|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
Е. Кубиев, МВА, профессиональный бухгалтер РК, председатель экспертного совета ПОБ «Институт сертифицированных бухгалтеров РК», директор ТОО «Almer Int.Pro.»
ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО ИП ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОДНОВРЕМЕННО СНР ПО УПРОЩЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ И СНР ДЛЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ?
На ИП клиента пришло уведомление о неправомерном применении СНР. Причина: ИП имеет крестьянское хозяйство в Карасайском районе и иную деятельность в Медеуском районе. Как пояснили в УГД, он должен был перейти с 2013 года по иному виду деятельности на общеустановленный режим. При этом были озвучены пункты 1, 2, 3 статьи 428, пункт 1 статьи 429, пункт 3 статьи 442 Налогового кодекса. ИП согласен, но не со всеми названными пояснениями. Потому что считает, что с таким же успехом согласно данным пунктам может перевезти деятельность КХ на общеустановленный режим, так как есть статья 44, которая не отрицает факт наличия общеустановленного режима для КХ. В то время ИП может остаться на Упрощенке. Поскольку налоговая настаивает на отзыве 910.00 формы с 2013 года, ИП считает, что может отозвать лучше 920.00 и сдать по КХ отчеты в общеустановленном порядке или отчеты 701.00, 700.00, 220.00. Говорить и ссылаться на пункт 3 статьи 428 налоговая не может, поскольку КХ и нет объекта налогообложения (согласно пункту 3 статьи 427 - это доход, а доход ИП не получает). В 2015 году пункт 3 статьи 442 исчезает, а значит это делает вновь открывает использование упрощенного режима и для КХ и для ИП - при условии подачи заявления согласно статье 442. Поэтому ИП хочет подать заявление с 01.08.2015 г. Ответ ИП налоговая принять отказывается, и счет арестован.
Статья 428 Налогового кодекса. Пункт 1. Субъекты малого бизнеса вправе самостоятельно выбрать только один из нижеперечисленных порядков исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности по ним: 1) общеустановленный порядок; 2) специальный налоговый режим на основе патента; 3) специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации. Пункт 2 (в редакции на 01.01.2013). При переходе на общеустановленный порядок последующий переход на специальный налоговый режим возможен не ранее чем через два календарных года применения общеустановленного порядка (с 01.01.2014 года срок уменьшился на один год). Пункт 3. Специальный налоговый режим не вправе применять: 1) юридические лица, имеющие филиалы, представительства; 2) филиалы, представительства юридического лица; 3) налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения и (или) объекты налогообложения в разных населенных пунктах; 4) юридические лица, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов; 5) юридические лица, у которых учредитель или участник одновременно является учредителем или участником другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим; 6) налогоплательщики, оказывающие услуги на основании агентских договоров (соглашений); 7) некоммерческие организации; 8) юридические лица, получающие доходы из источников за пределами Республики Казахстан, за исключением доходов, полученных в виде дивидендов, вознаграждений, роялти; 9) организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан. Пункт 3 статьи 442 Налогового кодекса (в редакции на 01.01.2013 г.). При осуществлении видов деятельности, на которые не распространяются специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств, плательщики единого земельного налога обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, имущества и производить исчисление соответствующих налогов и других обязательных платежей в бюджет по указанным видам деятельности в общеустановленном порядке. Как указано в подпункте 3 пункта 3 статьи 428 Налогового кодекса ИП, имеющие объекты налогообложения в разных населенных пунктах, не имеют права применять специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, в том числе на основе упрощенной декларации. Так как Медеуский район города Алматы и Карасайский район Алматинской области - это разные населенные пункты, при приобретении права собственности на земельный участок в Карасайском районе Алматинской области (либо при получении на постоянное или временное землепользование земельного участка там же), у ИП возникает объекты налогообложения в разных населенных пунктах. Следовательно, требования налоговых органов об отзыве упрощенной декларации закономерны, так как ИП не имеет право применять специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса. Следовательно, при применении специального налогового режима для крестьянских или фермерских хозяйств доходы и расходы от иных видов деятельности, имущество, будут облагаться в общеустановленном порядке. Вы правы, с 1 января 2015 года пункт 3 статьи 442 Налогового кодекса исключен. Но были внесены изменения в пункт 2 настоящей статьи, которая с 1 января 2015 года утверждена в следующей редакции: «Исчисление, уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, и представление налоговой отчетности по ним производится в общеустановленном порядке». При этом согласно пункту 1 статьи 442 Налогового кодекса плательщики единого земельного налога не являются плательщиками следующих видов налогов и других обязательных платежей в бюджет: 1) индивидуального подоходного налога с доходов от деятельности крестьянского или фермерского хозяйства, в том числе доходов в виде сумм, полученных из средств государственного бюджета на покрытие затрат (расходов), связанных с его деятельностью, на которую распространяется данные специальный налоговый режим; 2) платы за эмиссии в окружающую среду; 3) земельного налога и (или) платы за пользование земельным участкам - по земельным участкам, используемым в деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим; 4) налога на транспортные средства - по объектам налогообложения, указанным в подпунктах 1, 2 пункта 3 статьи 365 Налогового кодекса; 5) налога на имущество - по объектам налогообложения, указанным в подпункте 1 пункта 4 статьи 394 Налогового кодекса. Также хочу заметить, что согласно пункту 1 статьи 439 Налогового кодекса крестьянские или фермерские хозяйства вправе самостоятельно выбрать один из следующих режимов налогообложения: 1) специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств; 2) специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса; 3) общеустановленный порядок.
Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |