|
|
|
Проблемы модернизации судебной системы в свете
Алимбеков М.Т., Председатель Верховного суда Республики Казахстан
В Концепции правовой политики РК на период с 2010 по 2020 годы содержится, как известно, целый блок приоритетов и задач, реализация которых направлена к последующей модернизации действующей системы права, системы государственного управления, публичной администрации. Актуальной в их числе является проблема дальнейшего развития правоохранительной и судебной систем. В Концепции отмечено, что судебная система на сегодняшний день в результате кардинального реформирования своей структуры и содержания деятельности в целом отвечает потребностям обеспечения эффективной судебной защиты прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов организаций и государства, что ею достигнуты на этом пути определенные успехи. Действительно, на протяжении последних двух десятилетий были предприняты многие стратегически важные шаги, повысившие уровень и статус судебной системы и судей, степень продуктивности отправления правосудия, качество формирования судейского корпуса страны. Значительную роль в этом сыграли принятые в свое время Законы «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», «О Высшем Судебном Совете», Указы Президента РК «О мерах по усилению независимости судебной системы», «О мерах по обеспечению функционирования новой системы судебного администрирования» и т.д. Законодательная база, регламентирующая деятельность судов и судебной системы, зарекомендовала себя эффективной, соответствующей в целом международным юридическим стандартам и принципам, утверждающим прежде всего право защиты и охраны свободной личности, право его неприкосновенности. Именно этим принципом детерминируется и получает достойное воплощение провозглашенная в свое время идея верховенства, господства права. Как известно, позитивные изменения коснулись всей судебной системы страны. Сегодня работа судов и судей, в реальной степени независимых, самостоятельных, сосредоточена на обеспечении конституционных прав и свобод граждан республики. В спектре предпринятых и внедренных в связи с этим инноваций можно назвать создание специализированных экономических, административных судов, ювенальных судов в гг. Алматы и Астаны, финансового суда в г. Алматы. Знаком демократизации судебной системы, окончательного поворота ее в сторону граждан, населения страны явилась деятельность судов с участием присяжных заседателей как представителей народа, наделенных правом участия в процессе отправления правосудия и вынесения вердиктов по наиболее сложным категориям уголовных дел. Формируется определенная практика по применению судами меры пресечения в виде ареста. Значительно улучшилось материально-техническое и финансовое обеспечение судебной деятельности, активно внедряются новейшие достижения в области информационных технологий. Все эти меры направлены, естественно, на совершенствование судоустройства и судопроизводства. Поэтому с уверенностью можно сказать, что реформа, коим подверглась судебная система, способствовала целенаправленному осуществлению государством стратегического курса на сохранение стабильности общества и государства, его ценностных социально-политических и правовых основ. Однако несмотря на весомые достижения в процессе реформирования, судебная система, как и должно, продолжает находиться в режиме поисков мер и способов дальнейшего совершенствования своей деятельности. Определенный пласт новых задач, кардинально важных для судебной системы, сформулирован в Концепции правовой реформы на 2010-2020 годы. В их число входят проблемы гражданско-процессуального права и, в частности, необходимость упрощения судопроизводства по гражданским делам, по делам, подсудным специализированным судам, по развитию средств и методов цивилизованного разрешения частно-правовых конфликтов путем введения институтов примирения, медиации, посредничества как в судебном, так и во внесудебном порядке, других внесудебных форм защиты гражданских прав. С целью адекватного отправления правосудия следует, согласно логике Концепции, сосредоточить силы на развитии административно-процессуального права, «вершиной которого стало бы принятие Административного процессуального кодекса». Создание полноценно функционирующей административной юстиции, регулируемой соответствующим административно-процессуальным законодательством, позволит сформировать новый взгляд и новое отношение к административному судопроизводству как структуры эффективного разрешения конфликтов публично-правового характера, публично-правовых споров между государством и гражданином. Двухвекторность уголовной политики, предполагающей сочетание элементов гуманизации по отношению к определенным категориям осужденных, декриминализации правонарушений, не представляющих большой общественной опасности, депенализации, с одной стороны, и усиление степени ответственности лиц, виновных в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, криминализации определенных видов правонарушений и т.д., с другой, позволяет ставить вопрос о необходимости реструктуризации модели уголовного судопроизводства, упрощения и повышения эффективности уголовного процесса, создания специализированных уголовных судов. Особенных усилий и энергии для оптимальной реализации намеченных задач требует совершенствование профессионального и нравственного имиджа судей, а также поэтапное повышение уровня социальной защищенности судей и материально-технического обеспечения судов. Все эти и другие парадигмы надлежащего функционирования судебной системы и качественного отправления правосудия были актуализированы на 5-м съезде судей Республики Казахстан, состоявшемся 18 ноября т.г. «Справедливый и неподкупный суд, - подчеркнул в своем выступлении на съезде Глава государства Н.А.Назарбаев, - важнейшая основа демократического и правового государства. Одно из главных достижений суверенного Казахстана - это обретение судами и судьями не только формально-юридической, но и фактической независимости…». Отметив позитивную деятельность судебной системы как доминантную и неоспоримую, президент страны остановился и на задачах восполнения, устранения тех пробелов, кои, к сожалению, еще имеют место здесь быть. Он выделил пять проблемных аспектов, требующих пристального внимания, и это, прежде всего формирование судейского корпуса как носителя и выразителя высокой нравственности - апологета неподкупности и честности, представители которого вместе с тем должны манифестировать высокий уровень профессионализма. В этой связи мы признаем, что данная проблема действительно является одной из сложнейших в имиджевой политике нашей системы, но в настоящее время мы прилагаем многие усилия для минимизации проникновения в судебную систему случайных, сомнительного свойства людей. В этом направлении ныне активную работу развернули Высший судебный совет, Судебное жюри, дисциплинарные советы. Возлагаем мы большие надежды на деятельность Института правосудия Академии государственного управления при Президенте РК, ориентированного на подготовку судей новой формации, включающей сочетание интерактивных методов обучения с воспитанием креативно и благородно мыслящих личностей, способных вершить суд объективно и беспристрастно, всегда и неизменно помня древний казахский постулат: «Тура биде туған жоқ, туғанды биде иман жоқ». В будущем, полагаю, при формировании судейского резерва, согласно предложениям Главы государства, мы введем меру ответственности должностных лиц за кандидатуры, представляемые ими на должность судьи, более частую ротацию председателей судов из числа судей этих же судов, принцип тайного голосования при определении кандидатур на судейские должности. Все эти и другие предпринимаемые нами меры позволят достигнуть главной цели - повышение уровня доверия граждан к судебной системе страны. Поиски оптимальных мер и способов реструктуризации судебной системы, повышения качества отправления правосудия, совершенствования процесса судопроизводства, степени и качества исполнения судебных решений, по поводу которых, как отметил Президент страны, имеются определенные нарекания - являются основополагающими в контексте сегодняшнего дня. В этой связи, полагаю, будет весьма уместным продолжить деятельность по адаптации в нашей системе международных стандартов отправления правосудия, международных принципов реализации правозащитных функций судов. Аналогично странам Европы, мы также хотим быть приверженцами создания предельно упрощенного судопроизводства, опираться не на иррациональное увеличение штатной численности судей, а на качественное рассмотрение дел, чему должно способствовать своевременное принятие адекватно разработанных законодательных актов, корректировка, к примеру, Гражданского и Уголовного кодексов с учетом специфики современной действительности. Именно реалии нашего времени приводят к росту динамики правонарушений в гражданской сфере деятельности и как следствие основной акцент мы вынуждены ставить на развитие гражданского законодательства и гражданского судопроизводства. Императив, диктат сегодняшнего дня - необходимость, к примеру, принятия закона «О корпоративных конфликтах», что могло бы укрепить институты частной собственности, предотвратить многие споры в этом аспекте, рейдерские акции и т.д., усиление карательных санкций по делам, касающимся лжепредпринимательства, которое, как отметил Президент страны, превращается в серьезную проблему и которую необходимо решать самым оперативным образом. Целиком и полностью поддерживая точку зрения Главы государства, считаем необходимым практиковать подход к регистрации хозяйствующих юридических лиц, присущий странам Западной Европы, как, допустим, в Германии, где для создания общества ограниченной ответственности необходим первоначальный уставный капитал в сумме не менее 25 тысяч евро. Эта мысль нами была озвучена в докладе на 5-м съезде судей Казахстана. Требованием времени воспринимается и принятие закона о частном исполнительном производстве и целого ряда других правовых актов, направленных на организацию быстрого и справедливого разрешения судебных споров и дел, исполнения судебных решений. Таким образом, судебная система страны с Верховным судом во главе, представляя самостоятельную ветвь власти, продолжает свою работу в русле совершенствования модели казахстанского правосудия. Кардинальная модернизация ее фундаментальных основ позволила ей преобразиться, скажем без ложной скромности, в эффективный орган по обеспечению прав и законных интересов граждан и организаций страны, по обеспечению открытости и прозрачности деятельности судов. Но мы понимаем, что мы не должны довольствоваться достигнутым, что это пока малая толика нашего вклада в реализацию государственной политики в сфере продвижения страны в ряды конкурентоспособных государств мира. Перед судебной системой стоят еще многие задачи, требующие достойного разрешения. Об этом шла речь на 5-м съезде судей, этим задачам был посвящен и доклад Президента страны. Мы в полной мере осознаем, что судебная система имеет тот созидательный потенциал и ресурс, которые при верном и целенаправленном их использовании позволят стране и обществу стабильно и устойчиво развиваться и в последующем, позиционируя себя на международной арене правовым государством с глубоко укорененными демократическими традициями. Памятуя слова Томаса Джефферсона о том, что «ничего не остается неизменным, кроме врожденных и неотъемлемых прав человека», судебной системе следует приложить максимум усилий для судебной защиты феномена неизменности прав и свобод гражданина и человека, стать «надежным оплотом закона и справедливости».
Концепция правовой политики Республики Казахстан на 2010-2020 годы и перспективы развития судебной системы: Сборник материалов Круглого стола, состоявшегося в Верховном суде Республики Казахстан 27 октября 2009 года. - Астана, 2009. - 157 с.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |