<< Назад
Далее >>
0
0
Два документа рядом (откл)
Распечатать
Копировать в Word
Скрыть комментарии системы
Информация о документе
Информация о документе
Поставить на контроль
В избранное
Посмотреть мои закладки
Скрыть мои комментарии
Посмотреть мои комментарии
Увеличить шрифт
Уменьшить шрифт
Корреспонденты
Респонденты
Сообщить об ошибке

Постановление Главного государственного санитарного врача РК : актуальные вопросы о его юридической силе в системе нормативных правовых актов РК (Назханов Таир, Адвокат, LLM АК «Назханов и партнеры»; Касымжанов Абзал, Адвокат, LLM АК «Назханов и партнеры»)

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Постановление Главного государственного санитарного врача РК[1]:
актуальные вопросы о его юридической силе в системе нормативных правовых актов РК

 

Назханов Таир, Адвокат, LLM АК «Назханов и партнеры»;

Касымжанов Абзал, Адвокат, LLM АК «Назханов и партнеры»

 

11 марта 2020 года Всемирная Организация Здравоохранения, являющаяся специализированным учреждением ООН, официально объявила коронавирусную инфекцию COVID-19 пандемией. В результате, практически все государства мира были вынуждены принять соответствующие ограничительные мероприятия для борьбы с пандемией.

В связи распространением коронавирусной инфекции COVID-19 Государственная комиссия РК по обеспечению режима чрезвычайного положения приняла решение ввести карантин с 19 марта 2020 года в городах Нур-Султан и Алматы с введением соответствующих ограничительных мероприятий. В частности, действующее законодательство РК[2] предусматривает следующий перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводится ограничительные мероприятия, в том числе карантин:

1) чума;

2) холера;

3) желтая лихорадка;

4) вирусные геморрагические лихорадки;

5) тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС);

6) человеческий грипп, вызванный новым подтипом вируса;

7) коронавирусная инфекция, вызванная новым подтипом вируса.

 

Действующее законодательство РК[3] предоставляет Главному государственному санитарному врачу РК принимать решение о введении ограничительных мероприятий для борьбы с распространением коронавирусной инфекции COVID-19. При этом, Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» не предусматривает в качестве какого именно документа оформляется такое решение. Тем не менее, 22 мая 2020 года Главный государственный санитарный врач РК принял Постановление за № 37-ПГВр «О дальнейшем усилении мер по предупреждению заболеваний коронавирусной инфекцией среди населения Республики Казахстан» (далее - «Постановление врача»).

Вместе с тем, авторы настоящей статьи попытались вкратце обратить внимание на актуальные вопросы о юридической силе Постановления врача в системе нормативных правовых актов РК в рамках действующего законодательства РК.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Действующее законодательство РК не относит Постановление врача к конкретному виду нормативного правового акта.

 

В целом, действующее законодательство РК[4] определяет, что нормативные правовые акты (далее - «НПА») устанавливают нормы права, т.е. обязательные для исполнения правила поведения. Профильный закон предусматривает два вида НПА: основные и производные. В частности, предусмотрен следующий исчерпывающий перечень основных видов НПА:

1) Конституция РК, конституционные законы РК, кодексы РК, консолидированные законы РК, законы РК;

2) нормативные правовые указы Президента РК;

2-1) нормативные правовые акты Председателя Совета Безопасности РК;

3) нормативные правовые постановления Парламента РК и его Палат;

4) нормативные правовые постановления Правительства РК;

5) нормативные постановления Конституционного Совета РК, Верховного Суда РК;

6) нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии РК, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета РК, Национального Банка РК и иных центральных государственных органов;

7) нормативные правовые приказы министров РК и иных руководителей центральных государственных органов;

8) нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов;

9) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов и нормативные правовые постановления ревизионных комиссий.

Производные виды НПА включают в себя: положения, технические регламенты, правила, инструкции. При этом, профильный закон[5] указывает, что законодательство РК может предусмотреть иные формы НПА производного вида. Вместе с тем, авторы настоящей статьи не нашли отдельный НПА, который специально относит Постановление врача к производному типу НПА.

Таким образом, из указанного можно сделать вывод, что Постановление врача не относится ни к основному, ни к производному виду НПА. В связи с чем, возникают вопросы о законности установления Постановлением врача норм права, т.е. обязательные правила поведения. По мнению авторов статьи, правовой статус Постановления врача требует более четкого урегулирования на законодательном уровне.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Действующее законодательство РК также четко не определяет место Постановления врача в иерархии НПА.

 

Также, действующее законодательство РК[6] четко не определяет место Постановления врача в иерархии НПА. В частности, законодательство РК предусматривает следующую иерархию НПА, при котором НПА нижестоящего уровня не должны противоречить НПА вышестоящего уровня:

1) законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию РК;

2) конституционные законы РК;

3) кодексы РК;

4) консолидированные законы, законы РК;

5) нормативные постановления Парламента РК и его Палат;

6) нормативные правовые указы Президента РК;

7) нормативные правовые постановления Правительства РК;

8) нормативные правовые приказы министров РК и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии РК, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета РК, Национального Банка РК и иных центральных государственных органов;

9) нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов;

10) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов и нормативные правовые постановления ревизионных комиссий.

Целостность системы законодательства РК основана на принципе соблюдения иерархии НПА. При этом, профильный закон не определяет место Постановления врача в указанной иерархии НПА. В связи с чем, возникает обоснованный вопрос относительно юридической силы Постановления врача в РК.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Постановлением врача даны прямые указания для исполнения другим государственным органам в борьбе с коронавирусной инфекцией, что может вызвать дополнительные вопросы о законности таких указаний.

 

На основании Постановления врача даны указания обеспечить проведение соответствующих мероприятий для борьбы с коронавирусной инфекцией, включая, но не ограничиваясь, следующим органам и должностным лицам: Министерству индустрии и инфраструктурного развития РК, Министерству юстиции РК, Национальному Банку РК, акимам городов Нур-Султан, Алматы и Шымкента, сотрудникам уголовно-исполнительной системы МВД РК и иным уполномоченным органам и лицам.

Вместе с тем, как указано выше, у авторов статьи возникает обоснованный вопрос об обязательной силе Постановления врача. Более того, возникает вопрос о законности полномочий Главного государственного санитарного врача РК давать прямые указания для исполнения другим уполномоченным органам и организациям, которые не подчиняются Главному государственному санитарному врачу РК.

 

На основании изложенного, авторы статьи полагают, что правовой статус Постановления врача требует более четкого урегулирования на законодательном уровне.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

[1] Постановление Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан от 22 мая 2020 года № 37-ПГВр «О дальнейшем усилении мер по предупреждению заболеваний коронавирусной инфекцией среди населения Республики Казахстан».

[2] Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 февраля 2015 года № 130 «Об утверждении Перечня инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия, в том числе карантин».

[3] Ст. 150 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV «О здоровье народа и системе здравоохранения».

[4] Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 480-V ЗРК «О правовых актах».

[5] [5] Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 480-V ЗРК «О правовых актах».

[6] Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 480-V ЗРК «О правовых актах».