|
|
|
Инвентаризация является одним из методов контроля в бухгалтерском учете и заключается в установлении на определенную дату фактических средств в натуральном и денежном выражении и источников их образования путем непосредственного пересчета (снятия остатков) инвентаризуемого объекта в натуре и сличения фактических остатков с данными бухгалтерского учета.
При проведении инвентаризации необходимо придерживаться следующих принципов: - внезапность; - сопоставимость единиц измерения; - плановость; - объективность; - юридическая правомочность результатов; - непрерывность; - полнота охвата объектов; - воспитательное воздействие и материальная ответственность; - оперативность и экономичность; - гласность.
Необходимость инвентаризации обусловлена рядом причин, основными из которых являются: - выявление возможных ошибок в учете, которые могут привести к серьезным материальным потерям; - изменение физических свойств товарно-материальных ценностей. Некоторые материальные ценности (например, продукты питания) в результате естественной убыли меняют свои физические свойства (масса, объем и т. д.) или просто приходят в негодность. С помощью инвентаризации выявляется действительное положение дел, что отражается документально; - стихийные бедствия, пожар, авария и тому подобное; - кражи, злоупотребления; - недоверие к материально ответственному лицу; - проведение ревизий, аудиторских проверок; - в случае смены материально ответственных лиц; - по требованию судебно-следственных органов. Таким образом, чтобы обеспечить контроль за сохранностью хозяйственных средств и полного соответствия данных учета фактическим остаткам, обеспечения реальности показателей бухгалтерского учета, используется элемент бухгалтерского учета - инвентаризация, то есть установление фактического наличия средств и их источников путем пересчета остатков в натуре или проверки учетных записей.
Порядок проведения инвентаризации и оформление ее результатов регламентируется Правилами ведения бухгалтерского учета, утвержденными приказом Министра финансов РК от 31 марта 2015 года № 241. Согласно данным Правилам, инвентаризация активов и обязательств должна проводиться не менее одного раза в год. Субъекты малого предпринимательства с численностью работников не более десяти человек, самостоятельно определяют период проведения инвентаризации. Инвентаризации подлежит все имущество независимо от его местонахождения, а также не принадлежащее субъекту, но числящееся в бухгалтерском учете (находящееся на ответственном хранении, арендованное согласно договору, полученное для переработки, принятое на комиссию), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам, и все виды обязательств. Инвентаризация имущества производится по местонахождению имущества.
О сроках проведения инвентаризации и составе инвентаризационной комиссии руководством организации издается приказ.
Все данные инвентаризации фиксируются в первичных документах, формы которых утверждены приказом Министра финансов РК от 20 декабря 2012 № 562, и которые можно посмотреть ЗДЕСЬ
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета признаются: - излишки - доходом и подлежат оприходованию; - недостачи - расходом или, в случае установления виновного лица, его задолженностью. Нормы естественной убыли применяются лишь в случаях выявления фактических недостач и регулируются следующими нормативно-правовыми документами: Приказом и. о. Министра национальной экономики РК от 25 ноября 2015 года № 717 «Об утверждении норм естественной убыли продовольственных товаров в розничной торговле» Приказом Министра сельского хозяйства РК от 27 ноября 2014 года № 3-4/617 «Об утверждении норм естественной убыли, усушки, утряски, порчи сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки» Нормы естественной убыли продовольственных товаров в розничной сети Нормы естественной убыли сыров при хранении на распределительных холодильниках торговли Нормы естественной убыли продовольственных товаров при транспортировании автомобильным и гужевым транспортом Нормы естественной убыли продовольственных товаров при хранении на складах и базах организаций розничной торговли и общественного питания Нормы потерь от боя стеклянной тары с пищевыми товарами и порожней стеклянной тары на складах, базах, в розничных торговых предприятиях, предприятиях общественного питания при транспортировании автомобильным и гужевым транспортом
Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой финансовой отчетности.
Результаты инвентаризации могут быть не признаны, если: - неверно оформлен приказ о проведении инвентаризации (например, не указаны состав комиссии, сроки инвентаризации, перечень инвентаризируемого имущества); - не подтверждено документально присутствие хотя бы одного члена комиссии во время проведения инвентаризации, например, отсутствует его подпись в инвентаризационной описи (визы председателя комиссии на приходных и расходных документах); - отсутствует расписка материально ответственных лиц о сдаче приходных и расходных документов в бухгалтерию. Невозможно предъявить претензии материально ответственному лицу по результатам инвентаризации, если на последней странице описи нет его подписи. Возникает возможность несанкционированных исправлений результатов инвентаризации, если не подведены итоги на каждой странице описи: - в описи имеются незаполненные строки; - не был закрыт доступ к инвентаризационным описям во время отсутствия инвентаризационной комиссии. По окончании инвентаризации при необходимости проводятся контрольные проверки ее правильности с участием членов комиссии и материально ответственного лица, которые оформляются актом. Не допускается внесение комиссией в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках с целью сокрытия недостач или излишков.
Результаты инвентаризации имущества по-разному влияют на налоговый учет. Это зависит от того: - о каком имуществе идет речь, - возмещается ли ущерб виновным лицом, - является ли субъект предпринимательства (организация или индивидуальный предприниматель), имущество которого инвентаризируется, плательщиком НДС или нет, - какой режим налогообложения (общеустановленный, специальный) субъект предпринимательства применяет.
В статье «Методология проведения инвентаризации» можно узнать:
о сущности и целях проведения инвентаризации; об общих правилах проведения инвентаризации; о порядке проведения и учете результатов инвентаризации денежных средств; о порядке проведения и учете результатов инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами; о порядке проведения и учете результатов инвентаризации запасов; о порядке проведения и учете результатов инвентаризации основных средств и нематериальных активов; о порядке проведения инвентаризации драгоценных камней и металлов и изделий из них; а также о влиянии результатов инвентаризации на налоговый учет.
Если у вас возникли вопросы, связанные с проведением инвентаризации и оформлением необходимых документов, то разобраться со всеми нюансами вам помогут:
Кодекс РК от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) Закон РК от 7 марта 2014 года № 176-V «О реабилитации и банкротстве» Постановление Правления Национального Банка РК от 24 августа 2012 года № 270 «Об утверждении Правил организации ведения бухгалтерского учета» Приказ Министра финансов РК от 31 марта 2015 года № 241 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета» Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562 «Об утверждении форм первичных учетных документов» Приказ Министра финансов РК от 22 августа 2011 года № 423 «Об утверждении Правил проведения инвентаризации в государственных учреждениях» Приказ и. о. Министра национальной экономики РК от 25 ноября 2015 года № 717 «Об утверждении норм естественной убыли продовольственных товаров в розничной торговле» Приказ Министра сельского хозяйства РК от 27 ноября 2014 года № 3-4/617 «Об утверждении норм естественной убыли, усушки, утряски, порчи сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки»
Ответ Министра финансов РК от 6 сентября 2018 года на вопрос от 2 сентября 2018 года № 513652 (dialog.egov.kz) «Акт сверки взаиморасчетов в рамках налогового законодательства РК является документом, на основании которого на банковские счета дебитора выставляются инкассовые распоряжения о взыскании налоговой задолженности» Ответ Министра финансов РК от 20 июля 2018 года на вопрос от 13 июля 2018 года № 507471 (dialog.egov.kz) «Акт сверки взаиморасчетов, составленный и подписанный контрагентами, может свидетельствовать о состоянии взаиморасчетов и подтверждать инвентаризацию задолженности» Ответ Министра финансов РК от 16 апреля 2018 года на вопрос от 12 апреля 2018 года № 492130 (dialog.egov.kz) «Нормативно-правовая база, регламентирующая ведение бухгалтерского учета в ГП» Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 6 сентября 2018 года на вопрос от 3 сентября 2018 года № 513652/1 (dialog.egov.kz) «Акт сверки взаиморасчетов является документом, на основании которого на банковские счета дебитора выставляются инкассовые распоряжения о взыскании налоговой задолженности налогоплательщика» Ответ Министра труда и социальной защиты населения РК от 8 августа 2018 года (enbek.gov.kz) «О коллективной (солидарной) материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных работникам»
Методология проведения инвентаризации Отражение в бухгалтерском и налоговом учете кражи (хищения) материалов на складе Учет кассовых операций и денежных документов в торговой организации Бухгалтерский и налоговый учет в государственных учреждениях Бухгалтерский и налоговый учет в медицинских учреждениях в 2018 году Бухгалтерский и налоговый учет в КСК в 2018 году
Как списать основные средства с нулевой остаточной стоимостью? Как поставить на приход излишки оборудования? Как поставить на учет оборудование без документов для последующей реализации? Как учитывается ущерб при пожаре? Как «обнулить» незначительные остатки сумм на счетах учета расчетов с контрагентами? Как списать морально устаревшие ТМЦ? Как следует оприходовать неучтенные объекты, обнаруженные при инвентаризации? Как документально оформить бой и списание алкогольной продукции? Как рассчитать нормы естественной убыли для предприятий общественного питания? Имеет ли право ТОО списать сумму кражи имущества, если не установлены лица, причастные к краже? Можно ли принять к учету излишки основных средств, обнаруженных при инвентаризации?
Надеемся, что предложенные Информационной системой «Бухгалтер. Параграф» материалы помогут избежать ошибок, оградить себя от штрафов, пени и судебных исков.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |