|
|
|
Международные обязательства Республики Казахстан в сфере экологии (аналитический обзор)[1]
Л.А. Емельянова, старший юрист юридической фирмы «AEQUITAS»
XII международная Атырауская правовая конференция «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан» (г. Атырау, 25 апреля 2014 г.)
Право и государство. - 2013. - №4 61). - c. 65 - 72.
В статье представлен обзор международных экологических обязательств Республики Казахстан. Проведено обобщение международных договоров и иных документов в сфере охраны окружающей среды и исследовано влияние международных обязательств РК на национальное экологическое законодательство.
Ключевые слова: международные договоры, экологическое право, законодательство, окружающая среда, охрана окружающей среды, международные обязательства, зелёная экономика, обязательства, эмиссии, механизм межгосударственного сотрудничества.
I. Кратко о международном экологическом праве и участии Казахстана в его развитииМеждународное экологическое право (международное право охраны окружающей среды) является одной из важнейших отраслей международного права, оказывающих существенное влияние на национальное законодательство многих стран. Общепризнанные экологические принципы и направления международного сотрудничества определены Стокгольмской декларацией по окружающей среде (1972), Всемирной хартией природы (1982), Декларацией по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), «Повесткой дня на XXI век» (Рио-де-Жанейро, 1992), декларациями Саммита тысячелетия (Нью-Йорк, 2000), Всемирного саммита по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002)[2] и другими международными актами. Эти акты имеют огромный международный авторитет и находят реализацию и в международных конвенциях, и в национальном праве многих государств, в том числе Республики Казахстан (далее - «РК»). Международные экологические договоры охватывают своим регулированием все основные природные ресурсы, имеющие бесценное значение для сохранения жизни всего человечества (водные, земельные, живые ресурсы, атмосферу)[3]. Казахстан является членом и активным участником различных международных комиссий и процессов, направленных на выработку и реализацию международных договорённостей по вопросам охраны окружающей среды и устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях. Среди них - Комиссия по устойчивому развитию ООН; Межгосударственная комиссия по устойчивому развитию стран Центральной Азии; региональная евразийская сеть Всемирного совета предпринимателей для устойчивого развития; Межгосударственный Совет по гидрометеорологии СНГ; процессы «Окружающая среда для Европы» и «Окружающая среда и устойчивое развитие для Азии». Развивается сотрудничество с Программой развития ООН, Всемирным Фондом дикой природы (WWF) и другими международными организациями. Одной из глобальных международных инициатив Казахстана в сфере охраны окружающей среды является Программа партнёрства «Зелёный мост». Программа была представлена и нашла международную поддержку на III Астанинском экономическом форуме (Астана, 2010); VI Конференции Министров по окружающей среде и развитию Азиатско-Тихоокеанского региона (Астана, 2010)[4]; в рамках Генеральной Ассамблеи ООН (2011) и далее - на Конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20» (Рио-де-Жанейро, 2012)[5]. Программу поддержали члены Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого Океана (ЭСКАТО) и Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК)[6]. 30 сентября 2013 года в г. Астане проведена Международная конференция по Программе партнёрства «Зелёный мост», организованная Министерством охраны окружающей среды РК (далее - «МООС»)[7] в партнёрстве с Программой развития ООН. По её итогам 8 стран - Казахстан, Россия, Кыргызстан, Беларусь, Монголия, Грузия, Германия и Черногория подписали Хартию о программе партнёрства «Зелёный мост»[8]. Впоследствии к Хартии присоединилась Латвия, и ряд других стран рассматривают возможность присоединения. Хартия предусматривает, среди прочего, создание международной ассоциации для цели реализации Программы партнёрства «Зелёный мост», а также создание на территории РК информационно-аналитического института для проведения исследований, развития и трансферта технологий и развития инкубаторов[9]. II. Участие Республики Казахстан в международных договорах Следует подчеркнуть, что Казахстан является участником значительного числа международных природоохранных конвенций. Кроме того, с рядом стран заключены соглашения о сотрудничестве и иные международные договоры по природоохранным вопросам. Всего, по нашему подсчёту, свыше 60 международных договоров РК прямо или косвенно затрагивают сферу охраны окружающей среды (в том числе вопросы эмиссий в окружающую среду, защиты озонового слоя от выброса парниковых газов, предотвращения загрязнения с судов, торговли и перевозок опасных химических веществ, промышленной безопасности на опасных производственных объектах и предупреждения аварий, трансграничных воздействий и др.) [10]. Продолжается работа по подготовке к присоединению к другим международным договорам, например, к некоторым протоколам к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, 1979)[11], а также по вхождению в международные организации (ОЭСР, ВТО)[12]. Кодекс РК от 9 января 2007 года № 212-III «Экологический кодекс Республики Казахстан» (далее - «Экологический кодекс» или «ЭК») устанавливает приоритет международных договоров, ратифицированных РК, над положениями кодекса (п. 2 ст. 2 ЭК). Ратификации подлежат международные договоры, предметом которых являются права и свободы человека и гражданина; выполнение которых требует изменения действующих или принятия новых законов; устанавливающие иные правила, чем предусмотрено законами РК; и некоторые иные (ст. 11 Закона РК от 30 мая 2005 года № 54-III «О международных договорах Республики Казахстан»). В соответствии с постановлением Конституционного совета РК «Об официальном толковании подпункта 7) статьи 54 Конституции РК» от 18 мая 2006 года, акты РК о ратификации международных договоров и акты РК о присоединении к международным договорам равнозначны по своей юридической силе и правовым последствиям (п. 2). В этой связи международные договоры, обязательность которых для РК установлена нормативными правовыми актами о присоединении к международным договорам, принятыми Парламентом республики, приравниваются к ратифицированным РК международным договорам[13]. По нашему подсчёту свыше 30 ратифицированных и приравнённым к ним международных договоров РК относятся к вопросам охраны окружающей среды. Механизм межгосударственного сотрудничества в области охраны окружающей среды и природопользования закреплён ст. 192 Экологического кодекса. Он предусматривает участие РК в соответствии с обязательствами по международным договорам в ряде международных и трансграничных процедур по вопросам обмена экологической информацией; проведения совместного мониторинга окружающей среды и нормирования воздействий на окружающую среду; применения мер ответственности за причинение ущерба окружающей среде других государств или районов, находящихся за пределами РК и по другим вопросам. III. Классификация международных договоров РКПо критерию объекта правового регулирования все природоохранные международные договоры РК могут быть систематизированы на три группы[14]: 1. Средозащитные международные договоры, регулирующие охрану окружающей среды в целом. По этой группе договоров негативное влияние хозяйственной и иной деятельности сказывается на состоянии всей природной среды без выделения отрицательных последствий для отдельных природных объектов. К данной группе мы можем, к примеру, отнести Конвенцию об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо, Финляндия, 25 февраля 1991 года, РК присоединилась Законом РК от 21 октября 2000 года № 86-II); Стокгольмскую конвенцию о стойких органических загрязнителях (Стокгольм, 22 мая 2001 года; Конвенция ратифицирована Законом РК от 7 июня 2007 года № 259-III); Договор к Энергетической Хартии (Лиссабон, 17 декабря 1994 года; Договор ратифицирован Указом Президента РК от 18 октября 1995 года № 2537) (далее - «ДЭХ»); Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 22 марта 1989 года; Казахстан присоединился Законом РК от 10 февраля 2003 года № 389-II); различные соглашения о сотрудничестве между РК и другими странами и другие международные договоры. 2. Ресурсозащитные международные договоры, регулирующие охрану отдельных природных объектов (ресурсов), негативное изменение которых имеет международное значение. Среди рассматриваемой группы договоров могут быть выделены международные договоры по охране отдельных видов природных ресурсов. По охране атмосферного воздуха, климата и озонового слоя - например, Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, 13 ноября 1979 года; Казахстан присоединился Законом РК от 23 октября 2000 года № 89-II); Венская Конвенция об охране озонового слоя (Вена, 22 марта 1985 года; Казахстан присоединился Законом РК от 30 октября 1997 года № 177-1); Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединённых Наций об изменении климата (Киото, 11 декабря 1997 года; Протокол ратифицирован Законом РК от 26 марта 2009 года № 144-IV, вступил в силу для РК 17 сентября 2009 года). По охране живых ресурсов - например, Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 года; Конвенция одобрена РК в соответствии с постановлением Кабинета Министров РК от 19 августа 1994 года № 918); Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря (Тегеран, 4 ноября 2003 года; Соглашение ратифицировано Законом РК от 13 декабря 2005 года № 97-III) (далее - «Тегеранская конвенция по Каспию»). По охране земельных ресурсов и недр - например, Горная хартия государств - участников Содружества Независимых Государств, Москва, 27 марта 1997 года. По охране водных ресурсов - например, Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озёр (Хельсинки, 17 марта 1992 года; Конвенция ратифицирована Законом РК от 23 октября 2000 года № 94-II); Тегеранская конвенция по Каспию[15]. 3. Правозащитные конвенции, регулирующие права различных лиц в области охраны окружающей среды. К этой группе относится Конвенция о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхус, 25 июня 1998 года; Конвенция ратифицирована Законом РК от 23 октября 2000 года № 92-II) (далее - «Орхусская конвенция»)[16]. Некоторые авторы предлагают иные классификации, выделяя, например, такие предметные области регулирования как (1) ограничение вредных воздействий на окружающую среду; (2) установление экологически целесообразного режима использования природных ресурсов; (3) международная охрана природных памятников и резерватов; (4) регулирование научно-технического сотрудничества государств по поводу охраны окружающей среды[17]. Следует отметить, что все указанные сферы международного регулирования охвачены и казахстанским законодательством. IV. Классификация обязательств РК по международным договорамПо результатам анализа международных договоров РК мы выделили следующие категории основных обязательств Казахстана по международным договорам[18]: 1. Общие обязательства по защите окружающей среды или конкретного ресурса. В рамках данных обязательств Казахстан должен: а) постоянно стремиться к достижению определённых целей в сфере экологии, в числе которых: недопущение ущерба экологии - Конвенция о биологическом разнообразии 1992 года; предотвращение значительного вредного воздействия - Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 года; сведение к минимуму вредного воздействия на окружающую среду - ДЭХ; б) принимать для достижения установленных целей надлежащие меры, в том числе: разрабатывать и исполнять программы и политики - Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года; применять наилучшие или более эффективные технологии - ДЭХ, Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озёр 1992 года, Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года; принимать меры по предупреждению экологических катастроф и аварий - Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, Москва, 8 февраля 1992 года с последующими изменениями (далее - «Московское соглашение о взаимодействии»); Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (Хельсинки, 17 марта 1992 года; Казахстан присоединился Законом РК от 23.10.2000 г. № 91-II); принимать все необходимые меры для предотвращения, снижения и контроля загрязнения Каспийского моря - Тегеранская конвенция по Каспию. 2. Конкретные обязательства по ликвидации производства, экспорта и импорта, по сокращению или предотвращению эмиссий отдельных загрязняющих веществ. Такие обязательства предусматривает Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях 2001 года, Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 года, Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединённых Наций об изменении климата 1997 года. 3. Обязательства по оценке воздействия на окружающую среду отдельных видов деятельности, по установлению разрешительной системы (для загрязнения окружающей среды, экспорта и импорта отдельных загрязняющих веществ и др.). Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо, 1991) содержит ряд конкретных обязательств рассматриваемой группы. Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озёр 1992 года предусматривает оценку воздействия и разрешительный порядок для сброса сточных вод. Московское соглашение о взаимодействии предусматривает экологическую экспертизу программ и прочих проектов. Необходимость оценки воздействия на морскую среду опасных видов деятельности содержится и в Тегеранской конвенции по Каспию. 4. Обязательства по сбору экологической информации и предоставлению доступа к ней общественности. Основным международным документом, регламентирующим обязательства рассматриваемой группы, является Орхусская конвенция. Другие международные договоры также накладывают подобные обязательства (ДЭХ, Московское соглашение о взаимодействии, Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий 1992 года, Конвенция о биологическом разнообразии 1992 года). 5. Обязательства по ликвидации допущенного вреда окружающей среде. Конвенция о биологическом разнообразии 1992 года предусматривает обязательство стран-участников принимать меры по реабилитации и восстановлению деградированных экосистем, насколько это возможно и целесообразно. Согласно Московскому соглашению о взаимодействии необходимо принимать меры по воспроизводству живых ресурсов, сохранению и восстановлению биологического разнообразия. Тегеранская конвенция по Каспию обязывает принимать меры по восстановлению природной среды Каспийского моря в случае аварий или природных катастроф. 6. Обязательства по сотрудничеству с другими странами и обмену информацией. Данные обязательства содержатся практически в каждом из рассмотренных международных договоров, что делает экологическую политику РК прозрачной для международного сообщества и накладывает обязательства учитывать мнение и принципы международного экологического права в своей нормотворческой и правоприменительной деятельности. Обращаем внимание на Московское соглашение о взаимодействии, предусматривающее гармонизацию экологического законодательства 11 стран СНГ, а также Горную хартию государств - участников Содружества Независимых Государств (Москва, 27 марта 1997 года), предусматривающую гармонизацию законодательства в области изучения, разведки, использования и охраны недр. Среди других обязательств рассматриваемой категории могут быть отмечены обязательства по обмену технологиями (ДЭХ, различные соглашения о сотрудничестве, Тегеранская конвенция по Каспию). 7. Прочие обязательства. Безусловно, содержание международных договоров не исчерпывается рассмотренными выше категориями обязательств, и классификация может быть продолжена. Среди прочих обязательств, например, могут быть отмечены обязательства по содействию научным работам, которые встречаются во многих международных договорах (ДЭХ, различные соглашения о сотрудничестве, Тегеранская конвенция по Каспию). V. Отражение международных договоров в национальном (казахстанском) законодательстве: общая характеристика вопросаПринятые РК международные обязательства оказывают значительное влияние на национальное экологическое законодательство, одним из принципов которого является гармонизация экологического законодательства РК с принципами и нормами международного права (подп. 14 ст. 5 ЭК), а также добросовестное выполнение международных обязательств (подп. 1 ст. 189 ЭК). Некоторые принципы международного права инкорпорированы в национальном законодательстве, как например, принципы предотвращения ущерба окружающей среды других государств, предосторожности и превентивных мер, мирного разрешения международных споров, ответственности загрязнителя за издержки и др. (ст. 189 ЭК), предусмотренные Декларацией по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 года). Следует отметить, что принцип «загрязнитель платит» является ключевым принципом экологического права Европейского союза и в большей мере рассматривается европейским и международным правом в рамках концепции строгой ответственности, то есть ответственности не только за «неправомерный», но и «правомерный» ущерб окружающей среде[19]. Экологический кодекс был разработан с учётом международных обязательств РК[20] и предусматривает значительное число положений, направленных на реализацию принятых международных обязательств, в том числе: экологическое нормирование (глава 4); оценка воздействия на окружающую среду (глава 6); экологическая экспертиза (глава 7); экологические разрешения (глава 8); экологический контроль (Раздел 4); экологический мониторинг и кадастры (Раздел 5), включая экологическую информацию (глава 21); экологическое образование и просвещение, научные исследования и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды (Раздел 7); экологические требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря (глава 38); экологические требования при обращении с отходами производства и потребления (глава 42) и другие. VI. Примеры мер по реализации международных обязательствЧастными примерами конкретных мер по реализации международных обязательств в экологическом законодательстве РК, на наш взгляд, могут быть следующие: 1) запрет на производство и использование пестицидов (ядохимикатов), в составе которых имеются стойкие органические загрязнители, предусмотренные международными договорами РК (п. 4-1 ст. 239 ЭК), следующий из Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях 2001 года; 2) экологические требования при производстве и использовании потенциально опасных химических веществ (ст. 280 ЭК с изменениями, внесёнными Законом от 03 декабря 2011 года в целях реализации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях 2001 года), Правила обращения со стойкими органическими загрязнителями и отходами, их содержащими, утвержденные Приказом Министра охраны окружающей среды РК от 24 февраля 2012 года № 40-п; 3) разрешительная система на эмиссии в окружающую среду, со временем ужесточающая требования к природопользователям согласно принятым международным обязательствам. В частности, Законом от 03 декабря 2011 года внесено требование о том, что с 01 января 2013 года при выдаче разрешения на размещение отходов производства и потребления включаются показатели программы управления отходами, отражающие уменьшение накопленных объёмов отходов и снижающие их вредное воздействие на окружающую среду за период действия разрешения. В условия природопользования при выдаче разрешения на эмиссии в окружающую среду в части размещения серы включаются показатели программы по уменьшению накопленных объёмов серы и снижению её вредного воздействия на окружающую среду за период действия разрешения (п. 1-1 ст. 70 ЭК); 4) запрет на сжигание мусора на буровых платформах (баржах), а также другие экологические требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря (ст. 262 ЭК), направленные на реализацию Тегеранской конвенции по Каспию; 5) установление трёх уровней опасности отходов с учётом Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 года (п. 2 ст. 287 ЭК)[21]; 6) введение процедуры обязательных общественных слушаний по проектам, реализация которых может непосредственно повлиять на окружающую среду и здоровье граждан, включая планы мероприятий по охране окружающей среды, разработанные для объектов I и II категории для получения разрешений на эмиссии в окружающую среду (п. 3 ст. 57 ЭК); 7) обязательность оценки воздействия на окружающую среду для любых видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду и здоровье населения (п. 1 ст. 36 ЭК); 8) право свободного доступа к общедоступным государственным информационным ресурсам экологической информации согласно Орхусской конвенции (п. 1 ст. 164 ЭК)[22]; 9) ряд нормативных правовых актов по вопросам использования возобновляемых источников энергии[23], потенциально направленные на снижение энергоёмкости экономики и негативного воздействия на экологию сектора производства электрической и тепловой энергии, что, в целом, согласуется с ДЭХ, Протоколом к Энергетической Хартии по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам (Лиссабон, 17 декабря 1994 года, Протокол ратифицирован Указом Президента РК от 18 октября 1995 года № 2537), Конвенцией о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года; 10) принятие программ, планов и стратегий, затрагивающих вопросы охраны окружающей среды, включая реализацию международных обязательств РК (например, Стратегический план МООС на 2011 - 2015 годы, утверждённый Постановлением Правительства РК от 8 февраля 2011 года № 98, Стратегический план развития РК до 2020 года, утверждённый Указом Президента РК от 1 февраля 2010 года № 922 и другие). Перечислена в качестве иллюстрации лишь малая часть положений законодательства, отражающих принятие со стороны РК конкретных мер в развитие исполнения международных обязательств. Казахстан проводит мониторинг исполнения экологических международных договоров, для чего существует отдельный Департамент международных экологических соглашений МООС. Ведутся государственные кадастры, а также выполняются доклады по реализации соответствующих конвенций[24] и национальные доклады о состоянии охраны окружающей среды. В июне 2009 года МООС создан Национальный Орхусский центр РК на базе РГП «Информационно-аналитический центр охраны окружающей среды» в целях реализации Орхусской конвенции[25]. При Правительстве РК создан Совет по устойчивому развитию РК. Его функциями являются выработка предложений по различным направлениям, включая сохранение биологического разнообразия и культурного наследия; снижение выбросов, в том числе парниковых газов и озоноразрушающих веществ; доступ к питьевой воде, решение трансграничных, в том числе водных проблем; использование новых и экологически безопасных технологий; энергоэффективность и энергосбережение; радиационная и химическая безопасность и управление отходами; предупреждение и уменьшение экологических угроз здоровью населения[26]. VII. Пути развития национального экологического законодательства с учётом международных обязательств РККак видим из предложенной классификации обязательств РК по международным договорам, РК приняла на себя ряд конкретных и общих обязательств в сфере охраны окружающей среды, в том числе обязательства по защите окружающей среды от вредных воздействий и снижению загрязнений. Данные обязательства соответствуют Конституции РК, согласно которой РК ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека (ст. 31). Экологический кодекс устанавливает, что достижение государством цели по обеспечению благоприятной окружающей среды для жизни и здоровья человека является одной из экологических основ устойчивого развития РК (подп. 1 ст. 4 ЭК). Законодательство Казахстана в сфере охраны окружающей среды и её отдельных объектов является обширным и достаточно детализированным. Вместе с тем, правоприменительная практика выявляет пробелы и несовершенство по отдельным вопросам правового регулирования[27]. По результатам проведённого обзорного анализа международных договоров РК и некоторых национальных докладов по их исполнению, а также с учётом правоприменительной практики и принятых за последнее время нормативных правовых актов РК очевидны следующие тенденции, учитывающие международные обязательства РК: · совершенствование национального экологического законодательства, в том числе, в целях перехода к «зелёной экономике»; · усиление по ряду позиций национальных экологических требований; · усиление государственного экологического контроля в сфере эмиссий в окружающую среду. Стратегический план МООС на 2011 - 2015 годы, утверждённый Постановлением Правительства РК от 8 февраля 2011 года № 98, предполагает изменения и дополнения в законодательство по вопросам системы управления коммунальными и промышленными отходами; экономических инструментов регулирования и предотвращения загрязнения окружающей среды; экологического нормирования и проектирования; системы экологических требований к осуществлению хозяйственной деятельности в соответствии с международными стандартами; упрощения разрешительной системы; перехода на действенные механизмы комплексных экологических разрешений; совершенствования определения оценки ущерба, нанесённого окружающей среде; развития системы мониторинга охраны окружающей среды. Стратегический план МООС также предусматривает создание Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов; увеличение удельного веса выявляемых нарушений экологического законодательства; создание условий для формирования принципов «зелёной» экономики; снижение валового количества различного рода эмиссий; уничтожение стойких органических загрязнителей в РК; стабилизацию и улучшение качества окружающей среды; создание условий по сохранению и восстановлению экосистем; применение повышенных требований к проектам разработки нефтяных месторождений на Каспии; продолжение работы по подготовке новых проектов протоколов к Тегеранской конвенции и прочие мероприятия. Стратегический план развития РК до 2020 года, утверждённый Указом Президента РК от 1 февраля 2010 года № 922, определяет необходимость оптимизации системы управления устойчивого развития «зелёной» политики низкоуглеродной экономики в вопросах привлечения инвестиций, решения экологических проблем, снижения негативного воздействия антропогенной нагрузки, усиления ответственности природопользователей по снижению эмиссий в окружающую среду, а также комплексной переработки отходов. МООС, как нам известно, в настоящее время ведёт работу по упрощению процедуры выдачи экологических разрешений на эмиссии в окружающую среду в соответствии с перечисленными программными документами. Кроме того, создана Рабочая группа при МООС по рассмотрению предложений природопользователей по ряду вопросов экологического законодательства, выдвинутых на Экологическом форуме, состоявшемся в Астане, 30 мая 2013 года. Большое значение в Республике придаётся глобальной международной инициативе РК «Зелёный мост»[28], которая может в рамках её дальнейшего развития выступить «практическим механизмом международного перехода к «зелёной» экономике через поощрение технологического прогресса, повышение опыта управления окружающей средой и улучшение правовых, экономических и институциональных условий».[29] Основным направлением Программы партнёрства «Зелёный мост» является международное сотрудничество для обеспечения «зелёного» экономического роста посредством передачи технологий, обмена знаниями и обеспечения финансовой поддержки для реализации инвестиционных проектов в Центральноазиатском регионе[30]. Программой предполагается передача новейших «зелёных технологий» передовыми странами развивающимся странам и создание свободных рынков для «зелёных товаров»[31]. Международные экологические инициативы РК сопровождаются принятием конкретных мер по их реализации. В частности, в РК принята Концепция по переходу РК к «зелёной экономике»[32], и в феврале 2014 года подготовлен законопроект о внесении изменений и дополнений в 8 кодексов и 13 законов с целью приведения действующего законодательства в соответствие с Концепцией. Принятие других мер в этом направлении предусматривается Планом мероприятий по реализации Концепции по переходу Республики Казахстан к «зелёной экономике» на 2013-2020 годы[33], включая среди прочего, создание Совета по переходу к «зёленой экономике» при Президенте Республики Казахстан и меры по совершенствованию системы управления отходами. Целью государства является внедрение низкоуглеродной или «зелёной» экономики, которая позволит сократить выбросы различных вредных веществ, предотвращая и снижая загрязнение окружающей среды. Министр охраны окружающей среды РК г-н Н. Каппаров в интервью газете «Казахстанская правда» подчеркнул, что «для Казахстана устойчивое развитие и «зелёная» экономика являются не теоретическими понятиями, а жизненно важными вопросами»[34]. VIII. ЗаключениеПроведённый анализ показывает, что международные обязательства Казахстана оказывают существенное влияние на национальное экологическое законодательство РК, в том числе на вопросы регулирования эмиссий загрязняющих веществ в окружающую среду. Полагаем, что это влияние получит дальнейшее развитие. В этой связи представляется актуальным проведение дальнейших системных исследований в рассматриваемой сфере с целью выработки предложений по совершенствованию казахстанского природоохранного законодательства и учёту международных обязательств Казахстана в правоприменительной, в том числе судебной, практике. * * *
Библиография1. «Зелёный мост» в экономику будущего (подборка публикаций газеты Казахстанская правда). Источник: http://www.eco.gov.kz/new2012/2013/04/3122-97/ (11 ноября 2013 года). 2. VII АЭФ - Глобальный Гражданский Саммит. Справочный материал.: Программа партнёрства «Зелёный Мост», 7 сентября 2013 года. Источник: http://greenkaz.kz/globalnyj-grazhdanskij-sammit-civil-g-global-summit/vii-aef-globalnyj-grazhdanskij-sammit-spravochnyj-material-programma-partnerstva-zelenyj-most-7-sentyabrya-2013-g/ (11 ноября 2013 года). 3. Абдраимова Ф.К. Проблемы правового регулирования охраны окружающей среды от загрязнения отходами и потребления в РК. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук. Астана: Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева. 2010. 24 с. 4. Абраимова М.Ж. Проблемы правового обеспечения экологической безопасности Республики Казахстан. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук. Алматы: Казахский национальный университет имени аль-Фараби. 2008. 27 с. 5. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 22 марта 1989 года). 6. Баймолдина З.Х. Обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности - на уровень международных стандартов. Материалы четвертой Атырауской правовой конференции. Атырау: 2006. С. 22-28. 7. Баринова И. Международно-правовой режим гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом. Хозяйство и право, 2012, № 6. С.4-48 (приложение). 8. Басырова Е.Р., Копылов М.Н. Роль договоров об обмене внешнего долга на экологические проекты в обеспечении реализации принципа неотъемлемого суверенитета государств над своими природными ресурсами. Экологическое право, 2011, № 5. С.33-38. 9. Бекишева С.Д. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности РК. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора юридических наук. Алматы: Казахский национальный университет имени аль-Фараби. 2010. 44 с. 10. Борисов В.О. О применении судами экологического законодательства. Нефть Газ Право Казахстана, 2008, № 4. С. 38-51. 11. Брагин А. Роль и место «Зелёного моста» в движении к устойчивому развитию. Газета «Экология Казахстана», март 2011. Источник: http://greenkaz.kz/zelenyj-most/rol-i-mesto-zelenogo-mosta-v-dvizhenii-k-ustojchivomu-razvitiyu/ (29 октября 2013 года). 12. Брагин А.Г. «Зелёный мост, как один из основных механизмов Мирового антикризисного плана», 10 сентября 2013 года. VII АЭФ - Глобальный Гражданский Саммит. Источник: http://greenkaz.kz/globalnyj-grazhdanskij-sammit-civil-g-global-summit/vii-aef-globalnyj-grazhdanskij-sammit-bragin-a-g-zelenyj-most-kak-odin-iz-osnovnyx-mexanizmov-mirovogo-antikrizisnogo-plana-10sentyabrya-2013-g/ (11 ноября 2013 года). 13. Венская Конвенция об охране озонового слоя (Вена, 22 марта 1985 года). 14. Вылегжанина Е.Е. Международно-правовые подходы к защите окружающей среды при недропользовании. Нефть Газ Право, 2007, № 4. С. 41-48. 15. Горная хартия государств - участников Содружества Независимых Государств (Москва, 27 марта 1997 года). 16. Декларация по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 14 июня 1992 года). 17. Дерновой А.Г. Основные международные экологические инициативы Казахстана. Источник: http://aarhus.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=418 2012 (18 октября 2013 года).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |