрочное соглашение. Иногда используется «необоснованное условие» в качестве средства для предоставления возможности стороне, испытывающей финансовые или экономические сложности, достижения пересмотра условий контракта для того, чтобы облегчить такие трудности. В долгосрочных контрактах по газу, подаваемому по трубопроводу, и сжиженному природному газу довольно часто встречается периодические условия о «пересмотре цены», которые требуют, чтобы стороны старались пересмотреть положения о цене (и, возможно, другие вопросы) для отражения измененных условий. Тем не менее, в каждом из таких случаев положения, согласно английскому праву, будут представлять собой несколько больше, чем не применимое в принудительном порядке «соглашение согласиться» в отсутствие оговорки о таком отсутствии соглашения третьей стороны, позиция которой будет состоять из условий контракта по принятию решения по пересмотренным условиям. В контексте добычи и использования нефти и газа Государство-производитель редко будет обладать правом по договору на одностороннее изменение согласованных условий, однако в течение срока действия долгосрочного контракта, вероятно, что принцип ненарушаемости договоров столкнется с принципом неотъемлемого суверенитета. С течением времени предпринимаются попытки управления такими рисками путем внесения положений о стабильности в договорные соглашения. Предыдущие примеры положений о стабильности предусматривали стабильность контрактов, которые были «односторонними» в том смысле, что применялись только по отношению к Государству, и старались «заморозить» договорные отношения и не допустить принятия Государством обратных шагов. По существу, положение контрактов о стабильности закрепил принцип «договоры должны соблюдаться». Такие положения контрактов о стабильности подвергались сомнению на том основании, что они ограничивают суверенитет, а также что они противоречат правам человека, особенно в отношении таких вопросов, как охрана здоровья, соблюдение техники безопасности и охрана окружающей среды. Возможно, в настоящее время более обычным является экономическое положение о стабильности, которое является «двусторонним» условием и предоставляет возможность как Государству, так и инвестору стремиться к изменению баланса экономических выгод договорных отношений в той степени, что их соответствующие выгоды со временем отходят от ожидаемых в момент заключения контракта.
8. ВЫВОДЫ
В данной статье рассматривается вопрос ресурсного национализма с течением времени в контексте цикличности нефтегазовой отрасли и развития международных нефтяных компаний и национальных нефтяных компаний. Здесь обсуждаются различные формы экспроприации и подчеркиваются некоторые самые последние темы по ресурсному национализму в контексте различных примеров из разных стран мира. И, наконец, настоящая статья рассматривает долгосрочные контракты в контексте рыночных изменений и политических изменений в нефтегазовом секторе. Это включает рассмотрение некоторых контрактных механизмов, используемых в нефтегазовом секторе, для попытки достичь баланса замораживания прав и обязательств сторон (во имя ненарушаемости контрактов) с допущением адаптации контракта с течением времени в контексте изменяющихся условий и осуществления Государством-собственником ресурсов своих прав на неотъемлемый суверенитет над нефтяными ресурсами.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |