|
|
|
На правах рукописи Оспаривание не вступивших в законную
Пособие
Н.И. Мамонтов Судья Верховного Суда Казахстана в почетной отставке
Пособие рассчитано на действующих судей и других лиц, интересующихся правовыми аспектами оспаривания постановлений по делам об административных правонарушениях, не вступивших в законную силу.
ВВЕДЕНИЕ
Административно-деликтное право является самостоятельной отраслью правовой системы Казахстана и регулирует разнообразные публичные правовые отношения специфическими мерами административного предупреждения, административного пресечения и административного наказания. Действующим Кодексом Казахстана об административных правонарушениях[1] предусмотрено, что административному наказанию подвергается юридическое лицо, а также физическое лицо (гражданин Казахстана, иностранец, лицо без гражданства), достигшее возраста 16-ти лет, за совершенное умышленно или по неосторожности противоправное деяние (действие или бездействие), содержащее все признаки состава административного правонарушения. Административная ответственность наступает в том случае, если совершенное правонарушение не влечет наступление уголовной ответственности[2]. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица уполномоченных государственных органов, а также судьи специализированных административных судов, судьи специализированных судов по делам несовершеннолетних (ювенальных судов), а в случае отсутствия в административно-территориальной единице названных судов - судьи районных (городских судов)[3]. Правомочия должностных лиц уполномоченных государственных органов императивно установлены в зависимости от категории административного правонарушения и занимаемой таким должностным лицом должности[4]. Подведомственность судов разграничивается категорией и субъектом состава административного правонарушения, а также видом административного наказания[5]. Все дела об административных правонарушениях рассматриваются соответственно должностными лицами уполномоченных государственных органов и судьями судов первой инстанции единолично. Дело об административном правонарушении, по общему правилу, рассматривается по месту его совершения. Дела об административных правонарушениях, указанных в законе, могут рассматриваться по месту учета транспортного средства, судна, в том числе маломерного, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, их родителей или лиц, их заменяющих (опекун, попечитель), рассматриваются по месту жительства несовершеннолетнего или названных лиц[6]. При рассмотрении дела об административном правонарушении обязательно участие: 1) несовершеннолетнего, о котором ведется административное производство, и его законного представителя; 2) физического лица, о котором составлен протокол об административном правонарушении, предусматривающий административное наказание в виде административного ареста; 3) иностранца или лица без гражданства, о котором составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусматривающий административное наказание в виде выдворения за пределы Казахстана; При уклонении названных лиц от явки они подвергаются приводу на основании определения судьи, исполняемого органами внутренних дел[7]. Но привод может осуществляться и в отношении других лиц в виде меры обеспечения производство по делу об административном правонарушении, в целях пресечения административного правонарушения, установления личности подозреваемого в его совершении, составления протокола об административном правонарушении, когда невозможно его составление на месте совершения административного правонарушения, исполнения принятого по делу постановления, предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, угрозы аварии или техногенных катастроф. В этих случаях должностное лицо, составляющее протокол об административном правонарушении, исполняющее вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, вправе вынести определение о приводе физического лица или законного представителя (представителя по поручению) юридического лица. Указанное определение исполняется органами внутренних дел, органами антикоррупционной службы, службой экономических расследований[8]. Поскольку Кодексом предусмотрен исчерпывающий перечень лиц, участие которых при рассмотрении дел об административных правонарушениях обязательно, то в отношении других субъектов (лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевших) привод как мера обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела не применяется. В случаях, с исчерпывающей полнотой перечисленных в законе, при производстве по делу об административных правонарушениях обязательно участие защитника, в качестве которого может быть адвокат или законный представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Если в случаях обязательного участия защитника он не приглашен лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, то участие защитника обеспечивает должностное лицо уполномоченного государственного органа или судья, в производстве которых находится дело об административном правонарушении[9]. Производство по делу об административном правонарушении считается возбужденным после составления уполномоченным должностным лицом протокола об административном правонарушении, вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в предусмотренные Кодексом сроки, а также перечисленных с исчерпывающей полнотой случаях, когда протокол об административном правонарушении не составляется[10]. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо уполномоченного государственного органа и судья выносят постановление, которое по форме и содержанию должно соответствовать требованиям закона[11]. Кодексом предусмотрена возможность обжаловать действия (бездействие) должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. Но основания и порядок подачи жалобы на действия должностным лиц, ведущих производство по делу об административном правонарушении, являются самостоятельными и не связаны с предусмотренными Кодексом основаниями и порядком обжалования постановлений, выносимых по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях[12]. Проверка законности постановлений по делам об административных правонарушениях, не вступивших в законную силу, производится во внесудебном порядке вышестоящими должностными лицами соответствующих уполномоченных государственных органов, а также судьями районных или специализированных административных судов либо судьями судов апелляционной инстанции. В ранее действовавших Кодексах жалобы на постановления рассматривались судьями судов первой инстанции в порядке особого искового производства, регулируемого гражданским процессуальным законом[13]. В настоящее время жалобы, апелляционные ходатайства прокурора рассматриваются только в порядке, установленном действующим Кодексом[14]. Актуальной является реализация конституционного положения о том, что судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции и законов[15]. Следует отметить, что «Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 года»[16] предусмотрено реформирование материального и процессуального законодательства об административных правонарушениях. Суть правовой идеологии выражается в том, чтобы дела об административных правонарушениях рассматривались судьями районных судов как дела о «малых» преступлениях. В пособии не рассматриваются специально вопросы по составам административных правонарушений, возбуждения производства по делу об административном правонарушении, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, содержания постановления. Эти и другие вопросы будут освещаться в той мере, в какой они будут относится к процедурам оспаривания постановлений по делам об административных правонарушениях.
§ 1. Лица, обладающие правом оспаривания постановления
Постановление о правонарушении, вынесенное должностным лицом уполномоченного государственного органа или судьей по своей юридической природе является индивидуальным актом применения права, который может быть оспорен в судебном порядке[17]. Правовой акт государственных органов и должностных лиц относится к актам индивидуального применения, является письменным официальным документом установленной формы и рассчитан на одноразовое либо иное ограниченное по времени применение, распространяется на индивидуально определенных лиц, применяет и (или) реализует установленные законодательством права и обязанности индивидуально определенных лиц[18]. Законодатель в Кодексе постановление о привлечении лица к административной ответственности именует «правовым актом»[19]. Между тем, под правовым актом понимается официальный документ установленной формы, содержащий нормы права или индивидуальные властные правовые предписания, принятый на республиканском референдуме либо уполномоченными органами, а под правовым актом индивидуального применения понимается письменный официальный документ установленной формы, распространяющийся на индивидуально определенный круг лиц (физических и (или) юридических лиц), который реализует установленные законодательством Республики Казахстан их права и обязанности и не содержит норм права[20]. Поэтому постановление о привлечении лица к административной ответственности по своей юридической природе является индивидуальным правовым актом и может оспариваться непосредственно теми участниками производства, которым такое процессуальное право предоставлено настоящим Кодексом. Право на обжалование постановления предоставлено тем участникам производства, чье участие в рассмотрении протокола об административном правонарушении является обязательным, и тем участникам производства, участие которых в рассмотрении дела об административном правонарушении определяется их усмотрением. В зависимости от обязательности или необязательности участия в рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливаются правила исчисления срока на оспаривание постановления. К числу лиц, обладающих процессуальным правом оспорить постановление, относится прокурор[21], который на постановление должностного лица приносит протест, а на постановление судьи - апелляционное ходатайство. На постановление должностного лица прокурор вправе принести протест вышестоящему должностному лицу. На постановление судьи соответствующего суда первой инстанции прокурор вправе принести апелляционное ходатайство в соответствующий суд апелляционной инстанции. Процессуальные право каждого из названных участников административного производства или административного судопроизводства предусмотрено в соответствующей статье Кодекса. Нюансы процессуальных прав будут отражены при изложении процессуальных действий при оспаривании постановления должностного лица или судьи. Различие в наименования выносимых прокурором актов обусловлено тем, что в административном производстве прокурор осуществляет надзор за законностью действий и решений должностных лиц при производстве по делу и его рассмотрении, а в административном судопроизводстве прокурор представляет интересы государства в суде[22]. Поскольку при несогласии с постановлением по делу об административном правонарушении выносятся разные по наименованию процессуальные документы, предлагается саму процедуру именовать «оспариванием» постановления.
§ 2. Срок, порядок оспаривания и содержание
Лица, обладающие правом оспаривания постановления о правонарушении, реализуют это право во внесудебном порядке путем подачи жалобы вышестоящему должностному лицу или путем подачи апелляционной жалобы в соответствующий суд апелляционной инстанции судебной системы Казахстана. Под жалобой понимается требование лица о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов его или других лиц, об отмене незаконных решений должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления[23]. Жалоба физического лица или законного представителя (представителя по поручению) юридического лица на постановление о правонарушении должна соответствовать по форме и содержанию требованиям, предусмотренным Кодексом. Этим же требованиям по содержанию должен соответствовать протест прокурора. Если жалоба или протест не соответствуют указанным в законе требованиям, они считается поданными, но возвращаются их автору для устранения недостатков[24]. Если недостатки жалобы, протеста или апелляционного ходатайства прокурора будут устранены в установленный должностным (вышестоящим должностным) лицом или судьей суда первой или апелляционной инстанций, то указанные процессуальные документы считаются поданными в установленный Кодексом срок. Если же в установленный срок недостатки не будут устранены и названные процессуальные документы не будут повторно представлены, то они считаются не поданными. Законодатель ничего не говорит о сроке, который предоставляется для устранения недостатков жалобы, протеста или апелляционного ходатайства прокурора. Представляется, что такой срок должен отвечать критериям разумности, то есть быть достаточным для получения возвращаемого процессуального документа, его пересоставления (устранения недостатков), доставки в уполномоченный государственный орган, в специализированный административный суд или районный (городской) суд либо суд апелляционной инстанции. Жалоба, протест или апелляционное ходатайство прокурора на постановление о правонарушении могут быть поданы лицами, участие которых в административном производстве или административном судопроизводстве обязательно, в течение десяти суток со дня вручения копии постановления: 1) лицом, в отношении которого оно вынесено, а также его защитником[25]; 2) законным представителем несовершеннолетнего, в отношении которого оно вынесено[26]; 3) законным представителем (представителем по поручению) юридического лица, в отношении которого оно вынесено[27]; 4) потерпевшим, которому непосредственно административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред[28]; 5) законным представителем несовершеннолетнего потерпевшего или потерпевшего, признанного в судебном порядке недееспособным[29]; 6) представителем потерпевшего по поручению[30]. Постановление об административном правонарушении объявляется немедленно после окончания рассмотрения дела, а копия постановления названным участникам процесса вручается. Днем вынесения постановления является день его оглашения. Иным участникам административного производства или административного судопроизводства, участие которых носит альтернативных характер, копия постановления высылается в течение трех суток со дня объявления[31]. Не анализируя специально статус прокурора в административном производстве и административном судопроизводстве, следует отметить несколько особенностей. Прокурор вправе вынести постановление о возбуждении производства практически по любому делу по делу об административном правонарушении, предусмотренном Кодексом, которое должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к протоколу об административном правонарушении[32]. Прокурор как лицо, возбудившее производство по делу об административном правонарушении, в силу отсутствия принципа состязательности в производстве не может участвовать в рассмотрении этого дела должностным лицом или судьей, но вправе приносить протест или апелляционное ходатайство на вынесенное постановление. Прокурор принимает обязательное участие в рассмотрении судом дела об административном производстве в отношении несовершеннолетнего и дела о правонарушении, санкция статьи за которое предусматривает административное наказание в виде административного ареста[33]. Копия постановления о правонарушении, вынесенного судьей специализированного административного суда или судьей районного (городского) суда о назначении совершеннолетнему дееспособному физическому лицу административного наказания в виде административного ареста немедленно, в день вынесения, направляется в соответствующую территориальную прокуратуру, обладающую статусом районной[34]. Постановление о правонарушении может быть оспорено в течение десяти суток со дня вручения его копии лицам, участие которых в административном производстве или административном судопроизводстве обязательно. Лица, участие которых в административном производстве или административном судопроизводстве не обязательно, вправе оспорить постановление о правонарушении в течение десяти судок со дня получения копии постановления[35]. Дата вручения или получения копии постановления должна быть подтверждена документом, поскольку с этой даты возникает право на подачу жалобы, протеста или апелляционного ходатайства прокурором. Представляется, что срок на оспаривание постановления Кодексом рассматривается как пресекательный, поскольку он не подлежит восстановлению. Следует отметить, что ранее действовавшими Кодексами об административных правонарушениях предусматривалась возможность восстановления пропущенного срока на оспаривание постановления по делу об административном правонарушении[36]. Если действующий Кодекс срок подачи жалобы физическим лицом, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении относит к сроку пресекательному[37], то соответствует ли такое решение законодателя положениям статей 13 и 39 Конституции Казахстана[38]. С учетом этих положений Кодекс подлежит дополнению нормой о восстановлении срока подачи жалобы не только физическому лицу, в отношении которого вынесено постановление, но и потерпевшему, пропустивших срок подачи жалобы по уважительным причинам. Течение срока на оспаривание постановления исчисляется не со дня вручения копии постановления, а ноля часов следующих суток (следующего дня)[39]. Если окончание срока оспаривания постановления приходится на нерабочий (выходной, праздничный) день, то последним днем срока считается первый следующий за нерабочим днем рабочий день[40]. Срок на оспаривание постановления вышестоящего должностного лица, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы, протеста прокурора на постановление должностного лица, исчисляется со дня получения копии постановления вышестоящего должностного лица[41]. Жалоба или апелляционное ходатайство прокурора подается в специализированный административный суд или районный (городской) суд. В жалобе, протесте, апелляционном ходатайстве прокурора наряду с другими требованиями, должно быть указано содержание обжалуемого постановления и причины, по которым автор жалобы считает постановление незаконным, а также четко сформулированная просьба[42]. Такое требование вытекает из содержания протокола и постановления. В протоколе об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства совершения лицом деяния, содержащего признаки конкретного состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом, и статья (подпункт, часть статьи), предусматривающая административную ответственность[43]. В постановлении должностного лица или судьи должны быть указаны обстоятельства совершения административного правонарушения и статья (подпункт, часть статьи), по которой лицо привлекается к административной ответственности, а также размер и вид административного наказания[44]. В жалобе или протесте прокурора могут оспариваться выводы суда об обстоятельствах совершения деяния, относимого законом к категории административного правонарушения, и квалификации этого деяния. Именно несовпадение факта (обстоятельство совершенного противоправного деяния) и диспозиции нормы Кодекса (права) относятся к правовым основаниям жалобы, протеста. К этим же основаниям относятся доводы о назначении вида и размера административного наказания без учета смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств. Кодексом установлено несколько положений, касающихся вынесенного должностным лицом уполномоченного государственного органа или судьей постановления по делу об административном правонарушении: - постановление объявляется незамедлительно по окончании рассмотрения дела[45]; - копия постановления вручается или высылается в течение трех суток со дня его объявления физическому лицу или представителю юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, потерпевшему, законному представителю физического лица, уполномоченному органу, должностное лицо которого возбудило дело об административном правонарушении[46]; - копия постановления, которым физическому лицу назначено административное наказание в виде административного ареста, немедленно направляется прокурору[47]; Дела об административных правонарушениях, за совершение которых санкция предусматривает административное наказание в виде административного ареста, судьей рассматриваются с обязательным участием прокурора, который в административном судопроизводстве представляет интересы государства, но не осуществляет надзор за судом[48]. Кроме этого, рассмотрение дела об административном правонарушении обязательно с участием: 1) несовершеннолетнего, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении; 2) лица, о котором составлен протокол об административном правонарушении, санкция за совершение которого предусматривает административный арест[49]; 3) лица, о котором составлен протокол об административном правонарушении, санкция за совершение которого предусматривает лишение специального права, за исключением лишения права управления транспортным средством[50]; 4) лица без гражданства или иностранца, о котором составлен протокол об административном правонарушении, санкция за совершение которого предусматривает выдворение за пределы Казахстана[51]. Все дела указанной категории подведомственны судам[52], а в случае несогласия с постановлением оно обжалуется в соответствующий областной суд, суд столицы или суд города республиканского значения. Дела об административных правонарушениях, отнесенных к подведомственности уполномоченных государственных органов, рассматривают названные в Кодексе должностные лица. Вынесенные по таким делам постановления физические или представители юридических лиц могут обжаловать вышестоящему должностному лицу в порядке непосредственной подчиненности. Законодатель некорректно изложил нормы, посредством которых обозначил субъектов, которые могут подавать жалобы по постановления должностных лиц уполномоченных государственных органов в порядке подчиненности. Законодатель указал, что предварительное обращение лиц, указанных в статье 744 Кодекса, в вышестоящий орган не является обязательным условием для подачи жалобы в суд[53]. Такими лицами являются физические или юридические лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении. В числе физических лиц могут быть несовершеннолетние, достигшие возраста 16-ти лет, граждане Казахстана, иностранцы, лица без гражданства. Статья, по которой квалифицируется административный деликт, может предусматривать административное наказание в виде административного ареста, в виде выдворения иностранца или лица без гражданства за пределы Казахстана, в виде лишения специального права (за исключением лишения права управления транспортными средствами). С учетом субъекта и вида административного наказания указанные категории дел об административных правонарушениях не подведомственны должностным лицам, а, следовательно, выносимые ими постановления не могут оспариваться во внесудебном порядке. Поэтому редакция ч. 5 статьи 830 Кодекса применительно к ссылке на статью 744 Кодекса подлежит изменению. Правом обжалования вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу могут обладать только физические лица и представители юридических лиц, дела которых не отнесены к подведомственности суда, а рассмотрены должностными лицами уполномоченных государственных органов. Законодатель также указал, что предварительное обращение лиц, указанных в статье 746 Кодекса, в вышестоящий орган не является обязательным условием для подачи жалобы в суд[54]. В качестве законного представителя в производстве по делу об административном правонарушении могут участвовать родители, усыновители, опекуны, попечители, иные лица на иждивении которых находится несовершеннолетний потерпевший или несовершеннолетнее лицо, о котором вынесено постановление судьей. Но вынесение протокола об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего означает, что дело об административном правонарушении подведомственно специализированному ювенальному суду[55], а апелляционная жалоба законного представителя такого лица подается и рассматривается судом апелляционной инстанции. Если по делу об административном правонарушении лицом, в отношении которого составлен протокол, является иностранец или лицо без гражданства, которое может быть выдворено за пределы Казахстана, или лицо, которому может быть назначено административное наказание в виде административного ареста, а потерпевшим является несовершеннолетний, то законный представитель потерпевшего вправе подать апелляционную жалобу в суд, но не вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу. Законодатель также указал, что предварительное обращение защитника в вышестоящий орган не является обязательным условием для подачи жалобы в суд[56]. Следует учитывать, что защитник в производстве по делу об административном правонарушении участвует в обязательном порядке и по соглашению[57]. Под защитником понимается лицо, обладающее юридическими знаниями и являющегося членом коллегии адвокатов, которое по поручению или назначению суда оказывает физическому или юридическому лицу, привлекаемому к юридической ответственности, квалифицированную юридическую помощь. Важно понимать, что процессуальное представительство правовых интересов привлекаемого к административной ответственности лица в суде является адвокатской деятельностью, на осуществление которой требуется лицензия[58]. Было бы желательно в законе установить, что защиту интересов физического лица, привлекаемого к административной ответственности, в административном производстве и административном судопроизводстве осуществляют только адвокаты. Привлечение в качестве защитника супруга\супруги, близких родственников, законных представителей, которые не обладают необходимыми юридическими знаниями, не обеспечивает реализацию конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи[59]. Процессуальные полномочия законного представителя неравнозначны процессуальным полномочиям адвоката в осуществлении функции защиты[60]. Если защитник оказывает квалифицированную юридическую помощь: - несовершеннолетнему, о котором составлен протокол об административном правонарушении; - иностранцу или лицу без гражданства, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении, за которое санкция статьи предусматривает выдворение с территории Казахстана; - любому физическому лицу, о котором составлен протокол об административном правонарушении, санкция за совершение которого предусматривает назначение административного наказания в виде административного ареста или лишения специального права (за исключением лишения права управления транспортным средством), то защитник вправе обжаловать постановление судьи только в суд апелляционной инстанции, но не вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу. С учетом указанных доводов редакция части 5 статьи 830 Кодекса нуждается в модернизации. Законодатель указал, что вынесенное должностным лицом постановление может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу в порядке непосредственной подчиненности или в специализированный районный и приравненный к нему административный суд или в суд по делам несовершеннолетних по месту нахождения уполномоченного государственного органа[61]. Представляется, что с позиции юридической техники данная норма нуждается в коренной модернизации. Конституцией Казахстана предусмотрено, что судебная система устанавливается Конституцией и конституционным законом, которым зафиксировано, что судебную систему составляют Верховный Суд, областные и приравненные к ним суды (суд столицы, суд города республиканского значения), районные и приравненные к ним суды (городской суд, межрайонный суд, специализированные административные суды, специализированные экономические суды, специализированные суды по делам несовершеннолетних и другие)[62]. В судебной системе отсутствует «специализированный районный и приравненный к нему административный суд», а действует районный и приравненный к нему специализированный административный суд, суд ювенальный, суд по уголовным делам. В этой части редакция статьи 830 Кодекса нуждается в модернизации, приведении ее в соответствии с нормой Конституционного закона. Дела об административных правонарушениях, отнесенные к подведомственности специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних, не могут относиться к подведомственности уполномоченных государственных органов и рассматриваться должностными лицами этих органов[63]. По этой причине постановление, вынесенное судьей специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних, не может обжаловаться вышестоящему должностному лицу уполномоченного государственного органа, а может обжаловаться участниками административного судопроизводства только в соответствующий областной суд, суд столицы или суд города республиканского значения. Законодатель установил, что обжалование постановления должностного лица уполномоченного государственного вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу не является обязательным условием для подачи жалобы на постановление должностного лица в суд и ее рассмотрения по существу[64]. Законодатель также установил, что при обжаловании постановления должностного лица уполномоченного государственного органа вышестоящему должностному лицу в порядке подчиненности и несогласии с постановлением вышестоящего должностного лица указанные в Кодексе лица вправе подать жалобу в специализированный административный суд (районный (городской) суд) в течение десяти дней после получения (вручения) копии постановления вышестоящего должностного лица[65]. Это важное положение, которое закрепляет право на судебную защиту лица в административном производстве. Только суд по делу вправе проверить и в судебных процедурах принять основанное на законе процессуальное решение. Вот почему важно на практике реализовать конституционную норму о том, что судебная власть, власть суда и судей, распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции и законов Казахстана[66]. Поскольку должностные лица рассматривают дела о правонарушениях, по которым явка физического лица или законного представителя (представителя по поручению) юридического лица, о котором составлен протокол об административном правонарушении, не является обязательной[67], то такое лицо не подлежит приводу в уполномоченный государственный орган. С учетом этого обстоятельства из ч. 4 ст. 744 Кодекса подлежат исключению слова «органа (должностного лица», а слово «рассматривающих» следует заменить словом «рассматривающего». Важно, чтобы эти лица были надлежащим образом уведомлены (извещены) о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении[68]. Ненадлежащее уведомление участников производства по делу об административном правонарушении является правовым основанием для отмены постановления[69]. Поскольку участники производства по делу об административном правонарушении в силу принципа диспозитивности не явились в уполномоченный государственный орган или в суд для участия в производстве или судопроизводстве по рассмотрению дела об административном правонарушении, то они обязаны самостоятельно получить копию вынесенного постановления и в установленный срок со дня вынесения постановления решить вопрос об оспаривании постановления. В связи с тем, что дело об административном правонарушении может рассматривать во внесудебном порядке должностным лицом или судьей соответствующего суда первой инстанции, законодатель установил две процедуры оспаривания постановления: 1. вышестоящему должностному лицу, в непосредственном подчинении которого находится должностное лицо, вынесшее постановление по делу. Постановление вышестоящего должностного лица, рассмотревшего жалобу на постановление должностного лица, находящемся в его непосредственной подчиненности, может быть также в течение десяти дней обжаловано в специализированный административный суд (в районный (городской) суд). Постановление судьи, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы, протеста прокурора на постановление должностного лица (вышестоящего должностного лица) вступает в законную силу с момента вынесения. 2. в областной суд, суд столицы или суд города республиканского значения, если по делу об административном правонарушении постановление вынесено непосредственно судьей специализированного административного суда, судьей специализированного суда по делам несовершеннолетних либо судьей районного (городского) суда. Жалоба по постановление по делу об административном правонарушении должна соответствовать по содержанию и форме требованиям, предусмотренным Кодексом[70]. Важно чтобы в жалобе, протесте были указаны содержание оспариваемого постановления, а также причины, по которым постановление следует считать незаконным. А для этого следует проанализировать содержание протокола об административном правонарушении, в котором должно быть отражены фактические обстоятельства административного правонарушения и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также правовая квалификация совершенного деяния (подпункт, часть, статья Кодекса)[71]. То есть в протоколе об административном правонарушении должны быть совмещены факты (фактические обстоятельства) и диспозиция соответствующей нормы Кодекса (право), раскрывающие состав административного правонарушения. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом или судьей, должно соответствовать по форме и содержанию требованиям, указанным в законе[72]. В постановлении должны быть указаны обстоятельства, установленные должностным лицом уполномоченного государственного органа или судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении, доказательства, эти обстоятельства подтверждающие, и статья Кодекса (диспозиция подпункта, часть статьи), которая предусматривает административную ответственность за совершенный административный деликт. В резолютивной части постановления должно быть указано процессуальное решение в соответствии с законом, в том числе вид и размер основного или дополнительно административного наказания в соответствии с санкцией статьи Кодекса[73]. При оспаривании постановления излагаются доводы о неполноте исследования фактических обстоятельств административного правонарушения, представленных участниками административного производства доказательств, неправильной квалификации деяния (несоответствие диспозиции статьи Кодекса фактическим обстоятельствам), а также о назначении вида и размера наказания без учета отягчающих или смягчающих ответственность обстоятельств.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |