|
|
|
Правовой фундамент страны
Петр ГРЕШНИКОВ, председатель Международного третейского суда IUS, профессор
Принятие Конституции РК стало одним из решающих моментов на пути построения независимого государства. Ныне действующая Конституция, принятая 30 августа 1995 года на республиканском референдуме, является основополагающим правовым актом, позволяющим на современном уровне углубленно продолжать правовую реформу в государстве. Конституция – основа системы права суверенного Казахстана. Для меня, профессионально занимающегося арбитражем, Конституция представляет собой не только фундаментальную основу права, но и является законом прямого действия, что имеет большое практическое значение. Правовая реформа в Казахстане началась с принятия Конституции 1995 года. С этого времени идет отсчет активного законотворчества, повышения роли юристов, работающих в бизнес-структурах, и юридического сообщества в целом. В течение нескольких лет были приняты многие «рыночные» законы РК: Гражданский кодекс (Общая часть – 1995 г.), «Об иностранных инвестициях» – 1994 г., «О приватизации» – 1995 г., «О банках и банковской деятельности» – 1995 г., «О хозяйственных товариществах» – 1995 г., «О судебной системе и статусе судей» – 1995 г., «О банкротстве» – 1997 г., Гражданский кодекс (Особенная часть – 1999 г.) и многие другие законы. Конституция РК 1995 года радикальным образом изменила судебную систему, из которой был исключен государственный арбитражный суд как ненужная структура. Он представлял собой наследие советской системы хозяйствования. Жизнь подтвердила правоту этого шага. Сегодня в стране действуют специализированные межрайонные экономические суды, которые входят в единую судебную систему, руководимую Верховным судом РК. Когда говорят, что в Казахстане существует более прогрессивная экономическая среда, имеется в виду и этот аспект. Кстати, в России только сейчас идет подготовка к слиянию арбитражных судов с общими судами государства. Наш Основной закон не догма, о чем свидетельствуют изменения и поправки, вносимые в него. Одна из них, прошедшая в 2007 году, опосредованно касается и деятельности третейских судов. Когда мы поднимали вопрос о принятии закона о третейских судах, дискутировались вопросы, связанные с нормами Конституции РК. Отправляет ли правосудие третейский суд? Входит ли он в судебную систему? Надо ли вообще принудительно исполнять решения третейских судов? Конституцией РК и законами установлено, что любой гражданин или организация имеет право выбора средств и способов защиты своих прав. Граждане и организации как субъекты права сами решают, что использовать или к какому способу прибегнуть. Субъекты права по своему усмотрению выбирают: защищать ли себя самостоятельно; обращаться ли за защитой в вышестоящие органы управления; предъявить иск в государственный суд; обратиться ли с заявлением в арбитраж (третейский суд); решить дело, обратившись за помощью к нейтральному третьему лицу, специалисту по разрешению споров и конфликтов, и т. п. После принятия 21 мая 2007 года поправок в Конституцию Республики Казахстан корректировкам подверглись нормы некоторых статей раздела 7 «Суды и правосудие» Основного закона, в том числе п. 3 ст. 75, в котором судами государства названы Верховный суд, местные и другие суды республики, учреждаемые законом. Статус третейских судов в Казахстане определен специальными законами «О третейских судах» и «О международном арбитраже», и в связи с этим третейские (арбитражные) суды подпадают под категорию других судов, предусмотренных Конституцией Казахстана. Однако это вовсе не означает, что третейские суды входят в судебную систему. Согласно п. 4 ст. 75 Конституции и ст. 3 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» в единую судебную систему государства входят Верховный суд и местные суды (областные и приравненные к ним суды, районные и приравненные к ним суды). Конституцией Республики Казахстан п. 1 ст. 13 также установлено право каждого на признание его правосубъектности, право на защиту своих прав и свобод всеми не противоречащими закону способами. Одним из таких способов является рассмотрение третейским судом имущественных споров, предусмотренное п. 1 ст. 9 Общей части Гражданского кодекса и нормой ст. 25 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, где установлено, что защита гражданских прав может осуществляться третейским судом. Именно здесь мы наглядно видим реализацию норм Конституции РК. На конференции выпускников вузов, посвященной 20-летию независимости Казахстана, я озвучил доклад «Судебная система и третейские суды: вопросы соотношения». В докладе было отмечено, что нормативным постановлением Конституционного совета РК от 7 февраля 2008 года № 1 определено, что корректировка некоторых статей раздела VII «Суды и правосудие» Основного закона и снятие запрета на слияние государственных и общественных институтов (ст. 5 Конституции), а также внесение ряда других изменений и дополнений в Основной закон страны «в их взаимосвязи позволили по-новому трактовать предназначение государственной власти, содержание функций государства, определять принципы взаимоотношений государства и общественных объединений и граждан, шире вовлекать институты гражданского общества в решение государственно значимых задач, установить юридические нормы адекватно изменяющимся общественным отношениям». Совершенно очевидно, что указанные изменения и поправки Конституции затрагивают и деятельность третейских судов как одного из институтов гражданского общества. Благодаря этим поправкам последовали изменения и дополнения в специальные законы о международном арбитраже, о третейском суде был принят новый Закон «О медиации». То есть изменения в Конституцию подтолкнули не только практиков, но и законодателей работать дальше в этом направлении. Это является ярким примером того, что наша Конституция развивается вместе со страной и работает на позитивные процессы, являясь Основным законом, определяет стратегическое направление развития нашего государства.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |