Сборник выступлений и рекомендаций участников научно-практической конференции
1 Программа конференции 21 ноября 2017 г. 2 Рекомендации участников конференции 21 ноября 2017 г. 5 Региональный директор Penal Reform International в Центральной Азии Шамбилов А.С. 8 Начальник отдела по борьбе с пытками Генеральной прокуратуры Молдовы Каракуян Ион 13 Об исполнении Соображений комитета по правам человека ООН. Гамонов В.В., адвокат, г.Астана
ПРОГРАММА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 21 ноября 2017 г., г. Астана, отель «The St.Regis»
09:30-10:00 Регистрация участников 10:00-10:15 Приветствия МАФАЭЛЬ Рольф, Чрезвычайный и полномочный Посол Федеративной Республики Германия в Республике Казахстан КОМЕНДА Ришард, Региональный представитель Управления Верховного комиссара по правам человека ООН по Центральной Азии КОГАМОВ Марат Чекишевич, председатель общественного совета по вопросам деятельности органов внутренних дел, доктор юридических наук, профессор 10:15-10:40 РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА «АНТИ-ПЫТКИ» Модератор: ШАМБИЛОВ Азамат, региональный директор PRI по Центральной Азии, член общественного совета по вопросам деятельности органов внутренних дел «Обзор ситуации с соблюдением свободы от пыток» ИБРАЕВА Анара Нурлыбаевна, директор ОО «Қадір-қасиет», кандидат юридических наук «Результаты мониторинга свободы от пыток общественных наблюдательных комиссий г.Астана, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской, Магистауской областей в специальных и исправительных учреждениях МВД РК 6-ти регионов» КОВЛЯГИНА Светлана Романовна, адвокат Павлодарской областной коллегии адвокатов, председатель ОО «Комитет по мониторингу уголовной реформы и правам человека» «Предложения по результатам анализа законодательства Республики Казахстан с целью имплементации Стамбульского протокола» КИСИКОВА Дания Ганиевна, судья в почетной отставке
10:40-11:50 ПРОВЕРКА ЗАЯВЛЕНИЙ О ПЫТКАХ, ЖЕСТОКОМ ОБРАЩЕНИИ В ХОДЕ ДОСУДЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ Модератор: КОГАМОВ Марат Чекишевич, д.ю.н., профессор «Практика борьбы с пытками в Республике Молдова» КАРАКУЯН Ион, начальник отдела по борьбе с пытками при Генеральной прокуратуре Республики Молдова «Результаты расследования специальными прокурорами дел о пытках» АГИБАЕВ Нурлан Жамбылович, помощник Генерального прокурора Республики Казахстан Cлужбы специальных прокуроров Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, советник юстиции «О проводимой в Республике Казахстан работе по превенции пыток» ЖАКУПОВ Ержан Есенгельдиевич, старший прокурор 2-й Службы Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, советник юстиции, кандидат юридических наук «Предварительные итоги реализации проекта «К обществу без пыток» на территории Восточно-Казахстанской области» ТЛЕНЧИЕВ Алан Тулебаевич, заместитель прокурора Восточно-Казахстанской области «Расследование заявлений о пытках на основании решений Комитета против пыток, Комитета по правам человека ООН» НУРМАШЕВА Разия Кусаиновна, адвокат коллегии адвокатов г.Алматы ГАМОНОВ Владимир Владимирович, адвокат Центральной юридической консультации коллегии адвокатов г.Астана 11:50-12:10 Дискуссия 12:10-12:30 Перерыв 12:30-13:00 ЗАЩИТА ЖЕРТВ ПЫТОК СО СТОРОНЫ ЗАКОНА И СУДОВ Модератор: ИБРАЕВА Анара Нурлыбаевна, директор ОО «Қадір-қасиет», к.ю.н. «Совершенствование уголовно-правовых мер борьбы с пытками и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» НУРТАЕВ Рамазан Туякович, профессор, доктор юридических наук «Судебный контроль как механизм защиты жертв пыток» ЮРЧЕНКО Раиса Николаевна, судья Верховного суда Республики Казахстан в отставке, член научно-консультативного совета при Верховном Суде Республики Казахстан, доктор юридических наук «Рассмотрение дел о пытках в судах на примере защиты потерпевшего по делу о пытках в суде №2 г.Усть-Каменогорск» ЖУЛИНСКАЯ Наталья Александровна, адвокат Карагандинской областной коллегии адвокатов «Сравнительный анализ законодательства Республики Казахстан и Стамбульского протокола: правовые аспекты» СЕРИКБАЕВ Абзал Мухамеджанович, эксперт ПРООН, заведующий кафедрой уголовного права, КазГЮУ 13:00-13:20 Дискуссия 13:20-14:20 Обед 14:20-14:50 ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ЗАЯВЛЕНИЙ О ПЫТКАХ, ЖЕСТОКОМ ОБРАЩЕНИИ СПЕЦИАЛИСТАМИ, ЭКСПЕРТАМИ Модератор: ЧЕРНОБИЛЬ Татьяна Викторовна, консультант Amnesty International «Законодательные и практические аспекты проведения судебно-медицинской экспертизы в соответствии с принципами Стамбульского протокола». АХАНБЕКОВ Арман Аралбаевич, кандидат медицинских наук, эксперт ПРООН, Институт судебной экспертизы г.Астана «Опыт проведения психолого-психиатрического исследования жертв пыток, проблемы при проведении исследования» КАМИЕВ Талгат Токтажанович, заместитель главного врача по лечебной работе КГКП «Восточно-Казахстанский областной психиатрический диспансер» г. Усть-Каменогорск «Особенности и проблемы проведения психологического исследования жертв пыток» ГЕРАСИМОВА Ольга Геннадьевна - психолог КГКП «Восточно-Казахстанский областной психиатрический диспансер» г. Усть-Каменогорск «Некоторые вопросы психологической оценки пыток и ненадлежащего обращения» СУЮНДЫКОВА Нургуль, юрист, психолог, участник группы национального превентивного механизма в г.Астана 14:50-15:10 Дискуссия 15:10-15:30 РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВОЗАЩИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИНСТИТУТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ДОКУМЕНТИРОВАНИИ ЗАЯВЛЕНИЙ О ПЫТКАХ Модератор: КОВЛЯГИНА Светлана Романовна, адвокат «Роль национального превентивного механизма в предупреждении пыток» ОСПАНОВА Динара, и.о. руководителя Управления экспертной работы Национального центра по правам человека Республики Казахстан «Польза и вред общественного мониторинга» ЕРКАЕВА Нина Федоровна, председатель общественной наблюдательной комиссии по Карагандинской области «Имплементация Стамбульского протокола в практику врачей первичных медицинских учреждений. Планы Коалиции НПО против пыток» ЧЕРНОБИЛЬ Татьяна, независимый консультант по международному праву в области прав человека, консультант Amnesty International в Центральной Азии, эксперт Коалиции НПО против пыток 15:30-15:50 Дискуссия 15:50 Рекомендации участников конференции 16:00 Завершение конференции
Участники научно-практической конференции «Казахстан: эффективное расследование и документирование пыток и другого жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения или наказания (Стамбульский протокол)», прошедшей 21 ноября 2017 г. в г. Астана, представленные 45 судьями всех областей страны, 20 прокурорами из 7-ми регионов (по надзору за законностью в исправительных учреждениях, а также расследующими дела о пытках специальными прокурорами), сотрудниками Национального бюро по противодействию коррупции, Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Министерства юстиции, учеными, адвокатами, членами общественных наблюдательных комиссий, психологами, судебно-медицинскими экспертами, экспертами ПРООН, международными организациями, дипломатическими представительствами, констатируя предпринятые Республикой Казахстан шаги по борьбе с пытками, подчеркивая важность продолжения принятия мер не только по борьбе с пытками, но и другим жестоким, бесчеловечным и унижающим достоинство обращением или наказанием, выполнения Республикой Казахстан обязательств согласно Конвенции ООН против пыток, осознавая необходимость имплементации Стамбульского протокола в законодательство и практику, обсудив результаты пилотного проекта, реализованного ОО «Қадір-қасиет» совместно с общественными наблюдательными комиссиями 6-ти регионов, экспертами, психологами, адвокатами и специальными прокурорами в период с апреля по декабрь 2017 г., а также предложенный проект Закона о внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики,
· Урегулировать правовой статус решений Комитетов ООН в отношении Республики Казахстан с законодательным установлением механизма их исполнения. · Вывести Комитет уголовно-исполнительной системы из ведения МВД РК. · Вывести медицинскую службу из подчинения администрации исправительных и специальных учреждений МВД РК в ведение Министерства здравоохранения РК. · Создать специализированные следственные суды. · Изучить вопрос закрытия изоляторов временного содержания как излишних в звене учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества. · Придать прокурору, проводящему расследование дел о пытках, статус «конституционного» прокурора. · Увеличить штатную численность специальных прокуроров. · Включить специальность «психолог» в реестр экспертов Министерства юстиции Республики Казахстан.
Рекомендации законодательного характера · Исключить из смежных составов преступлений (статей 110, 362) Уголовного кодекса Республики Казахстан квалифицирующий признак насилия, пытки с тем, чтобы обеспечить правильную квалификацию пыток. · Усовершенствовать норму статьи 146 Уголовного кодекса Республики Казахстан: по кругу субъектов - исключить «следователь, лицо, осуществляющее дознание»; дополнить «лицом, выступающим в официальном качестве», поскольку, к примеру, воспитатели детских домов (не будучи должностными лицами по определению данного термина, установленного пунктом 26 статьи 3 УК РК[1]) не несут ответственности за пытки. · Дополнить статью 146 Уголовного кодекса РК квалифицированными составами пыток (в отношении несовершеннолетних, женщин, в учреждениях закрытого типа, а также установить отдельной частью ответственность за совершение пыток сотрудниками правоохранительных органов с соответствующей строгой санкцией, характеризующей это преступление как тяжкое согласно категориям тяжести преступлений). · С учетом целей уголовного наказания (восстановление социальной справедливости, исправление осужденных и предупреждение уголовных правонарушений) усовершенствовать норму статьи 146 Уголовного кодекса Республики Казахстан, поскольку санкция не отвечает требованиям адекватности, не соответствует высокой степени общественной опасности пыток, позволяет примирение сторон (по сути, априори потерпевший не может примиряться, поскольку это уже будет расцениваться как вмешательство в расследование и судебное разбирательство, и составляет само по себе уведение виновного от ответственности). Важно повысить минимальный порог санкции нормы части 1 статьи 146 УК РК до 6 лет лишения свободы, исключив любые альтернативные виды наказания и примирение сторон. · Ввести уголовную ответственность за жестокое, бесчеловечное, унижающее достоинство обращение или наказание (криминализировать иные виды запрещенного Конвенцией против пыток обращения, наказания согласно обязательствам государства). · Установить исключительную подследственность дел о пытках за специальными прокурорами, исключив расследование дел о пытках Национальным бюро по противодействию коррупции и МВД. · Первичные процессуальные действия детально и четко регламентировать в УПК. Например, по процедуре доставления; в настоящее время доставление производится непроцессуальным лицом. · Ввести обязательную видеофиксацию момента фактического задержания; до её введения - в протоколе задержания обеспечить полноту описания состояния одежды, видимых телесных повреждений, психологическое состояние задержанного. · Согласно УПК РК (действующему с 2015 г.) заключение специалиста, проведенное без постановления органа уголовного преследования, не принимается в качестве доказательства. Изменить данную норму, открыв потерпевшему доступ к самостоятельному доказыванию. · В УПК РК ввести самостоятельную главу 11 о расследовании дел о пытках, в которой предусмотреть создание независимой специальной комиссии по расследованию. · По делам о пытках ввести положения о: а) проведении обязательной проверки вопроса о применении пыток и другого жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения, наказания, в условиях отсутствия сотрудников полиции в зале судебного заседания, и немедленном депонировании показаний заявителя о пытках, а также свидетелей (поскольку зачастую в связи с оказанным давлением они меняют показания) следственным судьей; б) обязательном предоставлении адвоката потерпевшему о пытках, при этом он должен специализироваться на делах о пытках (по субъекту получателей квалифицированной юридической помощи за счет государственных средств); в) обеспечении фактического равенства сторон в тех случаях, когда с одной стороны 5 адвокатов (у 5-ти подсудимых), а с другой - 1 (у одного), и не начинать судебное разбирательство, пока стороны не будут приведены в одинаковое положение; г) принятии мер безопасности заявителя о пытках, а также мер в обеспечение иска; д) немедленном вынесении судом постановления о проверке заявления о пытках; е) немедленном признании недопустимыми доказательств, полученных с применением пыток (при этом важно отрегулировать процедуру признания доказательства недопустимым); ж) ответственности за неисполнение частных постановлений судов; з) вместе с вынесением обвинительного приговора о пытках судам возлагать обязанность по обеспечению мер безопасности потерпевшему на прокуратуру. · Установить запрет на применение условно-досрочного освобождения, амнистии к осужденным за совершение пыток. · Факты нарушений минимальных гарантий права на свободу от пыток, установленных УПК РК, расцениваются как незначительные, оставаясь безнаказанными. Целый перечень дисциплинарных проступков должны быть переведены в разряд уголовных правонарушений (преступлений) и строго наказываться. · На законодательном уровне: а) исключить обязанность общественных наблюдательных комиссий уведомлять администрацию учреждений, установив действовавшее 10 лет ранее право на внезапное посещение специальных и исправительных учреждений; б) установить право пользоваться средствами аудио-, видео- и фото-фиксации мониторинга без получения согласия администрации учреждений.
Рекомендации практического характера · Ввести инструкцию для правоприменителей (судей, прокуроров, сотрудников правоохранительных органов) с разъяснением каждого элемента права на свободу от пыток. Например, таких гарантий, как правила Миранды, срок задержания, доступ к адвокату, врачу и др., и обязать изучить каждого под роспись. · Разработать и внедрить методику расследования дел о пытках, с учетом особенностей вида учреждения закрытого типа (в воинских частях, в детских домах/ школах, в психиатрических учреждениях, исправительных и специальных учреждениях, в случае смерти потерпевшего - когда отсутствуют показания потерпевшего). · Привлекать общественные наблюдательные комиссии в процесс сбора доказательств по заявлению о пытках. · Обеспечить регистрацию заявлений о пытках исключительно в ЕРДР (не в КУИ). · Обеспечить регистрацию каждого сообщения в СМИ о пытках, другом жестоком, бесчеловечном или унижающем достоинство обращении или наказании с проведением расследования. · Исключить из практики предупреждение заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос о пытках (ч.5 ст. 181 УПК РК). · Признавать свидетелями и допрашивать адвокатов по делам о пытках. · Пересмотреть все дела, где заявлялось о пытках, признать недопустимыми и исключить доказательства, полученные с применением пыток. · Проанализировать судебную практику дел о пытках, пересмотреть дела о пытках и привлечь к ответственности лиц, с чьего молчаливого согласия, ведома совершены пытки. · В отношении адвокатов «по назначению» - пересмотреть все дела о пытках и привлечь к уголовной ответственности защитников, позволивших пытать их подзащитных, не подавших возражений, жалоб, ходатайств. · Аналогично в отношении медицинских работников учреждений закрытого типа - пересмотреть все дела о пытках и привлечь к уголовной ответственности каждого медицинского работника, не сообщившего о пытках. · Проанализировать возможности неприменения судами статьи 55 Уголовного кодекса Республики Казахстан к подсудимым по делам о пытках при назначении наказания. · Провести исследование, подготовить обзор на предмет обеспечения безопасности, состояния здоровья и жизни заявителей о пытках (осужденных не за пытки), отбывающих наказание в виде лишения свободы. · В связи с продолжающимся давлением на потерпевших от пыток, в отношении которых применены меры безопасности, изучить причины и условия, способствующие необеспечению фактического механизма реализации мер безопасности. Разработать эффективный механизма обеспечения безопасности потерпевших от пыток (включая места их содержания). · С учетом того, что членовредительство в настоящее время в практике квалифицируется как злостное неповиновение администрации учреждения по статье 428 Уголовного кодекса Республики Казахстан, пересмотреть приговоры о членовредительстве, вынесенные после 2008 г., поскольку Конституционным советом Республики Казахстан статья Уголовного кодекса о членовредительстве признана не соответствующей Основному закону страны. · Провести исследование и принять меры по искоренению коррупции в учреждениях уголовно-исполнительной системы МВД РК. · Разместить стенды о контактах специальных прокуроров в доступных для задержанных или заключенных в какой бы то ни было форме местах. · Обучение Стамбульскому протоколу проводить на системной основе в образовательных учреждениях (медицинских вузах, академии правоохранительных органов, академии правосудия, академии МВД, КНБ). · Ввести обязательный курс повышения квалификации для фельдшеров скорой медицинской помощи (Приказом Министра здравоохранения РК № 450 от 03.07.2017 г. все врачи переведены в приемные покои стационаров со статусом врача общей практики, а в скорой помощи оставлены исключительно фельдшера). · Проводить рабочие встречи судей, прокуроров, специалистов, адвокатов для совершенствования работы в ходе расследования по делам о пытках, тем самым, обеспечить междисциплинарный подход и обмен опытом. · Прокуроры должны предоставлять больше сведений, в которых нуждается специалист, включая доступ к материалам уголовного дела. · Предоставить специалисту полномочия по приглашению необходимого круга лиц для обеспечения полноты и тщательности обследования, в целях обеспечения объективного подхода. · Вопросы, которые ставят перед специалистами, экспертами прокуроры и следователи, не всегда обеспечивают доказывание наличия/ отсутствия состава пыток. В этой связи важно разработать перечень вопросов специалистам для производства экспертизы, исследования по делам о пытках. · Сформировать реестр специалистов психологов для проведения обследований по делам о пытках, обучить их Стамбульскому протоколу, в том числе казахскоязычных. · Создать рабочую группу по разработке и апробированию методики психологического обследования (группы тестов, каждый из которых проверял бы результаты предыдущего теста) для повышения эффективности заключений по делам о пытках. · В целом, судебно-медицинские эксперты высказывают недовольство отсутствием полного и тщательного описания повреждений врачами, а то, что зафиксировано, не позволяет оценить причиненный вред (либо не пригодно к даче заключения из-за не верной терминологии, неполноты описания). Поскольку медицинский протокол не предусматривает документирования, необходимо разработать, утвердить и внедрить единую форму медицинского освидетельствования. · Обязать психологов специальных и исправительных учреждений фиксировать в разработанной специально в этих целях в единой форме эмоциональное, психологическое состояние водворенного в учреждение лица на момент доставления в учреждения, во время содержания и в момент этапирования/ освобождения из учреждения. · Уделять надлежащее внимание потерпевшему: его безопасности, уведомлению его о ходе расследования, привлекать к участию в производстве следственных действий. · Исключить норму о цензуре обращений заключенных в национальный превентивный механизм и специальному прокурору. · Провести исследование на предмет неэффективного механизма подачи жалоб (вторичная виктимизация, коррупция, произвол, вседозволенность и безнаказанность в уголовно-исполнительной системе), разработать и внедрить комплекс мер по строгому приему, регистрации каждого обращения лиц, задержанных или заключенных в какой бы то ни было форме. · Решить вопрос об обеспечении мер безопасности до конца срока наказания в отношении осужденных, заявивших о пытках и жестоком обращении со стороны сотрудников учреждения (см. выше). · Строго привлекать к ответственности должностных лиц за воспрепятствование деятельности ОНК[2]. · Судам одновременно с направлением по месту отбытия наказания копии приговора направлять исполнительные листы по гражданскому иску и взысканным с осужденного судебным расходам. · Требуется выделение средств на проведение в ряде учреждений капитального и текущего ремонта, замену сантехнического оборудования, кроватей и мебели. · Контролирующим органам необходимо провести проверку ценообразования в магазинах учреждений УИС. · Администрации учреждений следует принимать надлежащие меры к документированию заключенных. · Администрации учреждений создать необходимые условия для лиц с ограниченными возможностями. · Рассмотреть возможность строительства в учреждениях приспособленных для прогулок дворов, где у заключенных будет возможность заниматься физическими упражнениями. · Учреждения УИС, расположенные в отдаленной местности, должны быть перемещены ближе к областным или районным центрам, для сокращения эффекта социальной изоляции, для улучшения доступа заключенных к таким услугам, как здравоохранение, и решения проблем учреждений с вакансиями специалистов. · Администрации учреждений принять меры к укомплектованию штата медперсоналом. · Учреждениям образования укомплектовать классы информатики в школах учреждений УИС новыми компьютерами. · Пересмотреть подходы обращения с осужденными, лишенными свободы пожизненно. Так, во время бесед с членами ОНК в учреждении УК-161/3 осужденных к ПЛС сопровождали в отведенную комнату в сопровождении конвоя и собаки; на глаза одета повязка. После каждой выполненной команды, осужденный обязан крикнуть: «Есть, господин начальник!» В комнате для бесед осужденные к ПЛС помещаются в решетку, руки за спиной в наручниках, пристегнутых к железной решетке. Осужденные к ПЛС лишены возможности написать заявление собственноручно. · Обеспечить каждое учреждение КУИС специальным медицинским оборудованием. К примеру, в учреждении УК-161/3 ДУИС по Костанайской области для содержания осужденных к пожизненному лишению свободы, нет специального медицинского оборудования и необходимого медицинского персонала. · Под роспись обеспечить исполнение требования о том, что приговором суда осужденные лишены только свободы, но не других прав. Например, важно обеспечить реализацию свободы религии, исключить практику какой-либо «работы» и принуждения осужденных на видеозапись отказываться от своих убеждений, поскольку подобное в перечне видов наказания отсутствует, а соответственно - незаконно. · Обеспечить каждому доступ к необходимой квалифицированной медицинской помощи, с учетом прав пациентов на выбор врача и медицинской организации. · Опубликовать статистику о количестве смертей в исправительных и специальных учреждениях МВД РК.
Ибраева Анара Нурлыбаевна, директор ОО «Қадір-қасиет», к.ю.н.
Проект «Анти-пытки», поддерживаемый Федеративной Республикой Германия, реализуется общественным объединением «Қадір-қасиет» с апреля 2017 г. Основной целью его явилось практическое применение Стамбульского протокола в 6-ти регионах. В рамках проекта в гг. Астана, Караганда, Костанай, Усть-Каменогорск и Актау экспертами (юрист, судебно-медицинский эксперт, психиатр) основам Стамбульского протокола обучены 200 человек из числа специальных прокуроров, национального бюро по противодействию коррупции, судебно-медицинских экспертов, психологов, адвокатов, членов общественных наблюдательных комиссий (ОНК), участников национального превентивного механизма (НПМ). В период с мая по октябрь 2017 г. в партнерстве с ОНК 6-ти областей проводился мониторинг соблюдения права на уважение достоинства лиц, содержащихся в специальных учреждениях (следственные изоляторы, изоляторы временного содержания, приемники-распределители, специальные приемники) и учреждениях уголовно-исполнительной системы. Так, мониторингом охвачены 79 учреждений: в г. Астана - 5, в Восточно-Казахстанской области - 24, в Карагандинской - 13, в Костанайской - 11, в Мангистауской - 8, в Павлодарской - 18. В ходе 122-х посещений учреждений 13-ю членами ОНК исследовались письменные (журналы учреждения, стенды), персональные источники информации - беседы с руководством и персоналом учреждений, с задержанными, заключенными, получено 386 заявлений, в т.ч. 34 о пытках. На странице «Проект Анти-Пытки» в фейсбуке граждане также пишут о жалобах на пытки, которые продолжают поступать. В учреждениях, в которых проводился мониторинг, члены ОНК отметили открытость администрации. Между тем, Департаментами уголовно-исполнительной системы и внутренних дел г. Астана с 16.08.2017 г. отказано в доступе ОНК по г.Астана в специальные и исправительные учреждения столицы. При этом ДУИС, несмотря на функционирование ОНК, принял протокол вновь созданной третьей ОНК под председательством Гражданского альянса, члены которой за 3 месяца посетили по одному разу 4 учреждения. По постановлениям о привлечении в качестве специалиста специальные прокуроры и сотрудники Национального бюро по противодействию, проводившие досудебное расследование, обученными на семинарах психологами и психиатрами проведены обследования и даны заключения по 11-ти делам о пытках. Заявителям о пытках привлечены 6 адвокатов, участвовавших как в ходе следствия, так и судебного разбирательства в гг.Астана, Павлодар, Усть-Каменогорск, Степногорск. Все полученные данные проанализированы, разработан проект Закона по имплементации Стамбульского протокола, издан и распространен доклад всем заинтересованным в улучшении ситуации с соблюдением прав человека в закрытых учреждениях.
Анализ ситуации с соблюдением свободы от пыток и другого жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения, наказания в 2017 г.
«Пытки» признаны преступлением[3] [Н1] с введением в Уголовный кодекс Республики Казахстан (далее - УК РК) статьи 347-1. С 2015 г. в Казахстане действует новый УК, и сейчас это статья 146, находящаяся она в главе «Уголовные правонарушения против конституционных и иных прав и свобод человека и гражданина». Норма статьи 146 «Пытки» УК РК включает три части и предусматривает в первой части три альтернативных лишению свободы вида наказания - штраф, исправительные работы, ограничение свободы; по второй части - от трех до семи лет лишения свободы; по третьей - от пяти до двенадцати лет лишения свободы. Дополнительным видом наказания установлено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Таким образом, наказание не соответствует тяжести пыток. Жестокое, бесчеловечное и унижающее достоинство обращение и наказание, запрещенное Конвенцией ООН против пыток, не криминализировано в Казахстане. Прямая статья Уголовного кодекса, запрещающая пытки, применяется на практике. Как правило, по статье 146 УК РК лиц приговаривают к трем годам лишения свободы[Н2], с лишением права занимать должности на государственной должности и лишением специальных званий на основании ст. 49 ч.1 УК РК[4]. Тексты приговоров в среднем 15-30 листов. Случаи привлечения к ответственности косвенно причастных не отмечены, за исключением вынесенного в середине ноябре 2017 г. приговора бывшему начальнику следственного изолятора ДУИС г.Алматы по делу об изнасиловании Н.Слекишиной. Готовность привлекать к ответственности медицинских работников исправительных учреждений и следственных изоляторов отсутствует. Руководящий состав полиции и учреждений, как правило, избегает ответственности. Проблемой остается по-прежнему неприменение содержания под стражей к подозреваемым и обвиняемых в совершении пыток. Согласно сведениям Комитета по правовой статистике и специальным учетам при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, зарегистрировано сообщений о пытках: в 2014 г. - 46, в 2015 г. - 116, в 2016 г. - 78, за 9 месяцев 2017 г. - 100. Сведения о лицах, совершивших пытки[Н3]: в 2014 г.- 35 чел., в 2015 г. - 21 чел., в 2016 - 26 чел., за 9 месяцев 2017 г. - 22 чел. Таким образом, обвинительные приговоры о пытках выносятся (в 2016 г.-11 обвинительных, 1 оправдательный в 6-ти областях, 16 потерпевших, 12 осужденных сотрудников МВД; 9 месяцев 2017 г. - такое же число приговоров в 7-ми областях, 11 потерпевших, 15 осужденных сотрудников МВД, 1 - СЭР КГД), но в целом по-прежнему малое количество дел доходят до суда. При этом, за 2 года перманентно числятся Астана, Акмолинская, Актюбинская, Алматинская области (в 2016 г. также Костанайская, в 2017 - ВКО). Есть примеры неверной (либо недостаточной) квалификации. Так, в случае причинения легкого вреда здоровью до 03.07.2017 г.[5] практиковалась регистрация заявлений [Н4] по ст. 108 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» УК РК в Книге учета информации (КУИ), далее через УВД направление [Н5] в суд в порядке частного обвинения. Порой пытки квалифицируются по ст. 362 «Превышение власти, должностных полномочий» УК РК[6] (с применением насилия, где санкция выше, чем в ст. 146 «Пытки» УК РК). Есть обвинительные приговоры в связи с доведением до самоубийства.[7] Согласно части 4 статьи 187 Уголовно-процессуального кодекса закреплена альтернативная подследственность по делам о пытках между Министерством внутренних дел (далее - МВД) и Национальным бюро по противодействию коррупции (далее - НБПК): предварительное расследование проводится органами внутренних дел или антикоррупционной службой, начавшими досудебное расследование в отношении лица, не являющегося сотрудником этого органа. В соответствии с пунктом 4 Инструкции о проверке заявлений о пытках и иных незаконных методах, связанных с жестоким обращением с лицами, вовлеченными в уголовный процесс и содержащихся в специализированных учреждениях, и их предупреждению, утвержденной приказом Генерального Прокурора от 01.02.2010 г. № 7, указанием Генерального Прокурора от 08.02.2013 г. №1/15, пунктом 8 Инструкции об организации досудебного расследования в органах прокуратуры, утвержденной приказом Генерального Прокурора от 27.03.2015 г. № 48, расследованием уголовных дел о пытках занимаются специальные прокуроры. В 2017 г. Генеральной прокуратурой велся пилотный проект в пяти областях страны, предусматривающий расследование дел о пытках исключительно специальными прокурорами. Между тем, в этих же областях дела о пытках расследуются антикоррупционной службой. Но даже в тех регионах, где расследование по делам о пытках проводилось специальными прокурорами, в отношении последних наблюдалось серьезное давление, а сами они оказались не просто без защиты, но под угрозой уголовной ответственности. Например, привлекаемые к уголовной ответственности подозреваемые, обвиняемые подают жалобы (по делам Виненко О.Н., Касенова и др.), Национальное бюро по противодействию коррупции проводит досудебные расследования, держа специальных прокуроров в психологической напряженности (тем самым, способствуя снижению активности и настойчивости расследователей). Более того, как установил суд г.Риддер в частном постановлении от 16.06.2017 г. в адрес прокурора г.Риддер, свидетели Ше., А., Шу. в суде показали, что специальный прокурор А. склонял их к даче показаний против подсудимых за деньги. Но прокурор предоставил материалы досудебного расследования Национального бюро по противодействию коррупции в отношении А., в которых указанные 3 свидетеля сообщили, что их попросили сотрудники полиции подать заявления против специального прокурора А.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание 1 Программа конференции 21 ноября 2017 г.2 Рекомендации участников конференции 21 ноября 2017 г.3 Анализ ситуации с соблюдением свободы от пыток и другого жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения, наказания в 2017 г. Ибраева А.Н., ОО «Қадір-қасиет»4 Предложения «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам эффективного расследования и документирования пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» (Стамбульский протокол). Судья в почетной отставке Кисикова Д.Г.5 Региональный директор Penal Reform International в Центральной Азии Шамбилов А.С.6 Результаты мониторинга свободы от пыток общественных наблюдательных комиссий г.Астана, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской, Магистауской областей в специальных и исправительных учреждениях МВД РК 6-ти регионов. Ковлягина С.Р., адвокат, г.Павлодар8 Начальник отдела по борьбе с пытками Генеральной прокуратуры Молдовы Каракуян Ион9 Результаты расследования специальными прокурорами дел о пытках. Агибаев Н.Ж., помощник Генерального прокурора РК Службы специальных прокуроров Генеральной прокуратуры РК, советник юстиции10 О проводимой в Республике Казахстан работе по превенции пыток. Жакупов Е.Е., старший прокурор 2-й Службы Генеральной прокуратуры РК, советник юстиции, к.ю.н.11 Предварительные итоги реализации проекта «К обществу без пыток» на территории Восточно-Казахстанской области. Тленчиев А.Т., заместитель прокурора области12 Расследование заявлений о пытках на основании решений Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Нурмашева Р.К., адвокат, г.Алматы13 Об исполнении Соображений комитета по правам человека ООН. Гамонов В.В., адвокат, г.Астана14 Совершенствование уголовно-правовых мер борьбы с пытками и другими жестокими, бесчеловечными или унижающими достоинство видами обращения и наказания. Нуртаев Р.Т., д.ю.н., профессор, АО «УНИВЕРСИТЕТ КАЗГЮУ»15 Рассмотрение дел о пытках в судах на примере защиты потерпевшего по делу о пытках в суде №2 г.Усть-Каменогорск. Жулинская Н.А., адвокат, г.Караганда16 Опыт проведения психолого-психиатрического исследования жертвам пыток, проблемы при проведении исследования. Камиев Т.Т., заместитель главного врача, КГКП «Восточно-Казахстанский областной психиатрический диспансер» г.Усть-Каменогорск17 Особенности и проблемы проведения психологического исследования жертв пыток. Герасимова О.Г., психолог КГКП «Восточно-Казахстанский областной психиатрический диспансер», г. Усть-Каменогорск18 Некоторые вопросы психологической оценки пыток и ненадлежащего обращения. Суюндыкова Н.М., юрист, психолог, г.Астана19 Польза и вред общественного мониторинга. Еркаева Н.Ф., председатель общественной наблюдательной комиссии по Карагандинской области20 Имплементация Стамбульского протокола в практику первичных медицинских учреждений. Планы Коалиции НПО Казахстана против пыток. Чернобиль Т., независимый консультант по международному праву в области прав человека, консультант Amnesty International.21 О некоторых вопросах применения уголовно-исполнительного законодательства в учреждениях смешанной безопасности в свете современных концепций прав человека. Аманжолова Б.А., доцент кафедры уголовного права и криминологии Карагандинского государственного университета им.Е.А.Букетова, к.ю.н.; Мамбетов Р.К., начальник 7-гоуправления по соблюдению прав лиц, задержанных, заключенных под стражу и отбывающих уголовное наказание прокуратуры Северо-Казахстанской области, младший советник юстиции |