|
|
|
Разрешение споров в Суде Евразийского Экономического Сообщества:
Дмитрий Чекалов Юрист Международная юридическая фирма Integrites, Казахстан
Данная информация составлена исключительно как общее руководство и не может быть использована как специализированное правовое заключение.
Введение 10 октября 2014 года между государствами - членами Евразийского экономического сообщества (далее - «ЕврАзЭС») был подписан Договор о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества (далее - «Договор»)[1] с 1 января 2015 года. Вместе с тем, Договор предусматривал прекращение целого ряда документов, регулирующих различные сферы функционирования органов ЕврАзЭС в том числе и суда Евразийского экономического сообщества. Так, в соответствии со статьей 5.1 Договора дела, находящиеся в производстве суда ЕвразЭС на дату подписания Договора, и заявления, поступившие в суд ЕврАзЭС до подписания Договора, должны были быть рассмотрены в срок до 31 декабря 2014 года[2]. Ниже вашему вниманию предлагается ознакомиться с анализом одного из наиболее интересных дел правоприменительной практики суда ЕврАзЭС в сфере уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза. Напомню, что суд ЕврАзЭС был образован и действовал в соответствии со статьей 8 договора об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 года, статутом суда ЕврАзЭС от 5 июля 2010 года, договором об обращении в суд ЕврАзЭС хозяйствующих субъектов[3] по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним от 9 декабря 2010 года.
Факты 22 августа 2013 года в суд ЕврАзЭС поступило заявление резидента РФ (далее - «Заявитель») к Евразийской экономической комиссии (далее - «ЕЭК»)[4] об оспаривании пункта 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 года № 728 (далее - «Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин»). В период с мая 2004 года по декабрь 2007 года Заявитель в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал компании осуществил ввоз на территорию Российской Федерации (далее - «РФ») и задекларировал 43 транспортных средства. При таможенном декларировании товаров, Заявителем были представлены, а таможенным органом РФ на основании статей 34, 37 Закона РФ от 21 мая 1993 года № 5003-1 «О таможенном тарифе» Ошибка! Ошибка связи. в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставной (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями» от 23 июля 1996 г. № 883 (далее - «Постановление № 883») были предоставлены льготы по уплате ввозной таможенной пошлины. В соответствии с пунктом 1 Постановления № 883 товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что они ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного капитала. Согласно пункту 2 Постановления № 883, в случае реализации этих товаров, причитающиеся к уплате на дату условного выпуска таможенные пошлины, уплачиваются в соответствии с таможенным законодательством РФ. 18 августа 2011 года вступил в силу рассматриваемый Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин, в абзаце третьем пункта 4 которого был установлен запрет на передачу ввезенных товаров в аренду. Свое требование признать пункт 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин не соответствующим международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - «ЕЭП»), Заявитель основывает на том, что 6 июля 2010 года на территории Таможенного союза вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - «ТК ТС»), положения которого превалируют над иными положениями таможенного законодательства Таможенного союза, что вытекает из статьи 1 договора о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года (далее - «Договор о ТК ТС»). Заявитель указал, что в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ТК ТС решения Комиссии Таможенного союза (далее - «КТС») не могут противоречить как ТК ТС, так и соответствующим международным договорам государств - членов Таможенного союза. Нормы ТК ТС определяют порядок и случаи предоставления льгот по уплате таможенных платежей (ТК ТС или международный договор). Из чего следует, что с даты вступления в силу ТК ТС, т. е. с 6 июля 2010 года, определение условий предоставления и использования тарифных льгот на территории стран - членов Таможенного союза более не входило в компетенцию КТС. Далее, из заявления Заявителя следовало, что согласно статье 30 Венской конвенции «О праве международных договоров» от 23 мая 1969 года (далее - «Венская конвенция»), участниками которой являются все государства - члены Таможенного союза, если все участники последующего договора являются участниками предыдущего договора, то в отношениях между государствами - участниками обоих договоров предыдущий договор применяется только в той мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего договора. По мнению Заявителя, Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года (далее - «Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании») является предыдущим договором, заключенным между теми же государствами-участниками по отношению к договору о ТК ТС. Из чего следует, что в соответствии с правилами, установленными в статье 30 Венской конвенции, Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании должно применяться только в той мере, в которой его положения совместимы с ТК ТС. По мнению Заявителя, пункт 3 статьи 6 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании в той части, в которой он предоставляет КТС возможность определять своими актами порядок и условия применения освобождения от уплаты таможенных пошлин, противоречит положениям пункта 2 статьи 74 и пункта 8 статьи 200 ТК ТС. В соответствии с уставом Заявителя, сдача собственного имущества в аренду является одним из предметов его деятельности, в связи с чем он осуществлял передачу ввозимых транспортных средств в аренду третьим лицам как до даты вступления в силу Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин, так и после этой даты. В период с июля 2012 года по февраль 2013 года таможенным органом РФ проводилась камеральная таможенная проверка Заявителя на предмет соблюдения законодательства о таможенном деле в части соблюдения порядка пользования и распоряжения ввезенными в качестве вклада в уставный капитал компании товарами. По результатам проверки были установлены факты нецелевого использования четырех транспортных средств посредством их передачи во временное пользование по договорам аренды после вступления в силу Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин. В связи с выявленными нарушениями ограничений, установленных пунктом 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин, вследствие передачи транспортных средств в аренду третьим лицам после августа 2011 года на основании акта камеральной таможенной проверки, составленного по результатам таможенной проверки в февраля 2013 года, таможенным органом было принято решение отказать Заявителю в предоставлении льгот по уплате таможенных платежей по товарам, задекларированным по вышеуказанным грузовым таможенным декларациям, начислить таможенные платежи, довзыскать налог на добавленную стоимость и пени за просрочку платежа.
Решение Суд ЕврАзЭС, проанализировав нормы пункта 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин, отказал Заявителю в удовлетворении его требований к ЕЭК по оспариванию пункта 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин по следующим основаниям: · цели и намерения субъекта правотворчества, вытекающие из смысла рассматриваемых правоустановлений в данном случае, мотивировали его на принятие нормативного правового документа, который, с одной стороны, учел разную правовую регламентацию, сложившуюся в государствах - членах Таможенного союза по порядку предоставления таможенных льгот в отношении определенной категории товаров, а с другой стороны, обеспечил единый подход на территории Таможенного союза к обязательствам хозяйствующих субъектов по уплате таможенных пошлин в случае нарушения запретов, установленных абзацем третьим пункта 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин; · все три абзаца пункта 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин взаимосвязаны и взаимозависимы и составляют внутренне обособленную систему правовых норм. Абзацы первый и второй пункта 4 регулируют порядок и условия освобождения определенных товаров от уплаты таможенных пошлин в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза; · если порядок и условия освобождения рассматриваемых товаров от уплаты таможенных пошлин не установлены законодательством государства - члена Таможенного союза, тарифная льгота предоставляется на условиях, предусмотренных в абзаце втором пункта 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин; · абзац третий пункта 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин, являясь неразрывной частью абзацев первого и второго пункта 4 и дополняя их, устанавливает с 18 августа 2011 года единый подход на территории Таможенного союза к обязательствам хозяйствующих субъектов по уплате таможенных пошлин в случае нарушения запретов, предусмотренных абзацем третьим пункта 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин; · толкование положений пункта 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин не допускает дискриминации тех или иных субъектов хозяйственной и иной предпринимательской деятельности, поскольку предусматривает единый подход в установлении запретов, сопряженных с условиями освобождения определенной категории товаров от уплаты таможенных пошлин, сохраняя при этом условия сложившегося механизма правового регулирования отношений, связанных с порядком предоставления таможенных льгот; · отсутствие экономических расчетов и показателей не может быть достаточным основанием для признания пункта 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин не соответствующим международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза и ЕЭП; · пункт 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин не ограничивает возможности реализации заявителем своих гражданских прав и не препятствует осуществлению им своего основного вида деятельности - оказания транспортных услуг; · вместе с тем установленный запрет на передачу товаров во временное пользование предусматривает именно разумную экономическую цель на основе принципа объективности, закрепленного договором о КТС от 6 октября 2007 года (далее - «Договор о КТС»), и создания равных условий для деятельности хозяйствующих субъектов. Из чего следует, что после вступления в силу Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин (в том числе в отношении товаров, выпущенных до 18 августа 2011 года) таможенный контроль в отношении выпущенных товаров осуществляется с учетом требований, установленных пунктом 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин. Положения абзаца первого пункта 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин допускают регулирование вопросов установления и условий освобождения товаров, ввозимых из третьих стран в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, посредством национального законодательства государств - членов Таможенного союза. Однако как следует из третьего абзаца пункта 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин, обязательство по уплате таможенных пошлин возникает в том числе и в случае передачи товаров во временное пользование. Далее, Заявителем была подана апелляционная жалоба, которая впоследствии была отклонена апелляционной палатой суда ЕврАзЭС. В своем решении апелляционная палата суда ЕврАзЭС подчеркнула, что: · абзац третий пункта 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин содержит четкий перечень ограничений для юридических лиц, несоблюдение которых влечет обязательство по уплате таможенных пошлин; · при совершении сделки, по которой Заявитель передает право на временное пользование транспортными средствами, ввезенными Заявителем с применением тарифной льготы, у Заявителя возникают обязательства по уплате соответствующей пошлины.
Выводы Вышеописанный случай наиболее точно раскрывает последствия, возникающие при совершении юридическими лицами сделок, по которым осуществляется временная передача права пользования на имущество в пользу третьих лиц, внесенного в уставный капитал юридического лица. Абзац третий пункта 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин не содержит расплывчатых формулировок, которые могут толковаться двояко. Императивные нормы данного пункта не дают возможности интерпретировать его по-своему, пытаясь найти лазейку для того, чтобы иметь возможность воспользоваться определенными льготами при ввозе товаров на территорию ЕврАзЭС извлекая из этого экономическую прибыль. Как было отмечено в судебном решении, запрет на передачу товаров во временное пользование предусматривает именно разумную экономическую цель на основе принципа объективности, закрепленного Договором о КТС, и создания равных условий для деятельности хозяйствующих субъектов. Чтобы избежать подобных ситуаций в будущем, юридическим лицам рекомендуется более тщательно продумывать последствия совершаемых операций, а также просчитывать возможные риски при таможенном декларировании товаров при их ввозе на территорию действующего Евразийского Экономического Союза. Это поможет избежать уплаты различных штрафов, пеней и предотвратит возникновение иных непредвиденных расходов.
[1] Договор о Евразийском экономическом союзе был подписан 29 мая 2014 года в г. Астане, Республика Казахстан; [2] С 01 января 2015 года суд ЕвразЭС заменил суд ЕАЭС (Суд Евразийского Экономического Союза); [3] Под хозяйствующим субъектом понимается юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством государства-члена или третьего государства, либо физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством государства-члена или третьего государства; [4] Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства, начал функционировать со 2 февраля 2012 года и пришел на смену Комиссии Таможенного союза.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |