|
|
|
Проектное финансирование Шаймерден Чиканаев Email: schikanayev@gratanet.com, finance_securities@gratanet.com Лола Абдухалыкова Email: labdukhalykova@gratanet.com, finance_securities@gratanet.com
1.1 Каковы основные тенденции/существенные изменения на рынке проектного финансирования в Казахстане? Проектное финансирование в строгом понимании (т.е. где структура финансирования основана на выполнении самого проекта) до сих пор еще не развито и не опробовано в Казахстане. Так называемые сделки по «проектному финансированию», имевшие место в Казахстане, по сути, представляли собой либо обычные банковские займы (в основном со стороны международных финансовых институтов, таких как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) или Международная финансовая корпорация (МФК)), которые так или иначе пользовались государственными гарантиями, пакетами обеспечения, прямыми бюджетными инвестициями или чистыми частными инвестициями. Ожидается, однако, что в ближайшем будущем в Казахстане наконец появятся надлежащие сделки по проектному финансированию, прежде всего, в виду принятия адекватного законодательства о проектном финансировании и ГЧП (существенные поправки в действующее законодательство были приняты в 2014 году), и кроме того, спустя десятилетия пренебрежения, правительство Казахстана наконец заявило о своей готовности к улучшению инвестиционного климата и привлечения частных инвестиций через ГЧП (в том числе в жилищно-коммунальном секторе), и решило вложить по крайней мере часть средств от экспорта сырьевых товаров в давно отложенные инфраструктурные проекты (например, Правительство Казахстана планирует запустить крупные транспортные и инфраструктурные проекты, указанные в Обращении Президента Казахстана народу Казахстана от 11 ноября 2014 («Нурлы жол» («Путь в будущее»)), а также «Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 гг.» и «Программа развития государственно-частного партнерства в Республике Казахстан на 2011-2015 гг.»).
1.2 Какие наиболее существенные сделки по проектному финансированию имели место в Казахстане за последнее время? Недавно государственный Банк развития Китая (КБР) предоставил синдицированный обеспеченный заем в размере 1,8 млрд долларов США в пользу ТОО «Газопровод Бейнеу-Шымкент» (принадлежащего 50:50 КазТрансГаз и CNPC) для финансирования проекта газопровода в Казахстане, а также два обеспеченных займа на общую сумму 12,2 млрд долларов США в пользу ТОО «Газопровод Центральная Азия - Китай» для целей финансирования проекта газопровода Центральная Азия - Китай. Также ожидается, что в ближайшем будущем наконец будут реализованы проекты по строительству долгожданной Балхашской ТЭС (дебютный казахстанский проект Независимого производителя электроэнергии, 4 млрд долларов США) и Алматинской кольцевой дороги (БАКАД) (первый проект ГЧП в соответствии с новой законодательной базой, принятой в 2014 года).
2.1 Возможно ли предоставлять имущественное обеспечение путем заключения общего соглашения об обеспечении или для каждого вида имущества необходимо отдельное соглашение? Вкратце, в чем заключается процедура? Казахское законодательство предусматривает несколько методов обеспечения обязательства. В качестве обеспечения обязательств можно использовать взыскание неустойки, залог, заверение, гарантия, депозит, конфискация имущества должника, гарантийный взнос, и другие методы, предусмотренные законодательством или договором. Недействительность соглашения об обеспечении не отменяет основное обязательство. В то же время, недействительность основного обязательства не влияет на обязательство по соглашению об обеспечении, в случае когда обеспечение является сопутствующим обязательством по казахстанскому законодательству. В соответствии с казахстанским законодательством, залог является видом обеспечения, при котором кредитор (залогодержатель) имеет право в случае невыполнения должником обязательства, обеспеченного залогом, получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества, в порядке приоритета перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за исключением некоторых случаев, предусмотренных Гражданским кодексом. Залог может быть двух видов: (1) ипотечный залог; и (2) владельческий залог. Ипотечный залог это вид залога, когда залоговое имущество остается в распоряжении залогодателя или третьего лица. Владельческий залог это вид залога, когда залоговое имущество передается в собственность залогодержателю. Соглашение регулирующее создание обеспечительного интереса должно включать предмет залога, его стоимость, характер, объем и срок погашения обязательства, обеспеченного таким обеспечением. Соглашение должно также четко определить сторону, за которой сохраняется залоговое имущество. Стоимость залогового имущества должна указываться в национальной валюте. Как правило, относительно вида долгов, которые могут быть обеспечены нет никаких ограничений. Кроме того, обеспечить можно и долги еще не существующие (будущие или условные), долги, выраженные в иностранной валюте, и даже изменяющиеся долги. С некоторыми исключениями, казахстанское законодательство не ограничивает виды имущества, которые могут быть переданы в залог. В залог могут быть предоставлены приобретенные активы, а также товары в обороте (т.е. эквивалент плавающей оплаты), таких как запасы, сырье, полуфабрикаты и готовая продукция. Возможные формы обеспечения для финансирования проектов в области инфраструктуры в Казахстане, как правило, включают: (i) ипотечный залог недвижимого имущества проектной компании; (ii) договоры залога на оборудование и другое движимое имущество; (iii) уступка прав по договорам страхования, проектным договорам и проектным облигациям; (iv) залог банковских счетов и денежных средств; (v) залог доли участия в проектной компании; и (vi) ограниченные гарантии спонсоров. Для реализации таких обеспечительных договоренностей в соответствии с законодательством Казахстана, как правило, требуется отдельное соглашение в письменной форме для каждого вида имущества.
2.2 Можно ли в качестве обеспечения использовать недвижимость (земельные участки), производство, технику и оборудование (например, трубопроводы, как подземные так и наземные)? Вкратце, в чем заключается процедура? Залогодатель может предоставить в залог свое производство и оборудование в пользу кредиторов, в том числе иностранных кредиторов. Если соответствующие техника и оборудование считаются недвижимым имуществом (т.е. неотделимы от земельного участка или здания, в котором установлены), залог необходимо регистрировать в Министерстве юстиции. Если техника и оборудование не являются недвижимым имуществом, обеспечительный интерес (залог) создается путем заключения договора о залоге. Тем не менее, для обеспечения приоритета обеспечительных интересов кредиторов, залог необходимо зарегистрировать в регистрирующих органах Министерства юстиции, как описано выше. Земельные участки, находящиеся в собственности или долгосрочной аренде могут быть предоставлены в залог в пользу кредиторов. Как уже упоминалось выше, право собственности на земельный участок неотделимо от права собственности на недвижимое имущество. Таким образом, ипотечный залог здания означает, что земельный участок, на котором находится здание, также становится предметом ипотечного залога. Ипотечный залог регистрируется в Министерстве юстиции путем направления заявления в Центр обслуживания для населения. В соответствии с казахстанским законодательством, объекты незавершенного строительства являются движимым имуществом (не недвижимостью) до тех пор, пока объект строительства не завершен, не введен в эксплуатация и не зарегистрирован регистрирующими органами Министерства юстиции в качестве объекта недвижимости. Таким образом, объекты незавершенного строительства могут быть предоставлены в залог в качестве движимого имущества, но не в качестве недвижимого имущества. Залог объекта незавершенного строительства не становится автоматически залогом недвижимого имущество после завершения и регистрации такого объекта. Соответственно, после введения производства в эксплуатацию, залогодателю необходимо будет заключить новый договор залога в отношении производства, заменив предыдущий договор в отношении объекта незавершенного строительства. Следует отметить, что с учетом того, что потребуется некоторое время для регистрации недвижимого имущества после его строительства, между датой завершения строительства и датой возникновения ипотечного залога недвижимого имущество предусмотрен некоторый период времени. В течение этого периода, кредитный договор не будет надлежащим образом обеспечен ипотечным залогом недвижимого имущества (за исключением земельного участка), поскольку на тот момент объекты незавершенного строительства более не будут существовать, а недвижимое имущество еще не будет зарегистрировано. Этот риск смягчается до некоторой степени тем, что кредитор будет в любом случае иметь в ипотечном залоге земельный участок, и в соответствии с Земельным кодексом Казахстана, право собственности на земельный участок неотделимо от права собственности на недвижимое имущество, находящееся на таком земельном участке. Однако, даже в этом случае можно утверждать, что до тех пор, пока не будет заключен новый договор ипотечного залога, кредитор будет иметь обеспечение только в виде земельного участка. Это обстоятельство было подвергнуто резкой критике в Казахстане, однако, оно имеет место и является предметом определенного риска для кредиторов. Обычно, мы рекомендуем кредитору внести дополнительный пункт в кредитном договоре, обязывающий залогодателя оперативно предоставлять новый ипотечный залог недвижимого имущества (по существу на тех же условиях, что и условия договора ипотечного залога) после его принятия и регистрации.
2.3 Можно ли в качестве обеспечения использовать дебиторскую задолженность, при условии, что залогодатель будет иметь право взимать дебиторскую задолженность в отсутствие невыполнения обязательств и если должники не уведомлены о таком обеспечении? Вкратце, в чем заключается процедура? Компания может предоставить в залог свои денежные права требования по договору (например, договор страхования или соглашение о закупке) при условии, что такие права требования подлежат уступке. Если права на дебиторскую задолженность представлены в залог, обеспечение будет осуществляться путем передачи соответствующих прав залогодержателю (т.е. без публичных торгов, как это типично в отношении большинства других видов залога). Должник должен быть уведомлен в залог дебиторской задолженности и залогодатель не может взимать задолженность в отсутствие неисполнения обязательств.
2.4 Можно ли в качестве обеспечения использовать денежные средства на банковских счетах? Вкратце, в чем заключается процедура? В соответствии с казахстанским законодательством, строго говоря, залог банковского счета не представляется возможным. Однако, законодательством разрешен залог денежных средств, находящихся на банковских счетах казахстанского залогодателя. Важно отметить, что залог денежных средств на банковских счетах рекомендуется оформлять между тремя сторонами: залогодержателя, залогодатель и местный обслуживающий банк, в котором открыты счета залогодателя. Такая структура позволяет сторонам включить в договор залога специальную формулировку о безакцептном списании, позволяющую залогодержателю списывать средства со счетов залогодателя без его согласия, а местному обслуживающему банку признавать такое право залогодержателя при получении уведомления о неисполнении обязательств. На договорной основе стороны могут согласовать определенный лимит денежных средств, который не может быть списан залогодателем. Существуют определенные риски, связанные с залогом денежных средств на банковском счете. В соответствии с казахстанским законодательством, если лицо имеет задолженность по налогам или таможенным платежам, налоговые и таможенные органы могут приостановить движение средств на таких банковских счетах. Кроме того, налоговые и таможенные органы могут списать деньги с банковских счетов такого лица без его согласия до каких-либо действий других кредиторов (за исключением случаев ликвидации и банкротства, когда задолженность погашается в соответствии с законодательно установленной очередностью).
2.4 Можно ли в качестве обеспечения использовать акции компаний, зарегистрированных в Казахстане? Должны ли такие акции быть в документарной форме? Вкратце, в чем заключается процедура? Держатели акций казахстанского акционерного общества (далее - «казахстанское АО») и долей участия в товарищества с ограниченной ответственностью (далее - «казахстанское ТОО») имеют право предоставлять в залог все или часть таких акций или долей участия, соответственно, в пользу кредиторов (в том числе иностранных кредиторов). Основным недостатком такого вида залога является то, что кредиторы не будут иметь право вступить во владение такими акциями, а вместо этого должны будут реализовать акции на открытом аукционе, как описано ниже. Залог за акций АО должен быть зарегистрированы у Единого регистратора, который внесет запись о залоге в систему реестров держателей ценных бумаг. Такой залог является действительным только после регистрации. Другой формой коммерческого юридического лица в соответствии с законодательством Республики Казахстан является ТОО, которое имеет доли участия, в отличие от акций. Залог долей участия в ТОО, как правило, может быть зарегистрирован в соответствующем отделе Министерства юстиции, а если Единый регистратор предусмотрен корпоративными документами ТОО, то в этом случае, залог за долей участия должен быть зарегистрированы у Единого регистратора. Не предусмотрено никаких ограничений в отношении прав кредиторов на обращение взыскания на заложенные акции, при условии соблюдения соответствующих местных процессуальных норм. Следует отметить, что от приобретателя более 25 процентов акций в казахстанской компании может потребоваться получение одобрения такого приобретения Агентством по защите конкуренции. Если приобретение акций требует антимонопольного одобрения (это будет зависеть от общей стоимости активов или годового оборота приобретателя и казахстанского лица), то приобретателю необходимо будет подать заявку на получение такого одобрения в течение 30 дней после открытого аукциона, на котором он приобрел акции. Если залог предусматривает передачу прав голоса в случае неисполнения обязательств по более чем 25 процентам акций, такая передача может потребовать отдельного одобрения Агентством по защите конкуренции.
2.6 Какие предусмотрены платежи (за нотариальное заверение, регистрацию, гербовый сбор и пр.) (независимо от того связанные ли со стоимости имущества или нет) в отношении обеспечения в виде различного вида активов (в частности, акции, недвижимость, дебиторская задолженность и движимое имущество)? Регистрация залога не требуется в отношении большинства видов движимого имущества. В отличие от этого, обеспечение в виде недвижимого имущества и некоторых видов зарегистрированного движимого имущества (например, автомобили, самолеты и именные ценные бумаги) подлежит регистрации. Залог другого движимого имущества подлежит обязательной регистрации только если договором залога запрещен последующий залог такого движимого имущества. Несмотря на то, что в отношении большинства движимого имущества регистрация залога не обязательна, такая регистрация предоставляет приоритетное право кредитора на предмет залога. Если два или более кредиторов получают обеспечительные интересы по одному и тому же предмету залога (будь то движимое или недвижимое имущество), законодательством отдается приоритет обеспечительным интересам в порядке, в котором они зарегистрированы, а зарегистрированный залог, как правило, имеют приоритет над незарегистрированным независимо от времени его создания. Незарегистрированные залоги, как правило, имеют приоритет, соответствующий порядку их возникновения. Обычно можно проверить регистрацию залога - для этой цели, запрашивает выписка из соответствующего реестра. Соответственно, кредиторам будет необходимо обеспечить регистрацию залога/ипотеки в соответствующих регистрирующих органах, чтобы обеспечить первоочередность своих обеспечительных интересов в отношении предмета залога. Для подтверждения обеспечительного интереса не требуется никаких дальнейших действий. Любой последующий зарегистрированный или незарегистрированный залог (или любой предыдущий незарегистрированный залог) любым сторонним залогодержателем того же предмета залога будет иметь меньший приоритет, чем обеспечительный интерес кредиторов, имеющий законную силу, в отношении предмета залога. Регистрация залога не требует продления (если ни обеспеченное обязательство, ни состав залогового имущества не изменялись). Регистрирующие органы при Министерстве юстиции осуществляют регистрацию залога большинства видов движимого и всех видов недвижимого имущества. В зависимости от вида залогового имущества, некоторые органы также осуществляют регистрацию обеспечения (например, дорожная полиция регистрирует залоги транспортных средств, Министерство сельского хозяйства регистрирует залоги тракторов и некоторой другой сельскохозяйственной техники, а Единый регистратор регистрирует залоги именных ценных бумаг). В целом же, для предоставления обеспечения (за исключением залога прав недропользования, стратегических объектов и некоторых других конкретных классов имущества) не требуется никаких государственных и нормативных разрешений.
2.7 Предусматривают ли требования по подаче заявок, уведомления или регистрации в отношении обеспечения в виде различных активов значительный временные и финансовые затраты? В соответствии с казахстанским законодательством, регистрация залогов движимого имущества занимает не более двух рабочих дней с момента подачи необходимых документов в регистрирующий орган. Что касается залога недвижимого имущества, регистрирующий орган должен зарегистрировать обеспечение в течение пяти рабочих дней. Регистрационные сборы за регистрацию залогов движимого и недвижимого имущества оплачивается залогодателем, которые обычно отвечает за регистрацию соответствующего договора залога. Регистрационный сбор за регистрацию залога акций составляет процентную долю стоимости таких акций, в то время как стоимость регистрации залога других видов движимого имущества (в том числе оборудования, товаров, средств на банковском счете и долей участия в компании) составляет один так называемый «месячный расчетный показатель» для физических лиц (около 10 долларов США) и пять месячных расчетных показателей для юридических лиц (около 50 долларов США). Регистрационные сборы за регистрацию залога недвижимого имущества варьируются в зависимости от вида недвижимого имущества. Заявка на регистрацию залога недвижимого имущества, как правило, подается обеими сторонами договора о залоге недвижимого имущества, если такой договор не заверен нотариально.
2.8 Требуются ли какие-либо нормативные или аналогичные разрешения для обременения залогом недвижимости (земельных участков), производства, техники и оборудования (например, трубопроводы, как подземные так и наземные)? Нет, предварительное согласие соответствующего уполномоченного государственного органа требуется только для залога, среди прочего: (i) права недропользования; и (ii), так называемых «стратегических объектов», являющихся активами, которые считаются стратегическими объектами (например, нефте- и газопроводы, национальные электросети, нефтеперерабатывающие заводы, воздушные и морские порты, и т.д.), а также долей участия в субъектах, владеющих такими активами или в субъектах, которые прямо или косвенно определяют или влияют на решения субъекта, владеющего таким активами.
3 Доверительный управляющий по обеспечению
3.1 Независимо от того, признается ли в Казахстане понятие «доверительное управление», будет ли признана роль доверительного управляющего или агента по обеспечению, и сможет ли доверительный управляющий или агент по обеспечению (а не каждый кредитор, действующий самостоятельно) обращать взыскание на обеспечение и использовать вырученные средства для покрытия претензий всех требований кредиторов? В Казахстане не признается понятие доверительного управления и, соответственно, обеспечение должно предоставляться только фактическим кредиторам, т.е. кредиторам, предоставляющим заем. В связи с этим, в соответствии с казахстанским законодательством, доверительный управляющий по обеспечению (которые не является фактическим кредитором) не может удерживать обеспечение и действовать в качестве залогодержателя от имени кредиторов. Таким образом, в случае передачи участия в займе, любой залог или ипотечный залог по такому займу подлежать пере-регистрации на имя нового кредитора. Соответственно, нет уверенности в том, возможна ли реализация в Казахстане такой залоговой договоренности, при которой доверительный управляющий по обеспечению действует в качестве держателя обеспечения от имени кредиторов.
3.2 Если доверительное управление обеспечение не признается в Казахстане, существует ли альтернативный механизм (как, например, параллельный долг или статус солидарного кредитора) для достижения вышеуказанного эффекта, который позволит одной стороне (доверительному управляющему по обеспечению или агенту по кредиту) реализовать залоговое обеспечение от имени всех кредиторов, так что отдельным кредиторам не нужно будет реализовывать обеспечение самостоятельно и по отдельности? Структура параллельного долга, кажется, решает поставленный вопрос и может быть реализована в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Следует отметить, однако, что она не была протестирован в казахстанских судах и существует теоретический риск, что структура параллельного долга может быть оспорена как мнимая сделка для целей казахстанского законодательства.
4 Реализация залогового обеспечения
4.1 Существуют ли какие-либо существенные ограничения, которые могут оказать влияние на сроки и стоимость реализации, такие как (a) требование о проведении открытого аукциона или наличие судебных запрещающих процедур для других кредиторов/компании (или ее доверительного управляющего в случая банкротства/ликвидации), или (b) (в отношении регулируемых активов) нормативные разрешения? Обеспеченный кредитор не может просто вступить во владение предметом залога (за исключением наличных средств и дебиторской задолженности). Кредитор должен постараться реализовать предмет залога путем открытого аукциона и взыскать задолженность из полученной выручки. Выручка от реализации будет использована в первую очередь для покрытия затрат, понесенных в связи с реализацией и продажей (в том числе любых штрафов, налагаемых на должника судебным приставом в ходе реализации). После этого, выручка идет на погашение долгов. Оставшаяся часть, при наличие, возвращается должнику. Реализация может занять до шести месяцев с момента неисполнения обязательства до продажи заложенного имущества. Большее время может потребоваться. если залогодатель оспаривает основное неисполнение обязательства. Затраты по реализации составляют несколько тысяч долларов США (без учета судебных издержек). Однако, законодательством предусмотрено, что затраты, понесенные залогодержателем подлежат компенсации за счет выручки от продажи, а судебные издержки возмещаются залогодателем. Договор залог может быть принудительно исполнен либо путем судебного производства, либо во вне-судебном порядке. Соответствующий договор залога должен предусматривать определенный метод принудительного исполнения (т.е. через суда или без привлечения суда). Если кредитор накладывает взыскание на предмет залога через суд, ему необходимо будет оплатить судебные издержки в размере 3 процентов от стоимости предмета залога. Если кредитор выигрывает в суде по делу о принудительной реализации, суд постановит должнику возместить затраты кредитора, понесенные им при возбуждении судебного разбирательства. В случае принудительной реализации путем судебного разбирательства, закон обязывает судебного пристава повести торги и реализовать предмет залога в течение четырех месяцев с момента получения соответствующего судебного постановления. В некоторых случаях, указанный срок может быть продлен.
4.2 Применяются ли ограничения к иностранным инвесторам или кредиторам в случае обращения взыскания на проектную и связанные компании? Действующее законодательство Казахстан предусматривает определенные формы ограничений в отношении иностранного владения конкретным имуществом (например, земля под товарное сельскохозяйственное производство и лесоразведение) и объем иностранных инвестиций в особые секторы экономики (например, СМИ, телекоммуникации, банковская деятельность, страхование, и т.д.). Кроме того, как уже обсуждалось выше, вложение инвестиций иностранным или местным инвесторов в определенные субъекты или имущества требует получения правительственного разрешения. Указанные ограничения также применяются в случае обращения взыскания на профильную компанию.
5 Процедуры банкротства и реструктуризации
5.1 Как процедура банкротства в отношении проектной компании влияет на возможность проектного кредитора реализовать свои права в качестве обеспеченной стороны на обеспечение? Конечная ликвидация казахстанского юридического лица в связи с банкротством, как правило, предусматривает реализацию активов должника и распределение полученной выручки между кредиторами в порядке, установленном Законом о реабилитации и банкротстве. Залог прекращается в случае банкротства залогодателя. Кредиторы, обеспеченные залогом становятся кредиторами «второй очереди» (т.е. требования, обеспеченные залогом удовлетворяются после требований о выплате алиментов и компенсации за противозаконное причинение вредя здоровью или жизни человека; и требований о расчетах по трудовым договорам, связанных с социальными отчислениями и обязательными пенсионными взносами, а также по авторским договорам), а необеспеченные кредиторы становятся кредиторам четвертой и/или пятой очереди, и их требования удовлетворяются после расчетов по всем другим требованиям в течение длительного и не прозрачного процесса ликвидации. Следует отметить, что кредиторы, имеющие обеспечение не являющееся залогом будут рассматриваться в качестве необеспеченных кредиторов при процедуре банкротства.
5.2 Существуют ли какие-либо льготные периоды, право на возврат ранее выплаченных сумм или иные преимущественные права кредиторов (например, перед налоговыми задолженностями, требованиями сотрудников) в отношении обеспечения? Казахстанское законодательство предусматривает трехлетний период стабилизации, когда операции с неплатежеспособной компанией могут быть признаны недействительными на основаниях, указанных в Законе о реабилитации и банкротстве (например, сделка, совершенная в течение трех лет до начала процедуры банкротства, предусматривающая передачу имущества бесплатно, ниже рыночной цены или без достаточных оснований в ущерб интересам кредиторов).
5.3 Есть ли какие-либо лица, которые не привлекаются к участию в процедуре банкротства, и если да, то какое законодательство применимо в этом случае? Так называемые государственные предприятия и учреждения не привлекаются к участию в процедуре банкротства. Местным законодательством для таких лиц не предусмотрена процедура банкротства.
5.4 Существуют ли какие-либо другие процедура, кроме судебного разбирательства, доступные кредиторам для изъятия активов проектной компании?
Нет, не в случае процедуры банкротства. Напротив, возможно вне-судебное исполнение, как указано в ответе на вопрос 4.1.
5.5 Существуют ли какие-либо другие процедура, кроме формальной процедуры банкротства, доступные проектной компании для реструктуризации ее задолженностей и/или «проталкивания» особых кредиторов? место банкротства можно применить процедуру реабилитации. Реабилитация является специальным порядком исполнения обязательств при несостоятельности с целью защиты должника, который может быть определен казахстанским судом (обычно, не более чем на пять лет) по ходатайству должника, при определенных условиях (например, есть реальная возможность для восстановления финансовой устойчивости должника).
5.6 Опишите, пожалуйста, кратко обязательства директоров (при наличие) относительно продолжения торговли, тогда как компания испытывает финансовые трудности в Казахстане? Должностные лица компании могут нести субсидиарную ответственность перед кредиторами компании за, помимо прочего, умышленное банкротство компании и невыполнение своих уставных обязанностей (например, должностные лица компании обязаны подать ходатайство о банкротстве компании в течение шести месяцев с даты, когда компания узнала или должна была узнать о своей финансовой несостоятельности).
6 Ограничения в отношении иностранного инвестирования и владения
6.1 Существуют ли какие-либо ограничения, рычаги воздействия, пошлины и/или налоги в отношении иностранного владения проектной компанией? Помимо некоторых ограничений относительно иностранного владения, описанных выше, для правомочного владения проектной компанией не существует никаких особых ограничений. Однако, стоит отметить, что голосующие акции/доли участия в компаниях, которые владеют или управляют так называемыми «стратегическими объектами» Республики Казахстан не может быть предоставлены в залог или отчуждены без согласия Правительства Республики Казахстан. Кроме того, правительство имеет преимущественное право перед другими участниками или акционерами таких компаний на приобретение голосующих акций/долей участия. Кроме того, Правительство Казахстана имеет преимущественное право перед другими участниками и третьими лицами на приобретение акций/долей участия в казахстанских компаниях-недропользователях. Стоит также отметить, что в случае любого приобретения третьими лицами доли так называемого «субъекта естественных монополий», наделяющей их более чем десятью процентами голосов, необходимо уведомить соответствующие государственные органы. Наконец, приобретение доли в казахстанской компании, в некоторых случаях может рассматриваться в качестве так называемого «прямого инвестирования», что требует регистрации в Национальном банке Республики Казахстан. Никаких особых налогов не предусмотрено казахстанским законодательством в отношении иностранного владения проектной компанией.
6.2 Существуют ли какие-либо двусторонние инвестиционные соглашения (или иные международные соглашения), предусматривающие освобождения от таких ограничений? Казахстан заключил двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций с 42 странами. Казахстан также является стороной ряда многосторонних соглашений, касающихся иностранных инвестиций (например, Энергетическая хартия). Инвестиционные соглашения предусматривают ряд гарантий гражданам стран-членов, в том числе режим наибольшего благоприятствования, защита от дискриминации, реквизиции и национализации, а также право на разрешение инвестиционных споров в международных арбитражах в отсутствие арбитражного соглашения. Какие существуют законов в отношении национализации или экспроприации проектных компаний и имущества? Охраняются ли какие-либо инвестиции особым образом? В соответствии с действующим законодательством об инвестициях, арест имущества инвестора осуществляется либо путем национализации, либо путем реквизиции, оба варианта возможны только в «исключительных случаях» и с учетом «государственных потребностей». Если инвестиции национализированы, инвестор имеет право на полную компенсацию ущерба, причиненного такой национализацией, в то время как, в случае реквизиции, осуществляется только оплата рыночной стоимости реквизированного имущества.
7 Правительственные разрешения/ограничения
7.1 Какие соответствующие правительственные органы регулируют проекты в типовых секторах? Министерство энергетики отвечает, помимо прочего, за нефтегазовую отрасль, нефтехимическую промышленность, транспортировку углеводородного сырья, государственное регулирование производства нефтепродуктов, газ и газоснабжение, магистральные трубопроводы, электроэнергетику, угольную, атомную энергию, окружающую среду, природные ресурсы, охрану, контроль и надзор за управление природными ресурсами, муниципальное управление твердыми отходами, возобновляемые источники энергии, а также контроль над политикой национального развития «зеленая экономика». Министерство инвестиций и развития несет ответственность, помимо прочего, за горнодобывающий сектор, машиностроение, химическую, фармацевтическую и медицинскую промышленность, легкую промышленность, деревообрабатывающую и мебельную промышленность, строительную индустрию и производство строительных материалов, а также государственный контроль за эксплуатацией подземных вод и лечебных грязей, твердые полезные ископаемые, кроме угля и урана. Местные власти (акиматы) несут ответственность за предоставление права землепользования, контроль и надзор за использованием и охраной земель, воды и окружающей среды, а также контроль за соблюдением обязательств по местному содержанию.
7.2 Должны ли регистрироваться какие-либо финансовые или проектные документы в каких-либо правительственных органах или подлежать иным правовым формальностям для того, что бы иметь законную силу? Как уже говорилось выше, существуют различные разрешения и пошлины государственных органов, которые могут быть применимы к инфраструктурному проекту в Казахстане в зависимости, помимо прочего, от сектора экономики. Казахстанское законодательство не накладывает каких-либо существенных ограничений на заемные средства проектной компании, полученные от иностранных кредиторов и в иностранной валюте. Резиденты Казахстана вправе использовать любую валюту в своих операциях с нерезидентами. Тем не менее, при заимствовании у иностранных кредиторов, проектная компания будет обязана соблюдать определенные регистрационные требования. В частности, Закон о валютном контроле требует, чтобы любой заем, предоставленный кредитором-нерезидентом казахстанскому заемщику, который одновременно (i) превышает 500 000 долларов США, и (ii) предоставляется на срок, превышающий 180 дней, был зарегистрирован в Национальном банке Казахстана.
7.3 Требуется ли разрешение на владение землей, природными ресурсами или трубопроводом, или ведение деятельности, предусматривающей владение или эксплуатацию таких активов (если да, может ли такое разрешение получить иностранное лицо)? Существуют различные государственные разрешения, необходимые для компаний, осуществляющих деятельность в определенных секторах экономики Казахстана. Например, компания может быть обязана получить разрешение соответствующего государственного органа для ведения определенного вида деятельности (например, эксплуатация магистрального газопровода). Такие разрешения, как правило, не выдаются иностранным компаниям. Могут потребоваться и другие разрешения, включая, помимо прочего, разрешение на строительство и т.п.
7.4 Предусмотрены ли какие либо лицензионные выплаты, ограничения, пошлины и/или налоги в отношении добычи и экспорта природных ресурсов?
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |