|
|
|
Бессрочность полномочий судей: состояние и проблемы обеспечения
//Усиление роли местных судов: независимость судей, обеспечение доступности правосудия. Материалы. межд. научн.-практич. конф. Астана, 2004. С. 201-205
В соответствии с п. 1 ст. 79 Конституции Республики Казахстан (далее - РК) суды состоят из постоянных судей, полномочия каждого из которых могут быть прекращены или приостановлены по основаниям, установленным исключительно только законом. Данное положение конкретизировано в Конституционном законе РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»[1], ст. 24 которого устанавливает: «Полномочия судей могут быть прекращены или приостановлены не иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Конституционным законом». В этих нормах закона заключен конституционный принцип несменяемости судей, суть которого заключается в том, судьи Верховного Суда РК избираются, а судьи местных судов назначаются на неопределенный срок[2], т.е. на весь работоспособный период своей жизни и они не могут быть произвольно освобождены от должности за исключением случаев и в порядке, предусмотренных только законом, приостановление их полномочий возможно также не иначе как по основаниям и в порядке, установленным законом (ст. 33, 34 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК»). В этой связи, следует указать, что в юридической литературе как равнозначный понятию «бессрочность полномочий судьи» употребляется понятие «несменяемость судьи», что по нашему мнению не совсем точно определяет правовую природу этого принципа. В этой связи следует рассмотреть соотношение этих понятий и выявить, которое из них адекватно положениям, предусмотренным действующим законодательством. Исчерпывающий перечень оснований прекращения полномочий и освобождения от должности судьи регламентированы ст. 34 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК», в соответствии с которой полномочия судьи прекращаются в случаях: 1) ухода в отставку или освобождении от должности судьи по собственному желанию; 2) когда состояние здоровья препятствует дальнейшему исполнению профессиональных обязанностей в соответствии с медицинским заключением; 3) вступления в законную силу решения суда о признании судьи недееспособным или ограниченно дееспособным либо о применении к нему принудительных мер медицинского характера; 4) вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении этого судьи; 5) утраты гражданства Республики Казахстан; 6) смерти судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим; 7) назначения, избрания судьи на другую должность и его перехода на другую работу; 8) упразднения суда или истечения срока полномочий, если судья не дает согласие на занятие вакантной должности судьи в другом суде. Кроме того, полномочия судьи могут быть прекращены в связи с решением дисциплинарно-квалификационной коллегии судей[3] о необходимости освобождения от должности судьи за совершение им дисциплинарного проступка или невыполнение требований, указанных в ст. 28 вышеназванного закона - обязанность неукоснительно соблюдать Конституцию и законы республики, а также требования судейской этики и избегать всего, что могло бы опорочить авторитет, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности и беспристрастности; противостоять любым попыткам незаконного вмешательства в деятельность по отправлению правосудия; соблюдать тайну совещания судей и др. Полномочия председателя суда либо председателя коллегии могут быть досрочно прекращены при невыполнении им возложенных на него законом обязанностей. Анализ указанных выше оснований позволяет сделать вывод о том, что законодатель использует понятия «освобождение от должности» и «прекращение полномочий» как адекватные, тогда как они отличаются друг от друга. Например, в казахстанском трудовом законодательстве понятие «прекращение трудовых отношений» по своему содержанию шире, нежели содержание таких понятий, как «расторжение трудового договора», «увольнение работника»[4]. Отличается оно и от понятия «освобождение от должности» (например, отстранение от работы - это «приостановление выполнения работником своих трудовых обязанностей по требованию уполномоченного государственного органа…»[5], временное освобождение работника от трудовых обязанностей[6]). Кроме того, название ст. 34 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК» - «Освобождение от должности и прекращение полномочий судьи» - уже предполагает различие между этими понятиями, что подтверждает само содержание этой статьи закона, оперирующее понятиями «прекращение» и «освобождение». В этой связи, как нам представляется, понятие «прекращение полномочий судьи» следует употреблять в том случае, когда судья лишается возможности осуществлять свои обязанности и прекращает трудовые правоотношения с судом[7], поскольку освобождение от должности может предполагать сохранение и продолжение трудовых отношений. При этом важно обратить внимание на п. 5 ст. 34 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК», которая устанавливает: «Освобождение от должности судьи одновременно влечет прекращение полномочий председателя или председателя коллегии соответствующего суда» (выделено курсивом нами - Г.С.). Из смысла этой нормы следует, что освобождение от должности судьи должно автоматически влечь за собой и прекращение полномочий председателя или председателя коллегии соответствующего суда, что является недопустимым. Возможно, законодатель имел ввиду случаи, когда принимается решение о прекращении полномочий судьи, являющегося председателем или председателем коллегии данного суда, которое должно влечь одновременно его освобождение от занимаемой должности председателя. Логичность такого вывода подтверждается нормой, заключенной в части второй этого же пункта, устанавливающей: «Освобождение от должности председателя или председателя коллегии соответствующего суда по истечении срока полномочий не влечет освобождение их от должности судьи этого суда». Основания прекращения полномочий судьи в соответствии с законом могут быть двух видов - прекращение полномочий, дающее право на отставку с сохранением в составе судейского сообщества и прекращение полномочий, лишающее этого права. Согласно п./п. 1 п. 1 ст. 34 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК» полномочия судьи прекращаются в связи с уходом судьи в отставку или освобождением от должности по собственному желанию. По нашему мнению, объединение в одном пункте статьи двух самостоятельных, на наш взгляд, оснований является нецелесообразным, так как уход судьи в отставку и прекращение судейских полномочий по собственному желанию, не являются взаимоисключающими нормами, поскольку из смысла п. 1 ст. 35 этого же закона следует, что отставка является формой освобождения судьи от должности, т.е. она может осуществляться и по собственному желанию (наряду с другими основаниями прекращения полномочий судьи, такими как состояние здоровья, препятствующее дальнейшему исполнению профессиональных обязанностей, в соответствии с медицинским заключением; упразднение суда или истечение срока полномочий, если судья не дает согласие на занятие вакантной должности судьи в другом суде). На отсутствие четкой границы между отставкой и освобождением судей по другим основаниям указывается и другими авторами[8]. Поэтому полагаем, что такое основание как «уход судьи в отставку» целесообразно выделить в самостоятельное основание прекращения судейских полномочий с указанием на то, что в этом случае необходимо его письменное заявление о желании принять отставку по тому или иному указанному в законе основанию ухода[9], либо увольнение по собственному желанию без принятия отставки. Важно также обратить внимание и на то, что ст. 35 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК», регламентирующая вопросы, связанные с отставкой, не предусматривает условия, наличие которых дают судье право на отставку. Например, в некоторых государствах, участников СНГ для ухода в отставку с должности судьи установлено такое требование, как наличие определенного стажа работы в должности судьи (например, в Республике Киргизия судья имеет право на отставку при наличии 25-летнего стажа по юридической профессии, в том числе не менее 15-ти лет работы в должности судьи; на Украине необходим стаж работы в должности судьи не менее 20-ти лет). Поэтому, как нам представляется, есть необходимость дополнить ст. 35 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК» положением о том, что судья имеет право на отставку при наличии стажа работы в должности судьи не менее 15-ти лет работы, а также важным условием реализации права судьи на отставку должно быть, по нашему мнению, отсутствие у него дисциплинарных взысканий. Кроме того, закон не оговаривает, признается ли отставка судьи почетным уходом или почетным удалением судьи с должности. Например, в соответствии с законодательством ряда государств, участников СНГ, отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности (в Республике Молдова, Российской Федерации, Республике Таджикистан и др.)[10]. На правильность такой формулировки указывается и в теории права[11]. Анализ п. 2 ст. 35 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК», позволяет сделать вывод о том, что законодатель республики также признает отставку почетным уходом, так как за лицом, пребывающем в отставке, сохраняются принадлежность к судейскому сообществу и гарантии личной неприкосновенности; при наличии стажа работы в качестве судьи не менее пятнадцати лет сохраняются жилищные льготы, предусмотренные законодательством; выплачивается единовременное выходное пособие в размере двух должностных окладов; в случае смерти выплачивается единовременная денежная компенсация в размере трехмесячной заработной платы судьи по соответствующей должности на момент кончины судьи. Вместе с тем, законодатель не предусматривает возможность удаления в отставку, тогда как необходимость в этом может возникнуть (например, вследствие состояния здоровья, препятствующее дальнейшему исполнению профессиональных обязанностей, в соответствии с медицинским заключением или признание судьи в установленном законом порядке недееспособным). Далее. Прекращение судейских полномочий по собственному желанию аналогично такому предусмотренному трудовым законодательством основанию, как расторжение трудовых правоотношений по инициативе работника. Порядок расторжения трудового договора по этому основанию четко регламентирован ст. 28 Закона РК «О труде в Республике Казахстан»[12], в соответствии с которой работник обязан предупредить работодателя о предстоящем увольнении письменно не менее чем за один месяц. По истечении этого срока работник вправе не выходить на работу. Кроме того, при наличии уважительных причин (болезнь, пенсионный возраст, переезд в другую местность и др.) работодатель обязан расторгнуть трудовой договор с работником в срок, указанный в заявлении последнего. Анализ же Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК» выявляет отсутствие какой-либо регламентации порядка прекращения судейских полномочий как в связи с отставкой, так и в связи с увольнением судьи по собственному желанию. Так, например, законом не определены конкретные сроки принятия решения уполномоченным органом о прекращении судейских полномочий, возможность аннулирования судьей поданного им заявления об уходе в отставку или по собственному желанию. Впрочем, некоторое разъяснение о процедуре принятия решения об отставке судьи дают нормы Закона РК «О Квалификационной коллегии юстиции РК»[13]. В соответствии со ст. ст. 3, 18 этого закона Квалификационная коллегия юстиции РК рассматривает вопросы об отставке или прекращении отставки судьи и председателя районного или приравненного к нему суда и выносит рекомендации об освобождении от должности судьи и председателя районного или приравненного к нему суда. Основанием для рассмотрения таких вопросов является представление Председателя Верховного суда РК (п. 1 ст. 18 Закона РК «О Квалификационной коллегии юстиции»), за исключением случаев, когда полномочия судьи прекращаются на основании п./п. 3-7 ст. 34 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК» (вступление в законную силу решения суда о признании судьи недееспособным или ограниченно дееспособным либо о применении к нему принудительных мер медицинского характера; вступление в законную силу обвинительного приговора в отношении этого судьи; утрата гражданства республики; смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим; назначение, избрание судьи на другую должность и его переход на другую работу), при наличии которых рекомендации Квалификационной коллегии юстиции РК не требуются. По общим правилам Квалификационная коллегия юстиции РК после получения представления проверяет содержащиеся в нем сведения путем получения письменного объяснения от судьи и других лиц; истребования необходимых материалов и ознакомления сними; получения иной информации от государственных органов, организаций и граждан. По результатам проверки составляется справка, с которой должен быть ознакомлен судья, в отношении которого проводилась проверка. Справка должна содержать изложение выявленных обстоятельств, заключение и предложения проверяющих. Вопрос об освобождении судьи от должности должен быть рассмотрен Квалификационной коллегии юстиции РК в месячный срок со дня ознакомления судьи с материалами проверки, но не позднее трех месяцев со дня получения представления Председателя Верховного Суда РК. Такой тщательный порядок проверки обстоятельств для принятия решения о даче рекомендации на прекращение полномочий судьи, целесообразен, по нашему мнению, в тех случаях, когда решается вопрос о прекращении судейских полномочий в связи совершением судьей дисциплинарного проступка. Но необходимость такой процедуры вызывает сомнение в случаях ухода судьи с должности по собственному желанию. Из требований, установленных законодательством, следует, что заявление о сложении с себя судейских полномочий также должно быть адресовано председателю Верховного суда РК, который должен войти с представлением в Квалификационную коллегию юстиции РК, а последняя, в свою очередь, - провести соответствующую проверку, указанную выше и после чего дать свое заключение о возможности прекращения судейских полномочий. Конечно, едва ли возможен такой прецедент, когда Квалификационная коллегия юстиции РК откажет судье в его заявлении об уходе по собственному желанию. Тем не менее, если такая возможность предполагается, то нельзя исключить, что она может иметь место в действительности. Однако это было бы абсурдно: как можно заставить работника заниматься определенной работой, если он этого не желает? Но, самое главное, это противоречило бы п. 1 ст. 24 Конституции РК, устанавливающей, что каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии, что полной мере распространяется и на судей. В этой связи также обращает на себя нелогичность применения в Законе РК «О Квалификационной коллегии юстиции РК» понятий «решение» и «рекомендация» Квалификационной коллегии юстиции РК. Как известно, одним из постулатов законодательной техники является положение, в соответствии с которым изложение в законе должно отвечать требованиям связности, системности и полного терминологического единства. Однако анализ норм названного закона приводит к выводу о том, что эти требования учтены законодателем не в полной мере. Например, глава 7 Закона РК «О Квалификационной коллегии юстиции РК» озаглавлена «Принятие рекомендации об освобождении от должности судьи», в п./п. 3 п. 1 ст. 3 этого же закона также говорится о таком полномочии Квалификационной коллегии юстиции РК при рассмотрении им вопросов об отставке или прекращении отставки судьи как вынесение рекомендации. Но п. 4 ст. 20 названного закона содержит положение, в соответствии с которым по результатам рассмотрения вопроса об освобождении судьи от должности Квалификационная коллегия юстиции РК принимает решение. Однако согласно п. 4 ст. 34 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК» решение об освобождении судьи от должности принимается указом Президента РК - в отношении председателя, председателей коллегий и судьи областного суда, председателя и судьи районного суда. В этой связи в целях устранения указанного противоречия следует внести соответствующие поправки в п. 4 ст. 20 Закона РК «О Квалификационной коллегии юстиции РК», заменив слово «решение» на «рекомендацию», изменить ее редакцию путем внесения соответствующего изменения. Таким образом, изложенное выше, позволяет придти к выводу о том, что для принятия Президентом РК решения о прекращении полномочий председателя, председателя коллегии и судьи областного и приравненного к нему суда, председателя и судьи районного и приравненного к нему в связи с уходом в отставку, освобождением от должности по собственному желанию, состоянию здоровья, препятствующего дальнейшему исполнению профессиональных обязанностей в соответствии с медицинским заключением, а также упразднения суда или истечения срока полномочий, если судья не дает согласия на занятие вакантной должности судьи в другом суде, необходимо наличие рекомендации Квалификационной коллегии юстиции РК, основанной на представлении Председателя Верховного суда РК. При этом обращает на себя внимание тот факт, что если в отношении принятия рекомендации Квалификационной коллегией юстиции РК законом установлены конкретные сроки (п. 1 ст. 20 Закона РК «О Квалификационной коллегии юстиции»), то в отношении срока, в течение которого должно быть рассмотрено заявление судьи Председателем Верховного суда РК и внесено им представление в Квалификационную коллегию юстиции РК, закон умалчивает, как и умалчивает о сроке, в течение которого должно быть принято решение Президентом РК о прекращении полномочий судьи. Говоря о недостатках в правовой регламентации прекращения полномочий судей и его порядком, следует также обратить внимание еще на один пробел в законодательстве. Так, законодательством предусмотрены как основания и порядок ухода судьи в отставку, так и основания ее прекращения[14]. Вместе с тем, Конституционный закон РК «О судебной системе и статусе судей РК» не регламентирует сам порядок прекращения отставки, не указывает субъекта, полномочного принять решение о таком прекращении. Подпункт 3 п. 1 ст. 3 Закона РК «О Квалификационной коллегии юстиции РК» устанавливает, что Квалификационная коллегия юстиции РК «рассматривает вопросы об отставке или прекращении отставки судьи и председателя районного или приравненного к нему суда…». Пункт 5 ст. 2 Закона РК «О Высшем судебном совете РК» предусматривает, что этот орган также только рассматривает вопросы прекращения отставки в отношении находящихся в отставке председателя Верховного суда, председателей коллегий и судей Верховного суда, председателя, председателей коллегий и судей областных и приравненных к ним судов. Однако оба указанных закона не содержат норм о том, кто принимает решение о прекращении отставки. Как нам представляется, поскольку решение об отставке судьи принимается Сенатом Парламента РК (в отношении Председателя, председателей коллегий и судей Верховного суда) или Президентом РК (в отношении председателя, председателей коллегий и судьи областного суда, председателя и судьи районного суда), то и решение о прекращении отставки должны принимать эти же субъекты на основании рекомендации Квалификационной коллегии юстиции РК или Высшего судебного совета РК.
[1] См.: О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан: Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 г. № 132-II ЗРК // Ведомости Парламента РК. 2000. № 23. Ст. 410. [2] См.: п. 7 Постановления Конституционного Совета РК от 6 марта 1997 г. № 3 «Об официальном толковании пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 14, подпункта 3) пункта 3 статьи 77, пункта 1 статьи 79 и пункта 1 статьи 83 Конституции РК» // Вестник Конституционного Совета РК. Выпуск 1. Алматы, 1998. [3] См.: П.\п. 3 п. 39 Положения о Республиканской и областных дисциплинарно-квалификационных коллегиях судей: утверждено Указом Президента РК от 26 июня 2001 г. № 643 // Юридическая газета. 2001. 18 июля. [4] О сущности термина «прекращение трудового договора и его соотношении с понятиями «увольнение», «расторжение» см.: Гусов К.Н. Основания прекращения трудового договора. М., 1985. С. 47. [5] См.: Нургалиева Е., Нурмагамбетов А. Комментарий к Закону Республики Казахстан «О труде в Республике Казахстан». Алматы: ТОО Баспа, 2000. С. 95. [6] См.: Трудовое право. Энциклопедический справочник. М., 1979. С. 344. [7] См.: Комментарий к законодательству о судебной системе Российской Федерации / Под ред. Т.Г. Морщаковой. М.: Юристъ, 2003. С. 129. [8] См., напр.: Абилкаиров М. Закон - немой судья, судья - говорящий закон // Правовая реформа в Казахстане. 2003. № 3. С. 49. [9] Например, ст. 26 Закона РК «О государственной службе» установлено, что отставка осуществляется на основании письменного заявления политического государственного служащего (см. Закон РК «О государственной службе» от 23 июля 1999 г. № 453-1 // Ведомости Парламента РК. 1999. № 21. Ст. 773; 2001; № 13-14. Ст. 170; 2003. № 4 Ст. 24; Казахстанская правда. 2003. 25 сентября). [10] См.: Клеандров М.И. Судебные системы государств - участников СНГ: законодательное обеспечение. М.: ЮРИСТЪ, 2002. С. 274, 325, 399, 613. [11] См.: Нестерова Т.А., Фадеева Л.А. Российское трудовое право и служба в прокуратуре. Пермь, 2001. С. 135; Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник / Под ред. Божьева В.П. М., 1999. С. 199; Комментарий к законодательству о судебной системе Российской Федерации / Под ред. Т.Г. Морщаковой. М.: Юристъ, 2003. С. 129 и др. [12] См.: Ведомости Парламента РК. 1999. № 24. Ст. 1068; 2001. № 23. Ст. 309; Казахстанская правда. 2003. 25 сентября. [13] См.: О Квалификационной коллегии юстиции РК: Закон РК от 11 июля 2001 г. № 238-11 // Ведомости Парламента РК. 2001. № 15-16. Ст. 235. [14] Основаниями, влекущими прекращение отставки, являются: назначение на должность судьи или поступление на другую оплачиваемую должность, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности; совершение им преступления или порочащего проступка, умаляющего авторитет судебной власти; собственное желание; утрата гражданства Республики Казахстан; его смерть (п. 3 ст. 35 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК»).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |