|
|
|
Санкционирование негласных следственных действий
А. Есымова, председатель судебной Коллегии по уголовным делам суда г. Астаны
С принятием поправок в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан с 1 марта текущего года значительно расширены полномочия следственного судьи в досудебном производстве по уголовному делу. Развитие уголовного процесса в Казахстане обусловлено правовой политикой государства, важнейшим приоритетом которой является обеспечение верховенства права. Глава государства Нурсултан Назарбаев в Плане нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» указал на необходимость обеспечения баланса между обвинением и защитой в судах за счет поэтапной передачи следственному судье полномочий по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина. Практические шаги по реализации 22-го шага Плана нации существенно укрепили развитие института следственных судей. Вместе с тем правоприменительная практика показала необходимость дальнейшего совершенствования института судебного контроля как гарантии защиты прав личности в уголовном процессе. В числе особо значимых новелл уголовного процесса, вступивших в силу с 1 марта 2018 года, стала передача в ведение следственных судей санкционирования негласных следственных действий, ранее входящее в полномочия прокуроров. Порядок производства и санкционирования негласных следственных действий предусмотрен гл. 30 Уголовно-процессуального Кодекса РК. Негласные следственные действия проводятся органом уголовного преследования в ходе досудебного производства без информирования лиц, вовлеченных в уголовный процесс, при необходимости получения сведений о фактах, выяснения обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Ст. 231 Уголовно-процессуального кодекса предусмотрено девять видов негласных следственных действий: - негласные аудио- и (или) видеоконтроль лица или места; - негласные контроль, перехват и снятие информации, передающейся по сетям связи; - негласное получение информации о соединениях между абонентами; - негласное снятие информации с компьютеров, серверов и других устройств; - негласный контроль почтовых и иных отправлений; - негласное проникновение и (или) обследование места; - негласное наблюдение за лицом или местом; - негласный контрольный закуп; - негласные внедрение и (или) имитация преступной деятельности. Негласные следственные действия, предусмотренные п.п. 1-6, проводятся исключительно с санкции следственного судьи. Для проведения негласного контрольного закупа, наблюдения и имитации преступной деятельности санкция следственного судьи не требуется. В данном случае необходимо постановление органа уголовного преследования по поручению следователя. Негласный контроль может проводиться в отношении лица, на которое указано о совершении или подготовке уголовного правонарушения, а также в случае, если имеются основания полагать о его причастности к расследуемому правонарушению, либо его осведомленности о том или ином уголовном правонарушении. Наряду с этим проведение негласных следственных действий предусмотрено в отношении подозреваемого, а также потерпевшего (с его письменного согласия). Под негласным контролем могут находиться третьи лица, при наличии информации о получении или передаче ими сведений, имеющих значение для дела. Негласные следственные действия могут осуществляться и в отношении конкретного места, если имеются обстоятельства их возникновения в указанном месте, которые могут иметь значение для дела. В целом негласные следственные действия производятся исключительно по зарегистрированному досудебному производству, по поручению следователя. При этом данный вид досудебного контроля применим только по делам о преступлениях, санкция за совершение которых предусматривает наказание в виде лишения свободы от одного года и выше, а также по преступлениям, совершаемым преступной группой. По уголовным проступкам и преступлениям небольшой тяжести с наказанием менее одного года лишения свободы негласные следственные действия не проводятся. Для проведения негласного следственного действия уполномоченным должностным лицом выносится постановление, которое в соответствии со ст. 198 УПК РК, помимо краткого описания фабулы уголовного дела и других сведений, должно содержать обоснование необходимости его проведения. Важным условием при осуществлении досудебных процедур является соблюдение процессуальных сроков. Так, постановление о проведении негласного следственного действия в течение 24 часов после его вынесения вместе с материалами представляется следственному судье. Следственный судья рассматривает санкцию в течение 12 часов с момента поступления и принимает решение о его санкционировании или об отказе в санкционировании. В случае необходимости истребования дополнительных материалов допускается рассмотрение до 24 часов. Негласное следственное действие проводится непрерывно в любое время суток, в срок - не более 30 суток. При необходимости продолжения проведения негласных следственных действий на неопределенный срок, орган, инициировавший их проведение, за трое суток до истечения срока выносит мотивированное постановление и направляет судье для принятия решения о санкционировании. Немаловажным критерием повышения защиты конституционных прав человека призвано стать извещение граждан о проведении в отношении них негласных следственных действий без ознакомления с их результатами. Обязанность по уведомлению лиц, затронутых указанными мероприятиями, возложена на орган досудебного расследования, в срок не позднее шести месяцев с момента вынесения итогового решения по уголовному делу, а по мотивированному ходатайству органа досудебного расследования срок извещения может быть продлен до одного года с санкции суда. Вместе с тем неуведомление лиц предусмотрено по уголовным делам о террористическом или экстремистском преступлении, о преступлении, совершенном преступной группой, а также в случаях угрозы разглашения государственных секретов или безопасности лиц, осуществляющих деятельность на конфиденциальной основе и т.д. При этом данная процедура требует своего согласования со следственным судьей по мотивированному ходатайству органа досудебного расследования. Наряду с введением процедуры обязательного уведомления введена возможность обжалования этих действий. В порядке ст. 106 Уголовно-процессуального кодекса лицо, в отношении которого проводились негласные следственные действия, в течение 15 дней с момента уведомления имеет право обратиться в суд с заявлением о признании проведения соответствующих негласных следственных действий незаконными и возмещении причиненного ущерба (при наличии такового). Такая законодательная регламентация положительно скажется на реальной защите конституционных прав и свобод граждан в досудебном производстве. В частности, это позволит обеспечить более ответственный подход к законности проведения негласных следственных действий. Передача суду полномочий по санкционированию негласных следственных действий в целом является прогрессивным шагом в укреплении защиты прав человека, модернизации уголовного процесса.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |