|
|
|
Высшее юридическое образование в США Подопригора Р.А.
Общеизвестным является мнение, что профессия юриста очень популярна в Соединенных Штатах Америки. Наличие огромного количества юристов, по мнению некоторых специалистов, становится даже проблемой для страны - юристы повсюду. Несмотря на положительную роль, которую играют юристы в обществе - говорят американцы - создается впечатление, что они сознательно затягивают граждан в бесконечные судебные споры и разбирательства, чтобы обеспечить себя работой, оплачиваемой очень высоко. Так или иначе, по опросам, проводимых в американских университетах, право, наряду с медициной и теологией наиболее привлекательны для американской молодежи. Система юридического образования США имеет существенные отличия от сложившейся в нашей стране системы. Эти отличия проявляются в самых различных вопросах: в требованиях к поступающим в юридические учебные заведения, программах, методиках, сроках обучения, уровнях образования и т.д. Сегодня в сфере высшего образования нашей страны пытаются внедрить институты, характерные для многих западных, в том числе американских университетов, без учета особенностей той или иной отрасли образования. Хотя в тех же зарубежных университетах давно поняли, что нельзя одними и теми же мерками подходить к обучению дипломатов и медиков, биологов и юристов. Юридическое образование в США сосредоточено в юридических школах ( колледжах, школах права), которые могут разниться по своей организационной структуре, источникам финансирования, отношениям с другими учреждениями образования. Всего действует около 200 юридических школ[1]. Как правило, юридические школы организационно находятся в структуре университетов. Имеются элитные частные юридические школы (например при Гарвардском, Йельском, Колумбийском университетах). Однако, большинство американцев получает юридическое образование в более доступных юридических школах при различных университетах штатов, причем сами университеты могут быть как частными, так и государственными (в том смысле, что государство финансирует их). Университеты состоят из многочисленных колледжей или школ. Традиционно, две школы в структуре американских университетов стоят особняком: юридическая и медицинская. По сравнению с другими колледжами, они более независимы как в организационном, так и в финансовом плане. Одно из принципиальных отличий от нашей системы юридического образования состоит в том, что студентом школы права может быть только человек, окончивший какой-либо университетский колледж и имеющий степень бакалавра. Причем, специальность, полученная в колледже, не имеет значения: среди студентов можно встретить бакалавров биологии и политических наук, образования и сельского хозяйства. Поступление происходит в форме тестирования, помимо традиционных анкет и других документов требуются рекомендации людей знающих поступающего. В прошлом году, в типичную для США школу права университета штата Кентукки было подано около 1000 заявлений на 150 мест. В обычной, по американским понятиям, школе права обучается около 350-450 студентов, 100-150 на каждом курсе, соотношение преподавателей к студентам примерно 1 к 20. Средний возраст студентов - около 24 лет, однако, можно встретить как 45- летних так и «молодых» - 21- летних студентов. Плата за обучение отличается в различных школах. В школе права университета штата Кентукки она в пределах 4-10 тысяч долларов в год (в зависимости от того является студент жителем Кентукки или нет). В одной из авторитетнейших, в области авторского права, школе права (Cardozo Law School) в центре Нью-Йорка, обучение стоит около 20 тысяч долларов, а в Гарварде, чья юридическая школа - пионер в системе современного юридического образования США - около 30 тысяч долларов. Общий срок обучения - 3 года, разбитые на шесть семестров. Обучение проходит - как мы называем - в форме дневного обучения. Чтобы получить диплом, студенты должны набрать определенное количество кредитных часов (баллов). Любой предмет имеет свое значение в этих часах и читается чаще всего в течение одного семестра. Как правило, студент выбирает три-пять предметов в семестр, занятия по каждому из которых проводятся от одного до трех раз в неделю, в зависимости от кредитных часов выделенных на конкретную дисциплину. Например, за весь срок обучения в юридической школе, студент должен набрать 90 кредитных часов, то есть за один семестр около 15 часов. Конституционное право имеет «ценность» в 3 часа, так же как Уголовное право. Таким образом, студенту необходимо выбрать 5 предметов, по три часа каждый, для выполнения учебного норматива. Но он может вместо одного предмета, поработать в юридическом журнале или вместо другого - провести юридические исследования которые также оцениваются в часах. Учебные программы в каждой школе права свои, хотя, они несильно отличаются друг от друга. Это обьясняется тем, что Американской Ассоциацией Адвокатов и Ассоциацией школ права определены некоторые стандарты, которых должны придерживаться школы права. Выделяются две основных группы дисциплин: обязательные и факультативные. К первой, как правило, относятся: конституционное право, гражданский процесс, право собственности, контрактное право, деликтная ответственность, профессиональная ответственность. Эти дисциплины в обязательном порядке изучаются на первом курсе и - иногда - на втором курсе. Устанавливаются и другие формы работ, которые также в обязательном порядке должны быть выполнены студентом, например, студенты третьего курса должны провести самостоятельную исследовательскую работу. Существует большое разнообразие предметов, которые может выбрать студент в качестве факультативных предметов: ветеринарное и спортивное право, конфликты законов и юридическая медицина, право полезных ископаемых и процесс переговоров. Конечно, присутствуют и знакомые для нас дисциплины: административное и семейное право, международное и трудовое право, банковское и налоговое право. Удивление может вызвать то, что они не относятся к разряду обязательных. Вполне возможно, что по причине наличия какого-то предмета или группы предметов в учебном плане, студент выбрал конкретную школу права - в другой школе права таких предметов может не быть. Например, в уже упоминавшейся школе права университета штата Кентукки, предлагается курс «Строительное право». Подобный курс можно встретить еще в пяти-шести юридических школах США. Другим необычным явлением можно определить отсутствие в большинстве американских юридических школ традиционных для нас дисциплин, таких как теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений, не говоря уже о неюридических дисциплинах: логике и культурологии, социологии и истории. Это вызвано, во-первых, очень прикладным характером юридического обучения и, во-вторых, уровнем студентов, поступающих в школу права - они уже имеют университетскую степень и предполагается, что изучили и общегуманитарные дисциплины. Хотя в качестве факультативных курсов могут предлагаться философия права и история права, а работы по теории государства и права, в том числе и русских дореволюционных авторов, можно обнаружить в библиотеках провинциальных юридических школ. Очень большое внимание уделяется приобретению студентами во время учебы практических навыков в юридической деятельности и профессиональной ориентации. При этом, используются самые различные формы. Во-первых, студентам предлагаются специальные курсы, непосредственно связанные с практической деятельностью, например, курс «Профессиональная ответственность» или «Переговорный процесс». Во-вторых, существует система так называемой «клиники»( по-нашему практики), когда школа рекомендует студенту стажировку по различным программам: работу в качестве клерка у судьи или в офисе прокурора, участие консультантом по конкретному судебному делу под непосредственным наблюдением прокурора или возможность консультирования осужденных по гражданским и уголовным делам в местах лишения свободы. Наконец, в качестве отдельных курсов, идущих в зачет обучения предлагается курс «Инсценировка судебного процесса» (Moot Court) или курс «Комитет судебной адвокатуры» (Trial Advocacу Board). В случае с «Инсценировкой судебного процесса», создается так называемая судебная команда школы. Студенты - участники команды - являются судьями и прокурорами, адвокатами, истцами и ответчиками. Команды юридических школ соревнуются в региональном и национальном масштабе. Кроме того, различные судебные органы штата, в том числе и Верховный Суд штата, периодически проводят свои выездные заседания в юридических школах, а представители юридических компаний и государственных органов организуют профессиональные дни, во время которых, они отбирают студентов для работы в своих организациях. Прослушанный курс заканчивается письменным экзаменом. Как правило, экзаменационное задание содержит казусы, которые студент должен решить, а преподаватель оценить по принятой в Америке 4-х или 5-бальной системе. При этом, вполне нормальным считается использование на экзамене учебников, сборников прецедентов или иных материалов. Студенты, набирающие меньше установленного количества баллов, могут быть отчислены из школы по решению декана либо автоматически. Отсутствие студентов более чем на 25% занятий любого курса означает недопуск его к экзаменам. Все изложенное выше относится к основному уровню юридического образования. После завершения его, студент получает степень доктора права (Juris Doctor - J.D.) Это та степень, которую имеет подавляющее большинство юристов Америки. Но ею не ограничивается юридическое образование. Некоторые школы имеют так называемые мастерские (магистерские) программы, цель которых - специализация в конкретных отраслях права. Кстати, казахстанцы, имеющие высшее юридическое образование и владеющие английским языком, могут участвовать в такого рода программах и получить степень мастера (магистра) сравнительного правоведения (M.C.L.), мастера сравнительной юриспруденции (M.C.J.) или даже типичную для американцев степень мастера права (LL.M.). Эту возможность предоставляет программа Эдмунда Маски, проводимая в Казахстане правительством США. Обучение длится, как правило, в течение 1 года. Есть еще один - докторский (доктор наук, не права - Р.П.) - уровень образования, юрист, окончивший его, примерно соответствует нашему кандидату наук[2]. Юридические школы стараются держать связь с практикующими юристами. Обычно, в школах имеется отделы продолжающегося образования, которые проводят семинары для практикующих юристов по различным отраслям права. Такой вид деятельности мы можем наблюдать сегодня и в нашей школе права «Әдiлет». Очень своеобразна методика преподавания. Отсутствуют лекции: в традиционном для нас виде- монологи преподавателя. Занятие - это диалог студента с преподавателем. Студенты перед каждым занятием получают довольно-таки солидное задание, которое они обязаны подготовить и быть готовым к дискуссии. Конечно, такая форма работы возможна благодаря прекрасному материально-техническому и организационному обеспечению учебного процесса. Каждый год выпускаются один-два, а то и более, учебника по конкретной дисциплине. Профессор выбирает один, который рекомендует студентам, помимо других учебных пособий (сборников судебных решений, нормативных актов и др.). Каждый год издается законодательство штата и федерации, сборники прецедентов и других источников права. Через компьютерные сети студент может связаться с любой библиотекой или другой организацией для получения информации. Имеются и знакомые нам семинарские занятия по отдельным дисциплинам на которых, как правило, студенты выступают с докладами и обсуждают их. Студент и преподаватель - не учитель и ученик, а скорее, партнеры, причем взаимно уважающие друг друга. Таким отношениям способствует соответствующий уровень культуры. Необычным выглядит легкое похлопывание по плечу профессора студентом. В то же время, американский студент не позволит себе опоздать или разговаривать во время занятия, даже если оно ему не нравится. Полученного образования недостаточно для того, чтобы заниматься юридической практикой. Будущие адвокаты должны пройти испытание перед профессиональным сообществом - Американской Ассоциацией Адвокатов, только после успешной сдачи экзаменов соответствующему региональному отделению этой ассоциации, появляется право на юридическую практику. Причем, сдача экзамена в одном штате, не позволяет практиковать в другом штате. Если экзамен сдан в Алабаме, а появилась необходимость работы в Джорджии, требуется сдать экзамен и в Джорджии. Помимо знания федерального права и положений, относящихся к национальному законодательству, претенденту необходимо знать специфику законодательства конкретного штата. Здесь также может сказаться тот набор дисциплин, который студент изучал в школе права. В Колорадо, к примеру, требуется сдать экзамен по административному праву, которое студент по какой-то причине не выбрал во время обучения, что может вызвать трудности при сдаче экзаменов. Поэтому, студенты получают информацию о дисциплинах, которые установлены в качестве экзамена в конкретном штате и определяют оптимальный учебный график для себя, выбирая наряду с «любимыми» и необходимые курсы. Профессора, ведущие занятия в университете, далеко не самые высокооплачиваемые юристы - в финансовом отношении занятие юридической практикой гораздо выгоднее, но каждый год, тысячи практикующих юристов подают заявления о приеме в преподаватели и только единицы выдерживают конкурс, попадая в штат школы. Профессора - собирательное понятие, используемое в обиходе. На самом деле, среди преподавателей также есть своя градация. Преподавать в школе права, в принципе, может любой человек, имеющий степень доктора права - J.D. Больше возможностей стать преподавателем у юриста, который имеет мастерскую или докторскую (доктора наук - Р.П.) степень, опыт работы в юридических журналах или стаж работы в государственных органах либо крупных юридических компаниях. Принятый на работу, становится ассистентом профессора (Assistant Professor). Через три-пять лет успешной работы, имея статьи в юридических журналах, выполнив ряд так называемых общественных обязанностей (участие в конференциях, в работе одного или нескольких общественных комитетов) и представив положительные рекомендации, ассистент переходит в разряд ассоциированного профессора (Associate Professor). Проработав в таком качестве 3-4 года и опять-таки - имея статьи, участвуя в общественной деятельности и представив рекомендации, преподаватель становится полноценным профессором. В юридических школах, как правило, отсутствуют знакомые нам кафедры. Профессор может одновременно читать Конституционное право и Гражданский процесс или Административное право и Авторское право. В первом случае, это связано с тем, что основы любой отрасли, ее исходные принципы заложены в Конституции США или конкретного штата. Так или иначе, проблемы гражданского или уголовного процесса выходят на Конституцию. Поэтому, профессор являясь специалистом, скажем, в области гражданского процесса «вынужден» быть специалистом и в сфере Конституционного права. Во-втором случае, такой набор предметов свидетельствует о разнообразных интересах профессора. Американская система образования, в том числе юридического, конечно, не идеальна. Она имеет и свои минусы, например, та же альтернативность в выборе предметов приводит к тому, что целые правовые блоки выпадают из подготовки юристов и порой они затрудняются ответить на казалось бы элементарный вопрос из какой либо отрасли права, неизученной ими. Но, безусловно, и то, что мы можем почерпнуть из этой системы много полезного. Следует приветствовать политику казахстанских учебных заведений, в том числе и Высшей Школы права «Әдiлет», которые применяют положительные моменты заграничной системы, не отрицая при этом опыт и советской системы образования. Будем надеяться, что, в нашем случае, такое сочетание способствует успешной подготовке квалифицированных юристов, которые так необходимы Казахстану.
ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН, ИЗУЧАЕМЫХ В ШКОЛЕ ПРАВА УНИВЕРСИТЕТА ШТАТА КЕНТУККИ:
Обязательные предметы (1 и 2 год обучения): 1. Контракты/Купля-продажа. 2. Юридические исследования и навыки подготовки документов. 3. Деликтная ответственность. 4. Право собственности. 5. Уголовное право. 6. Гражданский процесс. 7. Конституционное право.
Факультативные дисциплины 8. Федеральное уголовное право. 9. Средства судебной защиты. 10. Федеральные суды и федеральная система. 11. Искусство судебного спора. 12. Право первой поправки к Конституции США. 13. Альтернативное разрешение споров. 14. Переговорный процесс. 15. Правовая медицина. 16. Профессиональная ответственность. 17. Философия права. 18. Половая дискриминация. 19. Правовые основы бухгалтерского учета. 20. Коммерческие ассоциации. 21. Право финансов корпораций. 22. Коммерческое планирование. 23. Федеральное подоходное налогообложение. 24. Налогообложение коммерческих предприятий. 25. Налогообложение имущества и дарения. 26. Налоговая практика и процедура. 27. Федеральное налогообложение природных ресурсов. 28. Право полезных ископаемых. 29. Планирование использования земель. 30. Банковское право. 31. Регулирование ценных бумаг. 32. Трасты и собственность. 33. Будущая выгода. 34. Универсальный коммерческий кодекс. 35. Системы оплаты. 36. Коммерческое банкротство. 37. Коммерческие дебиторские-кредиторские отношения. 38. Страхование. 39. Доказательства. 40. Право окружающей природной среды. 41. Конфликты законов. 42. Трудовое право. 43. Проблемы деликтного права. 44. Семейное право. 45. Административное право. 46. Международное право. 47. Международные коммерческие сделки. 48. Законодательство и законодательный процесс. 49. Право социального обеспечения работников. 50. Авторское право. 51. Антимонопольное право. 52. Право интеллектуальной собственности. 53. Строительное право.
Дисциплины для семинарских занятий: 1. Сравнительное трудовое право. 2. Конституционные споры. 3. Потребительские кредиты. 4. Проблемы окружающей природной среды. 5. Имущественное планирование. 6. Семейное право и политика. 7. Половая дискриминация. 8. Жилищное право. 9. Интеллектуальная собственность. 10. Международные коммерческие сделки. 11. Международное право окружающей природной среды. 12. Юриспруденция. 13. Конституционное право Кентукки. 14. Право и психиатрия. 15. Право и психологические науки. 16. Право и религия. 17. Юристы и их деятельность. 18. Системы оплаты. 19. Права осужденных. 20. Ответственность за продукцию. 21. Налоговая политика. 22. Основы англо-американского права.
Дополнительные виды деятельности, выполнение которых входит в зачет обучения: 1. Участие в Комитете судебных адвокуры. 2. Инсценировка судебного процесса. 3. Участие в работе Юридического журнала Кентукки. 4. Участие в работе журнала «Право полезных ископаемых». 5. Работа в качестве юридического клерка. 6. Юридическая стажировка. 7. Участие в национальной команде «Инсценировка судебного процесса». 8. Стажировка в тюремных учреждениях. 9. Проведение научных исследований.
[1] Лоуренс Фридмэн. Введение в американское право. М.: 1993. С.200. [2] См. подробнее о магистерских и докторских программах: Б.Р.Тузмухамедов. Организация высшего юридического образования в США // Государство и право. 1995. № 7. С.154-155.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |