Женева - город нефтяных торговых компаний
Патрик Рено
Партнер компании «KENDRIS», Женева
Юрист, Дипломированный налоговый эксперт
VIII международная Атырауская правовая конференция «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан» (г. Атырау, 9 апреля 2010 г.)
1. Введение
Имея огромное количество международных компаний, базирующихся в Женеве, включая крупнейшие зерновые и нефтяные холдинги, через которые проходит большинство сделок мирового уровня, Женева является лидером в этой области. Эта плеяда международных торговых фирм в достаточной мере поддерживается концентрацией располагающихся в Женеве банков, которые понимают специфику своего бизнеса и своих финансовых потребностей, страховых компаний, фидуциариев, экспедиторских, мониторинговых и охранных фирм, а также кораблестроителей.
Банки Женевы предлагают широкий спектр торгово-финансовых продуктов, таких как: гарантии, займы, сопровождение до и после финансирования, покрытие страхового риска. Торговые компании могут рассчитывать на надежные международные связи, тесные контакты с крупными компаниями, обслуживающими склады, и на быстрый доступ к фондовым рынкам и денежным средствам. Сегодня Женева занимает особое место в системе международной торговли благодаря высокой квалификации ее специалистов и такому важному активу, как ее ноу-хау.
Женева, в которой находятся около трехсот пятидесяти международных торговых компаний, может рассматриваться как центр мировой торговли, уступая только Лондону.
Правовая, экономическая и политическая стабильность Швейцарии - не единственная причина выбора Женевы таким огромным количеством торговых компаний. Женева без сомнения может рассматриваться как наиболее привлекательное место для нефтяных торговых компаний, учитывая те преимущества, которые могут извлечь международные торговые компании с налоговой точки зрения, а также то, что такие особые налоговые режимы можно заранее обсудить с местными налоговыми органами.
Ниже вкратце обрисую вам правовые и налоговые характеристики создания нефтяной торговой компании в Женеве, дающие возможность иностранным компаниям получить доступ к международному торговому рынку.
2. Юридические аспекты
a. Общие положения
Согласно Швейцарскому Кодексу обязательств, предприятие может быть создано в одной из следующих форм: корпорация («Société Anonyme», или SA), компания с ограниченной ответственностью (Société à responsabilité limitée, или Sàrl), товарищество, ассоциация или фонд.
Все правовые формы предприятий, определенные Швейцарским Кодексом обязательств, доступны как местным, так и иностранным инвесторам. Иностранные инвесторы в большинстве случаев используют форму корпорации (SA) или компании с ограниченной ответственностью (Sàrl). Большинство дочерних компаний иностранных фирм учреждено в качестве корпораций, но в последнее время наблюдается значительный рост компаний с ограниченной ответственностью, что связано с международным налоговым планированием.
Создание филиала служит альтернативой учреждению юридически обособленной дочерней компании.
Факторами, определяющими наиболее оптимальную организационно-правовую форму для конкретного иностранного инвестора, являются налоговые последствия, процедура регистрации и другие условия.
b. Швейцарская компания («Société Anonyme»)
Швейцарские торговые компании обычно выбирают форму закрытой акционерной компании («Société anonyme»), акционерный капитал которой должен быть не меньше 100 000 (ста тысяч) швейцарских марок, поделенных на акции на предъявителя или на именные акции. Гербовый сбор за регистрацию предприятия с акционерным капиталом в пределах 1 000 000 (одного миллиона) швейцарских марок не взимается. При превышении указанного лимита сбор составляет 1% от акционерного капитала. Начальный акционерный капитал должен быть депонирован в швейцарском банке до регистрации компании.
В состав Совета директоров компании может входить один или более физических лиц, из которых, по крайней мере, один должен быть резидентом Швейцарии (двое - в случае права совместной подписи).
c. Разрешение на работу
Для граждан ЕС Швейцария упростила порядок получения разрешения на работу. Для неграждан ЕС процесс получения разрешения на работу более сложный, так как разрешения на работу распределяются согласно федеральным квотам.
Самые обычные разрешения на работу выдаются сроком на 12 (двенадцать) месяцев (разрешение категории В), с возможностью продления, как правило, на 12 месяцев.
Иностранный гражданин, у которого имеется категория В, может подать заявление на разрешение на постоянное местожительство (категория С) после определенного срока проживания, который зависит от страны происхождения (пять лет - для граждан ЕС, 10 лет - для неграждан ЕС).
Что касается граждан не из стран ЕС, разрешение на работу (категория В), обычно выдается по квотам, определенным Федеральным законом об иммиграции Швейцарии, на первоначальный условный срок один или два года. Возобновление разрешения возможно лишь в случае соблюдения условий первоначального запроса. В связи с этим очень важно предоставлять реальный бизнес-план и план занятости. Обычно, власти ожидают привлечения двух местных работников на одного иностранного работника.
Категория В предусматривает разрешение также для супруга(-и) и несовершеннолетних детей (до 18-ти лет).
Краткосрочные разрешения на работу могут выдаваться на период 120 дней в течение двенадцати месяцев. Разрешение на сто двадцать дней (категория L) используется для управления и развития бизнеса, если постоянное присутствие руководителя необязательно. В этом случае руководитель может работать в Швейцарии на протяжении 120-ти непоследовательных дней в течение одного года. Такое разрешение возобновляемо и не зависит от квот, поэтому его проще получить. В этом случае, работник должен иметь постоянное место жительства за пределами Швейцарии.
3. Налоговые аспекты
В Женеве довольно простая стратегия для привлечения инвестиций: создание благоприятной экономической и фискальной среды, поддерживающей промышленность. С одной стороны власти Женевы обеспечивают политическую и социальную стабильность, в связи с чем, компании могут осуществлять долгосрочное планирование. С другой стороны, для бизнеса власти создали благоприятный налоговый режим. Я выделю в общих чертах некоторые особенности.
а. Налог на прибыль
В Швейцарии существует как федеральная, так и региональная налоговые системы. Установленная законом ставка федерального подоходного налога равна 8,5%. Исходя из возможности вычета подоходных налогов, эффективная ставка составляет 6,44%.
В Швейцарии большая часть корпоративного налога взимается на уровне регионов (кантонов). В связи с тем, что в Швейцарии 26 Кантонов, в стране 26 налоговых систем! Тем не менее, налоговые принципы согласованы по всем кантонам и различаются только размером налоговых ставок. Я ограничусь описанием кантональных и коммунальных подоходных налогов Женевы.
Для местных корпораций налоги рассчитываются по фиксированной тарифной ставке. Обычная эффективная ставка (после вычета налогов на обоих уровнях) кантонального и коммунального подоходного налога составляет 17,8%. Вместе с федеральным налогом ставка возрастает до 24,24%. Акционерный капитал облагается по ставке 0,4%, кроме периодов, в которых нет налогооблагаемого дохода, и в этом случае ставка составляет 0,45%.
Однако, для определенных видов деятельности, Женевское налоговое управление может предоставить налоговые правила, предлагающие более благоприятные ставки подоходного налога и налога на капитал.
b. Особые правила налогообложения для иностранных нефтяных торговых компаний
Вспомогательные компании: статус вспомогательной компании присваивается компании, которая находится в Швейцарии, но осуществляет свою коммерческую деятельность за ее пределами. Так как только 20% дохода, полученного от деятельности за рубежом, облагаются по обычной налоговой ставке, то окончательная эффективная ставка составляет 4,15%, включая как кантональный, так и коммунальный подходные налоги. Процентный доход от третьих лиц, облагаемый у источника за рубежом, взимается по обычной налоговой ставке 15%. В результате этого, эффективная налоговая ставка составляет 3,15%, включая как кантональный, так и коммунальный подходные налоги. Процентный доход от аффилиированных лиц, облагаемый у источника за рубежом, взимается по обычной налоговой ставке 2,5%. В результате этого, эффективная налоговая ставка составляет 0,54%, включая как кантональный, так и коммунальный подходные налоги. Доход от дивидендов и прироста капитала по долгосрочным долям участия освобождены от кантонального и коммунального подоходного налога. Собственный капитал облагается по обычной ставке кантонального и коммунального подоходного налога. Однако если 20% или более активов вспомогательной компании состоит из долей участия, применяется льготная ставка 0,07% к части капитала пропорционально к соотношению между такими долями участия и общей стоимостью активов компании.
с. Швейцарский филиал иностранной компании.
Любая иностранная компания может открыть филиал в Швейцарии и зарегистрироваться в Торговом реестре. В наименование такого филиала включается наименование головной компании, место регистрации и кантон, в котором он зарегистрирован. Например: «Oil Trading Ltd, Almaty, Geneva branch». С точки зрения закона филиал не является обособленным юридическим лицом, его активы будут принадлежать головной компании.
С точки зрения налогообложения, деятельность, осуществляемая в рамках филиала, представляет собой постоянное учреждение и будет облагаться налогом в Швейцарии, соответственно, в Женеве как самостоятельное юридическое лицо. Будут применяться те же принципы и правила, указанные выше.
Главное преимущество связан с налогом на удержание у источника. Поскольку Швейцарское законодательство не применяет так называемый «налог на доходы филиала», доходы, реализуемые в рамках филиала, могут «перечисляться» в зарубежный офис без вычета налога на удержание у источника. Фактически, доходы, полученные филиалом, могут использоваться головным офисом для дальнейших инвестиций в деятельность либо могут быть распределены среди акционеров в качестве дивидендов. В таком случае головной офис применяет только налог на удержание у источника (при наличии такового).
4. Международные аспекты (Швейцария - Казахстан)
а. Налог на дивиденды
Суммы, распределяемые акционерам швейцарскими компаниями, облагаются налогом у источника в размере 35%. Налог у источника полностью или частично компенсируется в зависимости от постоянного места нахождения/проживания акционера. Акционеры-резиденты Швейцарии могут зачислить налог у источника в счет подоходного налога, начисленного на дивиденды.
Акционеры-иностранцы (физические лица или компании) могут получить полное или частичное возмещение налога у источника в случае по международному соглашению об избежании двойного налогообложения (при наличии такового), при условии, что доход был задекларирован в стране резидентства.
Собственно говоря, в случае, если казахстанская компания-акционер владеет более 10% акций швейцарской компании, то такому акционеру будут возмещены 30% суммы налога у источника. Таким образом, остальная сумма налога у источника будет составлять только 5%. Для казахстанских физических лиц - акционеров остальная сумма налога у источника будет составлять 15%. С такого акционера налог на доход от дивидендов будет естественно взиматься в обычном порядке.
Необходимо отметить, что из-за весьма высокого подоходного налога, швейцарские федеральные налоговые органы имеют тенденцию очень строго ограничивать расходы, выставляемые компании. Часто запрашивается обоснование строгой коммерческой необходимости в расходах. Если расходы не могут быть обоснованы, то они пересматриваются как скрытое распределение и становятся предметом налога у источника.
b. Проценты
Проценты, выплачиваемые швейцарским заемщиком, не облагаются налогом у источника, за исключением процентов, выплачиваемых банками. Следовательно, проценты, выплаченные швейцарской компанией своим акционерам, не подлежат каким-либо вычетам в Швейцарии. Тем не менее, необходимо применить минимальные соотношения между заемным и собственным капиталом (так называемые «правила недостаточной капитализации), что избежать переквалифицирования сверхдивидендов в дивиденды.
5. Заключение
За последние годы Женева стала одним из самых известных мировых центров торговли. Это произошло не только благодаря политической и экономической стабильности, но во многом благодаря высококвалифицированным кадрам и поставщикам услуг.
Доступность и гибкость властей, позволяющих открыто обсуждать и заранее согласовывать конкретные ситуации, а также относительно низкий уровень налогов на прибыль делают Женеву одним из самых привлекательных мест для ведения бизнеса в Западной Европе.