|
|
|
Общие проблемы представления иностранных лиц в гражданском процессе Республики Казахстан
Курмангазы Талжанов Управляющий Партнер Международная юридическая фирма Integrites, Казахстан
Данная информация составлена исключительно как общее руководство и не может быть использована как специализированное правовое заключение.
Участие иностранных лиц в международной экономической жизни, которая, так или иначе, затрагивает Республику Казахстан (далее - «РК»), предполагает необходимость соприкосновения иностранных лиц с судебной системой Казахстана. Соответственно, как и гражданско-правовые (имущественные и личные неимущественные) могут быть осложненными иностранным элементом, так и судебные производства могут быть осложнены иностранным элементом различного содержания. Согласно правилам подведомственности, предусмотренным п. 6 статьи 24 Гражданского процессуального кодекса РК[1], суды рассматривают также дела с участием иностранцев, лиц без гражданства, иностранных организаций, иностранных юридических лиц, организаций с иностранным участием, а также международных организаций, если иное не предусмотрено международным договором, законодательством Республики Казахстан или соглашением сторон. Исходя из общих положений международного частного права, выделяют два правовых режима - национальный режим и режим наибольшего благоприятствования[2]. Национальный режим означает, что иностранным гражданам и юридическим лицам предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый национальным юридическим лицам и гражданам. Режим наибольшего благоприятствования означает, что иностранным физическим и юридическим лицам предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, который предоставляется или будет предоставляться в будущем физическим и юридическим лицам третьего государства. В казахстанском законодательстве Казахстана отражен национальный режим. Так, согласно п. 1 статьи 413 ГПК РК, иностранцы и лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее - иностранные лица) имеют право обращаться в суды Республики Казахстан для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с гражданами и организациями Республики Казахстан. Данное положение п. 2 статьи 413 ГПК РК играет принципиальное значение в вопросах представлении интересов иностранных лиц в гражданских делах, рассматриваемых судебными органами Республики Казахстан. Национальный режим, предоставленный иностранным лицам, нашел также отражение в Конституции РК[3] («иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами»), в Законе РК от 19 июня 1995 «О правовом положении иностранцев» («иностранцы в Республике Казахстан имеют право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им имущественных и личных неимущественных прав. Иностранцы пользуются в суде процессуальными правами наравне с гражданами Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Казахстан»)[4], в Законе «О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 г. («иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике Казахстан правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами»)[5], в ГК РК («иностранные физические и юридические лица, а также лица без гражданства вправе приобретать такие же права и обязаны выполнять такие же обязанности, какие предусмотрены гражданским законодательством для граждан и юридических лиц Республики Казахстан, если законодательными актами не предусмотрено иное»)[6]. Режим наибольшего благоприятствования обычно предусматривается в торговых соглашениях, заключенных РК с другими государствами[7]. Если иностранные лица будут лишены права свободно защищать свои права и законные интересы в государственных судах (либо арбитражах), то и вести свою предпринимательскую деятельность в Казахстане они тоже не будут. Давайте поймем, что включает в себя понятие «иностранное лицо». Собирательно данное определение объединяет в себе несколько понятий. Согласно статье 2 Закона РК «О правовом положении иностранцев» иностранцами в Республике Казахстан признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства. Лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства, признаются лицами без гражданства. Под иностранными юридическими лицами (организациями) понимаются юридические лица (организации), которые были созданы по законодательству иностранного государства. Международные организации - это созданные на основании международных договоров межгосударственные и межправительственные организации (пп. 13 статьи 1 Закона РК от 30 мая 2005 года «О международных договорах Республики Казахстан). В целом, национальный режим, применяемый к иностранным лицам в гражданском процессе, означает, что судопроизводство по делам с участием иностранных лиц ведется также, как и судопроизводство с участием граждан и юридических лиц Казахстана, за исключением некоторых особенностей производства, например: определения процессуального статуса иностранных лиц, его допустимых ограничений, определения гражданской процессуальной дееспособности иностранных граждан и лиц без гражданства, процессуальной правоспособности иностранной и международной организации, компетенции судов РК по делам с участием иностранных лиц, судебных поручений, договорной и внедоговорной подсудности, признание документов, выданных органами иностранных государств и так далее. Согласно п. 3 статье 413 ГПК РК, судопроизводство в судах по делам, в которых участвуют иностранные лица, осуществляется в соответствии с ГПК и иными законами. Таким образом, деятельность судов РК и всех участников такого рода гражданских дел подчинена национальным правилам гражданского процесса, которые предусмотрены ГПК РК и иными законами РК. Возможные корректировки могут быть предусмотрены отдельными положениями международных договоров РК[8]. В своей практике представления интересов и защиты прав иностранных лиц (организаций и иностранных граждан) мы столкнулись со следующими проблемами.
1. Проблемы оформления доверенностей на представление интересов иностранных организаций
При рассмотрении некоторых гражданских споров с участием иностранных лиц, суды (причем не все) требуют, чтобы на доверенности, выданной от имени иностранного юридического лица, был проставлен апостиль, либо такая доверенность была представлена в суд легализованной. Вместе с тем, мы считаем такое требование необоснованным, ибо в нашем законодательстве есть такие требования касательно официальных документов, выданных государственными органами, но нет таких требований касательно документов, выданных самими иностранными юридическими лицами. Согласно Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (г. Гаага, 5 октября 1961 года) (далее - «Конвенция, отменяющая легализацию»), к которой присоединилась Республика Казахстан, официальные документы, в том числе документы, исходящие из суда, подлежат апостилированию. Апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ и подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ. Согласно содержанию статьи 1 данной Конвенции, отменяющей легализацию, в качестве официальных документов в смысле указанной Конвенции рассматриваются: · Документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя; · Административные документы; · Нотариальные акты; · Официальные пометки, такие, как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса. Таким образом, среди указанного перечня нет документов, исходящих от юридических лиц (коммерческих и некоммерческих организаций) иностранных государств. Соответственно, то, что в некоторых судебных делах, суды требуют проставления апостиля либо легализации доверенности от юридического лица является необоснованным[9].
2. Проблемы надлежащего оформления документов, исходящих от казахстанских судов и направляемых в иностранные государства (т.е. как-бы обратная ситуация)
По одному судебному делу, в котором участвовала иностранная коммерческая организация, зарегистрированная в Нидерландах (в качестве ответчика), казахстанский суд при направлении повестки и прилагаемых документов направил нотариально заверенные и переведенные на иностранный язык документы, но без апостиля. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2001 года № 545 «О мерах по реализации положений Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 года)» установлено, что официальные документы, указанные в Конвенции, отменяющей легализацию, удостоверяются путем проставления апостиля на этих документах. Органом, обладающим полномочиями по проставлению апостиля на официальных документах, исходящих из судебных органов и органов исполнительного производств является Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарате Верховного Суда Республики Казахстан). Единые правила о порядке и условиях проставления апостиля на официальных документах, исходящих из государственных органов, а также от нотариусов Республики Казахстан, утвержденные Приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 4 июня 2001 года № 67 также закрепляют необходимость проставления апостиля на официальных документах, исходящих от государственных органов, в том числе судов, что является обеспечением гарантии подлинности и надлежащего оформления апостилируемых документов, предназначенных для представления и действия на территории стран-участниц Гаагской конвенции. Необходимость соблюдения условий Конвенции и апостилирования исходящих из суда документов зафиксирована также и в Методических рекомендациях об организации работы по применению международных договоров в судебной сфере по оказанию правовой помощи, утвержденных Приказом Председателя Комитета по судебному администрированию при Верховном суде РК № 57-П от 16.02.09 г. (далее - «Методические рекомендации»). Методическими рекомендациями закреплено, что к поручениям о вручении документов в обязательном порядке прилагаются надлежащим образом оформленные документы: извещение о дне и месте судебного разбирательства; копии искового заявления; другие документы, подлежащие вручению. Таким образом, несоблюдение судами вышеуказанных требований по проставлению апостиля на документах, свидетельствует о ненадлежащем извещении ответчиков о дне, времени и месте рассмотрения гражданского дела. Отсутствие апостиля, как обязательного реквизита на официальных документах, исходящих из государственных органов Республики Казахстан, в том числе из государственных судов, должны и могут вызывать сомнение в их подлинности и достоверности. Не достаточен и нотариальный перевод материалов дела на голландский язык без апостиля, поскольку документы, исходящие от нотариусов Республики Казахстан также подлежат апостилированию. В настоящем случае апостиль действий нотариуса по заверению перевода необходим в целях удостоверения подлинности подписи и полномочий нотариуса Республики Казахстан.
3. Проблемы надлежащей проверки полномочий представителя иностранного юридического лица по доверенности
Так, согласно статье 147 ГК РК сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Доверенность является односторонней сделкой[10]. Согласно п. 1 статьи 1105 ГК РК форма и срок действия доверенности определяются по праву страны, где выдана доверенность. Однако доверенность не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если последняя удовлетворяет требованиям права Республики Казахстан. Соответственно, казахстанским судам при проверке полномочий представителей сторон[11] по делу следует определять форму и срок доверенности по праву страны, где выдана доверенность. Этого судьи в современной судебной практике делают не все. Согласно п. 1 статьи 167 ГК РК доверенностью признается письменное уполномочие одного лица (доверителя) для представительства от его имени, выдаваемое им другому лицу (поверенному). При этом Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, и скрепляется печатью этой организации (п. 6 указанной статьи ГК РК). Во многих иностранных юрисдикциях наличия печати у юридического лица не требуется. Соответственно, доверенности, выданные иностранными юридическими лицами, не скрепляются печатями. А наши суды, руководствуясь п. 2 статьи 33 ГК РК необоснованно порой требуют наличия печати на них, исходя из требований нашего гражданского законодательства.
4. Проблемы уведомления сторон гражданского дела на территории иностранных государств
В частности, порядок вручения судебных извещений и вызовов в гражданском процессе без участия иностранных лиц более детально регламентирован в Главе 11 ГПК РК. Но, в гражданском процессе с участием иностранных лиц, есть только одна статья, посвященная судебным поручениям, которая гласит, что суды РК могут обращаться к иностранным судам с поручениями об исполнении отдельных процессуальных действий. Причем, порядок сношений судов РК с иностранными судами определяется законом и международными договорами Республики Казахстан[12]. Детального порядка уведомления (извещения) иностранных лиц нет, что может вызывать сложности при отправлении правосудия, подготовке дел к разбирательствам, а также при участии в гражданских делах с участием иностранных лиц. Также при рассмотрении таких дел можно рекомендовать судам запрашивать у соответствующей стороны дела справки либо выписки с торгового реестра соответствующего иностранного государства, подтверждающей, что данное иностранное юридическое лицо не ликвидировано или не находиться на стадии ликвидации.
5. Проблемы проверки гражданской процессуальной правоспособности иностранных юридических лиц
По данному вопросу на практике иногда возникают ситуации, когда суды ненадлежащим образом проверяют (по учредительным документам) юридического лица компетенцию органа управления (директора, совета директоров) на предмет имеет ли такой орган право выдавать доверенности от имени данного юридического лица (по законодательству иностранного государства) и принимать решение о подаче иска. Судьи внимательно изучают компетенцию лица на чье имя была выдана доверенность, но не изучают вопрос, насколько доверенность выдана представителю надлежащим образом (то есть, насколько лицо, которое выдавало доверенность, имеет компетенцию совершать такие действия. При этом необходимо также учитывать нормы статьи 13 (Правоспособность граждан), статьи 17 (Дееспособность граждан), статьи 35 (Правоспособность юридических лиц), статьи 1094 (Личный закон физического лица), статьи 1095 (Правоспособность и дееспособность физического лица), статьи 1100 (Закон юридического лица) и статьи 1101 (Правоспособность юридического лица) ГК РК, и именно через применение данных норм ГК РК необходимо проверять право- и дееспособность иностранных физических лиц и правоспособность иностранных юридических лиц. За период нашей независимости в Казахстане принято порядка 80 нормативных постановлений ВС РК. Но ни одно специально не посвящено практике процессуального рассмотрения дел с участием иностранных лиц[13], хотя принятие специального нормативного постановления Верховного Суда РК, который бы обобщал судебную практику по применению законодательства РК с участием иностранных лиц (как материального, так и процессуального права). Посмотрим, какие изменения или дополнения в ГПК РК и гражданское процессуальное право (в целом) будут в этой части в будущем.
[1] По состоянию на 31.12.2014 г. [2] Сулейменов М.К. Гражданское законодательство Республики Казахстан и международное частное право. Источник: http://zangerlf.com/ru/publications/238. [3] См.: Пункт 4 статьи 12 Конституции Республики Казахстан. [4] См.: Статью 18 Закона РК «О правовом положении иностранцев» от 19 июня 1995 года № 2337. [5]См. Статью 6 Закона «О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 года № 1017-XII. [6] См.: Пункт 7 статьи 3 ГК РК. [7] Например: Соглашение о торговых отношениях между РК и США от 19 мая 1993 г. [8] С. Т. Қайса, А. Б. Искакова. Научно-практический комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Республики Казахстан (Часть 2). / Под общ. ред. С. Т. Қайса - Алматы: Жеті Жарғы, 2014. С. 336. [9] Можно, конечно, слова «должностные лица, подчиняющихся юрисдикции государства» толковать очень широко, как - будто это понятие включает «должностные лица коммерческих организаций, подчиняющихся юрисдикции иностранных государств», но такое широкое толкование слишком сомнительно. [10] См. Статью 148 ГК РК. [11] См.: Пункт 2 статьи 181 ГПК РК. [12] См.: Пункты 3 и 4 статьи 423 ГПК РК. [13] За исключением Нормативного постановления ВС РК «О судебной практике рассмотрения дело выдворении иностранцев или лиц без гражданства за пределы Республики Казахстан» от 13.12.2013 № 4 и Анализа законодательной и судебной практики Республики Казахстан (публичный порядок, отношения с иностранным элементом, применение иностранного права на основании принципа взаимности) от 2009 года.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |