|
|
|
Вопросы возмещения ущерба (вреда), причиненного окружающей среде
Касымов Данияр Старший юрист ТОО «Юридическая Фирма «GRATA»
Четвертый Атырауский правовой семинар «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан» (г. Атырау, 14 апреля 2006 г.)
В настоящем докладе будут освящены некоторые нововведения по вопросу возмещения вреда, причиненного окружающей среде, в рамках обсуждаемого проекта Экологического кодекса РК, а именно по вопросу экономической оценки нанесенного ущерба. В соответствии со ст.86 Закона Республики Казахстан «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, вследствие нарушения законодательства об охране окружающей среды, обязаны возместить ущерб в соответствии с действующим законодательством. В настоящее время, действующим законодательством по вопросам возмещения вреда, причиненного окружающей среде, является целый ряд нормативно - правовых актов (как законодательных так и подзаконных актов), таких как: - Закон Республики Казахстан «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 г.; - Земельный, Лесной и Водный Кодексы РК; - Временный порядок определения ущерба, причиненного природной среде нарушением природоохранного законодательства, утвержденный Министром экологии и биоресурсов РК от 21 июля 1995 г.; - Правила взимания платы за загрязнение окружающей среды, утвержденные постановлением Правительства РК от 01 декабря 1998 г. (№ 1213) и другие. В Проекте Экологического Кодекса РК основным принципом правового обеспечения охраны окружающей среды является: - обязательность компенсации нанесенного ущерба окружающей среде (платят природопользователи и загрязнители). Под ущербом окружающей среде, в Проекте Экологического Кодекса РК, понимается загрязнение окружающей среды или изъятие природных ресурсов свыше установленных нормативов или без комплексного экологического разрешения. Загрязнение же окружающей среды есть поступление в окружающую среду потенциально опасных химических и биологических веществ, радиоактивных материалов, отходов производства и потребления, а также влияние на окружающую среду шума, вибраций, магнитных полей, ионизирующих и электромагнитных излучений и иных вредных физических воздействий. Согласно ст.201 Проекта Экологического Кодекса: Возмещению подлежит ущерб, причиненный окружающей среде юридическими и физическими лицами, нарушившими законодательство об охране окружающей среды: - уничтожением и повреждением земельных, водных, растительных и минеральных ресурсов, ресурсов животного мира и рыбных запасов; - самовольным и нерациональным пользованием природными ресурсами; - самовольным загрязнением окружающей среды, в том числе аварийными, несогласованными залповыми выбросами и сбросами, размещением отходов производства и потребления; - сверхнормативным загрязнением окружающей среды, выявленным в ходе государственного контроля.
Экономическая оценка ущерба по Проекту Экологического Кодекса РК Проект Экологического Кодекса РК содержит перечень методов установления экономической оценки ущерба. Экономическая оценка ущерба проводится должностными лицами уполномоченного органа в области охраны окружающей среды и устанавливается следующими методами:
- прямая оценка ущерба определение фактических затрат, необходимых для восстановления окружающей среды и принятие иных мер по ликвидации последствий нарушения законодательства в области охраны окружающей среды Данный метод оценки ущерба применяется в случае, когда последствия нанесенного ущерба могут быть ликвидированы путем проведения инженерных, организационно - технических и технологических мероприятий либо иных адекватных мер. Меры, необходимые для восстановления окружающей среды, восполнения деградировавших ресурсов, оздоровления живых организмов и человека, определяются экспертным путем. Стоимость мер по ликвидации последствий ущерба определяется по действующим каталогам проектно - сметных расчетов, а в случае их отсутствия - по рыночной стоимости.
- косвенная оценка ущерба определение размеров экономической ответственности виновной стороны за нанесенный ущерб. Данный метод оценки ущерба осуществляется в целях определения экономической ответственности виновной стороны за постоянное или временное ухудшение качества природных ресурсов и естественных экологических систем вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Косвенная оценка ущерба основывается на соотношении между фактическим воздействием на окружающую среду и установленным нормативом, ставках платы за загрязнение окружающей среды, уровнях экологической опасности и экологического риска.
Разумеется, оба метода экономической оценки ущерба содержатся в той или иной форме в действующем законодательстве, однако их детальное закрепление в Проекте Экологического Кодекса РК является его неоспоримым преимуществом.
Так например п.1.16 Временного порядка определения ущерба, причиненного природной среде нарушением природоохранного законодательства, утвержденного Министром экологии и биоресурсов РК от 21 июля 1995 г., содержащий положение о том, что привлечение к материальной ответственности не освобождает нарушителя природоохранного законодательства от обязанности проведения работ по восстановлению природного ресурса, включающих изыскательские, проектные и специальные восстановительные работы, не содержит метода экономической оценки мер, необходимых для ликвидации нанесенного ущерба, путем проведения соответствующих работ. Если понятие «экологическая опасность» и критерии определения ее уровня (с указанием коэффициента кратности) содержатся в действующем законодательстве, а именно во Временном порядке определения ущерба, причиненного природной среде нарушением природоохранного законодательства, то закрепление в Проекте критериев определения уровня экологического риска с соответствующими коэффициентами, которые применяются для определения экономической оценки ущерба (при косвенном методе), является своего рода нововведением.
Критерии определения уровня экологического риска, вызванного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды
Таким образом, при косвенном методе оценки ущерба по каждому отдельному предмету загрязнения (загрязнение атмосферного воздуха, загрязнение водных ресурсов и т.д.), подсчитываемым путем использования формул, дополнительно используется компонент - уровень экологического риска (согласно коэффициентам, указанным выше, в зависимости от частоты нарушения). Указанное нововведение позволит учесть, при экономической оценке ущерба, такой важный фактор как частота нарушения виновником природоохранного законодательства, что в конечном счете отразится на сумме возмещения ущерба. Хочется верить, что в результате изложенных в Проекте Экологического Кодекса РК положений по возмещению вреда, причиненного окружающей среде (в случае принятия Проекта), природопользователи будут более внимательны к соблюдению природоохранного законодательства.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |