|
|
|
Выступление Министра финансов РК Султанова Б.Т. на заседание Правительства по вопросу: «О принимаемых мерах в сфере закупок»
Құрметті Бақытжан Әбдірұлы!
«Мемлекеттік сатып алу туралы» жаңа Заңмен, жаңа Қағидалармен және жаңа Мемлекеттік сатып алу веб-порталы платформасымен жұмыс істегенімізге, міне бір жарым жыл болды. Жүргізілген сауалнамаға сәйкес жаңа Портал мемлекеттік органдардың ақпараттық жүйелерімен кеңінен интеграцияланған қолайлы және жылдам болған. Бүгінде жоспарлаудан бастап төлем жүргізуге дейін мемлекеттік сатып алудың барлық кезеңдері электронды түрде жүргізіледі. Банк кепілдіктерін, шарттарды, шот-фактураларды, тауарларды жеткізу, жұмыстарды орындау және қызметтерді көрсету актілерін қоса алғанда, барлық құжаттар электрондық форматта ресімделеді. Полная автоматизация системы госзакупок привела к созданию электронного камерального контроля. Теперь он осуществляется без посещения объекта, в онлайн-режиме посредством веб-портала. Указанные меры позволили увеличить почти в 4-раза среднее количество участников на один конкурс с 1-2 до 4 и в 3-раза увеличить экономию с 43 до 130 млрд. тенге. Вместе с тем, сегодня в сфере госзакупок нерешенным остается ряд проблемных вопросов. В первую очередь, это касается большой доли закупок из одного источника, что влечет за собой риск коррупционных проявлений. Так, в 2014 году доля таких закупок от общего объема составляло 79%, 2015 году - 75%, 2016 году - 69%. При этом, из указанных 69% (1,6 трлн.) закупок из одного источника 39% (881 млрд.) приходятся на закупки по основаниям, предусмотренным Законом (ст.39 Закона о ГЗ). Ранее такие закупки проводились без применения норм Закона. Сейчас же все процедуры этого способа (направление приглашений, заключение и исполнение договоров), оформляются на портале, что позволяет вести по ним мониторинг. Остальные 30% (744 млрд.) - это закупки из одного источника, выбранного по результатам несостоявшегося конкурса. Именно этот вид закупок из одного источника содержит набольшие коррупционные риски. Причем, основная доля несостоявшихся конкурсов, а это около 80% приходится на работы, связанные со строительством. Это несмотря на высокую конкурентную среду в закупках в сфере строительства. В среднем количество участников на один такой конкурс составляет 7 - 8 компаний. Причины массовых отклонений заявок по закупкам строительства в основном связаны с проектно-сметной документацией. Конкурсные документации требуют представления неоправданно большого количества подтверждающих документов и содержат устаревшую технику. В целях недопущения отклонений по формальным причинам, мы упрощаем требования к участникам закупок, где упор будет сделан на положительный опыт (репутацию), коэффициент налоговой нагрузки. Еще одной немаловажной проблемой является низкий уровень квалификации большинства участников закупок. Это влечет за собой приобретение некачественных товаров, работ, услуг. Решение указанных проблем видится в широком использовании института предварительного квалификационного отбора. Сейчас в госзакупках такой способ предусмотрен только по строительству первой категории сложности. В этой связи, нами ведется работа по расширению Перечня товаров, работ, услуг, закупаемых через этот способ закупок. Кроме того, учитывая, что Пред.Квал.Отбор также формируется в закупках Фонда Самрук-Казына, для удобства предпринимателей прорабатывается вопрос взаимного признания результатов отбора.
О МЕРАХ ПОДДЕРЖКИ ОТП В соответствии с Вашим поручением, Бакытжан Абдирович, нами совместно с Министерством по инвестициям и развитию и Национальной палатой «Атамекен» выработаны следующие механизмы поддержки отечественных производителей. Первое, в рамках развития системы централизованных закупок расширен Перечень товаров, работ, услуг, закупаемых через Единого организатора - Комитет по государственным закупкам МФ путем дополнения Мебели и продукции легкой промышленности (По Мебели - Приказ МФ от 22.02.2017г. по Легк.прому - приказ МФ от 13.06.2017г). В тоже время принят Приказ МФ, предусматривающий закуп Мебели и продукции легкой промышленности в соответствии с типовой технической спецификацией. Сейчас МИР совместно с НПП разрабатывают типовые технические спецификации по Мебели и продукции Легкой промышленности, главными требованиями которых должно стать наличие материально-технической базы и производственной мощности. Второе, разработан законопроект, предусматривающий возможность объединения мелких закупок в один крупный лот. Это позволит приобретать Мебель и продукцию легкой промышленности, а также автотранспорт и другие виды товаров в комплекте, независимо от мест поставок. То есть, Единый организатор по заявкам заказчиков сможет формировать лоты по отраслевой принадлежности (детские сады, школы, больницы, административные гос.учреждения), что позволит стандартизировать закупки. Третье, в рамках законопроекта устанавливается компетенция Минфина по определению для заказчиков способов закупок. Это позволит обязать заказчиков закупать мебель и продукцию легкой промышленности только через конкурс с Пред.Квал.Отбором. При этом главным критерием прохождения пред.квал.отбора будет являться наличие производственной базы.
ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ Уважаемый Бакытжан Абдирович, теперь позвольте вкратце охарактеризовать законопроект, разработанный во исполнение Послания Главы государства. Перед Правительством поставлены две задачи: первое, это внедрение единой системы госзакупок по принципу централизованной службы; второе, кардинальный пересмотр подходов по проведению закупок в квазигосударственном секторе, сфере естественных монополии и недропользователей. Законопроект состоит из 3-х основных блоков. Первое, касается централизации госзакупок. Второе, связано с регулированием закупок квазигосударственного сектора. И третье, поправки, направленные на совершенствование госзакупок, выработанные по итогам правоприменительной практики.
ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ГОСЗАКУПОК Как ранее докладывалось, Централизованные закупочные органы предлагается создать на базе действующих единых организаторов. На республиканском уровне - это Комитет по государственным закупкам МФ РК. На областном уровне - это действующие управления госзакупок при акимате областей. На районном уровне это будут вновь созданные отделы госзакупок при акимате района либо эти функции будут возложены на существующие отделы районных акиматов. Перечни товаров, работ, услуг для всех вышеперечисленных уровней будет определяться Минфином на основе и результатов анализа закупаемых товаров. Тем самым будут четко разграничены полномочия между уровнями централизованных служб.
ПО ЗАКУПКАМ КВАЗИГОССЕКТОРА По закупкам квазигоссектора предлагается закрепить четыре ключевых вопроса: первое, это установление единых правил закупок для всех субъектов квазигоссектора, в том числе нацхолдингов Самрук-Казына, Байтерек, Казагро; второе, закрепление подконтрольности государству закупок квазигоссектора; третье, установление ответственности работников квазигоссектора за нарушения правил закупок через административное и коррупционное законодательство. При этом очень важно понимать, что никто не собирается возвращать в орбиту Закона «О государственных закупках» регулирование закупок квазигоссектора. Для закупок квазигоссектора будут разработаны отдельные правила, которые в отличие от государственных закупок, будут более гибкими. Они будут содержать лучшие практики корпоративного сектора. Законопроект в установленном порядке согласован со всеми заинтересованными госорганами и организациями и 15 мая т.г. внесен в Правительство. Согласно Общенациональному плану по реализации Послания Главы государства срок внесения законопроекта в Мажилис Парламента определен июнь месяц т.г. По концептуальным вопросам законопроекта проведен ряд совещаний на уровне Первого Заместителя Премьер-Министра Мамина А.У. По законопроекту проведено широкое обсуждение с привлечением общественности. В рабочую группу включены представители депутатского корпуса (Перуашев А.Т. Никитинская Е.С., Хахазов Ш.Х., Нурумов Ш.У., Нурманбетова Д.Н.). Проведен Круглый стол с участием всех заинтересованных сторон, включая госорганы и организации, депутатов Мажилиса, международных экспертов (ЕБРР). Қорыта келе Мемлекеттік сатып алу заңнамасы үнемі жетілдіруді талап ететінін, өйткені сыбайлас жемқорлыққа бейім сала болып саналатынын айта кеткім келеді. Осыған байланысты, осы бағыттағы жұмыс жалғасын табатын болады.
Назарларыңызға рахмет.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |