|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
З. Зотова, бухгалтер-практик, эксперт ИС «Бухгалтер»
КАК ПРОИЗВОДИТСЯ УДЕРЖАНИЕ НЕДОСТАЧИ?
В ходе ревизии в магазине по продажам одежды составлены акты о недостаче. МОЛ подписали о согласии и ознакомлении о результате проведенной ревизии. На одной странице написана общая сумма недостачи, а на второй странице - лист регистрации для МОЛ, где они подписывают на общую сумму недостачи. С ними был составлен договор о материальной ответственности. Далее бухгалтер делает внутренний расчет и разделяет общую сумму недостачи на всех МОЛ, которые подписывались в этом акте. В итоге при выдаче заработной платы на основании расчета удерживается сумма недостачи с заработной платы. Соответственно до 50% и если сумма недостачи больше 50% от зарплаты к выплате магазин оставляет на следующий месяц. Но есть работники, которые не согласны писать ни заявление о согласии на удержание, ни объяснительную об отказе написания заявления. Правомерны ли вышеуказанные действия по удержанию из заработной платы, как удержать с работников, которые не согласны на расписки и прочие документы? На какие статьи ссылаться?
Нормативная база. Инвентаризация - это проверка фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета. Согласно разделу 4 Правила ведения бухгалтерского учета, утвержденных Приказом МФ РК от 31 марта 2015 года № 241, для проведения инвентаризации активов и обязательств создается инвентаризационная комиссия, состав которой утверждается приказом руководства субъекта. До проведения инвентаризации члены комиссии: 1) знакомятся с материалами последней инвентаризации, проведенной по данным объектам, с мерами, принятыми по результатам последней инвентаризации; 2) пломбируют подсобные помещения, подвалы и другие места хранения имущества, имеющие отдельные входы и выходы; 3) проверяют исправность весоизмерительных приборов, используемых для работы комиссии в процессе проведения инвентаризации, и соблюдение установленных сроков их клеймения; 4) получают последние на момент инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении имущества, подлежащего инвентаризации. Материально ответственные лица субъекта представляют расписки о том, что к началу инвентаризации все имущество, поступившее на ответственное хранение, оприходовано, а выбывшее списано в расход, и все расходные и приходные документы на имущество, находящееся у них в подотчете, сданы в бухгалтерскую службу. Результаты инвентаризации отражаются в инвентаризационных описях (ведомостях), формы которых утверждены Приказом 562. Инвентаризационные описи - документы, составляемые в момент проведения инвентаризации и подтверждающие фактическое наличие имущества на определенную дату не менее чем в двух экземплярах, которые подписываются всеми членами комиссии и материально ответственным лицом субъекта. В конце описи материально ответственное лицо субъекта дает расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в его присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий. По окончании инвентаризации составляется Протокол о проведенной инвентаризации, в котором отражаются результаты инвентаризации, выявленные замечания по хранению ТМЗ и ОС, излишки, недостачи, описывается ход инвентаризации. Протокол утверждается руководителем, подписывается комиссией и МОЛ. На основании этого Акта (Протокола) по выявленной недостачи должен издаваться Приказ с отражением удержания с МОЛ недостачи, данный Приказ пописывается МОЛ. Либо МОЛ добровольно должно написать заявление на удержание недостачи на основании подписанного Акта (Протокола). Выводы. На основании этого согласно данных указанных в вашем вопросе «МОЛ подписали согласие и ознакомление с результатами проведенной ревизии», таким образом МОЛ подписали именно Акт или другими словами Протокол об итогах инвентаризации. Подписав этот документ, они как бы ознакомились с результатами инвентаризации, признали свою недостачу, но еще не дали свое согласия на удержание этой недостачи с заработной платы. Поэтому на основании подписанного Акта вы не можете производить удержание с заработной платы работников, вам необходимо запросить заявление на удержание из заработной платы, на основании которого издать Приказ. Так как согласно статье 137 Трудового кодекса: 1. Удержания из зарплаты работника производятся по решению суда, а также в случаях, предусмотренных законами РК. 2. Удержания из зарплаты работника для погашения его задолженности перед организацией, в которой он работает, могут также производиться на основании акта работодателя при наличии письменного согласия работника. 3. Общий размер ежемесячного удержания не может превышать пятьдесят процентов причитающейся работнику зарплаты. Комментарии. На основании вышеизложенного удержания могут производиться только на основании акта работодателя при наличии письменного согласия работника. Для сведения: Акты работодателя - это внутрифирменные документы, имеющие юридическую силу, к которым относятся приказы, распоряжения, положения и инструкции. Если МОЛ, отказывается писать заявление на удержание из заработной платы, то в этом случае удержания по выявленной недостаче производятся в соответствии с пунктом 1 статьи 137 Трудового кодекса, только на основании решения суда.
Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |