БАНЧУК А.
кандидат юридических наук,
Эксперт Центра политико-правовых реформ,
(г. Киев, Украина)
Реформирование законодательства Республики Казахстан по вопросам негласных следственных действий и оперативно-розыскной деятельности
Реформа уголовного судопроизводства на протяжении 1990-2000-х годов на постсоветском пространстве привела к тому, что под влиянием международных институций и десятилетиями выработанных общепринятых стандартов, в силу исполнения взятых на себя обязательств перед Советом Европы и Европейским Союзом в Эстонии, Литве, Латвии, Молдове и Украине негласные следственные действия стали частью уголовно-процессуального закона.
Реформа тайного следствия в указанных странах состояла в достижении таких параметров:
1) распространение судебного контроля на большинство негласных следственных действий;
2) нормативная детализация негласных следственных действий;
3) ограничение негласных следственных действий делами о тяжких и особо тяжких преступлениях;
4) ограничение проведения негласных следственных действий четкими сроками;
5) внедрение процедуры сообщения лиц о проведении негласных следственных действий;
6) признание за протоколами негласных следственных действий аналогичного доказательного значения, как и за протоколами следственных действий.
Следует отметить, что указанные параметры четко отвечают международным стандартам в сфере прав человека, в частности права на невмешательство в частную и семейную жизнь.
Как известно, статья 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основоположных свобод (далее - Европейская Конвенция) устанавливает, что каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Кроме этого, Международный пакт о защите гражданских и политических прав (далее - Международный пакт, МПГПП) в статье 17 устанавливает, что никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.
Таким образом, государство может вмешиваться в личную и семейную жизнь человека не только на основании законной процедуры и оснований, но и лишь в тех случаях, когда это обосновано целями национальной безопасности и общественного порядка (в том числе в целях раскрытия преступлений). То есть вмешательство не может быть произвольным.
Как сказано в Замечаниях общего порядка № 16 (1988 год) Комитета по правам человека о праве на неприкосновенность личной и семейной жизни, жилища и тайны корреспонденции (далее - Замечания общего порядка от 1988 года) в соответствии с пунктом 4 статьи 40 Международного пакта, введение понятия произвольности призвано обеспечить, чтобы даже вмешательство, допускаемое законом, соответствовало положениям, целям и задачам Пакта и в любом случае являлось обоснованным в конкретных обстоятельствах.
Очевидно, что выяснить, что именно является обоснованным в конкретной ситуации может незаинтересованный субъект, которым является суд. В этом состоит суть первого параметра, который выше был назван как судебный контроль над негласными следственными действиями.
Именно на необходимости судебного контроля сделан акцент во всех основополагающих решениях Европейского суда по правам человека, в которых дается толкование смысла статьи 8 Конвенции.
Объем судебного контроля над проведением негласных следственных действий в указанных выше странах, реформировавших уголовный процесс, достаточно большой. Так, в Латвии все предусмотренные 11 мероприятий проводятся только по разрешению суда, в Украине - 9 из 12 мероприятий, в Молдове - 8 из 15, в Литве - все 5 действий, в Эстонии - 5 из 10.
В статье 231 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее -УПК РК) установлены виды негласных следственных действий, при этом согласно статье 232 УПК РК ни на одно из десяти видов негласных действий не требуется санкция суда.
При этом, большинство негласных следственных действий, а именно 6 из 10, санкционирует прокурор, что еще раз подчеркивает и без того немалую роль прокурора в уголовном производстве по новому УПК РК.
Так, санкция прокурора нужна для осуществления следующих негласных следственных действий:
1) негласные аудио- и (или) видеоконтроль лица или места;
2) негласные контроль, перехват и снятие информации, передающейся по сетям электрической (телекоммуникационной) связи;
3) негласное получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами;
4) негласное снятие информации с компьютеров, серверов и других устройств, предназначенных для сбора, обработки, накопления и хранения информации;
5) негласный контроль почтовых и иных отправлений;
6) негласные проникновение и (или) обследование места.
Для осуществления остальных негласных мероприятий достаточно одного постановления соответствующего органа досудебного расследования.
Таким образом, как следует из статьи 232 УПК РК, все виды негласных следственных действий, которые могут причинить наибольший вред частной и семейной жизни человека, осуществляются без надлежащего судебного контроля, что нарушает международные стандарты прав человека.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что УПК РК не отвечает рассматриваемому требованию, поэтому в этой части соответствующие нормы Кодекса подлежат изменению.
Такой параметр, как нормативная детализация негласных следственных действий, в УПК РК присутствует на приемлемом уровне.
Как видно из статей 242 - 251 УПК РК, им осуществлено четкое регламентирование вопросов содержания и проведения каждого из негласных следственных действий.
В то же время, следует отметить, что негласные следственные действия служат необходимыми мерами исключительно в тех случаях, когда гласными действиями нельзя добиться необходимых результатов (собрать доказательства, установить факты, пр.) в уголовном производстве. Именно это положение должно надлежащим образом детализироваться нормами УПК РК, регламентирующими общий порядок проведения негласных следственных действий.
Следующий параметр сводится к ограничению негласных следственных действий делами о тяжких и особо тяжких преступлениях.
Надо отметить, что данный параметр основывается на формулировке в Конвенции целей вмешательства государства в частную жизнь. Как было указано выше, такое вмешательство возможно только:
- в интересах национальной безопасности и общественного порядка;
- экономического благосостояния страны;
- в целях предотвращения беспорядков или преступлений.
Однако даже в рамках указанных целей вмешательство государства не может быть чрезмерным. Оно должно четко отражать момент пропорциональности, то есть должен быть соблюден справедливый баланс между общественным интересом и правом на уважение частной жизни человека.
При этом, степень вмешательства в частную жизнь должна быть соразмерной целям этого вмешательства, то есть быть действительно необходимой в условиях демократического общества.
Указанное положение содержится так же и в Замечаниях общего порядка от 1988 года, где указано, что компетентные органы должны иметь возможность получать только ту информацию о частной и семейной жизни индивида, которая необходима в интересах общества.
В то же время в части четвертой статьи 231 УПК РК указано, что негласные следственные действия проводятся при наличии одного из следующих оснований:
1) по делам о преступлениях, санкция за совершение которых предусматривает наказание в виде лишения свободы от одного года и выше;
2) по преступлениям, подготавливаемым и совершаемым преступной группой.
Исходя из вышеизложенного, считаем, что указанные два критерия являются недостаточными с точки зрения «необходимости в условиях демократического общества».
Более оптимальным, исходя из принципа пропорциональности вмешательства в личную жизнь человека, было бы внедрить путем законодательных изменений в УПК РК принцип, согласно которому такое вмешательство допустимо лишь при «расследовании тяжких и особо тяжких преступлений».
Следующим требованием выступает ограничение тайного следствия четкими сроками.
На наш взгляд, по этому критерию УПК РК не может быть признан удовлетворительным. Так, согласно статье 236 УПК РК, подлежащее санкционированию негласное следственное действие проводится в срок не более тридцати суток. Общий срок проведения негласного следственного действия может быть продлен прокурором области или приравненным к нему прокурором до шести месяцев.
В тоже время указанная статья позволяет Генеральному Прокурору Республики Казахстан или его заместителями продлевать сроки проведения негласного следственного действия на фактически любой срок. В условиях отсутствия судебного контроля над основаниями, целесообразностью и причинами продления сроков проведения негласного следственного действия, становится очевидным, что в данном аспекте УПК РК содержит значительный риск злоупотреблений правоохранительными органами своими полномочиями в сфере проведения негласных следственных действий.
Данное положение не отвечает требованиям международных органов по правам человека в том аспекте, что каждое вмешательство в частную жизнь должно иметь законодательные гарантии от злоупотреблений. И одной из таких гарантий является четкое законодательное установление максимальных сроков проведения негласных следственных действий.
В Замечаниях общего порядка от 1988 года также указано, что даже когда вмешательство в частную жизнь и является законным, оно не может быть произвольным. Вместе с тем отсутствие законодательного урегулирования вопроса касательно максимально возможных сроков проведения негласных следственных действий, является однозначным примером именно произвольного характера такого вмешательства.
В целях приведения законодательства Республики Казахстан в этой части в соответствии с международными стандартами следует изменить анализированное положение УПК РК.
Параметр внедрения процедуры сообщения лиц о проведении негласных следственных действий частично отражен в статье 240 УПК РК.
В статье указанно, что лицо, в отношении которого проводились негласные следственные действия, вправе ходатайствовать об его ознакомлении с не приобщенными к расследованию сведениями в пределах, исключающих разглашение государственных секретов и иной охраняемой законом тайны. Ходатайство рассматривается следователем, дознавателем, прокурором, а при поступлении ходатайства в период рассмотрения дела судом - судьей. Следователь, дознаватель, прокурор, судья вправе отказать в удовлетворении ходатайства об ознакомлении с не приобщенными материалами, если это может представлять существенную угрозу жизни, здоровью или охраняемым законом интересам какого-либо вовлеченного в уголовный процесс лица или если это затрагивает тайну частной жизни третьего лица.
Таким образом, лицо, которое знает о совершении в отношении него негласных следственных действий, далеко не во всех случаях будет иметь доступ к тем материалам уже завершенных негласных следственных действий, которые правоохранительные органы собрали в отношении него. Его доступ будет зависеть от степени обоснованности его ходатайства и специфики самих негласных следственных действий. Более того, в случаях, когда лицо не знает или не имеет возможности узнать о совершении в отношении него негласных следственных действий, механизм его уведомления о таких действиях со стороны уполномоченных органов власти полностью отсутствует.
Согласно Замечаниям общего порядка от 1988 года, каждое лицо должно иметь право знать о том, какая информация собрана о нем государственными органами, и с какой целью. Лицо имеет право требовать уничтожить содержащуюся в распоряжении государства информацию о себе, если она собиралась или обрабатывалась в нарушение положений закона.
Естественно, право на доступ к указанной собранной информации о лице может быть реализовано им только в случае полного завершения всех мероприятий и связанных с законным использованием информации, полученной в результате их проведения. Также исключением может быть основание, когда государство справедливо считает, что полный доступ к определенной информации о том или ином лице, которой располагают органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, поставит под угрозу эффективность функционирования системы негласного наблюдения, направленной на защиту национальной безопасности и на борьбу с терроризмом.
Таким образом, УПК РК не вполне отвечает указанному параметру, следовательно, статью 240 УПК РК необходимо изменить.
Что касается параметра, который касается признания за протоколами негласных следственных действий аналогичного доказательного значения, как и за протоколами следственных действий, то в данном аспекте УПК РК отвечает указанному требованию.
Так, статья 239 УПК четко говорит о том, что протоколы исследования результатов негласных следственных действий, звукозаписи и записи изображений, фотографии, другие зафиксированные с помощью научно-технических средств результаты, изъятые предметы и документы или их копии используются в доказывании наравне с доказательствами, полученными в результате следственных действий.
Следует отметить, что порядок проведения негласных следственных действий регулируется также Законом Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон РК «Об ОРД»).
В статье 11 Закона РК «Об ОРД» указаны 23 вида оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), которые, в свою очередь, разделены на 18 общих и 5 специальных ОРМ.
При этом, все 5 специальных и еще 6 общих ОРМ, по своей сути, полностью тождественны негласным следственным действиям, предусмотренным ст. 231 УПК КЗ (см. Таблицу № 2).
Порядок проведения указанных ОРМ лишь в некоторой мере согласован с соответствующими положениями нового УПК РК, а именно в части проведения специальных видов ОРМ, в то время как остальные, которые дублируют негласные следственные действия, проводятся в совершенно в ином порядке, нежели это предусмотрено действующим УПК РК.
Такое несоответствие положений двух указанных нормативно-правовых актов на практике может привести к коллизиям и злоупотреблениям со стороны правоохранительных органов, что, в свою очередь, повлечет за собой грубые нарушения прав человека во время проведения негласных следственных действий и тождественных им оперативно-розыскных мероприятий.
Исходя из этого, следует привести Закон РК «Об ОРД» в соответствие с УПК РК в части регулирования порядка проведения ОРМ, носящих характер негласных следственных действий. Это необходимо для того чтобы избежать возможные нарушения гарантий прав человека, которые с проведением негласных следственных действий «под видом ОРМ».
Таким образом, основываясь на вышеизложенном, можно сделать следующие выводы касательно усовершенствования законодательного регулирования защиты прав человека при проведении негласных следственных действий согласно с международными стандартами.
Во-первых, необходимо внедрить институт судебного контроля по проведению негласных следственных действий, а именно определить перечень негласных следственных действий, которые могут быть осуществлены только с разрешения суда.
Во-вторых, путем внесения изменений в УПК РК необходимо установить, что негласные следственные действия могут осуществляться только при расследовании тяжких и особо тяжких преступлений, а также, что они служат необходимыми мерами исключительно в тех случаях, когда в уголовном производстве гласными следственными действиями нельзя добиться необходимых результатов (собрать доказательства, установить факты, пр.).
В-третьих, необходимо четко и однозначно определить сроки, дольше которых то или иное негласное следственное действие не может осуществляться. В частности, в УПК РК следует установить, что срок проведения негласного следственного действия не может превышать срок всего досудебного расследования.
В-четвертых, необходимо внести изменения в статью 240 УПК РК касательно порядка ознакомления с материалами негласных следственных действий лицами, которых они непосредственно касаются. В то же время на подзаконном уровне четко описать исчерпывающий перечень оснований, которые могут быть использованы для запрета лицу иметь доступ к тем материалам уже завершенных негласных следственных действий, которые правоохранительные органы собрали в отношении него. Это поможет устранить элемент лишней дискреции в действиях правоохранительных органов по отказу в удовлетворении соответствующих ходатайств и повысит уровень защиты прав лица, в отношении которого негласно собиралась информация.
В-пятых, следует привести Закон РК «Об ОРМ» в соответствие с УПК РК в части регулирования порядка проведения ОРМ, носящих характер негласных следственных действий.
Сравнительные и аналитические таблицы с конкретными постатейными рекомендациями по изменению законодательства прилагаются.
Приложение: Таблицы № 1, 2, 3.
ТАБЛИЦА 1
Рекомендации по изменению
Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан
№ п/п | Номер и название статьи | Текущая редакция статьи и/или ее структурного элемента (части/пункта/подпункта) | Предлагаемая редакция статьи и/или ее структурного элемента (части/пункта/подпункта) | Обоснование необходимости изменения |
1 | Статья 7. Разъяснение некоторых понятий, содержащихся в настоящем Кодексе | 12) негласное следственное действие - действие, проводимое в ходе досудебного производства без информирования вовлеченных в уголовный процесс лиц, интересов которых оно касается, в порядке и случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; | 12) негласное следственное действие - действие, проводимое с санкции следственного судьи или прокурора в ходе досудебного производства без информирования вовлеченных в уголовный процесс лиц, интересов которых оно касается, в порядке и случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; | Исходя из того, что негласные следственные действия зачастую приводят к ограничению прав человека, в частности, права на неприкосновенность личной и семейной жизни, а также на тайну корреспонденции и пр., такие действия необходимо проводить не иначе как с санкции следственного судьи или прокурора в четко регламентированном порядке и в предусмотренных законом случаях. Более того, международный принцип неприкосновенности личной и семейной жизни, тайны корреспонденции отображен в новом Кодексе в качестве одного из основных принципов уголовного процесса (Статья 16. Неприкосновенность частной жизни. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений), следовательно, ограничение этого принципа при проведении негласных мероприятий должно быть уравновешено судебным / прокурорским контролем. |
2 | Статья 55. Полномочия следственного судьи | 1. В ходе досудебного производства следственный судья в предусмотренных настоящим Кодексом случаях рассматривает вопросы: … | 1. В ходе досудебного производства следственный судья в предусмотренных настоящим Кодексом случаях рассматривает вопросы: … 13) санкционирования проведения негласных следственных действий, предусмотренных пунктами 1) - 7) статьи 231 настоящего Кодекса. | Необходимо распространить судебный контроль на большинство негласных следственных действий (как в других постсоветских странах: Эстонии, Латвии, Литве, Молдове, Украине). Статья 17 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) гарантирует каждому неприкосновенность личной и семейной жизни, тайну корреспонденции. Закон должен защищать от вмешательства или посягательства на это право (часть 2 статьи 17 МПГПП). «Обязательства, вытекающие из данной статьи, требуют от государства принятия законодательных и других мер для действенного запрещения такого вмешательства и таких посягательств» (пункт 1 Замечания общего порядка 16 Комитета ООН по правам человека от 1988 года). Судебный контроль является именно таким действенным механизмом защиты прав человека, который используется в развитых демократических странах. |
3 | Статья 232. Условия и основания проведения негласных следственных действий | 1. Предусмотренные настоящей главой негласные следственные действия производятся, если для выяснения обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, сведения о фактах необходимо получить, не информируя вовлеченных в уголовный процесс лиц, интересы которых они затрагивают. … 3. Негласные следственные действия, предусмотренные пунктами 1) - 6) статьи 231 настоящего Кодекса, проводятся с санкции прокурора, порядок которых установлен статьей 234 настоящего Кодекса. 4. Негласные следственные действия проводятся при наличии одного из следующих оснований: 1) по делам о преступлениях, санкция за совершение которых предусматривает наказание в виде лишения свободы от одного года и выше; 2) по преступлениям, подготавливаемым и совершаемым преступной группой. 5. Для выявления, пресечения и раскрытия других уголовных правонарушений, не предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, могут проводиться негласные следственные действия, предусмотренные только пунктами 7) - 10) статьи 231 настоящего Кодекса. 6. В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их письменного согласия разрешается проведение негласных следственных действий, предусмотренных пунктами 1) и 2) статьи 231 настоящего Кодекса, на основании постановления органа досудебного расследования с обязательным уведомлением прокурора в течение двадцати четырех часов с момента вынесения постановления. … 8. Запрещается проводить негласные следственные действия в отношении адвокатов, осуществляющих профессиональную помощь, за исключением случаев, когда имеются основания полагать, что ими готовится или совершено тяжкое или особо тяжкое преступление. … 10. Порядок проведения негласных следственных действий определяется правоохранительными и специальными государственными органами по согласованию с Генеральным Прокурором Республики Казахстан. | 1. Предусмотренные настоящей главой негласные следственные действия производятся, если для выяснения обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, сведения о фактах необходимо получить, не информируя на время проведения таких действий вовлеченных в уголовный процесс лиц, интересы которых они затрагивают, когда иными следственными действиями установить это невозможно. 1-1. Не допускается осуществление негласных следственных действий, а также использование полученной в ходе их проведения информации для достижения целей и задач, не предусмотренных настоящим Кодексом. 1-2. Порядок проведения оперативно-розыскного мероприятия, носящего характер негласного следственного действия, должен осуществляться в полном соответствии с положениями настоящего Кодекса. … 3. Негласные следственные действия, предусмотренные пунктами 1) - 7) статьи 231 настоящего Кодекса, проводятся исключительно с санкции следственного судьи, а предусмотренные пунктами 8) - 10) статьи 231 настоящего Кодекса, проводятся с санкции прокурора, порядок которых установлен статьей 234 настоящего Кодекса. 4. Негласные следственные действия проводятся исключительно по делам о тяжких или особо тяжких преступлениях. Части 5, 6 исключить 8. Запрещается проводить негласные следственные действия в отношении адвокатов, осуществляющих профессиональную помощь. … 10. Порядок проведения негласных следственных действий определяется Правительством Республики Казахстан. | Ч.1: - техническая правка, связанная с изменениями в статью 240 Кодекса - негласные следственные действия, (как и ограничения прав человека), должны применяться лишь в тех случаях, когда другие средства / методы сбора доказательств в уголовном процессе в конкретном случае неприменимы или исчерпаны. Это изменение также направлено на приведение кодекса в соответствие международному параметру «нормативной детализации негласных следственных действий». Ч. 3: С целью приведения в соответствие с международным параметром «распространения судебного контроля на большинство негласных следственных действий» необходимо законодательно закрепить этот параметр на уровне Кодекса, как это было сделано в других постсоветских странах: Эстонии, Латвии, Литве, Молдове, Украине. Статья 17 МПГПП гарантирует каждому неприкосновенность личной и семейной жизни, тайну корреспонденции. Закон должен защищать от вмешательства или посягательства на это право (часть 2 статьи 17 МПГПП). «Обязательства, вытекающие из данной статьи, требуют от государства принятия законодательных и других мер для действенного запрещения такого вмешательства и таких посягательств» (пункт 1 Замечания общего порядка 16 Комитета ООН по правам человека от 1988 года). Судебный контроль в данном случае является наиболее действенным механизмом защиты прав человека в развитых демократических странах. Ч. 4: Необходимо существенно ограничить применение негласных следственных действий в соответствии с категорией тяжести преступления (как в других постсоветских странах: Эстонии, Латвии, Литве, Молдове, Украине). Ограничение личной жизни при проведении негласных действий может происходить только в интересах общества. «Компетентные государственные органы должны иметь возможность запрашивать только ту информацию, касающуюся личной жизни индивида, получение которой необходимо в интересах общества» (пункт 7 Замечания общего порядка 16 Комитета ООН по правам человека от 1988 года). В демократических странах эти «интересы общества» не могут идти далее чем предотвращение тяжких преступлений. Ч. 10: Предоставление Генеральной прокуратуре права на утверждения порядка проведения следственных действий приведет к системному конфликту интересов, что имеет последствием возможность злоупотреблений. Поэтому подзаконный порядок должно утверждать Правительство. |
4 | Статья 233. Постановление о проведении негласного следственного действия | 1. Уполномоченное должностное лицо органа, которому поручено проведение негласного следственного действия, выносит постановление, которое должно соответствовать требованиям, установленным статьей 198настоящего Кодекса. Постановление должно содержать: 1) место и время его составления; 2) должность, фамилию и инициалы, личную подпись лица, вынесшего постановление; 3) фамилию и инициалы, должность уполномоченного прокурора, санкционирующего постановление; 4) номер уголовного дела, в рамках которого предполагается проводить негласные следственные действия; 5) статьи настоящего Кодекса, на основании которых вынесено постановление; 6) краткое описание фабулы уголовного дела; 7) обоснование необходимости проведения негласного следственного действия; 8) сведения о лице, месте или предмете, в отношении которого планируется проводить негласное следственное действие; 9) срок проведения негласного следственного действия; 10) сведения об органе, которому поручается провести негласное следственное действие. | 1. Уполномоченное должностное лицо органа, которому поручено проведение негласного следственного действия, выносит постановление, которое должно соответствовать требованиям, установленным статьей 198 настоящего Кодекса. Постановление должно содержать: 1) место и время его составления; 2) должность, фамилию и инициалы, личную подпись лица, вынесшего постановление; Пункт 3 исключить 4) номер уголовного дела, в рамках которого предполагается проводить негласные следственные действия; 5) статьи настоящего Кодекса, на основании которых вынесено постановление; 6) краткое описание фабулы уголовного дела; 6) обоснование необходимости проведения негласного следственного действия и невозможности установить факты и/или собрать доказательства иными следственными действиями; 8) сведения о лице, месте или предмете, в отношении которого планируется проводить негласное следственное действие; 9) срок проведения негласного следственного действия; 10) сведения об органе, которому поручается провести негласное следственное действие. | - При судебном санкционировании невозможно предварительно знать имя следственного судьи - Техническая правка, связанная с изменениями в ч.1 ст. 232 УПК |
5 | Статья 234. Санкционирование негласных следственных действий | 1. Санкцию на проведение негласных следственных действий по постановлению органа досудебного расследования дают Генеральный Прокурор Республики Казахстан и его заместители, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры. Санкция дается только по зарегистрированным в установленном настоящим Кодексом порядке сообщениям и заявлениям о преступлениях. 2. Постановление о проведении негласного следственного действия в течение двадцати четырех часов после его вынесения вместе с материалами, подтверждающими обоснованность проведения указанного следственного действия, представляется уполномоченному прокурору. Прокурор, проверив законность и обоснованность постановления, в течение двадцати четырех часов с момента его поступления в прокуратуру обязан принять решение о его санкционировании или об отказе в санкционировании. В случаях необходимости истребования дополнительных материалов допускается рассмотрение постановления свыше установленного срока, но не более семидесяти двух часов. В случае необоснованности вынесенного постановления прокурор отказывает в его санкционировании. Отказ оформляется составлением сопроводительного письма о возврате без санкционирования постановления с указанием причин принятия такого решения. 3. О результатах проведения негласного следственного действия не позднее двух суток со дня его окончания уведомляется прокурор, давший санкцию на его проведение. | 1. Санкцию на проведение негласных следственных действий по постановлению органа досудебного расследования дают следственный судья или Генеральный Прокурор Республики Казахстан и его заместители, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры. Санкция дается только по зарегистрированным в установленном настоящим Кодексом порядке сообщениям и заявлениям о преступлениях. 2. Постановление о проведении негласного следственного действия в течение двадцати четырех часов после его вынесения вместе с материалами, подтверждающими обоснованность проведения указанного следственного действия, представляется следственному судье или уполномоченному прокурору. Следственный судья или прокурор, проверив законность и обоснованность постановления, в течение двадцати четырех часов с момента его поступления в суд или прокуратуру обязан принять решение о его санкционировании или об отказе в санкционировании. В случаях необходимости истребования дополнительных материалов допускается рассмотрение постановления свыше установленного срока, но не более семидесяти двух часов. Рассмотрение следственным судьей постановление о проведении негласного следственного действия происходит при участии уполномоченного должностного лица, вынесшего постановление. В случае необоснованности вынесенного постановления следственный судья или прокурор отказывает в его санкционировании, указав соответствующие причины принятия такого решения. 3. О результатах проведения негласного следственного действия не позднее двух суток со дня его окончания уведомляется прокурор, давший санкцию на его проведение. Уполномоченный прокурор имеет право запретить проведение или прекратить дальнейшее проведение негласных следственных действий. | Ч. 1, 2: Техническая правка, связанная с расширением судебного контроля. Ч. 3: Это полномочие прокурора выходит из нового принципа процессуального руководства прокурора, который реализован в Кодексе. Также предложенное изменение направлено на защиту прав лиц. Если до истечения срока действия санкции суда цели негласного действия достигнуты, то прокурор как руководитель расследования может ее прекратить, чтобы далее не нарушать тайну личной жизни подозреваемого. |
6 | Статья 235. Проведение негласных следственных действий в случаях, не терпящих отлагательства | 1. В случаях, не терпящих отлагательства, допускается производство негласных следственных действий, указанных в части третьейстатьи 232 настоящего Кодекса, с уведомлением прокурора в течение двадцати четырех часов и последующим получением санкции в порядке, предусмотренном статьей 234 настоящего Кодекса. 2. Прокурор, изучив представленные материалы, в случае согласия с неотложностью проведенного негласного следственного действия, санкционирует постановление о проведении негласного следственного действия, в случае несогласия выносит постановление о его прекращении и недопустимости использования полученных результатов в качестве доказательств. | 1. В случаях, не терпящих отлагательства, связанных с угрозой жизни людей, допускается производство негласных следственных действий, указанных в части второй статьи 232 настоящего Кодекса, с последующим обращением к следственному судье или прокурору в течение двадцати четырех часов и последующим получением санкции в порядке, предусмотренном статьей 234 настоящего Кодекса. 2. Следственный судья или прокурор, изучив представленные материалы, в случае согласия с неотложностью проведенного негласного следственного действия, санкционирует постановление о проведении негласного следственного действия, в случае несогласия выносит постановление о его прекращении и недопустимости использования полученных результатов в качестве доказательств. | Ч.1: Изменения направлены на урегулирования вопроса о проведении негласных следственных действий до соответствующего разрешения следственного судьи в «экстренных» случаях. Закон, который допускает вмешательство в личную жизнь, должен быть «четким». Положения части 1 не отвечают международным требованиям о четкости закона. Ч.2: Техническая правка, связанная с расширением судебного контроля. |
7 | Статья 236. Сроки проведения негласных следственных действий | … 2. При необходимости продолжения проведения негласных следственных действий орган, инициировавший их проведение, за трое суток до истечения срока выносит мотивированное постановление о необходимости его продления на определенный срок и направляет прокурору для решения вопроса о санкционировании. При получении санкции прокурора постановление направляется уполномоченному органу, осуществляющему негласное следственное действие, для исполнения. Прокурор может санкционировать продление проведения негласного следственного действия, установив при этом меньший срок, чем это указано в постановлении. При отсутствии необходимости продолжения проведения негласного следственного действия прокурор отказывает в санкционировании и негласное следственное действие прекращается. 3. Общий срок проведения негласного следственного действия может быть продлен прокурором области или приравненным к нему прокурором до шести месяцев. Дальнейшее продление сроков проведения негласного следственного действия осуществляется Генеральным Прокурором Республики Казахстан или его заместителями.… | … 2. При необходимости продолжения проведения негласных следственных действий орган, инициировавший их проведение, за трое суток до истечения срока выносит мотивированное постановление о необходимости его продления на определенный срок и направляет следственному судье или прокурору для решения вопроса о санкционировании. При получении санкции следственного судьи или прокурора постановление направляется уполномоченному органу, осуществляющему негласное следственное действие, для исполнения. Следственный судья или прокурор может санкционировать продление проведения негласного следственного действия, установив при этом меньший срок, чем это указано в постановлении. При отсутствии необходимости продолжения проведения негласного следственного действия следственный судья или прокурор отказывает в санкционировании и негласное следственное действие прекращается. 3. Общий срок проведения негласного следственного действия не может превышать сроков досудебного расследования. … | Ч. 2: Техническая правка, связанная с расширением судебного контроля. Ч. 3: Негласные следственные действия являются разновидностью следственных действий, на которые должны распространяться общие правила расследования, в том числе, о сроках и порядке их продления. |