|
|
|
Практика прокурорского надзора в сфере недропользования
Шокай Болат Куанышевич Атырауский природоохранный прокурор младший советник юстиции
VII международная Атырауская правовая конференция «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан» (г. Атырау, 3 апреля 2009 г.)
Атырауская область обладает уникальными полезными ископаемыми широкого спектра, главным образом углеводородного сырья, в связи с чем, правовое регулирование отношений, связанных его с разведкой и добычей, является наиважнейшей задачей в рамках развития правовой системы Республики Казахстан. В настоящее время отношения, связанные с недропользованием урегулированы правовыми актами, и на законодательном уровне защищены интересы, как государства, так и инвесторов, являющихся субъектами этих правоотношений. Основными правовыми актами Республики Казахстан, регулирующими отношения в сфере недропользования, являются Закон Республики Казахстан «О недрах и недропользовании», Закон Республики Казахстан «О нефти». Также вопросы недропользования регулируются и другими нормативно-правовыми актами, например, Экологическим Кодексом Республики Казахстан, в котором имеется отдельная глава, посвящённая экологическим требованиям при использовании недр. Проведенный анализ прокурорских проверок и проверок уполномоченного органа в данном направлении, показал, что предприятиями нефтегазовой отрасли зачастую нарушаются нормы вышеуказанного законодательства, а также взятые на себя контрактные обязательства, в том числе и финансовые обязательства. К примеру, в 2006-2008 годах в рамках проводимых проверок по вопросу соблюдения законодательства о недрах и недропользовании выявлены многочисленные нарушения, связанные с невыполнением принятых на себя обязательств, в части: - страхования рисков, имущества и ответственности, связанных с Нефтяными операциями; - проведения сейсморазведок, финансирования бурения скважин, запланированных годовыми рабочими программами; - поставки определенного объёма добытой нефти на отечественные нефтеперерабатывающие заводы, - принятия на баланс пробуренных нефтяных и газовых скважин; - отчисления денежных средств на развитие социальной инфраструктуры; - выделения средств на проведение мониторинга недр, обучение казахстанского персонала; - создания ликвидационного фонда и т.д. При этом, необходимо отметить, что только в 2007 году в процентном соотношении 10 недропользователей выполнили свои обязательства по лицензионно-контрактным условиям менее чем на 30-40%, 2 недропользователей менее чем на 60%. Обстоятельствами невыполнения обязательств могут быть различными. В одном случае это может быть связано с объективными причинами, например, волокита в получении разрешительных документов, согласований и т.п. со стороны государственных органов. С другой стороны причиной невыполнение финансовых обязательств может быть нежелание недропользователей, после заключения соответствующего контракта, инвестировать денежные средства в проект. Подобные случаи можно отнести к тем компаниям, которыми месторождения приобретаются не для осуществления деятельности, а для дальнейшей реализации в целях извлечения выгоды. В этой связи и в отношении таких предприятий предлагается внести в административный кодекс ответственность за невыполнение предусмотренных годовой рабочей программой финансовых обязательств, предусмотрев в качестве санкции штраф, исчисляемый в процентном соотношении от суммы невыполненных обязательств. Также в рамках операций по недропользованию, при приобретении товаров и услуг практически не соблюдаются либо грубо нарушаются установленные Правила, имеют место факты осуществления операций по недропользованию без наличия правоустанавливающих документов на земельный участок контрактной территории и другие нарушения. Кроме того, проведённый анализ показал, что предприятиями-недропользователями зачастую не исполняются внесённые компетентными органами предписания, пункты предписаний, отражённые в протоколах ГКЗ РК (Государственная комиссия по запасам Республики Казахстан) и ЦКР РК (Центральная комиссия по разработке месторождений Республики Казахстан). С одной стороны указанные факты свидетельствуют об отсутствии контроля со стороны компетентного органа, коим по Атырауской области является областная инспекция геологии и недропользования, и снимает с неё ответственности. Однако есть объективные причины слабой работы данного государственного органа. Так, в Атырауской области на более чем 80 месторождениях осуществляют деятельность около 45 недропользователей (без учёта предприятий осуществляющих добычу общераспространённых полезных ископаемых), тогда как состав инспекции насчитывает всего 3 человека, при одной вакантной должности. В целом в год проверками охватывается 9-11 предприятий, в том числе 3-4 проверки приходятся предприятия осуществляющие разведку, добычу ОПИ. Следовательно, нехватка штата сотрудников непосредственно влияет на качество проводимых проверок и профилактику нарушений законодательства в сфере недропользования. Другой причиной проведения некачественных проверок является недостаток в уполномоченном органе квалифицированных работников, что связано с большой текучестью кадров, следствием которой наряду с другими причинами является низкая заработная плата. С другой стороны, некоторые предприятия (в основном с иностранным участием), при осуществлении проверок соответствующими органами, исскуственно как для себя, так и для проверяющих органов, создают проблемы, в части представления необходимых для производства проверки материалов. Зачастую этот процесс занимает несколько дней и мотивируется необходимостью согласования с вышестоящим руководством либо партнёрами. Данные обстоятельства непосредственно влияют на сроки и периодичность проводимых проверок, тем самым создают определенные проблемы и для самих недропользователей. Так, лица осуществляющие проверки, не успев уложиться в её сроки проверки, оставляют непроверенными и открытыми вопросы, к которым возвращаются в последующем, что в свою очередь порождает е недовольство со стороны проверяемых субъектов. Несмотря на вышеуказанные объективные причины, следует указать и на недостатки самого компетентного органа, в части принятий должных мер для устранения нарушений законности. К примеру, при выявлении допущенных нарушений, уполномоченные лица - инспектора не в полном объёме используют свои полномочия, предусмотренные действующим законодательством. В частности, компетентный орган ограничивается внесением предписаний с установлением определенных сроков, которые в большинстве случаев носят формальный характер и не контролируются. Последующими проверками, опять же вносятся предписания, где констатируются факты неисполнения ранее внесенного предписания, без принятия мер для принудительного исполнения предъявленных требований, в том числе в судебном порядке, и привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности. В этой связи, компетентному органу предлагается принять к сведению указанные выше обстоятельства и в полном объеме использовать предусмотренные законодательством полномочия, доводя до логического завершения итоги своих проверок и вносимых актов. В свою очередь, хозяйствующим субъектам предлагается принимать меры по устранению выявленных нарушений, а в случае несогласия в полном объеме или частично, не заниматься различного рода отписками, а обжаловать решения компетентного органа в установленном законом порядке, т.е. через органы прокуратуры либо суд.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |