|
|
|
Недропользование и инвестиционный климат Республики Казахстан: вызовы времени Основные новеллы проекта Кодекса о недрах и недропользовании
Куанышев Ерболат Маратович Руководитель Управления претензионно - исковой работы Департамента юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан
Выступление на XV Юбилейной Международной Атырауской правовой конференции «Недропользование - основа экономики Республики Казахстан» (28 апреля 2017 года)
Уважаемые участники конференции!
За годы независимости энергетический сектор Казахстана стал одной из приоритетных областей для притока иностранных инвестиций. Как известно, за эти годы большинство иностранных капиталов аккумулировались в сфере недропользования в частности геологоразведки и добычи полезных ископаемых. Глава государства Н. Назарбаев в своем послании народу Казахстана от 31 января 2017 года поручил Правительству до конца года обеспечить принятие нового Кодекса о недрах. В настоящее время заинтересованными органами (Министерством по инвестициям и развитию РК и Министерством энергетики РК) ведется масштабная работа над проектом Кодекса о недрах и недропользовании. С целью улучшения инвестиционного климата в отрасли, основываясь на передовом международном опыте, в Кодексе предлагается ключевые изменения в части: 1) упрощения получения права недропользования (согласно поручению Главы государства по Шагу 75 Плана нации); 2) внедрения международной системы стандартов отчетности по запасам (в соответствии с поручением Главы государства по Шагу 74 Плана нации); 3) стимулирования инвестиций в геологоразведку; 4) максимальное устранение излишних административных барьеров, сокращению процедур и сроков. С учетом изложенного, в проекте Кодекса в части регулирования недропользования в нефтегазовой сфере закладываются следующие концептуальные подходы: 1. В качестве основного способа предоставления права недропользования в нефтегазовой сфере рассматривается аукцион. 2. Для гарантий инвесторам, вкладывающим средства в геологоразведку, планируется установить, что контракты заключаются только на совмещенную разведку и добычу (или на добычу). При этом, во избежание злоупотреблений, в Кодексе будут четко прописаны условия окончания периода разведки и перехода к периоду добычи. 3. Основная форма контракта - это типовой контракт, который подписывается победителем конкурса, затем направляется в министерство и подписывается им без каких-либо дополнительных экспертиз (правовой, экономической). 4. Заключение контракта - не зависит от наличия проектного документа. Проектные документы готовятся и проходят необходимые экспертизы - уже после заключения контракта. 5. Рабочая программа исключается (в существующем виде она практически дублирует проектный документ). Контракт должен предусматривать обязательства по выполнению минимальных объемов работ (выставленные министерством и принятые на себя победителем аукциона). Соответственно, при изменениях проектных показателей (которые не могут затрагивать минимальные объемы работ) - изменения в контракт не потребуются, что также значительно упростит работу недропользователей. 6. При этом нарушение важнейших проектных показателей будет приравниваться к нарушению контрактных обязательств. Важным для инвесторов на практике последствием предлагаемого «разграничения» контракта и проектного документа является также то, что объемы добычи не будут указаны в контракте. 7. В части госэкспертиз проектных документов - также запланированы упрощения по следующим направлениям: 1) по базовым проектным документам - только два вида экспертизы - экологическая и в Центральной комиссии по разведке и разработке Министерства (ЦКРР) - на соответствие положительной практике разработки недр (рациональное использование недр); 2) по вытекающим из базовых, техническим проектным документам (сейсмика, бурение скважин, ликвидация и пр.) - экологическая экспертиза и экспертиза в области промышленной безопасности. 8. В части подсчета запасов углеводородного сырья - нормативно-техническую базу Казахстана по классификации и подсчету запасов необходимо будет поэтапно гармонизировать с международными стандартами (SPE PRMS и др.) при сохранении адекватного уровня госконтроля. Согласно проведенному нами анализу, такой подход соответствует передовому зарубежному опыту (к примеру, опыту Норвегии, занимающей лидирующую позицию в рейтинге качества госуправления сферой недропользования). 9. Кроме того, для сокращения временных и финансовых затрат инвесторов, предполагается сократить административные барьеры в процессе госэкспертизы запасов. Планируется, что в рамках ЦКРР Минэнерго по принципу «одного окна» будет рассматривать проектный документ на добычу с одновременной экспертизой подсчета запасов и коэффициентов извлечения нефти. Эти и другие нововведения, предусмотренные проектом Кодекса, в совокупности, обеспечат эволюционное реформирование законодательства путем значительного снижения административных барьеров и сокращения сроков, при сохранении адекватного уровня государственного контроля рациональной разработки недр.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |