|
|
|
О некоторых вопросах судебной практики по делам, связанным с государственными закупками
Гульмира Буебаева Судья специализированного межрайонного экономического суда Карагандинской области
Порядок приобретения товаров, услуг и работ для государственных органов, а также государственных предприятий,юридических лиц, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилиированные с ними юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилиированные с ними юридические лица,за исключением национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных управляющих компаний, национальных компаний и аффилиированных с ними юридических лиц, Национального Банка Республики Казахстан, его ведомств, организаций, входящих в структуру Национального Банка Республики Казахстан, и юридических лиц, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан или находятся в его доверительном управлении, и аффилиированных с ними юридических лиц, урегулирован Законом Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V ЗРК «О государственных закупках». Данный Закон вступил в силу с 1 января 2016 года. В соответствии со ст. 28 Закона «О государственных закупках» протокол об итогах государственных закупок способом конкурса может быть обжалован участником конкурса в порядке, установленном настоящим Законом. При этом Закон «О государственных закупках» от 21 июля 2007 года, действовавший до 1 января 2016 года, четко не определял порядок обжалования действий и решений заказчика, организатора государственных закупок. Статья 46 Закона, утратившего силу, звучала, что все споры, возникающие в процессе государственных закупок, разрешаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Суды, рассматривая споры по обжалованию действий и решений заказчика либо организатора государственных закупок, руководствовались ст. 278 Гражданского процессуального кодекса, действовавшего до 1 января 2016 года, в соответствии с которой каждый гражданин либо юридическое лицо вправе оспорить решение, действие (или бездействие) государственного органа. В соответствии со ст. 47 действующего Закона «О государственных закупках» потенциальный поставщик вправе обжаловать действия (бездействие), решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок, если их действия (бездействие), решения нарушают права и законные интересы потенциального поставщика. В случае обжалования действий (бездействия), решений заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок в уполномоченный орган не позднее пяти рабочих дней со дня размещения протокола об итогах государственных закупок способом конкурса (аукциона) срок заключения договора о государственных закупках приостанавливается до окончания срока рассмотрения жалобы.При этом жалобы подаются в уполномоченный орган, которые должна быть рассмотрены им в течении 10 рабочих дней. Решение уполномоченного органа, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с законодательством Республики Казахстан, то есть в порядке, определенном главой 29 ГПК. Поскольку Законом определен пятидневный срок (рабочих дней) для обжалования решения и действий заказчика, организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок, то потенциальным поставщикам необходимо не пренебрегать указанным сроком, поскольку заключение договора о государственных закупках с победителем и его исполнение на момент рассмотрения позднего заявления поставщика, может не позволить суду отменить исполненный договор о государственных закупках. В действующем Законе реестр недобросовестных потенциальных поставщиков, определенных победителями, уклонившихся от заключения договора о государственных закупках, формируется на основании решения уполномоченного органа, которое может быть обжаловано в судебном порядке. Данная норма Закона изменена в действующем Законе, поскольку в Законе, действующем до 01 января 2016 года, реестр недобросовестных потенциальных поставщиков, определенных победителями, уклонившихся от заключения договора о государственных закупках формировался на основании решений судов.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |