|
|
|
ОБЗОР НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН,
Олжас Сериков, старший юрист
Следуя практике юридической фирмы «GRATA» по информированию клиентов о важных правовых изменениях, которые могут оказать влияние на их деятельность, нам бы хотелось обратить Ваше внимание на некоторые изменения в законодательстве Республики Казахстан, принятых в январе 2014 года. В данной публикации дается краткий обзор следующих законодательных актов Республики Казахстан: 1. Закон РК № 156-V ЗРК от 10.01.2014 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального обеспечения». 2. Закон РК № 159-V ЗРК от 13.01.2014 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам закрепления компетенции государственных органов на законодательном и (или) подзаконном уровнях». 3. Закон РК № 161-V ЗРК от 14.01.2014 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок». 4. Закон РК № 164-V ЗРК от 15.01.2014 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования исполнительного производства». Законом РК № 156-V ЗРК от 10.01.2014г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального обеспечения» внесены изменения в ряд законодательных актов. Закон Республики Казахстан от 20 июня 1997 года «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Внесены изменения в терминологию, компетенцию Правительства РК. Так, Правительство РК теперь в дополнение к существующим полномочиям в данной сфере утверждает правила осуществления обязательных профессиональных пенсионных взносов и ряд других нормативных актов. Значительно расширен список обязательных правил, разрабатываемых уполномоченным органом. Внесены изменения в порядок назначения пенсионных выплат из Центра, исчисления трудового стажа для назначения пенсионных выплат из Центра, порядок уплаты обязательных пенсионных взносов. Для получателей социальных выплат на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении ими возраста одного года из Государственного фонда социального страхования дополнительно устанавливаются обязательные пенсионные взносы по ставке 10% от дохода, которые подлежат субсидированию за счет бюджетных средств. Внесены изменения в ответственность за несвоевременное удержание и перечисление обязательных пенсионных взносов, порядок представления сведения о перечисленных обязательных пенсионных взносах, организацию деятельности добровольных накопительных пенсионных фондов Закон Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года «Об обязательном социальном страховании». Внесены изменения в полномочия Государственного центра по выплате пенсий в сфере обязательного социального страхования, в порядок исчисления и перечисления социальных отчислений, в порядок назначения социальных выплат. Закон вводится в действие с 16 февраля 2014г. Закон РК № 159-V ЗРК от 13.01.2014г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам закрепления компетенции государственных органов на законодательном и (или) подзаконном уровнях». 15 октября 2008 года было принято Нормативное Постановление Конституционного Совета РК № 8. Его принятие связано с обращением Премьер-Министра РК о толковании ряда норм Конституции Республики Казахстан по вопросам организации государственного управления. Среди вопросов, заданных Премьер-Министром РК, были следующие: - каково смысловое содержание и соотношение терминов «компетенция», «полномочия», «функции», «предметы ведения», употребляемых в Конституции РК; - позволяют ли нормы Конституции РК в законах определить исчерпывающий перечень функций либо исчерпывающий перечень функций должен определяться в соответствующем положении, утверждаемым подзаконным актом; - вытекает ли из содержания статьи 54, подпунктов 1) и 3) пункта 3 статьи 61 Конституции РК, что компетенция государственных органов должна определяться исключительно законами РК; - позволяет ли Конституция РК сохранить у государственных органов как контрольные, так и надзорные функции, или единственным субъектом осуществления надзорных функций являются органы прокуратуры; - совпадают ли по конституционно-правовому содержанию понятия «государственные функции» и «государственные услуги». Конституционный Совет РК дополнительно дал разъяснения и по следующим вопросам: Перечень важнейших общественных отношений, которые могут быть предметом законодательного регулирования Парламентом определен в Конституции и является исчерпывающим. Наряду с определением важнейших элементов статуса ряда государственных органов непосредственно Конституцией, регулирование отдельных сторон организации и функционирование государственных органов может осуществляться конституционным законом или законом. Кроме того, из смысла ряда норм Основного закона следует, что правовое положение государственных органов может устанавливаться также указами Президента республики, постановлениями Правительства и иными подзаконными актами. Конституционный Совет считает, что надзорные полномочия могут возлагаться и на иные, кроме прокуратуры, государственные органы. Государственная функция осуществляется государственным органом в соответствии со своей компетенцией, имеет публично-правовой характер, распространяется на неограниченное число субъектов, может быть основана на государственном принуждении. Понятие «государственная услуга» в Конституции Республики Казахстан отсутствует. Государственная услуга является одной из форм реализации функций государственных органов, преимущественно носит гражданско-правовой характер, как правило, оказывается индивидуально без применения мер государственного принуждения. Закон исключил из действующих норм законодательных актов функции государственных органов, не являющиеся регулятором важнейших общественных отношений, что позволит установить в законах только основные виды функции государственных органов, необходимые для реализации государственной политики. Законом вносятся поправки в 76 законодательных актов Республики Казахстан. Функции организации разработки и публикации Национального экологического атласа и ведения реестров проектов нормативных правовых актов исключены из функций уполномоченного органа по Экологическому кодексу РК. Функции согласования удельных норм потребления воды в отраслях экономики, перечня рыбохозяйственных водоемов и (или) участков местного значения, выставляемых на конкурс по закреплению, участия в работе по приему-передаче в эксплуатацию водохозяйственных сооружений, согласовывает проекты водохозяйственных сооружений и производства строительных, дноуглубительных и иных работ, влияющих на состояние водных объектов исключены функций уполномоченного органа по Водному кодексу РК. Это не означает, что функции указанных и других государственных органов фактически урезаны. По смыслу вышеупомянутого Нормативного Постановления Конституционного Совета РК исключенные из законодательных актов функции будут закреплены на уровне подзаконных актов. Закон РК № 161-V ЗРК от 14.01.2014г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок». Изменена ст.167 КоАП РК «Нарушение законодательства РК о государственных закупках». В Бюджетном кодексе РК внесены изменения в порядок рассмотрения проектов стратегических планов или проектов изменений и дополнений в стратегические планы, проектов бюджетных программ и бюджетных заявок. В закон РК от 21 июля 2007 года «О государственных закупках» добавлены термины: единый организатор государственных закупок, процедура организации и проведения государственных закупок, организатор государственных закупок, электронный договор о государственных закупках, база данных цен на товары, работы, услуги, справочник товаров, работ, услуг, национальный режим, лучшая техническая спецификация. Внесены изменения в процедуру государственных закупок, осуществляемые без применения норм Закона РК «О государственных закупках», регламентирующих выбор поставщика и заключение с ним договора о государственных закупках, в процесс и порядок определения организатора государственных закупок. Вводится понятие единого организатора государственных закупок, который определяется в установленных случаях Правительством РК, акимом, Национальным Банком РК либо самим заказчиком. Установлены особенности осуществления государственных закупок единым организатором государственных закупок. По смыслу измененных ст.17, 22, 27 и других Закона конкурсная документация теперь может существовать только в электронном виде, заявка на участие в конкурсе подается только посредством веб-портала, протокол об итогах государственных закупок способом конкурса автоматически формируется и публикуется веб-порталом государственных закупок с одновременным уведомлением по электронной почте всех членов конкурсной комиссии и всех потенциальных поставщиков. Изменены требования к извещению об осуществлению государственных закупок способом конкурса, представлению и разъяснению положений конкурсной документации. Из п.4 ст.17 Закона исключено упоминание о субподрядчике (соисполнителе), привлекаемом потенциальным поставщиком. Исключена статья 23 об обеспечении заявки на участие в конкурсе, статья 24 о вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе, а также статья 26 об оценке и сопоставлении конкурсных ценовых предложений. Внесены изменения в процедуры рассмотрения заявок и допуске на участие в конкурсе. Также внесены изменения в процедуру государственных закупок способом из одного источника, способом аукциона и через товарные биржи, в требования к договору о государственных закупках. Новая статья 44-1 предусматривает определенные льготы для отдельных категорий потенциальных поставщиков, среди которых: организации, производящие товары, выполняющие работы и оказывающие услуги, созданные общественными объединениями инвалидов в РК; государственные предприятия исправительных учреждений, производящие товары, работы, услуги; субъекты малого предпринимательства. Закон РК № 164-V ЗРК от 15.01.2014г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования исполнительного производства». Данным законом внесены изменения в целый ряд нормативных правовых актов РК по вопросам исполнительного производства. Здесь приводятся только некоторые из них, наиболее, на наш взгляд, значительные для правового регулирования отношений в сфере бизнеса. В КоАП РК изменена статья 524 об ответственности за неисполнение судебных актов. Если в прежней редакции КоАП РК ответственность включала штраф на физических лиц в размере до десяти, а на должностных лиц в размере до двадцати месячных расчетных показателей либо административный арест до десяти суток, то в новой редакции субъекты правонарушения разделены на несколько категорий с дифференцированными штрафами за их проступки. Добавлены такие категории субъектов, как индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, юридические лица, являющиеся субъектами малого, среднего и крупного предпринимательства или некоммерческими организациями. Наибольший штраф предусмотрен для субъектов крупного предпринимательства - в размере 150 МРП. Внесены изменения в статьи КоАП, предусматривающие ответственность за неисполнение требования судебного исполнителя, судебного пристава, несообщение судебному исполнителю о перемене места работы и жительства лица, являющегося должником по исполнительному производству, утрату исполнительного документа, воспрепятствование судебному исполнителю в исполнении исполнительных документов. Добавлена статья 551-2 КоАП РК, вводящая понятие уполномоченного органа в сфере обеспечения исполнения исполнительных документов. Данный уполномоченный орган рассматривает дела по статьям 525-527 КоАП РК. В Закон РК от 02.04.2010г. «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» добавлен ряд терминов. Внесены изменения в порядок применения законодательства РК в данной сфере. Расширены обязанности должника в исполнительном производстве. Установлен конкретный срок - три дня, в течение которого должник обязан письменно сообщать судебному исполнителю об изменении места работы, места жительства и нахождения, а также о появлении новых источников дохода и имущества. Установлена обязанность должника один раз в месяц, а также в случаях вызова являться к судебному исполнителю. Расширен круг лиц, которые не могут быть представителями в исполнительном производстве. Усилена обязанность сотрудников внутренних дел обеспечивать порядок на месте совершения исполнительных действий. Установлен конкретный срок - три дня, для письменного сообщения сторон исполнительного производства судебному исполнителю о перемене адреса. Внесены изменения в статью 33 о временных ограничениях на выезд должника за границу. Теперь такие временные ограничения могут быть приостановлены в случае необходимости проведения лечения за пределами РК, в соответствии с постановлением судебного исполнителя и с санкции суда. Внесены изменения во временные ограничения в сфере выдачи и действия лицензий, разрешений и специальных прав, предоставление должником информации о своем имущественном положении. Расширены права и обязанности судебных и частных судебных исполнителей в принятии исполнительного документа к производству, возбуждении исполнительного производства. Исключено правило о праве судебного исполнителя отложить исполнительное производства на десять дней по заявлению должника или взыскателя (статья 41). Кроме того, исключена статья 43, предусматривающая право судебного исполнителя приостанавливать в ряде случаев исполнительное производство (статья 43). Теперь у судебного исполнителя есть только обязанность приостанавливать исполнительное производство согласно статье 42. Внесены изменения в процедуру обращения взыскания на имущество должника, ареста, оценки, хранения и порядка реализации имущества должника. Изменены некоторые аспекты правового положения судебных исполнителей. Закон вводится в действие с 28 января 2014 года.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |