|
|
|
Государство и образовательная деятельность религиозных организаций в зарубежных странах
Подопригора Р.А.
Современный социальный и правовой статус религиозных объединений в Республике Казахстан не позволяет детально анализировать разнообразные виды деятельности религиозных организаций. Активность религиозных организаций в нашей стране связана преимущественно с коллективным отправлением культа, что обусловлено и сохраняющимися советскими традициями, при которых религиозные организации находились на обочине социальной жизни и принципом отделения религиозных объединений от государства и слабостью (финансовой, кадровой, организационной) самих религиозных структур. Такое положение отличает Казахстан от других стран, где религиозные организации помимо непосредственно культовой активности занимаются и другими видами деятельности: благотворительной, просветительской, попечительской, издательской, коммерческой и т.д. Одним из таких видов является образовательная деятельность. Образование и воспитание представляют сферу, в которой серьезно пересекаются интересы государства и религиозных организаций. Она принципиальна важна и для государства, и для религиозных организаций. Именно здесь формируются и будущие члены религиозной организации, и будущие граждане своих стран. Знания, мироощущение, которые будут заложены в обучаемых в процессе получения образования, могут впоследствии очень сильно влиять на политические и иные процессы в обществе, в том числе определять будущее отношение государства к религии. И государство, и религиозные организации стремятся закрепить свои позиции в сфере образования. Обращаясь к современным реалиям, примечательным и вполне объяснимыми являются попытки титульных религиозных организаций на постсоветском пространстве вернуть свое влияние в этой сфере, потерянное в годы борьбы с религией. Религиозные организации во многих странах не ограничиваются только религиозным образованием, они владеют общеобразовательными школами, светскими колледжами и университетами, которые, несмотря, на аффилированность с религиозными структурами предоставляют светское образование, в связи с чем, следует различать образовательную деятельность религиозных организаций и религиозное образование. Образовательная деятельность более широкое понятие и включает в себя помимо религиозного образования множество светских характеристик. Общая тенденция, наблюдаемая сегодня во многих странах мира, выражается в секуляризации образования. При этом имеется ввиду не столько исключение религии из сферы образования, сколько перераспределение ответственности за образовательные процессы. В современных условиях государство несет главную ответственность за вопросы образования. Одно из проявлений такой секуляризации видится в усилении контрольных и надзорных функций государства, в том числе в негосударственном образовательном секторе, подчинении религиозных организаций государственным стандартам и требованиям, касающихся образовательной деятельности. Проявление этой тенденции можно обнаружить хотя бы на примере государственной регистрации общеобразовательных организаций образования, создаваемых религиозными объединениями. Если большинство государств в мире не видят ничего страшного в деятельности незарегистрированных религиозных организаций, то в случае со школами требования гораздо жестче. Так, достаточно либеральное австралийское государство не признало право церкви отказаться от регистрации учрежденной ею общеобразовательной школы. Церковь объясняла свой отказ тем, что сама церковь и школа управляются Богом, а регистрация - признание факта, что существует другая власть. Суд заявил, что в секулярном государстве недостаточно утверждать, что вся власть от Бога и на этом основании не считаться с любым законом, который подрывает божественную власть[1]. Современному государству приходится решать сложные вопросы, связанные как со светским и религиозным образованием вообще, так и ролью в этом образовании религиозных организаций, в частности. Право на образование включает и право на религиозное образование или право на образование на основе религиозных убеждений и с религиозными элементами, с которыми должно считаться и государство, допуская их в той или иной степени в образовательную систему страны. Характер конкретных проблем, решаемый различными странами мира в сфере религиозного образования, неодинаков. В одних странах идут бурные дискуссии по вопросам возможности государства финансировать религиозные школы или о необходимости обучения религии в государственных школах. В других странах обсуждаются совсем иные проблемы: религиозные организации не только не допускаются в государственные школы, но и имеют определенные трудности с религиозным образованием в частных школах или внутри своих организаций. В третьих странах трудности связаны даже с подготовкой собственных служителей, без которых многие религиозные организации просто не могут существовать. Каждое государство решает вопросы, связанные с образовательной деятельностью религиозных организаций в соответствии со своей религиозной и образовательной политикой, религиозной историей, идеологическими установками. Скажем, в странах с сильными религиозными традициями религиозное образование не может быть оторванным от общей системы образования. Учащиеся обязаны получать образование, часть которого - религиозные знания. Так, например, в соответствии с Конкордатом между Итальянским государством и Ватиканом (1984) католическое обучение - часть исторического наследия[2]. По Конституции Норвегии все граждане должны воспитывать своих детей в официальной религии[3]. Израильское законодательство об образовании содержит положение, что и религиозные, и нерелигиозные школы должны преподавать ценности иудейской культуры[4]. Учебные программы английских школ должны отражать в основном христианские религиозные традиции[5]. Учитывая важность религиозного образования, некоторые страны закрепляют положения о нем в своих Конституциях. Пункт 3 ст. 7 Основного Закона Федеративной Республики Германии (1949) признает религиозное обучение обязательным в государственных школах: «преподавание религии в государственных школах, за исключением неконфессиональных, обязательно. Без ущерба для права надзора со стороны государства религиозное образование проводится в соответствии с принципами религиозных общин»[6]. Параграф 1 статьи 24 Конституции Бельгии (1831) устанавливает: «Сообщество организует образование, которое является нейтральным. Нейтральность подразумевает, в частности, уважение философских, идеологических и религиозных взглядов родителей и учащихся. Школы, организуемые государственными властями, предоставляют вплоть до конца обязательного школьного обучения выбор между одной из признанных религий и преподаванием неконфессиональной морали»[7]. Положения, затрагивающие вопросы религиозного образования, содержатся в Конституциях Австрии, Ирландии, Италии, Португалии, Египта и иных стран. Другие страны, наоборот, стремятся освободить образовательную сферу от влияния религиозных институтов. Это подтверждается хотя бы тем, что в ряде стран, наряду с принципом отделения религиозных объединений от государства, устанавливается и принцип отделения школы от церкви либо светский характер системы образования, что, учитывая и современные секуляризационные процессы, вполне объяснимо. Именно в освобождении системы образования и воспитания от религии видится ослабление влияния религии и религиозных организаций в стране. Полномочия государства по отношению к религиозному образованию различаются в зависимости от различных факторов, главным из которых является, то, в каком сегменте образовательной системы страны такая деятельность религиозных организаций проводится. Для многих религиозных структур принципиальным является религиозное обучение не только внутри своих организаций или в созданных ими школах, но и в системе государственного (общественного, публичного) образования[8]. В связи с чем, имеет смысл говорить о различных моделях религиозного образования. В зависимости от возможностей религиозных организаций в системе образования страны, на наш взгляд, выделяются следующие модели:
1) религиозное образование в государственных и в частных школах; 2) религиозное образование в частных школах; 3)запрет религиозного образования в государственных и частных школах.
1. Религиозное образование и в государственных, и в частных школах. Данная модель, по нашему мнению, наиболее популярна сегодня. В меньшей степени она затрагивает страны, где церковь отделена от государства, хотя, например, в Нидерландах, где такое отделение признается, допускается добровольное религиозное обучение детей в государственных школах и тем более в частных. В соответствии с данной моделью, религиозное образование возможно и в государственных, и в частных школах, в том числе созданных самими религиозными объединениями, которые могут быть интегрированы в систему образования страны. Образование, полученное в религиозных (частных) школах, приравнивается к образованию, полученному в государственных школах. Более того, в некоторых регионах мира, например, в Африке и Азии, родители пытаются определить своих детей в религиозные, преимущественно католические, школы, где уровень образования традиционно выше. C другой стороны, Д.Эспозито, указывая, что в исламских странах сегодня существует две параллельные системы образования: религиозное и светское, отмечает, что правительство оказывает большую помощь государственным школам, потому что они лучше готовят кадры для современного общества[9]. Религиозные предметы устанавливаются как обязательные или добровольные в учебных планах. Государство финансирует религиозное образование и в государственных, и в частных школах путем выплаты жалованья преподавателям, оплаты содержания зданий и т.д. Преподаватели могут назначаться светскими властями как обычные преподаватели, хотя и с участием религиозных органов управления. В рамках данной модели обнаруживаются различные подходы. Существуют страны, где преподавание религии в школах является обязательным. Причем речь идет о конкретной религии. Ярким примером являются исламские страны, где обязательно преподавание ислама, или Греция, где таким же обязательным является преподавание православия. В то же время, такая обязательность, за редкими исключениями, устанавливается для представителей доминирующей религии, остальные граждане имеют возможность отказаться от ее изучения. Вопрос о возможности преподавания религии в государственных школах был предметом внимания Комитета по Правам человека Организации Объединенных Наций, который в комментарии (1993) № 22 (48) к статье 18 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966) установил, что обучение в государственных школах, касающееся общей истории религий и этики, разрешено, когда оно дается нейтральным и объективным способом. Но государственное образование, которое связано с обучением конкретной религии или вере, несовместимо с Пактом до тех пор, пока не будет исключений или альтернатив для родителей или попечителей[10]. Поэтому более мягкий подход наблюдается во многих европейских и некоторых других странах мира, в которых, несмотря на присутствие религии в качестве обязательного предмета, учащиеся могут заменить или отказаться от него. Например, в Финляндии предмет можно заменить философией, в Польше и Люксембурге - этикой, в Бельгии - неконфессиональным курсом. В Италии вопрос, должны ли дети, не обучающиеся католицизму, заполнять свое расписание другой активностью или они могут просто покинуть здание школы, вызвало споры, которые дошли до рассмотрения Конституционного Суда. Последний, основываясь на принципе светского государства, признал, что дети свободны покинуть помещения[11]. Государство устанавливает определенные стандарты, которые должны соблюдаться администрацией государственных и частных, в том числе религиозных учебных заведений и религиозными организациями, обеспечивающими такое образование. Так, органы образования самостоятельно или на основании соглашений (например, в случае с католической церковью) могут устанавливать продолжительность или периодичность религиозных занятий в государственных школах. В Таиланде такая продолжительность составляет 80 часов в год, в Италии, в Польше и Чили - 2 часа в неделю. Возможность проводить религиозное образование в государственных школах в некоторых странах связано с количеством учеников. Для организации класса в Австрии необходимо 3 человека, в Хорватии и Польше - 7, в Германии - 6-8, в Португалии и Эстонии - 15. Государственные органы в сфере образования могут регистрировать школы, организовывать в них управление, одобрять учебники и устанавливать правила и образовательные стандарты. К примеру, в Великобритании органы образования решают вопрос о включении религиозной школы в число финансируемых государством, определяя при этом необходимость в таких школах, наличие вакансий в соседних школах. В соответствии с требованиями законодательства об образовании все спонсируемые государством религиозные школы должны ежедневно предусматривать коллективные богослужения[12]. За учебными планами в стране следит специальный совет, в состав которого входят как представители Англиканской церкви, так и представители других религиозных формирований. Министерство образования Эстонии одобряет темы религиозных дисциплин, включаемых в школьное расписание[13]. В Израиле Совет по государственному религиозному образованию наблюдает за религиозными школами, устанавливает стандарты для найма и увольнения учителей. Причем не только сами учителя, но и их супруги обязаны быть верующими, соблюдать религию и в публичном и в частном порядке[14]. В Германии между государственными органами и церквями заключаются договоры и соглашения, детально регулирующие самые различные вопросы религиозного образования: подготовка учителей и требования к преподавательскому составу, формирование государственных экзаменационных комиссий, повышение квалификации преподавателей религии и др[15].
2. Религиозное образование в частных школах. Модель характерная для государств, где закреплен принцип отделения религиозных организаций от государства, но вместе с тем признается определенная значимость религиозных институтов, в том числе и в вопросах религиозного образования. В странах данной модели преподавание религии в государственных школах запрещено. Однако, государство спокойно относится к такому преподаванию в частных школах, в том числе и в тех, которые создаются непосредственно религиозными организациями, а иногда даже прямо или косвенно их финансирует. Религиозные организации более свободны в вопросах религиозного образования от государственного администрирования, поскольку его организация и проведение большей частью - внутреннее дело самих конфессиональных сообществ. Вместе с тем государство может устанавливать определенные требования, которые касаются, самых различных моментов и светского и религиозного образования. Данная модель также имеет различные проявления в практике конкретных стран. Так, в соответствии с французским законодательством, система государственного образования является светской, за исключением трех восточных департаментов, где религиозное обучение до сих пор является частью расписания государственных школ. В то же время в соответствии с действующими и очень старыми французскими законами начальные школы должны выделить один день в неделю, чтобы родители могли направить своих детей для религиозного обучения в религиозные школы, а в средней школе по желанию родителей могут присутствовать учителя (священники, капелланы), оплачиваемые частично ими самими, частично епархией[16]. В число стран этой же модели можно отнести и США, начальное и среднее образование в которых преподается в государственных и частных школах. Причем подавляющее большинство частных школ страны аффиллировано с религиозными организациями, и в них соответственно уделяется большое внимание религиозному обучению и другим религиозным характеристикам[17]. Сложности, с которыми сталкивается американское государство, когда идет речь о религии и школе, обнаруживаются и в случае с государственными школами, и в случае с частными школами. Несмотря на общую тенденцию к исключению религии и религиозных практик из числа курсов, преподаваемых в государственных школах, проблемы с религиозными проявлениями в государственных школах остаются актуальными для системы образования в США. Существует противоречивая практика в разных штатах и большое количество споров, в которых решается вопрос о возможности и пределах допустимости преподавания религиозных или наоборот нерелигиозных дисциплин, появления религиозных символов в государственных школах. Эти споры и последовавшие за ними судебные решения привели к разрешению преподавания теории эволюции и, наоборот, запрету молитв, медитации и появления религиозных символов и текстов в государственных школах. С другой стороны, были признаны конституционными случаи непрямой государственной поддержки религиозных институтов (одалживание учебников государственными школами - школам религиозным), или отказ верующих родителей по религиозным убеждениям отправлять своего ребенка в государственную школу. Одной из острых проблем на протяжении уже долгого времени в CША является распространение так называемой ваучерной системы (государственная помощь малообеспеченным детям, обучаемым в государственных школах) - на религиозные школы. Многими это рассматривается как грубое нарушение принципа отделения религиозных организаций от государства. Верховный Суд в 2002 году страны принял решение, оцениваемое как революционное в государственно-конфессиональных отношениях, в соответствии с которым ваучерная система распространятся и на частные, в том числе религиозные школы[18]. Государственные органы США в соответствии со статутами и судебной практикой могут устанавливать (одобрять, проверять) продолжительность школьного дня, содержание расписания, требования к квалификации учителей и общие требования безопасности[19]. К странам этой модели относится и большинство постсоветских стран. Несмотря на светский характер образования, во многих из них сегодня вполне допустимо создание религиозных школ или религиозно ориентированных школ, которые не только, как в советское время, могут заниматься подготовкой служителей культа, но и предоставлять, наряду с религиозным, светское образование. Конечно, при этом они должны отвечать различным стандартам, установленным для образовательных учреждений. Другое дело, что не все религиозные организации готовы открывать и содержать такие школы, а государство оказывать им финансовую поддержку. Что касается преподавания религии в государственных школах, то оно по-прежнему ограничено или не допускается. 3. Запрет религиозного образования в государственных и частных школах. Самая малочисленная, на наш взгляд, группа государств охватывается настоящей моделью. Она также характерна для стран, где действует принцип отделения, однако включает, прежде всего, те из них, которые до сих пор не признают религию в качестве важного компонента общественной жизни и стараются ограничить влияние религиозных институтов, насколько это возможно (Вьетнам, КНДР, КНР, Узбекистан, Туркменистан, Эфиопия и др.). В рамках данной модели религиозное образование допускается только в частном порядке, как правило, с ограничением создания специальных образовательных учреждений. Религиозные организации исключены из образовательной системы страны, и ни при каких условиях не могут предоставлять светское образование или присутствовать в государственном или частном образовательном секторе. В Узбекистане законодательство запрещает государственным учебным заведениям иметь любые контакты даже с зарегистрированными организациями. Иногда, как в Эфиопии, КНДР или на Кубе, допускается религиозное обучение в воскресных школах, клубах или домашнее обучение. Религиозные организации в таких странах могут проявлять активность в сфере религиозного образования только в случае подготовки своих служителей в ограниченном числе духовных учебных заведений и даже при этом испытывать проблемы. В Туркменистане за период с 1995-2000 года были закрыты почти все мусульманские учебные заведения. По мнению Президента страны, достаточно иметь одно медресе, действующее под контролем муфтията[20]. Выделенные нами модели условны в достаточной степени. Не все страны, могут быть ими охвачены. Например, в Алжире религиозное образование возможно только в государственных школах, поскольку частных просто не существует, а в Канадской провинции Квебек нет государственных школ, и те, кто не имеет религиозной ориентации, идут либо в одну из протестантских школ либо в католическую школу[21]. Кроме общего религиозного образования, которое обеспечивается религиозными организациями, как в публичном, так и частном секторе, религиозные объединения заинтересованы в подготовке религиозных служителей, для чего создаются специальные учебные заведениях: академии, семинарии, институты, теологические факультеты университетов. Государство и здесь проявляет свои регулятивные полномочия путем выдачи разрешений или лицензий на открытие таких заведений, проверки содержания лекций, исследования религиозной литературы, одобрения или назначения руководства и преподавателей таких учебных заведений. Проблемы с религиозным образованием, хотя и несколько иного свойства, начали проявляться и в нашей стране. Государство охраняет светский характер образования и в целом не допускает проникновения религиозных организаций в государственный, и даже частный образовательный сектор. Поэтому и не возникает проблем, связанных с финансированием религиозных школ, обеспечением религиозных потребностей учащихся. Религиозное образование, главным образом, сосредоточено внутри самих религиозных организаций. Большей частью сложности связаны с деятельностью организаций, которые под прикрытием религиозного образования преследуют политические или иные цели, подвергают сомнению существующий политический и социальный порядок, подталкивают к необходимости его изменения. Государство вынуждено реагировать на такую деятельность с помощью знакомых инструментов: лицензирования, запретов, отказов в регистрации духовных учебных заведений. Хотя решение проблем таких организаций видится не столько в усилении административных функций государства, сколько в устранении причин популярности новых учителей-миссионеров, лежащих в социально-экономической плоскости, улучшении просветительской и разъяснительной работы традиционных религиозных объединений. К сожалению, в борьбе с религиозными экстремистами, нередко под колесо администрирования попадают и законопослушные религиозные организации, которые лишаются возможности заниматься важным для себя и своих последователей видом деятельности. Недостаток опыта регулирования очень деликатных вопросов приводит к непродуманным и эмоциональным решениям государственных органов, типа запрета учащимся общеобразовательных школ посещать религиозные организации или отзыва обучающихся в зарубежных религиозных учебных заведениях. В настоящее время Казахстан находится перед выбором дальнейшей политики по отношению к религиозным объединениям. Если возобладает либеральный подход, следует ожидать развития активности конфессиональных структур, в том числе и в сфере образования. Государству, не стоит опасаться подобной активности, вопрос будет стоять в адекватном ее регулировании, с тем, чтобы не подвергался сомнению светский характер системы образования, пресекалась действительно противоправная деятельность и создавались возможности для религиозных организаций удовлетворять свои образовательные и воспитательные потребности. В этом может оказать помощь и зарубежный опыт с учетом, что внимание должно быть обращено не только к вопросам государственных полномочий, но и к религиозной истории и традициям страны, политическому режиму, особенностям правовой системы.
[1] Gaze B. Law, Liberty and Australian Democracy. Sydney. The Law Book Company Limited. 1990. P. 246-247. [2] Long G. Church Autonomy and Religious Liberty in Italy // Church Autonomy: a comparative survey / Gerhard Robbers (ed). Peter Lang GmbH. Frankfurt am Main. 2001. P. 323. [3] Minnerath R. Church Autonomy in Europe // Church Autonomy. Р.384. [4] Maoz А. Religious Human Rights in the State of Israel // Religious Human Rights in Global Perspective. Legal Perspectives. Ed. Johan D. Van der Vyver and John Witte. The Hague, Boston, London. Martinus Nijhoff Publishers. 1996. P.373. [5] Doe N. Legal Framework of the Church of England. Oxford. Clarendon Press. 1996. P. 275. [6] Конституция Федеративной Республики Германии (1949) // Конституция государств Европейского Союза. Под общей редакцией Л.А.Окунькова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М, 1999. С.182. [7] Конституция Бельгии (1831) // Конституции государств Европейского Союза. С.112. [8] В настоящей статье внимание автора сосредоточено на «школьном» уровне образования. [9] Esposito J. Islam and Politics. Syracuse, New-York. Syracuse University Press. 1991. P.297. [10] General Comment No.22 (48) on Article 18 (1993) // Religion and Human Rights: Basic documents. New York, Center for the Study of Human Rights. Columbia University. 1998. Р. 92. [11] Long G. Op.cit. P. 324. [12] Cumper P Religious Liberty in the United Kingdom // Religious Human Rights in Global Perspective. Legal Perspectrives. P.235, 237. [13] Kiviorg M. Church Autonomy in Estonia // Сhurch Autonomy. P. 297. [14] Maoz А. Op.cit. P.373. [15] Костикова М. Н., Кудрина Т.А. Государственно-церковные отношения в области образования в Германии: законодательно-правовые аспекты // Мировой опыт государственно-конфессиональных отношений: Учебное пособие (2-е изд-е, дополн. и перераб.). - М.: Изд-во РАГС, 1999. С. 278. [16] Troper M. The Problem of the Islamic Veil and the Principal of School Neutrality in France // The Law of Religious Identity. Models for Post-Communism / Edited by A.Sajo and S.Avinery. The Hague, London, Boston. Kluwer Law International. 1999. P.91. [17] 86% всех учащихся в частных школах учится в религиозных школах. См: Church & State. 2001. № 10 P.14. [18] Господь с Конституцией // Известия. 2002, 29 июня. [19] Hammar R. Pastor, Church and Law. Springfield, Missouri. Gospel Publishing House. 1983. P.312. [20] Пономарев В.А. В Ашхабаде сожгли Коран // НГ-религии. 2000. 31 мая (№10). [21] Menendez A. Church and State in Canada. Amherest, New York. Prometheus Book. 1996 P.57.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |