|
|
|
Досье на проект закона «О Высшем Судебном Совете Казахстана» (август 2017 года)
Николай Мамонтов, судья Верховного Суда в почетной отставке, член Высшего Судебного Совета Казахстана
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемый проект закона «О Высшем Судебном Совете Казахстана» концептуально отличается от действующего закона. Уточняется статус ВСС, его состав, изменяется организация его деятельности. Конкурсы на занятие вакантной деятельности проводятся из числа лиц, включенных в список кадрового резерва, претендующих на занятия должности судьи впервые и в порядке карьерного роста. В список кадрового резерва лиц, претендующих на занятие впервые должности судьи включаются лица, предварительно представившие пакет необходимых документов, сдавших квалификационных экзамен, прошедших специальную проверку и медицинское освидетельствование, психологическое тестирование, полиграфологическое исследование, стажировку, рекомендацию Совета по взаимодействию с судами области. Такой порядок подготовки конкурсантов позволит членам Совета более обстоятельно изучить дополнительно данные о кандидате, не ограничиваясь чисто формальными показателями. При объявлении Советом конкурса на занятие вакантных должностей судей районных судов известны конкурсанты, а сам конкурс может проводиться в очень сжатые сроки после открытия вакансии. Для участия в конкурсе на занятие вакантной должности судьи районного суда столицы, города республиканского значения, областного центра предусмотрены запреты в отношении претендентов, не имеющих опыта судебной работы в других районных судах. Это положение является своеобразным карьерным ростом для действующих судей районных судов, несмотря на то, что они в районные суды назначались на постоянной основе. Второй список кадрового резерва формируется из числа действующих судей, стремящихся к занятию вышестоящей должности судьи в порядке карьерного роста. Этот список формируется из судей, подавших заявление на право занятия конкретной должности, которая может быть объявлена вакантной. Эти кандидаты проходят медицинское освидетельствование, предоставляют справки из диспансеров, представляют данные о качестве вынесенных за три года судебных актов, проходят психологическое тестирование, полиграфологическое исследование, получают рекомендации двух судей вышестоящего суда и одного судьи в почетной отставке, рекомендацию Совета по взаимодействию с судами области. При открытии вакансии конкурс может проводиться в очень сжатые сроки, а члены Совета будут иметь достаточно времени для изучения пакета представленных кандидатом документов. В проекте применительно к кандидатуре на занятие конкретной вакантной должности в суде судебной системы Казахстана прописаны критерии определения победителя конкурса, в отношении которого Советом готовится рекомендация для Президента Казахстана. Уточнены процедуры прекращения полномочий судьи и освобождения от должности председателя суда, председателя судебной коллегии суда, а также основания прекращения полномочий и освобождения от должности. В проекте не предусматривается институт дисциплинарной ответственности судьи и председателя, а предложено использовать только институт профессиональной непригодности судьи. Сохранены такие основания прекращения полномочий судьи как собственное желание, состояние здоровья, перевод на другую государственную должность. Уточнены основания прекращения почетной отставки судьи. Проект закона и его концепция затрудняют внесение многочисленных редакционных поправок в нормы действующего закона, которые могут касаться отдельных слов и выражений, построения нормы и ее структуры. Практика законодателя последнего времени массового изменения значительного числа законов порождает проблему для юристов, населения, свидетельствует о недостаточной системной проработки проекта закона. Предлагаемый проект закона в сочетании его положений с проектом Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» позволит стабилизировать институт кадрового обеспечения судов судебной системы квалифицированными судьями, способными обеспечить построение правового государства, абсолютную законность судебных актов и прозрачность судопроизводства в условиях состязательности.
П Р О Е К Т
Закон Республики Казахстан О Высшем Судебном Совете Казахстана
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Статус Высшего Судебного Совета Казахстана 1. Высший Судебный Совет Казахстана (далее - Совет) является самостоятельным постоянно действующим государственным органом, созданным в целях обеспечения конституционных полномочий Президента Казахстана по формированию судов судебной системы Казахстана квалифицированными судьями, обладающими безупречной репутацией, а также гарантий их неприкосновенности и независимости при отправлении правосудия. 2. Правовой основой деятельности Совета являются Конституция Казахстана, Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Казахстана, регулирующие порядок отбора кандидатов на должность судьи. 3. Не допускается вмешательство любых государственных органов, должностных лиц, юридических и физических лиц в деятельность Совета при осуществлении им своих полномочий 4. Председатель и члены Совета не вправе вмешиваться в процессуальную деятельность судов и судей по отправлению правосудия.
Статья 2. Принципы деятельности Совета Совет осуществляет свою деятельность на основе принципов независимости, законности, коллегиальности, гласности и беспристрастности.
Статья 3. Полномочия Совета 1. Совет: 1) организует прием квалификационных экзаменов у граждан, претендующих на занятие вакантной должности судьи районного и приравненного к нему суда (далее - районный суд) и по их итогам формирует кадровый резерв из претендентов, успешно сдавших квалификационные экзамены, а также из числа выпускников Академии правосудия при Верховном Суде Казахстана; 2) формирует в порядке карьерного роста из действующих судей кадровый резерв для участия в конкурсе на занятие вакантной должности председателя районного суда, председателя, председателя судебной коллегии, судьи областного суда, председателя судебной коллегии Верховного Суда Казахстана; 3) на конкурсной основе отбирает кандидатов на вакантную должность судьи районного суда из числа конкурсантов, состоящих в кадровом резерве на занятие впервые вакантной должности судьи районного суда; 4) на конкурсной основе отбирает в порядке карьерного роста кандидатов на вакантную должность председателя районного суда (далее - районный суд); председателя, председателя судебной коллегии, судьи областного и приравненного к нему суда (далее - областной суд); судьи, председателя судебной коллегии и Председателя Верховного Суда Казахстана: а) по итогам конкурса рекомендует Президенту Казахстана кандидатов для назначения на вакантную должность председателя и судьи районного суда; председателя, председателя судебной коллегии и судьи областного суда; председателя судебной коллегии Верховного Суда Казахстана; б) по итогам конкурса рекомендует Президенту Казахстана кандидата на вакантную должность Председателя и судьи Верховного Суда Казахстана для представления в Сенат Парламента Казахстана; 5) рассматривает материалы о прекращении полномочий судей Верховного Суда Казахстана и судей местных и других судов по мотивам профессиональной непригодности или по другим предусмотренным законом основаниям; 6) рассматривает материалы об освобождении от должности Председателя и председателей судебных коллегий Верховного Суда Казахстана, председателя и председателей судебных коллегий областного суда, председателя районного суда по предусмотренным законом основаниям; 7) рассматривают решение Судебного жюри по результатам оценки профессиональной пригодности судей районных судов по истечении годичного срока, впервые назначенных на должность судьи; 8) рекомендует Президенту Казахстана: а) освободить по предусмотренным законом основаниям от занимаемой должности председателя местного и другого суда, председателя судебной коллегии областного или Верховного Суда Казахстана; б) прекратить полномочия судьи местного и другого суда по предусмотренным законом основаниям, в том числе в связи с профессиональной непригодностью на основании заключения Судебного жюри; в) внести представление в Сенат Парламента об освобождении от должностей Председателя и судей Верховного Суда по предусмотренным законом основаниям; г) назначить судью в другой суд на равнозначную или нижестоящую вакантную должность судьи в другом суде без конкурса по основаниям, предусмотренным законом; 9) дает рекомендацию на назначение на должность и освобождении от должности руководителя Комитета по обеспечению деятельности Верховного Суда Казахстана; 10) рассматривает жалобы на решения Судебного жюри; 11) представляет Президенту Казахстана заключение о даче согласия на задержание, содержание под стражей либо домашним аресте судьи, его привод, применение к нему мер административного наказания, налагаемых в судебном порядке, привлечения судьи к уголовной ответственности; 12) вырабатывает и вносит Президенту Казахстан в порядке законодательной инициативы рекомендации и предложения по совершенствованию судебной системы и законодательства Республики Казахстан о судоустройстве и судопроизводстве; 13) принимает рекомендации по улучшению качественного состава судей судебной системы Казахстана, совершенствованию системы подготовки кадров, повышению квалификации судей; 14) утверждает Регламенты Совета и Аппарата Совета; 15) принимает рекомендации об установление общей штатной численности судей, а также утверждает количество судей каждого местного и другого суда; 16) организует ведение электронного персонального учета действующих судей и вакансий в каждом местном и другом суде судебной системы Казахстана; 17) утверждает Положение о формировании и работе с кадровым резервом; 18) определяет Порядок направления кандидатов на прохождение психологического тестирования и полиграфологического исследования; 19) утверждает Положение о порядке выдачи удостоверения судьи; 20) утверждает Положение о Совете по взаимодействию с судами области, Положение о Республиканской комиссии по кадровому резерву, Положение о прохождении тестирования претендентами на должность судьи районного суда; 21) осуществляет иные полномочия, вытекающие из настоящего Закона, иных законов Казахстана в области судоустройства и кадрового обеспечения судов судебной системы Казахстана. 2. Для осуществления своих полномочий Совет имеет право: 1) запрашивать и получать необходимую информацию, документы и иные материалы от государственных органов, должностных лиц, организаций, граждан; 2) заслушивать устные и истребовать письменные объяснения соответствующих судей и должностных лиц; 3) образовывать комиссии, рабочие группы из числа членов Совета, представителей государственных органов, общественных объединений, организаций и учреждений, привлекать к своей работе специалистов; 4) отменять решения Судебного жюри и принимать новое решение по рассматриваемому вопросу.
Глава 2. СОСТАВ СОВЕТА И ПОЛНОМОЧИЯ ЕГО ЧЛЕНОВ
Статья 4. Состав Совета 1. Совет состоит из Председателя и четырнадцати членов Совета, назначаемых Президентом Казахстана. 2. Членами Совета могут назначаться по два судьи Верховного Суда, областного суда и районного суда, трое судей в почетной отставке, ученые-юристы, адвокаты, представители общественности. Судьи и судьи в почетной отставке составляют не менее половины членов Совета. 3. Члены Совета назначаются указом Президента Казахстана сроком на три года, а Председатель Совета - на пять лет. Председатель и члены Совета не могут назначаться на должность более двух сроков подряд. Полномочия члена Совета прекращаются в соответствии с законодательством Казахстана. В случае выбытия члена Совета новый член Совета назначается в течение трех месяцев. 4. Члены Совета на период осуществления своих полномочий освобождаются от выполнения обязанностей по основному месту работы. 8. Члены Совета независимы и подчиняются только Конституции Казахстана, законам и актам Президента Казахстана. 9. Члены Совета обладают равными правами при решении вопросов, отнесенных к полномочиям Совета. 10. Должность Председателя и члена Совета несовместима с вхождением в состав руководящего органа и наблюдательного совета коммерческой организации, занятием руководящих должностей в политической партии, иных государственных органов, за исключением осуществления преподавательской, научной, литературной и иной творческой деятельности.
Статья 5. Председатель Совета 1) является политическим государственным служащим, возглавляет и обеспечивает общее руководство Советом, а также представляет Совет во взаимоотношениях с государственными органами и иными организациями; 2) утверждает планы работы Совета по предложениям членов Совета и руководителя Аппарата Совета; 3) утверждает Положения о структурных подразделениях Совета; 13) в установленном законодательством Казахстана порядке назначает на должности и освобождает от должностей руководителей структурных подразделений и работников Аппарата Совета; 3) созывает заседания Совета и председательствует на заседаниях Совета; 4) подписывает рекомендации, заключения, решения и протоколы заседаний Совета; 5) определяет вопросы, выносимые для рассмотрения на заседаниях Совета, по предложению членов Совета и руководителя Аппарата Совета; 6) вправе участвовать на пленарном заседании Верховного Суда, совещаниях судей, пленарных заседаниях областных судов, заседаниях Союза судей, Комиссии по судейской этике, Судебного жюри; 7) обеспечивает соблюдение Регламента Совета; 8) ведет личный прием граждан; 9) распределяет обязанности между членами Совета; 10) издает распоряжения; 11) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом. 2. В случае временного отсутствия Председателя Совета его обязанности распоряжением Председателя возлагаются на одного из членов Совета.
Статья 6. Полномочия членов Совета 1. Член Совета вправе: 1) знакомиться с материалами, представленными на рассмотрение Совета; 2) принимать участие в исследовании и проверке материалов; 3) заявлять ходатайства, приводить мотивы и обоснования своим предложениям по рассматриваемым вопросам; 4) представлять имеющиеся у него документы; 5) участвовать в принятии решения путем голосования, излагать особое мнение; 6) участвовать в работе пленарных заседаний областных судов, заседаний Советов по взаимодействию с судами и органов судейского сообщества по вопросам, входящим в компетенцию Совета; 7) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом. 2. Член Совета обязан: 1) принимать участие в заседаниях Совета; 2) быть беспристрастным и объективным при рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию Совета; 3) соблюдать конфиденциальность в отношении сведений о частной жизни кандидатов в судьи и судей, ставших ему известными в силу выполнения возложенных на него полномочий, а также тайны голосования; 4) заявлять самоотвод при рассмотрении вопроса, включенного в повестку дня заседания Совета, если он является супругом (супругой), близким родственником или свойственником лица, в отношении которого принимается решение.
Статья 7. Аппарат Совета 1. Аппарат Совета является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, Положение о котором утверждает Президент Казахстана. 2. Расходы на содержание Совета и его Аппарата финансируются из республиканского бюджета и должны обеспечивать независимость в реализации функций. Деятельность Аппарата Совета основывается на законах Казахстана, а также иных нормативных правовых актах, регулирующих проведение квалификационных экзаменов и формирование кадрового резерва на должность судьи. 3. Сотрудники, входящие в штат структурных подразделений Аппарата Совета, являются административными государственными служащими. 4. Аппарат Совета организует сдачу квалификационных экзаменов, проведение конкурсов, объявленных Советом, ведение списков кадрового резерва претендентов на занятие впервые вакантной должности судьи районного суда и должностей судей в порядке карьерного роста, а также реализует другие полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
Статья 8. Руководитель Аппарата Совета 1. Руководитель Аппарата Совета назначается на должность и освобождается от должности Председателем Совета по согласованию с Администрацией Президента Казахстана. 2. Руководитель аппарата: 1) осуществляет руководство Аппаратом Совета: организует, координирует и контролирует работу его подразделений; 2) организует информационно-аналитическое, организационно-правовое, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности аппарата Совета; 3) в порядке реализации решений Совета в установленном порядке подготавливает проекты соответствующих Указов Президента Казахстана по кадровым вопросам судей судебной системы Казахстана; 4) формирует по предложению членов Совета перечень вопросов, выносимых для рассмотрения на предстоящем заседании Совета, и заблаговременно докладывает о них Председателю Совета; 5) заверяет своей подписью выписки из протоколов заседаний, рекомендаций, заключений и протокольных решений, принятых Советом; 6) организует при необходимости дополнительные проверки материалов, представленных претендентом на право участия в конкурсе на вакантную должность судьи районного суда или в порядке карьерного роста; 7) формирует список лиц, приглашаемых на заседание Совета, и обеспечивает их извещение о месте и времени заседания Совета; 8) выполняет распоряжения Председателя и решения Совета; 9) контролирует соблюдение исполнительской и трудовой дисциплины в Аппарате Совета; 10) осуществляет руководство в сфере государственных закупок Совета, в том числе подписывает счета к оплате; 11) организует и отвечает за проведение государственных закупок по материально-техническому обеспечению деятельности Совета; 12) решает вопросы командирования, предоставления отпусков, оказания материальной помощи, подготовки (переподготовки), повышения квалификации, поощрения, выплаты надбавок и премирования работников аппарата Совета; 13) решает вопросы дисциплинарной ответственности работников аппарата Совета, за исключением работников, вопросы трудовых отношений которых отнесены к компетенции вышестоящих государственных органов и должностных лиц; 14) обеспечивает подготовку бюджетной заявки, представление бюджетной заявки Председателю Совета, а также выполнение иных процедур бюджетного процесса; 15) обеспечивает разработку и утверждает планы финансирования органа и финансовую отчетность Совета; 16) представляет Совет во взаимоотношениях с государственными органами и иными организациями в пределах своей компетенции; 17) обеспечивает исполнение требований законодательства Казахстана о противодействии коррупции в Аппарате Совета; 18) принимает меры, направленные на улучшение организации работы Аппарата Совета, осуществляет контроль за исполнением решений Совета; 19) организует работу с обращениями физических и юридических лиц; 20) выполняет иные организационно-распорядительные функции, предусмотренные законодательством Республики Казахстан. 2. В случае временного отсутствия руководителя Аппарата Совета его обязанности распоряжением Председателя Совета возлагаются на одного из руководителей структурных подразделений Аппарата Совета.
Глава 3. ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА
Статья 9. Заседания Совета 1. Заседание Совета правомочно принимать решения при участии в заседании не менее двух третей от общего числа членов Совета. 2. Заседания Совета проводятся открыто и гласно. На заседание могут быть приглашены представители государственных органов, представители общественности и аккредитованные журналисты. В необходимых случаях Совет вправе проводить закрытые заседания, решения о проведении которых принимаются большинством голосов членов Совета. Закрытые заседания Совета не могут проводиться при рассмотрении вопроса о подведении итогов конкурса на занятие вакантных должностей судей, председателей судебных коллегий и председателей судов, в том числе при обсуждении кандидатур и принятии по ним решений. 3. Присутствующие на заседании Совета представители общественности и аккредитованные журналисты вправе производить фото-, видеосъемку и аудиозапись, не препятствуя ходу заседания Совета. Фото-, видеосъемка и аудиозапись не производятся в случае, если соответствующее заявление поступило от участника заседания, материалы в отношении которого подлежат рассмотрению на заседании Совета. 4. Совет рассматривает материалы не позднее месячного срока со дня формирования повестки заседания Совета с обязательным уведомлением заинтересованного лица о месте и времени заседания. 5. О принятом Советом решении Аппарат Совета уведомляет конкурсанта или судью.
Статья 10. Порядок проведения заседания Совета 1. Порядок проведения заседаний Совета, а также иные вопросы организации работы Совета определяются Регламентом, принимаемым большинством голосов членов Совета. 2. Присутствие на заседаниях членов Совета обязательно, делегирование ими своих полномочий иным должностным лицам не допускается. 3. Рассмотрение материалов на заседании Совета проводится с участием лиц, претендующих на занятие соответствующих должностей или освобождаемых от занимаемых должностей. Отсутствие лица, надлежаще уведомленного о времени и месте проведения заседания, не является препятствием для рассмотрения вопроса по существу, если не требуется его непосредственное участие. Рассмотрение членами Совета материалов осуществляется в следующем порядке: 1) оглашение сведений о вакантной должности судьи и количестве лиц, претендующих на ее занятие; 2) обсуждение членами Совета кандидатур, претендующих на занятие вакантной должности судьи; 3) выдвижение членами Совета кандидатур для голосования; 4) голосование членов Совета по выдвинутой кандидатуре. При необходимости голосование может проводиться тайно; 5) подведение итогов рассмотрения членами Совета кандидатур на вакантную должность. Победителем конкурса на занятие вакантной должности признается кандидат, набравший не менее двух третей голосов членов Совета, принимающих участие в его заседании. 4. Рассмотрение материалов по жалобам на решения Судебного жюри об освобождении от должности председателя суда или председателя судебной коллегии, о прекращении полномочий судьи, о выходе судьи в почетную отставку и прекращение почетной отставки производится с участием соответствующего судьи.
Статья 11. Решения Совета 1. Решения Совета принимаются не менее чем двумя третями голосов его членов, участвующих в заседании, в отсутствие лица, в отношении которого рассматривается вопрос, а также иных приглашенных лиц. Решения Совета по процедурным вопросам принимаются большинством голосов его членов, участвующих в заседании. 2. Решения Совета излагаются в письменной форме и должны содержать дату и место их вынесения, состав Совета, рассмотревший вопрос, мотивы принятых решений. Решения подписываются председательствующим и секретарем Совета. 3. Совет принимает решения в форме постановления, заключения, протокольного решения и (или) рекомендации. Члены Совета не вправе воздерживаться от голосования. В случае несогласия с принимаемым решением член Совета вправе письменно изложить особое мнение, которое прилагается к принятому Советом акту. 4. При равенстве голосов членов Совета голос председательствующего является решающим. 5. Совет создает условия для свободного ознакомления всех лиц со своими решениями, которые размещаются на интернет-ресурсе Совета.
Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЕМА КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
Статья 12. Допуск к сдаче квалификационного экзамена 1. Аппарат Совета: 1) принимает у граждан заявление на сдачу компьютерного тестирования и квалификационного экзамена на право участия в конкурсе на занятие вакантной должности судьи районного суда. К заявлению должны быть приложены в одном экземпляре следующие документы: 1) личный листок по учету с фотографией формата 4,0 х 6,0 см; 2) составленная собственноручно автобиография с указанием места рождения, наименования учебных заведений и организаций, в которых лицо обучалось и работало, с указанием дат, места нахождения, а также с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения родителей, братьев и сестер, супруги/супруга и детей. Если само лицо, члены семьи или близкие родственники привлекались к уголовной ответственности, указывается статья УК, год привлечения, прекращения уголовного дела или год погашения судимости; 3) нотариально удостоверенная копия трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовой стаж. Для действующих военнослужащих, сотрудников правоохранительных и специальных органов и уволенных со службы - копия послужного списка и выписка из приказа об увольнении, заверенные кадровой службой; 4) нотариально удостоверенная копия диплома о высшем юридическом образовании и приложения (вкладыша) к нему; 5) служебная характеристика с места работы, подписанная руководителем либо замещающим его лицом, скрепленная печатью и содержащая дату выдачи и исходящий регистрационный номер. Если характеристика не представляется, то в письменных объяснениях указывается причина и период, в течение которого лицо не осуществляет трудовую деятельность по юридической профессии; 6) медицинская справка об отсутствии заболеваний, препятствующих занятию должности судьи (форма № 086), а также справки, выданные соответствующими психоневрологическими и наркологическими диспансерами; 7) справка о результатах прохождения специальной проверки из территориального подразделения Комитета специальных учетов Генеральной прокуратуры Казахстана; 8) копия (ксерокопия) удостоверения личности или паспорта гражданина Казахстана. 2. При оформлении документов какие-либо помарки, исправления не допускаются. 3. За полноту и достоверность сведений, отраженных в документах, несет ответственность их составитель, а в случаях, предусмотренных подпунктами 5) - 7) пункта 1 настоящей статьи - орган, выдавший документ. Заявление, к которому приложены неполные или надлежащим образом не оформленные документы, возвращается вместе с документами заявителю. 4. К сдаче квалификационного экзамена допускаются лица: 1) достигшие возраста тридцати лет; 2) имеющие общий трудовой стаж по юридической профессии не менее десяти лет; 3) имеющие специальный трудовой стаж не менее пяти лет в качестве секретаря судебного заседания, помощника (консультанта) судьи, а также адвоката или прокурора, участвовавших в судопроизводстве соответственно в качестве защитника или представителя, процессуального прокурора. Эпизодическое участие прокурора в процессе в качестве процессуального прокурора специальный стаж не образует. 4. Допуск к сдаче квалификационного экзамена оформляется в виде списка претендентов на сдачу квалификационного экзамена, который утверждается председателем Комиссии по сдаче квалификационных экзаменов.
Статья 13. Отказ в допуске к сдаче квалификационного экзамена 1. Не допускаются к сдаче квалификационных экзаменов лица, которые были уволены с должности судьи, из правоохранительных органов или с иной государственной службы, судьи, полномочия которых были прекращены за порочащие проступки и нарушение законов Казахстан при исполнении служебных обязанностей, а также ранее привлеченные к уголовной или административной ответственности, осужденные, независимо от погашенной судимости либо освобождения от уголовной ответственности по амнистии. К порочащим проступкам относится: 1) совершение уголовного правонарушения, виновность лица в совершении которого установлена вступившим в законную силу приговором суда; 2) совершение уголовного правонарушения, досудебное производство по которому прекращено по не реабилитирующим основаниям; 3) прекращение полномочий судьи в силу профессиональной непригодности; 4) деяние, нарушающее нормы профессиональной этики; 5) коррупционное правонарушение, независимо от привлечения лица к уголовной ответственности; 6) деяние, подрывающее авторитет суда, правоохранительных, специальных органов и органов прокуратуры, органов исполнительной власти, независимо от их коррупционной направленности. Не допускаются к сдаче квалификационного экзамена лица, пребывающие на пенсии по выслуге лет в системе Вооруженных сил, правоохранительных и специальных органов. 2. Об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена Аппарат Совета сообщает не позднее десяти рабочих дней со дня поступления заявления с указанием причины отказа. Отказ в допуске к сдаче квалификационного экзамена обжалованию не подлежит.
Статья 14. Квалификационная комиссия при Совете 1. Прием квалификационного экзамена у претендентов на право участия в конкурсе на занятие вакантной должности судьи районного суда проводится для определения уровня юридических знаний и способности применять их на практике осуществляет Квалификационная комиссия при Совете (далее - Комиссия). 2. В состав Комиссии входят лица, назначаемые Советом: 1) председатель Комиссии; 2) пять специалистов из числа преподавателей права, ученых-юристов; 3) трое судей, в том числе судей в отставке; 4) по одному представителю Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, адвокатуры (по согласованию); 5) иные представители общественности. 3. Председатель и члены Комиссии назначаются или делегируются в ее состав сроком на два года. В случае вакансии новый член Комиссии назначается или делегируется не позднее двух месяцев со дня выбытия предыдущего члена Комиссии. 4. Лица, рекомендуемые в состав Комиссии, должны обладать профессиональными знаниями в области юриспруденции, опытом работы по юридической специальности не менее десяти лет и иметь безупречную репутацию. 5. Председатель и члены Комиссии не вправе участвовать в заседании при рассмотрении вопросов в отношении супругов, близких родственников или свойственников. 6. Обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Аппарат Совета.
Статья 15. Заседания Комиссии по приему квалификационных экзаменов 1. Комиссия проводит свои заседания по приему квалификационных экзаменов по мере необходимости, но не менее одного раза в два месяца. 2. Заседания Комиссии по приему квалификационных экзаменов проводятся открыто и гласно. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов Комиссии. 3. О времени и месте проведения заседания Комиссии ее члены и приглашенные лица извещаются не позднее чем за десять календарных дней.
Статья 16. Порядок приема квалификационного экзамена 1. Порядок приема квалификационного экзамена Комиссией определяется Регламентом Совета. 2. Прием квалификационных экзаменов у лиц, подавших заявления на право участия в конкурсе на занятие впервые вакантной должности судьи районного суда производится при наличии документов, указанных в подпунктах 1) - 8) пункта первого статьи 12 настоящего Закона. 3. Судьи, полномочия которых были прекращены по собственному желанию, но подавшие заявление на участие в конкурсе на право занятия вакантной должности судьи районного суда, представляют документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 12 настоящего Закона и сдают квалификационный экзамен на общих основаниях. Эти лица проходят психологическое тестирование и полиграфологическое исследование, за исключением прохождения стажировки. 4. Процедура сдачи квалификационного экзамена включает в себя три этапа: 1) компьютерное тестирование на знание законов Казахстана и способность его применения на практике; 2) проверка знаний претендента и способность их применения на практике по экзаменационным билетам, моделирующим конкретные ситуации из судебной практики; 3) психологическое тестирование. 5. Лица, включенные в список претендентов, Аппаратом Совета извещаются о месте и времени заседания Комиссии путем направления телефонограмм, SCM-сообщений, телеграмм. Претендент вправе заблаговременно подать заявление о переносе даты сдачи квалификационного экзамена с указанием уважительных причин. Лицам, дважды не явившимся на заседание Комиссии и не подавших заявления о переносе срока сдачи квалификационного экзамена, поданные документы возвращаются, а претенденту разъясняется право повторной подачи документов не ранее чем через один год. 6. Претендент, получивший не менее четырех баллов по результатам компьютерного тестирования и по решению ситуативных задач, считается успешно прошедшим квалификационный экзамен. Претендент, получивший менее четырех баллов, считается на сдавшим квалификационный экзамен. Лицо, не сдавшее квалификационный экзамен, не допускается к психологическому тестированию. Повторная подача документов допускается не ранее чем через один год, предоставляемый для интенсивного изучения законодательных актов. Результаты квалификационного экзамена оглашаются претенденту на заседании Комиссии. Решение Комиссии оспариванию не подлежит. 7. Лицу, сдавшему квалификационный экзамен, выдается справка с указанием даты его сдачи (день, месяц, год), срок действия справки и оценки, полученные при компьютерном тестировании и устном экзамене. Это лицо допускается к психологическому тестированию. 7. Результат сдачи квалификационного экзамена действителен в течение двух лет со дня сдачи экзамена. Лица, успешно сдавшие квалификационный экзамен, направляются Аппаратом Совета на психологическое тестирование и полиграфологическое исследование, результаты которых направляются в Высший Судебный Совет и носят рекомендательный характер.
Статья 17. Порядок и условия полиграфологического исследования 1. Лица, успешно сдавшие квалификационный экзамен, проходят полиграфологическое исследование с целью получения дополнительной информации и проверки достоверности сообщаемых сведений. 2. Основной задачей прохождения исследования является выявление: 1) противоправных намерений; 2) скрытых расстройств поведения, негативных зависимостей, употребления наркотических, психотропных и иных психоактивных веществ, вызывающих психическую и физическую зависимость; 3) сокрытия или искажения анкетных данных, сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, наличия двойного гражданства, использования фальшивых документов; 4) ранее имевшихся фактов совершения коррупционных правонарушений, передачи посторонним лицам секретной или служебной информации; 5) контактов с запрещенными общественными объединениями, преступными и террористическими организациями или участия в коммерческих структурах, если это ранее не входило в их должностные обязанности; 6) злоупотребления должностными полномочиями. 3. Заключение полиграфологического исследования носит рекомендательный характер. 4. Порядок прохождения полиграфологического исследования определяется Правительством Казахстана.
Статья 18. Прохождение стажировки 1. Лица, успешно сдавшие квалификационный экзамен и прошедшие психологическое тестирование и полиграфологическое исследование, после включения в список претендентов на участие в конкурсе на занятие впервые вакантной должности судьи районного суда, Аппаратом Совета по согласованию с Комитетом по обеспечению деятельности судов направляются в районный суд по месту жительства для прохождения стажировки в соответствии с Положением о прохождении стажировки кандидатом в судьи. 2. На период стажировки стажеру по месту работы предоставляется отпуск без сохранения заработной платы, но из республиканского бюджета выплачивается фиксированная сумма в размере 70% от должностного оклада судьи районного суда со стажем работы до одного года.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |