|
|
|
КАСПИЙСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НАУЧНЫЕ ТРУДЫ «ӘДІЛЕТ» № 3, 2017
Договор государственно-частного партнерства как новый вид договора
Ш.А. Чиканаев1
Аннотация
В статье доказывается, что договор государственно-частного партнерства (ГЧП) - это поименованный смешанный договор с приоритетным регулированием спорных отношений Законом о ГЧП. Отмечается, что договор ГЧП является родовым правовым институтом, делящийся на два суб-института (вида договоров): «неконцессионный» договор ГЧП и договор концессии, рассмотрение, заключение и реализация которых регулируется специальными отдельными законами. Автор указывает, что разделение Закона о ГЧП и Закона о концессиях выглядит нелогичным и искусственным и предлагает поставить Закон о концессиях на утрату. Ключевые слова: договор государственно-частного партнерства, договор концессии, государственно-частное партнерство, самостоятельный договор, смешанный договор.
Актуальность темы 31 октября 2015 года в Республике Казахстан (далее - «РК») был принят Закон о государственно-частном партнерстве за № 379-V ЗРК (далее - «Закон о ГЧП»), а уже по состоянию на 9 ноября 2017, согласно публичной информации [9], в РК заключено 116 договоров, на той или иной стадии заключения договора находится еще 547 проектов на сумму 1,8 трлн. тенге, из них 18 проектов на уровне республики и остальные 529 проектов находятся на уровне регионов. Однако остается вопрос-все ли из вышеупомянутых 547 проектов и 116 договоров с юридической точки зрения можно квалифицировать как, соответственно, государственно-частное партнерство (далее - «ГЧП») и договоры государственно-частного партнерства (далее - «договор ГЧП»)? К сожалению, в Казахстане наблюдается тенденция, когда региональные власти, возможно для целей статистики, заключают не надлежащим образом подготовленные договоры, более того, любую форму сотрудничества между государством и бизнесом, в том числе социальные проекты, пытаются преподнести как ГЧП [10]. Очевидно, есть все основания ожидать в самом ближайшем будущем появление судебной практики в Казахстане по делам о рассмотрении исков, связанных с признания договоров ГЧП по тем или иным основаниям недействительными или незаключенными. Поэтому особую актуальность приобретает изучение института договора государственно-частного партнерства, так как для успешной правоприменительной практики необходимо избежать ошибок с правильной квалификацией инвестиционных соглашений с участием публично-правовых образований именно как договоров ГЧП. Что такое ГЧП? Действующее законодательство РК дает легальное определение договора ГЧП в подпункте 16) статьи 1 Закона о ГЧП как «письменное соглашение, определяющее права, обязанности и ответственность сторон договора государственно-частного партнерства, иные условия договора государственно-частного партнерства в рамках реализации проекта государственно-частного партнерства.» В то же время, в подпункте 8) статьи 1 Закона о ГЧП дается понятие проекта государственно-частного партнерства как «совокупность последовательных мероприятий по осуществлению государственно-частного партнерства, реализуемых в течение ограниченного периода времени и имеющих завершенный характер, согласно настоящему Закону и бюджетному законодательству Республики Казахстан.» Наконец государственно-частное партнерство определяется как «форма сотрудничества между государственным партнером и частным партнером, соответствующая признакам, определенным настоящим Законом» в пункте 6 статьи 1 Закона о ГЧП. Статья 4 Закона о ГЧП определяет следующий исчерпывающий список исключительных признаков государственно-частного партнерства в РК: «1) построение отношений государственного партнера и частного партнера путем заключения договора государственно-частного партнерства; 2) среднесрочный или долгосрочный срок реализации проекта государственно-частного партнерства (от трех до тридцати лет в зависимости от особенностей проекта государственно-частного партнерства); 3) совместное участие государственного партнера и частного партнера в реализации проекта государственно-частного партнерства; 4) объединение ресурсов государственного партнера и частного партнера для реализации проекта государственно-частного партнерства.» Согласно статье 7 Закона о ГЧП государственно-частное партнерство по способу осуществления подразделяется на институциональное и контрактное. Институциональное государственно-частное партнерство реализуется компанией государственно-частного партнерства в соответствии с договором государственно-частного партнерства. В иных случаях государственно-частное партнерство осуществляется по способу контрактного государственно-частного партнерства. В пункте 3 статьи 7 Закона о ГЧП перечисляются «способы контрактного» ГЧП, в том числе договор концессии и договор доверительного управления государственным имуществом, но данный список остается открытым, так что возможно заключение и «иных договоров, соответствующих признакам государственно-частного партнерства». Систематическое и логическое толкование норм права Закона о ГЧП позволяет нам сделать следующие выводы: Для целей правового регулирования под ГЧП в Казахстане следует понимать указанный термин не в широком смысле, как различные по своей природе, форме и содержанию виды взаимодействия государства и бизнеса, а как особую форму сотрудничества публичного и частного сектора, отвечающую не только признакам ГЧП в статье 4 Закона о ГЧП, но также всем принципам ГЧП, прописанным в пункте 2 статьи 3 Закона о ГЧП (для концессионных проектов, очевидно, дополнительно необходимо соответствовать основным принципам концессии, прописанным в статье 3 Закона Республики Казахстан «О концессиях» № 167-III ЗРК от 7 июля 2006 года (далее - «Закон о концессиях»)) и по крайне мере одной из задач ГЧП в пункте 1 статьи 3 Закона о ГЧП (наше толкование подтверждается, в том числе, нормами права в пунктах 4 и 138 «Правил планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства» как Приложение 1 к приказу исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года № 725). Практические значение данного вывода в том, что к формам ГЧП в РК, формально, нельзя отнести, например, благотворительность, гранты, образовательные кредиты, стипендиальные программы, и др., а также нивелируются риски судебного оспаривания «имитаций» концессий и ГЧП, что мы уже видим на примере той же России [11], так как принцип сбалансированности ГЧП предполагает передачу частному партнеру большего объема рисков, по сравнению с государственными закупками в рамках Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» от 4 декабря 2015 года № 434-V ЗРК. В нашей практике были запросы от клиентов, которые хотели, по определенным известным им причинам, реализовать проекты в рамках Закона о ГЧП, где инвестор бы получал полное возмещение своих инвестиционных и эксплуатационных затрат, но изначально не претендовал на получение какого-либо дохода от реализации проекта. Мы же считаем, что деятельность частного партнера в рамках договора о ГЧП изначально должна быть направлена на систематическое получение прибыли (т.е. являться предпринимательской деятельностью согласно пункту 1 статьи 2 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V ЗРК) для соответствия принципу сбалансированности, требующего взаимовыгодное распределение, в том числе, доходов между государственным партнером и частным партнером (подпункт 3 пункта 2 статьи 3 Закона о ГЧП). Оба возможных способа осуществления ГЧП (т.е. институциональное и контрактное ГЧП) в Казахстане в любом случае требуют заключения договора ГЧП в порядке и на условиях установленных Законом о ГЧП или Законом о концессиях, причем при институциональном ГЧП в качестве основы для договора ГЧП может выступить учредительный договор юридического лица (например, учредительный договор товарищества с ограниченной ответственностью может одновременно быть и договором ГЧП). Закон о концессии vs. Закон о ГЧП Следует отметить, что в традиционном, принятом во многих странах понимании, термин ГЧП обозначает те особые проекты публично-частного взаимодействия, в которых возврат инвестиций происходит за счет платы публичного партнера за эксплуатационную доступность, в отличие от концессий, при которых возврат инвестиций и получение дохода осуществляется частным партнером за счет сбора платы с потребителей [1, с. 48]. В России также произведено четкое разделение между ГЧП-проектами и концессионными проектами, при этом ключевое деление основывается на праве собственности на объект ГЧП, различном субъектном составе, требованиях к объектам соглашения и частично на отдельных условиях соглашения. В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 224-ФЗ от 13 июля 2015 года, концессионные соглашения выведены из-под его регулирования и по-прежнему регулируются специальным законом, а именно Федеральным законом «О концессионных соглашениях» № 115-ФЗ от 21 июля 2005 года. В Казахстане тоже есть отдельные Закон о концессиях и Закон о ГЧП, однако, как мы уже детально анализировали в другой статье [2], к сожалению, в Казахстане законодатель не сумел провести четкое разделение между ГЧП-проектами и концессионными проектами, что со временем, мы полагаем, должно подтолкнуть законодателя поставить Закон о концессиях на утрату и к сведению всех правовых форм ГЧП в один кодифицированный Закон о ГЧП. Согласно пункту 3 статьи 7 Закона о ГЧП, формально договор концессии является одним из видов договора ГЧП, при этом «при реализации отдельных видов контрактного государственно-частного партнерства в части, не урегулированной настоящим Законом, применяются положения соответствующих законов Республики Казахстан, в том числе особенности, предусмотренные Законом Республики Казахстан «О концессиях». Буквальное толкование вышеупомянутой нормы права приводит нас к парадоксальному выводу, что при реализации концессий большинство, если не все положения Закона о концессиях, не должны применяться, так как Закон о ГЧП урегулировал практически все возможные отношения при реализации ГЧП проекта, в том числе порядок заключения, требований к сторонам, объектам договора и содержанию договора. Мы полагаем, что проблема в том, что законодатель хотел прописать обратное, а именно что в соответствии со статьей 7 Закона о ГЧП, договоры концессии, в частности, регулируются общими положениями Закона о ГЧП, за исключением особенностей, прямо предусмотренных в Законе о концессиях. Практическая значимость данного парадоксального вывода заключается в том, что на сегодняшний день из-за этой ошибки законодателя не понятно, как эти два закона (т.е. Закон о ГЧП и Закон о концессиях) соотносятся, а значит, при реализации ГЧП проектов в форме концессий всегда будет теоретический риск коллизии норм права и риск применения норм права не того закона (т.е. Закона о ГЧП или Закона о концессиях) или соответствующего подзаконного акта. Договор концессии vs. неконцессионный договор ГЧП Несмотря на то, что как уже было упомянуто выше, формально договор концессии считается одним из многих видов договора ГЧП, а также предполагает возможность заключения договора ГЧП в виде, в том числе, договора доверительного управления государственным имуществом, и иных договоров, соответствующих признакам государственно-частного партнерства, мы считаем, что так как в Законе о ГЧП есть ссылки на так называемые «отдельные виды государственно-частного партнерства» (см. пункт 4 статьи 2, пункт 5 статьи 46, статью 51 Закона о ГЧП и статью 18 Закона о концессиях), это необходимо понимать так, что в Казахстане есть только два вида ГЧП: 1) концессионное ГЧП, реализуемое в соответствии с Законом о концессиях на основании договора концессии и 2) неконцессионное ГЧП, реализуемое в соответствии с Законом о ГЧП на основании неконцессионного договора ГЧП. Другими словами мы считаем, что де-факто в рамках действующего законодательства РК есть только две договорные формы реализации проектов ГЧП: 1) договор концессии и 2) неконцессионный договор ГЧП, которые отличаются своими видовыми особенностями (в том числе порядок заключения, требований к сторонам, объектам и содержанию), что на практике исключает возможность применения положений Закона о ГЧП к концессионным отношениям как разновидности отношений ГЧП, за исключением норм права в статьях 3 и 4 Закона о ГЧП (т.е. концессии все же должны только соответствовать принципам и признакам ГЧП, а также отвечать хотя бы одной из основных задач ГЧП). Договор ГЧП, соответственно, является родовым правовым институтом гражданского права, делящийся только на два вида: «неконцессионный» договор ГЧП и договор концессии, которые являются самостоятельными правовыми суб-институтами (т.е. разными видами договоров ГЧП), рассмотрение, заключение и реализация которых регулируется специальными отдельными законами и подзаконными актами. Детальный сравнительный анализ ключевых факторов позволяющие принять решение в пользу договора концессии или неконцессионного договора ГЧП мы уже делали в другой статье [2], однако стоит отметить, что основным преимуществом неконцессионного договора ГЧП является возможность его заключения, в некоторых случаях, путем «прямых переговоров», без проведения конкурса. В отличие от неконцессионного договора ГЧП, договора концессии не могут быть заключены без проведения конкурса. Основными недостатками неконцессионного договора ГЧП по сравнению с концессией является невозможность применения следующих мер, которые имеют существенное значение для возможности привлечения проектного финансирования в проект: право частного партнера на расторжение договора без обращения в государственный суд РК (т.е. при концессии обращаться в суд Казахстане не надо); неконцессионный договор ГЧП в отличие от договора концессии не позволяет использование налоговых льгот, которые доступны только в случае концессий (см. подпункт 2 пункта 1 статьи 116, подпункт 11 пункта 3 статьи 231, подпункты 21 и 22 пункта 3 статьи 231, подпункт 8 пункта 2 статьи 396 и пункт 3 статьи 478 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)). Договор ГЧП - это гражданско-правовой договор В первую очередь хотелось бы отметить, что мы согласны с Попондопуло В.Ф., что «природа отношения определяется его содержанием» [3, С.108], т.е. субъективными правами и обязанностями, а значит договор ГЧП (т.е. оба его вида: договор концессии и неконцессионный договор ГЧП) является частноправовым (гражданско-правовым) договором, так как РК заключает договор ГЧП и участвует в нем на равных началах с другой стороной - частным инвестором. Никто, включая государство, не может принудить частного инвестора к вступлению в ГЧП отношения. Практические значения вывода о частноправовой природе договора ГЧП имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Если исходить из частноправовой природы договора ГЧП, то в соответствующем законодательстве (т.е. в том числе в Законе о ГЧП и Законе о концессиях) и в правоприменительной практике следует последовательно проводить принципы гражданского права, в том числе юридического равенства участников отношений и принцип свободы договора. На практике, к сожалению, государственные органы РК, например, нарушают принцип свободы договора, так как нередко занимают формальный подход о недопустимости отклонения от утвержденной формы типового договора ГЧП и настаивают на применении таких форм ко всем проектам, вне зависимости от их размера, в том время как Закон о ГЧП устанавливает обязательность применения типовых договоров ГЧП в отношении только некрупных проектов при проведении конкурса по определению частного партнера с использованием упрощенных конкурсных процедур (см. пункт 1 статьи 43 Закона о ГЧП). Несмотря на принцип свободы договора, на практике также возникают сложности с согласованием с государственными органами РК структуры и размера возмещения (так называемая «плата за расторжение») при прекращении договора ГЧП в соответствии с принятыми в международной практике условиями. Это вызвано, в частности, тем, что государственные органы пытаются привязать указанные выплаты к каким-либо официальным заключениям, например, так называемой Госэкспертизы по прогнозируемым расходам на строительство объекта, чтобы избежать обвинения в коррупции. Закон о ГЧП напрямую никак не регулирует вопрос возможности прописать в неконцессионном договоре ГЧП механизм распределения валютных рисков, что, основываясь на принципе «свободы договора», должно означать, что законодательство РК допускает такое регулирование в неконцессионном договоре ГЧП. Однако на практике государственные органы занимают ограничительную позицию: «все, что не разрешено, запрещено», и не известны пока прецеденты заключенных неконцессионных договоров ГЧП с регулированием валютных рисков. Договор ГЧП - это поименованный договор Очевидно, что далеко не всякое упоминание в тексте закона какого-либо вида договоров означает, что соответствующий договор в контексте п.2 ст. 380 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года (далее - «ГК РК») должен признаваться «предусмотренным законодательством» (т.е. поименованным). Мы согласны с Карапетовым А.Г. и Савельевым А.И., что «смысл квалификации договора в качестве поименованного заключается в том, чтобы применить определенные правовые нормы, относящиеся к нему. Если таковых норм нет, то вряд ли имеет смысл говорить о поименованности такого договора. Иными словами, закон должен предусматривать какое-либо позитивное регулирование договоров, например, в части требований к форме, существенным условиям, правам и обязанностям сторон и т. д. Соответственно, непоименованным может считаться договор, в отношении которого не предусмотрено в законодательстве никакого позитивного регулирования, хотя бы он и упоминался в каком-либо законе или ином нормативном правовом акте» [4, с. 18]. Можно сделать вывод, соответственно, что договор ГЧП - это поименованный договор, так как существуют определенные правовые нормы, относящиеся только к нему. В частности одна его разновидность - договор концессии, регулируется специальным Законом о концессиях в части требований к форме, существенным условиям, правам и обязанностям сторон и т. д., тогда как его вторая разновидность - неконцессионный договор ГЧП, регулируется специальным Законом о ГЧП в части требований к форме, существенным условиям, правам и обязанностям сторон и т. д. Закон о ГЧП упоминает новые виды гражданско-правовых договоров - «сервисный контракт» и «контракт жизненного цикла», вводя их определения в подпунктах 18 и 20 статьи 1 Закона о ГЧП. Но так как помимо упоминания Казахстанское законодательство не содержит специального и сколько-нибудь содержательного специального регулирования таких соглашений, оба этих договора можно признать в качестве непоименованных договоров. Договор ГЧП - это смешанный договор Закон о ГЧП прямо определяет, что договор ГЧП (т.е. очевидно, неконцессионный договор ГЧП) является «договором, содержащим элементы различных договоров, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. К отношениям сторон договора государственно-частного партнерства применяется в соответствующих частях законодательство о договорах, элементы которых содержатся в данном договоре государственно-частного партнерства, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа договора государственно-частного партнерства» (см. пункт 4 статьи 45 Закона о ГЧП), т.е. «смешанным договором» согласно статье 381 ГК РК. Согласно нашему буквальному толкованию статьи 381 ГК РК мы согласны с мнением Е.А. Суханова [5] и М.И. Брагинского [6], что смешанный договор должен состоять исключительно из договоров, поименованных в действующем законодательстве. Данный вывод имеет то практическое последствие, что при подготовке неконцессионного договора ГЧП необходимо убедится, что он содержит элементы только поименованных в объективном праве договоров. Договоры, сочетающие элементы как поименованных, так и непоименованных, или только непоименованных в объективном праве договоров, признаваться договорами ГЧП (т.е. неконцессионными договорами ГЧП), очевидно, не могут. Так как согласно статье 21-1 Закона о концессиях и критериям предложенными Дятловой Н.А. [7, с. 308-309]: договор концессии имеет единый предмет как квалифицирующий признак самостоятельного договора (т.е. предметом договора концессии является создание/реконструкция объектов социальной инфраструктуры и жизнеобеспечения концессионером полностью или частично за счет привлеченного им финансирования, а также осуществления концессионером функциональной (т.е. техническое обслуживание не достаточно) эксплуатации объекта концессии); договор концессии имеет специальное законодательное регулирование (т.е. Закон о концессиях и соответствующие специальные подзаконные акты); ни в ГК РК, ни в Законе о концессиях не содержится упоминание о смешанном характере договора концессии (в соответствии с пунктом 2 статьи 21-1 Закона о концессиях договор концессии может включать в себя «элементы иных договоров, не запрещенных законодательством Республики Казахстан», т.е. очевидно, и непоименованных договоров, что не соответствует нашему пониманию категории «смешанного договора» как упомянуто выше); у договора концессии имеется особое правовое регулирование, предусмотренное Налоговым кодексом РК (т.е. отличное, как мы упомянули выше, от того что применяется к неконцессионному договору ГЧП), оценивая правовую природу договора концессии и его реализацию на практике, можно прийти к выводу, что договор концессии является самостоятельным, а не смешанным договором. Данный вывод имеет то практическое значение, что при отсутствии среди норм, содержащихся в Законе о концессиях и соответствующих «концессионных» подзаконных актах, специальных правил, регламентирующих отношения, вытекающие из договора концессии, исключается применение иных норм, регулирующие другие договорные обязательства. В этом случае субсидиарному применению подлежат лишь общие положения об обязательствах и договорах. Выводы На основании вышеизложенного можно прийти к следующим предварительным выводам: С момента вступления Закона о ГЧП в силу, неконцессионный договор ГЧП - это поименованный смешанный договор с приоритетным регулированием спорных отношений Законом о ГЧП. Не смотря на то, что согласно пункту 3 статьи 7 Закона о ГЧП заключения договора государственно-частного партнерства возможно, в том числе в следующих видах: контракта жизненного цикла, сервисного контракта, так как эти договора являются непоименованными договорами, а смешанный договор должен состоять исключительно из договоров, поименованных в действующем законодательстве, неконцессионный договор ГЧП не может быть заключен в виде контракта жизненного цикла или сервисного контракта. Вместе с тем это не означает, что не возможно заключить неконцессионный договор ГЧП который будет сочетать в себе несколько различных договорных конструкций, предусмотренных законодательством, которые в целом будут идентичны заявленным в Законе о ГЧП определениям контракта жизненного цикла и сервисного контракта. Объявление разных видов поименованных договоров согласно списку в пункте 3 статьи 7 Закона о ГЧП в качестве договора ГЧП меняет их правовую природу (за исключением концессии как особого вида ГЧП), так как договор ГЧП это особый вид гражданско-правового договора, а именно поименованный смешанный договор с особым правовым регулированием. Например, договор доверительного управления государственным имуществом заключенный в рамках Закона о ГЧП приобретает особую правовую природу, отличную от договора доверительного управления государственным имущество заключенного в рамках Закона РК «О государственном имуществе» от 1 марта 2011 года № 413-IV. В частности в рамках Закона о ГЧП договор доверительного управления государственным имуществом как неконцессионный договор ГЧП может быть заключен без конкурса посредством прямых переговоров, должен содержать все существенные условия согласно статье 46 Закона о ГЧП, а также быть не двухсторонним, а многосторонним договором, при этом стороны не обязан строго придерживаться положений типового договора доверительного управления государственным имуществом и т.д. Поэтому мы позволим себе не согласится с Сулейменовым М.К. о том что «объявление их договорами ГЧП ровным счетом не меняет ничего в их правовой природе» [8]. Также развивая мысль Ю.К. Толстого, мы считаем, что не только комплексные отрасли права, но и комплексные институты не существуют объективно в системе права, а лишь выделяются при системе права в научных, педагогических и практических целях [12], поэтому мы считаем, что с вступлением в силу Закона о ГЧП договор ГЧП (т.е. неконцессионный договор ГЧП) приобрел свою особенную правовую природу, и выделять его из общей массы договоров теперь необходимо не как комплексный правовой институт по сфере деятельности (т.е. инвестиционная деятельность с взаимовыгодным участием государства) как мы ранее предлагали [13], а согласно методике квалификации предложенной ниже. Для того чтобы квалифицироваться как договор ГЧП, нужно чтобы: неконцессионный договор ГЧП был заключен в порядке и на условиях, которые установлены Законом о ГЧП, а договор концессии должен быть заключен в порядке и на условиях, которые установлены Законе о концессиях (т.е. даже если оценив условия спорного инвестиционного соглашения с участием публично-правовым образованием суд установит, что такое соглашение включает все существенные условия предусмотренные в Законе о ГЧП или Законе о концессиях, суд не должен определять такое соглашение как договор ГЧП и применять к его оценке положения Закона о ГЧП/ Закона о концессиях, если не соблюдены жесткие требования к порядку заключения договоров ГЧП); Учитывая тот факт, что неконцессионный договор государственно-частного партнерства является смешанным договором, можно выделить четыре группы условий, которые являются существенными для любого неконцессионного договора государственно-частного партнерства: 1) условие о предмете договора, 2) условия, которые признаны существенными в соответствии со статьей 46 Закона о ГЧП, 3) условия, которые необходимы для договоров данного вида (так как договор государственно-частного партнерства является смешанным договором, то в нем могут содержаться элементы только договоров, предусмотренных законодательством (статья 381 ГК РК), поэтому все необходимые условия для данных видов договоров должны быть отражены в договоре государственно-частного партнерства), например, размер арендной платы в договоре имущественного найма (аренды), 4) условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Например, частный партнер требует включить в договор условие о поставке необходимого для проекта в сфере электроэнергетики топлива не железнодорожным, а автомобильным транспортом. ______________________ 1 Магистр права, Юридическая фирма GRATA, Каспийский общественный университет, Республика Казахстан, г. Алматы
Список использованных источников:
1. Под ред. Попондопуло В.Ф., Килинкарова В.В. Комментарии к Федеральному закону «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - М.: Инфотропик Медиа, 2016. - 348 с. 2. Shaimerden Chikanayev. Chapter 12 - РРР in Kazakhstan. // The Public-Private Partnership Law Review. Law Business Research Ltd., London. 2016. - С 144 - 165. http://www.gratanet.com/ up_files/PPP_Kazakhstan.pdf 3. Попондопуло В.Ф. Публично-частное партнерство - значение, понятие и правовые рамки в России. // Публично-частное партнерство в муниципальной сфере: германский и российский опыт: коллективная моногр. / Под ред. Е. Гриценко и др. - М.: Инфотропик Медиа, 2014. - С. 102-113. 4. Карапетов А.Г., Савельев А.И. «Свобода заключения непоименованных договоров и ее пределы» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 4/2012. - С. 12-34. 5. Под ред. П.В. Крашенинникова. Договор: Постатейный комментарий глав 27, 28 и 29 Гражданского кодекса Российской Федерации - М.: Статут, 2010. 6. Брагинский М.И. Основы учения о непоименованных (безымянных) и смешанных договорах. // М.: Статут, 2007. 7. Дятлова Н.А. Правовая природа соглашения о государственно-частном партнерстве // Вестник СПбГУ. Право. 2017. Т.8. Вып. 3. С.306-313. 8. Сулейменов М.К. Юридические лица публичного права: есть ли необходимость закреплять эту категорию в законодательстве Казахстана? // https://www.zakon.kz/4829397-juridicheskie-lica-publichnogo-prava.html 9. https://forbes.kz/news/2017/11/09/newsid_158911 10. http://www.ratel.kz/raw/albert_rau_gde_tut_g 11. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/06/02/692651-ugrozhayuschee-rinku-kontsessii 12. Сулейменов М.К. Право как система // Монография. - Алматы: Юридическая фирма «Зангер», 2011. - С. 244 13. https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37314201
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |