|
|
|
Международные стандарты и принципы соблюдения прав и свобод человека в бизнесе
Дина Масанова, координатор проекта «Содействие политике и практике по бизнесу и правам человека в Казахстане», Центр исследования правовой политики (LPRC)
Разработка специальных процедур и документов, регулирующих соблюдение и гарантии прав человека на предприятиях, стала наиболее актуальна в 1990-х годах в свете увеличения количества частных компаний и параллельно возросшей транснациональной экономикой. К 1990 году было зафиксировано около 35 000 транснациональных компании (ТНК) со 150 000 дочерними организациями[1]. Внутренняя политика ТНК в отношении своих рабочих была направлена на получение наибольшей прибыли вследствие их труда, и заключалась, в большей степени, в организации постоянных тренингов и курсов повышения квалификации. Эти тенденции привели к возросшим опасениям, связанным с нарушением социальных прав трудящихся. Сегодня регулирование ситуации с обеспечением выполнения гарантий прав человека на мировой арене происходит путем присоединения к международной практике, договорам и инициативам.
Глобальный договор ООН
В 1999 году на Всемирном Экономическом Форуме в Давосе, Генеральный Секретарь ООН Кофи Аннан выступил с инициативой создания Глобального Договора, присоединяясь к которому, компании выражали бы свою готовность выполнять обязательства в сфере социальной ответственности. Полный текст Договора был представлен в Штаб-квартире ООН в июле 2000 года[2]. Глобальный договор включает в себя 10 принципов для деловых кругов, взятых из основополагающих документов по правам человека: Всеобщая декларация прав человека[3], Декларация Международной организации труда об основополагающих принципах и правах на производстве[4], Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию[5], Конвенция ООН против коррупции[6].
Принципы Глобального договора делятся на 4 блока: - права человека: 1) поддержка и уважение защиты основных прав человека, 2) непричастность к нарушению прав человека; - трудовые отношения: 3) поддержка свободы объединений и признание права на заключение коллективных договоров, 4) ликвидация всех форм принудительного и обязательного труда, 5) полное искоренение детского труда, 6) не дискриминация в сфере труда и занятости; - окружающая среда: 7) поддержка подхода к экологическим вопросам, основанного на принципе предосторожности, 8) осуществление инициатив, направленных на повышение ответственности, за состояние окружающей среды, 9) развитие и распространение экологически безопасных технологий; - противодействие коррупции: 10) противостояние всем формам коррупции[7]. Присоединение к Глобальному договору происходит на добровольной основе посредством направления соответствующего письма на имя Генерального Секретаря ООН о поддержке Глобального договора и его принципов. Необходимость проведения оценки воздействия на права человека на предприятиях содержится в Принципе 1: поддержка и уважение защиты основных прав. В данном случае оценка воздействия на права человека проводится для подтверждения того, что компания выполняет свои обязательства по части соблюдения прав своих сотрудников. В данном контексте процесс состоит из независимой внутренней или внешней экспертизы. В данный момент к данной инициативе присоединилось 12.336 участников, включая 9.000 бизнес компаний и около 4.000 не финансовых организаций[8]. Все участники должны предоставлять годовые отчеты о развитии. В 2008 году в г. Жезказган на Форуме социальной ответственности бизнеса между Министерством труда и социальной защиты населения и социально-ориентированными бизнес структурами было подписано соглашение по продвижению принципов Глобального Договора ООН[9]. Первой организацией, присоединившейся к данной инициативе, было АО «Казкоммерцбанк»[10], на сегодняшний день, 16 организаций из Казахстана являются членами Глобального Договора ООН, из которых 6 - неправительственные организации, а компании электроэнергетического сектора Казахстана представлены в лице АО «Мангистауская Распределительная Электросетевая Компания», АО «Кегок» и АО «Самрук Энерго»[11].
Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека
Первыми шагами к разработке Руководящих принципов было утверждение специальных рабочих групп, которые назывались «Нормы транснациональных компаний и других предприятий»[12]. Данная инициатива вызвала резонанс внутри бизнес сообщества и среди правозащитников. В 2005 году было принято решение упразднить данную инициативу и создать Специального Представителя Генерального секретаря ООН по вопросам прав человека и транснациональных компаний и других предприятий, которым стал Джон Рагги. Согласно мандату, Специальному Представителю отводилось 2 года для идентификации и разъяснения существующих стандартов и практик. По окончанию данного периода были разработаны «Руководящие Принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека. Осуществление рамок Организации Объединенных Наций в отношении «защиты, соблюдения и средств правовой защиты» или Принципы Рагги[13]:
а) Защита: Государство выступает на внутренней и международной арене гарантом соблюдения, защиты и осуществления прав человека в рамках своей территории/юрисдикции. Его обязанностью является и защита прав человека от третьих лиц, включая предприятия. Защита прав человека государством является его нормой, из чего следует, что оно не может нести ответственность за их нарушения частными субъектами, но может нарушить свои обязательства по международному праву, в случаях недолжного реагирования, не принятия соответствующих мер для предупреждения и расследования нарушения прав человека частными субъектами.
Согласно Руководящим Принципам государство должно посредством законодательства, эффективной политики, нормативного регулирования и судопроизводства гарантировать защиту и соблюдение прав человека в компаниях. Государством должны быть разработаны механизмы для предотвращения, недопущения нарушений прав человека. В случае, если права были нарушены, должны быть обеспечены специальные карательные меры, а также способы компенсации за их нарушение.
б) Соблюдение: Помимо ответственности за соблюдение законов, а также подзаконных актов, предприятия должны в должной мере нести ответственность за соблюдение ими прав человека на территории того государства, где они ведут свою деятельность.
Предприятия должны соблюдать права человека, избегать их нарушения и устранять неблагоприятные последствия своей деятельности на права человека, независимо от их размера, сектора и условий деятельности, форм собственности и структуры. Помимо прав человека, содержащихся в Международном билле о правах человека и стандартах, и принципах, содержащиеся в Декларации МОТ (Международной Организации Труда), компаниям необходимо также руководствоваться такими дополнительными договорами ООН, как: о правах женщин, детей, национальных меньшинств, инвалидов, а также трудящихся мигрантов и их семей в случаях, если компании столкнулись с такой ситуацией.
Компаниям необходимо избегать оказания или содействия нарушению прав человека не только в рамках своей деятельности, но и в рамках деловых отношений, под которыми понимается ее отношения с партнерами и другими субъектами, имеющими отношение к ее предпринимательской деятельности.
Предприятия должны проводить соответствующие мероприятия для предоставления должной заботы о правах человека: оценку фактического и потенциального воздействия на права человека в рамках своей деятельности или связанного с его деятельностью, учитывая размер, характер и условия деятельности компании. Выводы по результатам такой оценки должны соответственно учитываться с принятием необходимых мер для отслеживания соответствующих изменений и распространение информации о том, каким образом устраняется воздействия на права человека.
Компаниям необходимо проводить периодическую оценку рисков по правам человека. Под рисками понимается потенциальное неблагоприятное воздействие на права человека. Оценка рисков в этом случае проходит путем интегрирования экспертных знаний и/или знаний внешних экспертов в области прав человека, а также включать в себя конструктивные консультации с потенциально затрагиваемыми группами и другими заинтересованными сторонами (стейкхолдерами). Выводы таких оценок распространяются во все соответствующие внутренние бизнес структуры.
в) Средство защиты: Государство, являясь гарантом соблюдения прав человека должно на уровне законодательства, а также практики выработать механизмы по защите прав человека от нарушений, связанных с предпринимательской деятельностью посредством судебных, административных, законодательных или иных средств. В случаях, если нарушение прав человека имело место, то государство должно обеспечить жертве такого нарушения, открытый доступ к средствам правовой защиты, которые могут включать в себя: компенсации, принесение извинений, реституцию, реабилитацию, применение санкций, а также повторное их недопущение с помощью судебных запретов или гарантий не повторения. Также обеспечение доступа к средствам правовой защиты поможет государству повысить информированность общественности и понимание таких механизмов, способов получения доступа к ним и предоставление финансовой или экспертной поддержки.
Принципы Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР)
Организация Экономического Сотрудничества и Развития была основана в 1961 году, заменяя Организацию Европейского Экономического Развития, которая была образована в 1948 года с основной миссией координации проектов Европейской реконструкции экономики в свете громадного экономического спада после Второй Мировой войны.
Сегодня, основной целью организации является продвижение политики, направленной на улучшение социального и экономического состояния людей[14]. На данный момент в организацию входят 35 стран[15], по каждой из которых подготавливается специальный отчет каждые 2 года по экономическому развитию.
Членство в подобной организации является прямым признанием ее стабильной экономической, социальной и политической ситуации. В Послании Президента Республики Казахстан от 18 января 2014 г., одним из основных интеграционных направлений, является присоединение к странам участницам ОЭСР. Президент РК дал направление на внедрение в стране ряда принципов и стандартов ОЭСР[16].
Перед вхождением в ОЭСР, страна должна выполнить Страновую программу, подготовленную ОЭСР. По мере выполнения пунктов программы, страна может быть зачислена в ОЭСР.
Основным документом, регулирующим деятельность бизнеса и прав человека в ОЭСР являются «Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятий»[17] (далее - принципы ОЭСР). Руководящие принципы представляют собой рекомендации государств - членом ОЭСР к компаниям, осуществляющим свою деятельность на территории государств - членов ОЭСР. Страна, вступающая в ОЭСР или в один из комитетов организации, присоединяется к принципам ОЭСР, тем самым показывая свою приверженность разработанным принципам. Поддержка руководящих принципов, мониторинг их выполнения, повышение осведомленности о принципах выполняется через специальный инструмент - Национальный Контактный Центр (НКЦ). НКЦ также служит площадкой для медиации для решения спорных вопросов, тем самым представляя из себя досудебный механизм разрешения споров и конфликтных ситуаций, затрагивающие права человека.
Руководящие принципы ОЭСР состоят из 2 частей: часть 1 представляет принципы для компаний в области раскрытия информации, прав человека, трудовых и производственных отношений, охраны окружающей среды, борьбы со взяточничеством, предложением и вымогательством взяток, интересов потребителей, науки и технологий, конкуренции и налогообложения; часть 2 фокусируются на национальных контактных пунктах, инвестиционном комитете ОЭСР.
Глава «Права человека» Принципов ссылается и согласуется с принципами Рагги, и содержит обязательство Государств защищать права человека, и обязательство компаний соблюдать права человека. Предприятия должны соблюдать права человека, даже если само Государство не способно обеспечить исполнение внутреннего законодательства и международных договоров в области прав человека. В этом случае, компании должны найти способ, чтобы в максимальной степени соблюдать внутреннее законодательство и международные обязательства по правам человека.
Данная глава описывает проведение компанией комплексной экспертизы прав человека, что представляет собой оценку фактических и потенциальных последствий в отношении прав человека, принятия соответствующих мер для недопущения негативных последствий на права человека, мониторинг выполнения этих мер и отчетность о борьбе с негативными последствиями. Весь этот процесс представляет собой оценку воздействия на права человека.
Важно отметить, что присоединяюсь к ОЭСР и руководящим принципам ОЭСР, компании берут на себя фактическое обязательство следовать описанным принципам.
Стандарты деятельности Международной Финансовой Корпорации (IFC)
Стандарты деятельности Международной финансовой корпорации являются одним из основных элементов стратегического обязательства МФК по оказанию содействия устойчивому развитию[18].
Они обязательны для исполнения всеми клиентами МФК, т.е. компаниям, которые получают инвестиций МФК для крупных инфраструктурных проектов.
Стандарты деятельности содержат рекомендации по выявлению рисков и воздействий в рамках проектов. Они призваны оказать клиентам помощь в предотвращении рисков и неблагоприятных воздействий, смягчении их последствий и управлении ими в целях устойчивого ведения бизнеса и прописывают обязанности клиента по взаимодействию с заинтересованными сторонами и раскрытию информации о деятельности на уровне проекта.
В совокупности Стандарты деятельности устанавливают требования по восьми направлениям, которые клиент должен соблюдать на протяжении всего жизненного цикла инвестиционного проекта МФК:
Стандарт деятельности 1: Оценка и управление экологическими и социальными рисками и воздействиями Стандарт деятельности 2: Рабочий персонал и условия труда Стандарт деятельности 3: Рациональное использование ресурсов и предотвращение загрязнения окружающей среды Стандарт деятельности 4: Охрана здоровья и обеспечение безопасности населения Стандарт деятельности 5: Приобретение земельных участков и вынужденное переселение Стандарт деятельности 6: Сохранение биологического разнообразия и устойчивое управление живыми природными ресурсами Стандарт деятельности 7: Коренные народы Стандарт деятельности 8: Культурное наследие
Стандарт деятельности 1 придает значение і) общей оценке, позволяющей определить экологические и социальные воздействия, риски, а также потенциал в рамках проектов; ii) эффективному взаимодействию с местным населением посредством раскрытия связанной с проектами информации и проведения консультаций по непосредственно затрагивающим их вопросам; iii) управлению экологическими и социальными аспектами проектов на протяжении всего их жизненного цикла. Стандарты деятельности 2-8 определяют цели и требования по предотвращению, минимизации и по компенсации/возмещению вреда и ущерба, нанесенного рабочим, местным сообществам и окружающей среде.
[1] Согласно Мировому Инвестиционному Отчету 1992: «World Investment Report 1992. Transnational corporations as engines of Growth». United Nations, New York, 1992. [2] Источник: http://www.undp.ru/index.php?iso=RU&lid=2&pid=73 [3] Источник: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml [4] Источник: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ilo_principles.shtml [5] Источник: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml [6] Источник: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml [7] 10 Принципов Глобального договора: http://www.unglobalcompact.org/Languages/russian/ten_principles.html [8] Источник: https://www.unglobalcompact.org/what-is-gc/participants [9] Источник: http://www.csrkz.org/ru/praktika-kso/eksperty-i-praktiki-kso/398-interview-s-ministerstvom-truda.html [10] Источник: http://news.gazeta.kz/art.asp?aid=205078 [11] Источник: https://www.unglobalcompact.org/what-is-gc/participants/search?utf8=%E2%9C%93&search%5Bkeywords%5D=&search%5Bcountries%5D%5B%5D=106&search%5Bper_page%5D=10&search%5Bsort_field%5D=&search%5Bsort_direction%5D=asc [12] Report of the Special Representative of the Secretary- General on the issue of human rights and transnational corporations and other business enterprises, John Ruggie, March 21, 2011 [13] Руководящие Принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека. Осуществление рамок Организации Объединенных Наций в отношении «защиты, соблюдения и средств правовой защиты». Нью Йорк и Женева, 2011 год [14] Источник: http://www.oecd.org/about/ [15] Источник: http://www.oecd.org/about/membersandpartners/ [16] Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г: http://www.akorda.kz/ru/page/page_215750_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-17-yanvarya-2014-g [17] Источник: http://www.oecd-ilibrary.org/governance/oecd-guidelines-for-multinational-enterprises_9789264115415-en [18] Источник: https://www.ifc.org/wps/wcm/connect/c8f524004a73daeca09afdf998895a12/IFC_Performance_Standards.pdf?MOD=AJPERES
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |