|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
Д. Пак, аудитор РК, аудиторская компания «ТрастФинАудит» г. Алматы
КАК ПРОИЗВОДИТСЯ ИСЧИСЛЕНИЕ НАЛОГОВ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ С ДОХОДОВ РАБОТНИКА - ГРАЖДАНИНА РОССИИ?
Работник, гражданин РК, работающий уже более 5 лет и постоянно проживающий в Казахстане, получил гражданство России в сентябре месяце. Правильно ли, что по налогам из зарплаты у него ничего не изменится, так как он проживает в Казахстане более 180 дней, и поэтому все равно считается резидентом РК? То есть по-прежнему будут ему предоставляться налоговый вычет при исчислении ИПН, удерживаться ОПВ и начисляться соцотчисления, только отражать все эти данные нужно отражать в форме 210.00, а не в форме 200.00?
В данном случае трудовые отношения с работником, получившим гражданство Российской Федерации, осуществляются в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, сторонами которого являются Республика Беларусь, Республика Казахстан Российская Федерация, Армения и Кыргызстан (далее-Договор). Трудовая деятельность трудящихся государств-членов регламентирована статьей 97 Договора, которая содержит в том числе следующие положения: Трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений настоящего Договора. Срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг). Граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда. В случае пребывания граждан государства-члена на территории другого государства-члена свыше 30 суток с даты въезда, эти граждане обязаны зарегистрироваться (встать на учет) в соответствии с законодательством государства въезда, если такая обязанность установлена законодательством государства въезда. Граждане государства-члена при въезде на территорию другого государства-члена в случаях, предусмотренных законодательством государства въезда, используют миграционные карты (карточки), если иное не предусмотрено отдельными международными договорами государств-членов. Граждане государства-члена при въезде на территорию другого государства-члена по одному из действительных документов, допускающему проставление отметок органов пограничного контроля о пересечении государственной границы, при условии, что срок их пребывания не превышает 30 суток с даты въезда, освобождаются от использования миграционной карты (карточки), если такая обязанность установлена законодательством государства въезда. В случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся государства-члена имеет право без выезда с территории государства трудоустройства в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор. Права и обязанности трудящегося государства-члена установлены статьей 98 Договора. В соответствии с пунктом 3 статьи 98 Договора о ЕАЭС установлено, что социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства, в связи с чем, работодатель обязан производить исчисление и уплату социальных отчислений с начисленных доходов трудящихся государств-членов ЕАЭС, однако с доходов трудящихся государств-членов ЕАЭС не производится исчисление и перечисление ОПВ. Трудовой (страховой) стаж трудящихся государств-членов засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального обеспечения (социального страхования), кроме пенсионного, в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами. В соответствии с действующим налоговым законодательством с доходов трудящихся государств-членов ЕАЭС производится исчисление индивидуального подоходного налога (по ставке 10 процентов) с правом применения налогового вычета в размере МЗП с момента пребывания на территории РК такого работника более 183 календарных дней, а также, если такой работник имеет «Вид на жительство иностранного гражданина» и социального налога. В вопросе указано, что работник постоянно проживает в РК. В случае, если данное означает, что работник, являющийся гражданином Российской Федерации, постоянно пребывает в Республике Казахстан на основании «Вида на жительство иностранного гражданина», то с доходов такого работника производится исчисление (удержание) и перечисление ОПВ в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона РК «О пенсионном обеспечении в РК», который гласит, что иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РК, пользуются правом на пенсионное обеспечение наравне с гражданами РК, если иное не предусмотрено законами и международными договорами. По доходам, начисленным и выплаченным трудящимся государств-членов ЕАЭС, а также обязательства по исчисленным суммам налогов и обязательных платежей представляются данные в налоговой отчетности по форме 210.00 «Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу по иностранцам и лицам без гражданства» в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом.
Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |