|
|
|
О правоприменительном опыте Экономического Суда СНГ
Сейтимова Венера Хамитовна, судья Экономического Суда СНГ
Выбор обозначенной в названии темы обусловлен следующими обстоятельствами. Согласно Декларации глав государств - участников Содружества Независимых Государств о дальнейшем развитии всестороннего сотрудничества одной из важнейших задач, обусловливающих полноценное развитие Содружества Независимых Государств, является укрепление сотрудничества в …обеспечении реализации социальных прав и свобод граждан [1]. Стратегией экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года в сфере социальной политики предусмотрено дальнейшее развитие и совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в социальной сфере и обеспечивающей соответствующие социальные гарантии гражданам государств - участников СНГ [2]. В рамках совершенствования социальной политики в соответствии с Планом по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств [3] государствами - участниками СНГ, Советом по труду, миграции и социальной политике СНГ, Советом постоянных полномочных представителей при уставных и других органах Содружества, Экономическим советом СНГ в 2008-2010 г.г. выработаны предложения об урегулировании вопросов в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников СНГ с учетом изменившейся в странах законодательной базы. Суть предложений - в дальнейшем развитии межгосударственных отношений в данной сфере в двух направлениях: внесение изменений и дополнений в Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года) [4], основанного на принципе «территориальности», т.е. назначения и выплаты пенсий государством места постоянного жительства, путем разработки проекта Протокола, предусматривающего принцип «пропорциональности», при котором пенсия назначается и выплачивается государством, в котором зарабатывались пенсионные права; заключение межгосударственных двусторонних соглашений [5]. В 2012 году по тем же основаниям государствами-участниками Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года (далее - Соглашение от 15 мая 1992 года, Соглашение) [6], основанного на Соглашении от 13 марта 1992 года, инициирована разработка проекта Протокола о внесении изменений в данный договор, в котором предлагалось пенсионное обеспечение военнослужащих государств-участников СНГ осуществлять в соответствии с национальными законодательствами за счет бюджетов государств, из Вооруженных сил и других созданных законодательными органами этих государств воинских формирований которых военнослужащие были уволены с военной службы с правом на пенсию (письмо Министерства Иностранных Дел Российской Федерации от 6 сентября 2012 года №7120/1дСНГ). В ходе заседания экспертной группы государств-участников Соглашения от 15 мая 1992 года участники заседания, придя к выводу о недопустимости ущемления в правах пенсионеров из числа военнослужащих и снижения уровня их пенсионного обеспечения, исходя из необходимости единых подходов и принимая во внимание противоречивость позиций экспертов государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, решили воздержаться от работы над проектом Протокола. Одновременно Российской Федерации предложено разработать новый проект международного договора между государствами-участниками СНГ о пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним лиц, учитывающий итоги состоявшегося обсуждения [7]. 20 июня 2014 года Решением Экономического совета СНГ признано целесообразным продолжить работу по дальнейшему развитию межгосударственных отношений в области пенсионного обеспечения населения с учетом происшедших в государствах-участниках СНГ в последние годы изменений в этой области путем заключения межгосударственных двусторонних соглашений [8]. Участникам экспертной группы государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года по разработке проекта Протокола к данному международному договору не удалось достигнуть согласованной позиции по вопросу изменения принципа «территориальности» на принцип «пропорциональности». В связи с этим имеет смысл обратиться к правоприменительному опыту Экономического Суда СНГ в рассматриваемой сфере, который не только подтверждает существование проблем применения Соглашения от 15 мая 1992 года, но и может оказаться полезным для определения направлений их решения в условиях постоянно меняющихся национальных систем социальной защиты граждан. Практика применения Соглашения от 15 мая 1992 года и Соглашения между государствами − участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года (далее − Соглашение от 14 февраля 1992 года) [9], исследовавшая Экономическим Судом СНГ при рассмотрении соответствующих дел, показала, что принятие названных соглашений обусловлено прежде всего объективными потребностями защиты пенсионных прав военнослужащих бывшего СССР в условиях формирования национальных вооруженных сил вне зависимости от того, на территории какой из бывших союзных республик, ставшей суверенным государством, эти права были приобретены. Так, государства-участники Соглашения от 14 февраля 1992 года, исходя из необходимости принятия согласованных мер для обеспечения социальной и правовой защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, и учитывая права военнослужащих перевестись для прохождения военной службы или уволиться в запас (отставку) из одного государства Содружества в другое, установили, что военнослужащие после увольнения с военной службы имеют право принимать гражданство государства пребывания, остаться на постоянное жительство на его территории или избрать другое место жительства, а также получать пенсию, установленную законодательством (статья 2). При этом государства гарантировали, что за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств-участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР. Односторонние ограничения указанных прав и льгот военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей не допускаются (статья 1). Соглашение от 14 февраля 1992 года предусмотрело, что порядок пенсионного обеспечения военнослужащих устанавливается межправительственными соглашениями (статья 2). Таким специальным многосторонним договором стало Соглашение от 15 мая 1992 года. В соответствии с его положениями пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств − участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам − на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих, устанавливаемый законодательством государств-участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР (статья 1). Согласно нормам Соглашения от 15 мая 1992 года в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили службу (статья 2); расходы по пенсионному обеспечению военнослужащих и их семей и обязательному государственному страхованию военнослужащих осуществляются государствами - участниками за счет их бюджетов без взаимных расчетов между государствами (статья 3). Предусмотренные Соглашением от 14 февраля 1992 года и Соглашением от 15 мая 1992 года межгосударственные гарантии пенсионного обеспечения военнослужащих государств-участников СНГ сохраняют свою востребованность не только в связи с выполнением первоначальной задачи. Объясняется это тем, что вопросы пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, в случае их переезда на постоянное место жительства из одного государства - участника СНГ в другое национальные законодательства государств-участников, как правило, прямо не регулируют, а отсылают к международным договорам; других же многосторонних межгосударственных соглашений Содружества в этой сфере, кроме названных, не принималось. Так, например, согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468−1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на «лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в… органах внутренних дел… органах уголовно-исполнительной системы в других государствах… − при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают». В преамбуле и статье 4 Закона Республики Таджикистан от 1 декабря 1994 года № 1106 «О пенсионном обеспечении военнослужащих» закреплен аналогичный российскому законодательству подход в обеспечении права на пенсионное обеспечение постоянно проживающих на территории данного государства военнослужащих, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах системы исполнения уголовного наказания в других государствах. Законом Украины от 9 апреля 1992 года № 2262−XII «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц» предусмотрено, что право на пенсионное обеспечение на условиях настоящего Закона имеют уволенные со службы «граждане других государств из числа военнослужащих вооруженных сил и иных воинских формирований, образованных в соответствии с законодательством этих государств, постоянно проживающие в Украине, и в соответствии с международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, их пенсионное обеспечение осуществляется согласно законодательству государства, на территории которого они проживают» (пункт д) статьи 1 − 2 Закона). Законодательные акты отдельных государств − участников Соглашения от 15 мая 1992 года, регламентирующие вопросы пенсионных выплат за выслугу лет военнослужащим (Закон Республики Казахстан от 21 июня 2013 года № 105−V «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»), военных пенсий (Закон Республики Армения от 22 декабря 2010 года № ЗР−243 «О государственных пенсиях»), пенсий по выслуге лет (Кодекс Туркменистана о социальной защите населения от 19 октября 2012 года) в рамках принятых общегражданских пенсионных систем, не содержат специальных норм в отношении пенсионных прав военнослужащих, постоянно проживающих на территории этих государств и проходивших военную службу в вооруженных силах и иных воинских формированиях других государств. Неоднократное (более чем по 10 делам по состоянию на июль 2014 года) обращение Экономического Суда СНГ к проблемам применения Соглашения от 15 мая 1992 года связано с тем, что его положения носят рамочный характер, а национальное законодательство государств - участников СНГ, к которому отсылает Соглашение, постоянно претерпевает изменения в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников СНГ и в том числе военнослужащих (лиц, уволенных с военной службы). Различия в порядке исчисления выслуги лет для определения права на пенсию и процентной надбавки за выслугу лет, размерах пенсии за выслугу лет и соответственно в уровне пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, государств-участников Содружества создают в ряде случаев определенные трудности в реализации межгосударственных гарантий пенсионных прав военнослужащих, предусмотренных Соглашением. Так, например, согласно информации Министерства обороны Республики Казахстан с 1 января 1998 года в Республике Казахстан введена накопительная система пенсионного обеспечения, предполагающая выплату пенсий за счет произведенных отчислений от денежного содержания в накопительный пенсионный фонд. В соответствии с пунктом 5 статьи 69 Закона РК от 21 июня 2013 года на военнослужащих, сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов, поступивших впервые на службу после 1 января 1998 года, распространяется предусмотренный им порядок формирования пенсионных накоплений. Пенсионные выплаты для них осуществляются только из единого накопительного пенсионного фонда исходя из индивидуальных пенсионных накоплений. В связи с этим в случае переезда в Республику Казахстан на постоянное место жительства бывших военнослужащих вооруженных сил государств-участников Соглашения, впервые поступивших на службу после 1 января 1998 года, назначение пенсии за выслугу лет производиться не будет (письмо от 16 января 2014 года № 6/39−151). Одним из примеров неоднозначного понимания и применения заинтересованными лицами и компетентными органами положений Соглашения от 15 мая 1992 года в этих условиях может служить следующий. По сообщению Министерства внутренних дел Российской Федерации, учитывая норму статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года об исчислении выслуги лет в порядке, установленном законодательством государств − участников СНГ, на территории которых военнослужащие проходили службу, статус военнослужащего как лица, имеющего право на назначение пенсии за выслугу лет, определяется по законодательству государства, на территории которого он проходил военную службу. В связи с этим МВД Российской Федерации назначение пенсии за выслугу лет бывшим военнослужащим внутренних войск государств − участников СНГ, уволенным без права на пенсию по месту прохождения военной службы и прибывшим на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, не осуществляет (письмо от 7 февраля 2014 года № 1/996). Проблемы применения Соглашения от 15 мая 1992 года послужили основаниями запросов о толковании Совета министров обороны государств-участников СНГ (в 5-ти случаях), Исполнительного комитета СНГ (в 3-х случаях) и других органов СНГ в Экономический Суд СНГ, на который возложено обеспечение единообразного применения соглашений Содружества [10]. Поводами в данных случаях явились предварительные обращения в указанные органы военнослужащих с просьбами о содействии в реализации, защите или восстановлении нарушенных, по их мнению, компетентными национальными органами социально-экономических прав, предусмотренных указанным соглашением. Примеры разрешения Экономическим Судом СНГ спорных вопросов применения Соглашения от 15 мая 1992 года, в том числе связанных с новеллами в законодательстве Республики Казахстан, в 1996-2009 г.г. сравнительно недавно (в 2012 году) представлены широкой профессиональной аудитории в периодической печати Республики Казахстан [11]. Официальные разъяснения Экономическим Судом СНГ статей 1 и 2 Соглашения от 15 мая 1992 года по сути содержат рекомендации по практическому применению данных норм в ситуациях, прямо ими не предусматриваемых, но порождаемых практикой, в частности: разрешения спорных вопросов в случае коллизии норм национального законодательства государств-участников Содружества с нормами, содержащимися в межгосударственных (межправительственных) соглашениях (решение от 4 сентября 1996 года № С−1/11−96); возможности применения национального законодательства (а именно Республики Казахстан), устанавливающего льготное исчисление выслуги лет, для назначения пенсии военнослужащим, проходившим военную службу в одном государстве и переведенным для продолжения службы в вооруженные силы другого государства по новому месту жительства и уволенным из указанных вооруженных сил (решение от 20 января 2000 года № 01−1/5−99); порядка зачета в выслугу лет предусмотренного законодательством государства прохождения военной службы (Республика Узбекистан) трудового стажа, не связанного со службой в вооруженных силах, в случае переезда лица, уволенного с военной службы, на постоянное место жительства в другое государство, в законодательство которого такой нормы не содержит (Российская Федерация) (решение от 13 апреля 2007 года № 01−1/5−06); сохранения права на получение пенсии за выслугу лет, назначенной в одном государстве-участнике Соглашения от 15 мая 1992 года (Российская Федерация), при переезде на постоянное место жительства в другое государство-участник, если по законодательству государства нового места жительства (Республика Казахстан) имеющейся выслуги лет недостаточно для назначения такой пенсии (решение от 6 февраля 2009 года № 01−1/2−08); порядка учета выслуги лет, установленной (исчисленной) в государстве места прохождения военной службы (Республика Узбекистан), при определении размера денежного довольствия для назначения пенсий в случае переезда лица, уволенного с военной службы, на постоянное место жительства в другое государство (Российская Федерация) (консультативное заключение от 9 декабря 2009 года № 01-1/2-09); установления соответствия служебного положения, приобретенного в государстве-участнике Соглашения от 15 мая 1992 года по месту прохождения военной службы (Республика Таджикистан), аналогичному служебному положению в вооруженных силах государства-участника по новому месту жительства (Российская Федерация) при определении размера денежного довольствия для назначения пенсий (консультативное заключение № 01-1/4-11 от 12 апреля 2012 года). 27 мая 2014 года Экономический Суд СНГ предложил государствам-участникам Соглашения от 15 мая 1992 года решение еще одной проблемы реализации заложенных в нем гарантий пенсионных прав военнослужащих (консультативное заключение № 01−1/5−13). Давая разъяснение статьи 1, Суд дал утвердительный ответ на вопрос о том, имеют ли военнослужащие государств − участников Соглашения, уволенные с военной службы в одном государстве и прибывшие на постоянное место жительства в другое государство − участник Соглашения, право на первичное назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с законодательством государства нового места жительства (Российская Федерация), если по законодательству государства − места прохождения службы (Республика Казахстан) они не приобрели права на назначение пенсии за выслугу лет. К такому выводу Суд пришел, толкуя положения статьи 1 Соглашения во взаимосвязи с нормами, содержащимися в Соглашении от 14 февраля 1992 года и предоставляющими военнослужащим после увольнения с военной службы право избрать другое место жительства и получать пенсию, установленную законодательством, с учетом принципа территориальности, установленного в статье 1 Соглашения, - осуществление пенсионного обеспечения военнослужащих по законодательству государства постоянного места жительства, и установив (принимая во внимание) тот факт, что Соглашение от 15 мая 1992 года не связывает назначение пенсии за выслугу лет по законодательству государства постоянного места жительства с приобретением права на пенсию такого вида по законодательству государства места прохождения службы. К сожалению, за рамками судебного исследования остаются случаи прямых обращений в Экономический Суд СНГ пенсионеров из числа военнослужащих с просьбами о разъяснении спорных положений Соглашения от 15 мая 1992 года. Например, в 2012 из 19 заявлений физических лиц о толковании договоров Содружества таких насчитывалось 8, в 2013 году из 14 - 6 [12]. Экономический Суд вынужден в этих случаях либо отсылать к ранее принятым судебным актам о толковании Соглашения от 15 мая 1992 года, имеющим отношение к рассматриваемому казусу, либо предлагать обратиться в компетентный орган Содружества (Совет министров обороны государств-участников СНГ, Исполнительный комитет СНГ и др.), полномочный направить в Экономический Суд СНГ соответствующий запрос о толковании Соглашения от 15 мая 1992 года. Кроме того, в ряде случаев Суд не вправе принять к производству и запрос надлежащего субъекта о толковании Соглашения от 15 мая 1992 года. Так, только в 2012 году Суд трижды отказывал в принятии к рассмотрению таких запросов в связи с тем, что: вопросы, содержащиеся в запросе, требуют оценки правомерности принятия и разъяснения применения национальных актов государств-участников Соглашения от 15 мая 1992 года, что не относится к компетенции Экономического Суда СНГ (определение от 30 марта 2012 года №01−1/1−12); Экономический Суд СНГ не вправе давать разъяснения относительно применения вынесенных им решений к возникающим конкретным ситуациям, в частности, о возможности распространения толкования международного соглашения, осуществленного в решении Экономического Суда СНГ от 6 февраля 2009 года № 01−1/2−08, на правоотношения по пенсионному обеспечению отдельного лица (определение от 2 апреля 2012 года № 01−1/2−12); по вопросу, поставленному заявителем, Экономическим Судом СНГ ранее было принято решение от 13 апреля 2007 года № 01-1/5-06, в котором дано соответствующее разъяснение (определение от 30 июня 2012 года № 01‑1/5-12). Ставшее систематическим рассмотрение Экономическим Судом СНГ проблемных вопросов применения Соглашения от 15 мая 1992 года подтверждает несовершенство его норм (положений), ставшее причиной инициирования государствами-участниками внесения изменений в данный международный договор. Сравнение правовых позиций Экономического Суда СНГ, содержащихся в судебных актах о толковании Соглашения от 15 мая 1992 года [13], с положениями вышеназванного проекта Протокола о внесении изменений в данное соглашение показывает, что и те, и другие направлены на устранение свойственной Соглашению от 15 мая 1992 года неполноты межгосударственного регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих, порождающей проблемы применения, практически по одним и тем же вопросам. Различаются принципы, на основе которых предлагается урегулировать проблемные ситуации: в основу проекта положен, как уже отмечалось, принцип «пропорциональности», в то время как действующее соглашение гарантирует пенсионные права военнослужащих по принципу «территориальности», воспринятому соответственно в судебных актах о толковании его норм. В связи с Решением Экономического совета СНГ от 20 июня 2014 года по результатам работы экспертной группы государств над проектом Протокола по внесению изменений в Соглашение от 13 марта 1992 года можно предположить принятие государствами-участниками Соглашения от 15 мая 1992 года в ближайшее время мер по совершенствованию межгосударственного регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих. Любое решение государств-участников Соглашения от 15 мая 1992 года, гарантирующее соблюдение пенсионных прав военнослужащих в условиях изменяющейся законодательной базы, будет принято Экономическим Судом СНГ в рамках выполнения возложенных на него функций обеспечения единообразного применения соглашений Содружества. На сегодняшний день, когда действующим является Соглашение от 15 мая 1992 года, основанное на принципе «территориальности», который не подвергся изменению в Соглашении от 13 марта 1992 года, можно утверждать, что сохраняют свою актуальность и правовые позиции Экономического Суда СНГ по разъяснению применения Соглашения от 15 мая 1992 года.
1. Декларация глав государств-участников Содружества Независимых Государств о дальнейшем развитии всестороннего сотрудничества: утв. Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств, 5 декабря 2012 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cis.minsk.by/news.php?id=1094 — Дата доступа: 07.07.2014. 2. Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года: утв. Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств, 14 ноября 2008 года // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств// [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cis.minsk.by/reestr/view/text?doc=2533 — Дата доступа: 07.07.2014. 3. План по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств: утв. Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств, 5 октября 2007 года // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств// [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=2298 —Дата доступа: 07.07.2014. 4. Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, 13 марта 1992 года // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=53 — Дата доступа: 08.07.2014 5. Информация о ходе выполнения Решения Экономического совета СНГ от 12 декабря 2008 года о проекте Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года // Документы 62-го заседания Экономического совета СНГ (20 июня 2014 года) // Архив Исполнительного комитета СНГ. 6. Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств, 15 мая 1992 года // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=95 — Дата доступа: 08.07.2014 7. Протокол заседания экспертной группы по согласованию проекта Протокола о внесении изменений в Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств, 15 мая 1992 года (20-21 ноября 2012 года) // Архив Исполнительного комитета СНГ. 8. О ходе выполнения Решения Экономического совета СНГ от 12 декабря 2008 года о проекте Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года: Решение Экономического совета СНГ, 20 июня 2014 года // Исполнительный комитет СНГ: официальный сайт // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.e-cis.info/news.php?id=8550 — Дата доступа: 09.07.2014. 9. Соглашение между государствами − участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, 14 февраля 1992 года // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=30 — Дата доступа: 08.07.2014. 10. Положение об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств: утв. Соглашением Совета глав государств Содружества Независимых Государств о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств, 6 июля 1992 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sudsng.org/competence/statut/— Дата доступа: 08.07.2014. 11. Логинов, В. О некоторых вопросах применения положений международных договоров о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу и службу в органах внутренних дел, заключенных государствами-участниками СНГ, и роли Экономического Суда СНГ в их разрешении // ЗАНГЕР. - 2012. - №8.- С.32-35. 12. Доклад Экономического Суда СНГ, 2012/ Экономический Суд СНГ. — Минск: ООО «ТМ АРГО-ГРАФИКС», 2013. — С. 43; Доклад Экономического Суда СНГ, 2013/ Экономический Суд СНГ. — Минск: ООО «ТМ АРГО-ГРАФИКС», 2014. — С. 42. 13. Подробно ознакомиться с указанными в тексте решениями и консультативными заключениями Экономического Суда СНГ можно на официальном сайте Экономического Суда Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://sudsng.org/database/deed/.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |