|
|
|
© Центр Исследования правовой политики, 2013
ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ по вопросам соответствия законодательства Республики Казахстан основным социально-экономическим принципам прав человека в аспекте предпринимательской деятельности[1]
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Республика Казахстан (далее - «РК») стремится получить статус постоянного наблюдателя в четырех комитетах (Комитет по инвестициям, Комитет по политике в области образования, Комитет по сельскому хозяйству и Комитет по промышленности, инновациями предпринимательству) Организации экономического сотрудничества и развития (далее - «ОЭСР»), что предоставит возможность разработать и осуществить более эффективную экономическую политику страны. Одним из приоритетных направлений ОЭСР является повышение ответственного поведения предприятий (особенно добывающего сектора). При этом ОЭСР рекомендует придерживаться принципа пропорциональности, прозрачности и отсутствия дискриминации. Казахстану, по мнению ОЭСР, следует придать судебной системе больше независимости, сделать систему государственных закупок более прозрачной, уделять большее внимание защите прав человека в сфере предпринимательской деятельности. Любая экономическая политика, включая политику преодоления кризиса, влечет за собой огромные последствия связанные с распределением финансов внутри государства и, следовательно, чревата нарушением социально-экономических прав граждан. Как известно, предыдущие экономические кризисы особенно тяжело сказывались на наименее защищенных слоях общества и приводили к нарушениям их естественных прав. Продолжающиеся финансовый кризис и экономический спад остаются одной из главных проблем, вызывающих беспокойство государственных органов и предпринимателей, которые пытаются усовершенствовать управление экономикой, восполнить пробелы нормативных правовых актов и определить меры для выхода из сложившейся ситуации. Восстановление здоровой глобальной экономики требует возвращения государству соответствующей роли регулятора финансовых рынков. В дополнение к этому негативное влияние внешних факторов связанных с глобальным экономическим кризисом может быть устранено посредством возвращения правительству присущей ему роли организатора коллективных действий как на национальном, так и на глобальном уровнях.[2] В Послании Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» (27 января 2012 г.) было дано направление развития государства на ближайшее десятилетие. В современном мире баланс между развитием экономики и обеспечением общественных благ является коренным вопросом социально-экономической модернизации, что напрямую связано с правовой политикой в обеспечении защиты прав человека. Сегодня единственным кандидатом на роль основной нормы, отвечающим факту плюрализма, а также принципам справедливости и необходимости моральных начал порядка, являются позитивные права человека. Права человека образуют универсальную совокупность как политических и экономических, так и социальных и культурных прав. Их нарушение не придает большего веса аргументу, оспаривающему универсальность их притязаний на значимость.[3] Социальная несправедливость возникает прежде всего тогда, когда правительства, определяя пределы социальных и экономических прав, не принимают во внимание связь, существующую между этого рода правами и косвенно защищаемыми основными правами; когда в процессе этого определения пределов вмешиваются другие факторы, помимо требования охранять соответствующие основные права, - прежде всего невежество, а также интересы - личные, групповые, классовые и т.п. Или когда законы, определяющие установление и функционирование социальных и экономических отношений, например налоговые законы, гражданский кодекс и другие акты или законы более узкого охвата, применяются без учета внутренней связи, существующей между этого рода правами и косвенно охраняемыми основными правами, т.е. определяются без учета их предвидимых последствий для этих прав при существующих в данной стране условиях.[4] Предпринимательская деятельность представляет собой множество возможностей благодаря преобразованию производственных факторов в товары или услуги, что способствует экономическому развитию. Однако стимулирующие предпринимательство структуры слишком часто приводят к решениям, которые наносят ущерб осуществлению прав человека. В связи с этим в своей резолюции 17/4 Совет по правам человека единогласно одобрил Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека. Сегодня Руководящие принципы стали общепризнанной нормой, направленной на предупреждение и ликвидацию негативного воздействия предпринимательской деятельности на права человека. В 2005 г. по просьбе Комиссии по правам человека Генеральный секретарь назначил проф. Джона Ругги (John Ruggie) своим Специальным представителем по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях с мандатом определять и разъяснять стандарты ответственности и отчетности предприятий применительно к правам человека и проработать вопрос о роли государства в этой связи.
2. Использованные нормативные правовые акты Республики Казахстан
1) Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года, с учетом изменений и дополнений (Конституция РК); 2) Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года №132 «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» (Конституционный закон о судебной системе); 3) Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая и Особенная части) от 27 декабря 1994 года и от 1 июля 1999 года, с учетом изменений и дополнений (Гражданский кодекс; ГК РК); 4) Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года №251-III, с учетом изменений и дополнений (ТК РК); 5) Налоговый кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года №99-V, с учетом изменений и дополнений (Налоговый кодекс либо НК РК); 6) Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 июля 1999 года №411-I, с учетом изменений и дополнений (ГПК); 7) Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года №207, с учетом изменений и дополнений (УПК); 8) Кодекс Республики Казахстан о здоровье народа и системе здравоохранения от 18 сентября 2009 года №193-IV, с учетом изменений и дополнений (Кодекс о здоровье народа); 9) Экологический кодекс Республике Казахстан от 9 января 2007 года №212-III ЗРК (ЭК РК; Экологический кодекс); 10) Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 30 января 2001 года №155-II (КоАП); 11) Уголовный Кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года №167-I (УК РК); 12) Закон Республики Казахстан от 24 марта 1998 года №213-I «О нормативных правовых актах», с учетом изменений и дополнений (Закон о НПА); 13) Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года №453-I «О государственной службе» (Закон о государственной службе); 14) Закон Республики Казахстан от 12 января 2007 года №221-III ЗРК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», с учетом изменений и дополнений (Закон о порядке рассмотрения обращений); 15) Закон Республики Казахстан от 28 января 2011 года №101-IV «О медиации» (Закон о медиации); 16) Закон Республики Казахстан от 15 марта 1999 года №349-I «О государственных секретах» (Закон о государственных секретах); 17) Закон Республики Казахстан «Об информатизации» от 11 января 2007 года № 217-III ЗРК (Закон об информатизации); 18) Закон Республики Казахстан «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах» от 3 апреля 2002 года №314-II (Закон о промышленной безопасности); 19) Закон Республики Казахстан «О радиационной безопасности населения» от 23 апреля 1998 года № 219-I (Закон о радиационной безопасности); 20) Закон Республики Казахстан от 14 апреля 1997 года №93-I «Об использовании атомной энергии» (Закон об использовании атомной энергии); 21) Закон Республики Казахстан от 15 ноября 2010 №352-IV «О государственном регулировании производства и оборота биотоплива» (Закон о биотопливе); 22) Закон Республики Казахстан от 12 января 2007 года №221-III ЗРК «О защите прав потребителей», с учетом изменений и дополнений (Закон о защите прав потребителей); 23) Закон Республики Казахстан о безопасности игрушек от 21 июля 2007 №306-III (Закон о безопасности игрушек); 24) Закон Республики Казахстан от 11 января 2007 года №214-III ЗРК «О лицензировании», с учетом изменений и дополнений (Закон о лицензировании); 25) Закон Республики Казахстан от 09 ноября 2004 года №603-II ЗРК «О техническом регулировании» по состоянию на 10 июля 2012 года (Закон о техническом регулировании); 26) Закон Республики Казахстан от 25 декабря 2008 года № 112-IV ЗРК «О конкуренции» по состоянию на 10 июля 2012 года (Закон о конкуренции); 27) Закон Республики Казахстан от 09 июля 1998 года №272-I «О естественных монополиях и регулируемых рынках» по состоянию на 10 июля 2012 года (Закон о регулируемых рынках); 28) Закон Республики Казахстан от 02 июля 2003 года №461-II «О рынке ценных бумаг» по состоянию на 05 июля 2012 года (Закон о рынке ценных бумаг); 29) Закон Республики Казахстан от 31 января 2006 года №124-III ЗРК «О частном предпринимательстве», с учетом изменений и дополнений (Закон о частном предпринимательстве); 30) Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года №149-II «О занятости населения» с учетом изменений и дополнений (Закон о занятости населения); 31) Закон Республики Казахстан от 8 февраля 2003 года №387-II «О чрезвычайном положении» с учетом изменений и дополнений (Закон о чрезвычайном положении); 32) Закон Республики Казахстан от 22 июля 2011 года № 477-IV ЗРК «О миграции населения» по состоянию на 10 июля 2012 года (Закон о миграции населения); 33) Закон Республики Казахстан от 09 апреля 1993 года №2107-XII «О профессиональных союзах» (с изменениями по состоянию на 29 апреля 2009 г.) (Закон о профсоюзах); 34) Закон Республики Казахстан от 22 апреля 1998 года №220-I «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (с изменениями по состоянию на 12 января 2012 г.) (Закон о ТОО); 35) Закон Республики Казахстан от 13 мая 2003 года №415-II «Об акционерных обществах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.07.2012 г.) (Закон об АО); 36) Закон Республики Казахстан об инвестиционных фондах от 07 июля 2004 года №576-II (Закон об инвестиционных фондах); 37) Закон Республики Казахстан от 07 февраля 2005 года №30-III ЗРК «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей», с учетом изменений и дополнений (Закон об обязательном страховании работника от несчастных случаев); 38) Закон Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года №405-II «Об обязательном социальном страховании», с учетом изменений и дополнений (Закон о социальном страховании); 39) Закон Республики Казахстан «О зерне» от 19 января 2001 года №143-II (Закон о зерне); 40) Закон Республики Казахстан от 24 июня 2010 года №291-IV ЗРК «О недрах и недропользовании», с учетом изменений и дополнений (Закон о недропользовании); 41) Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года №858 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года» (Концепция правовой политики до 2020 г.); 42) Указ Президента Республики Казахстан от 14 ноября 2011 года №174 «О Концепции информационной безопасности до 2016 года» (Концепция правовой политики до 2020 г.); 43) Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2003 года №1042«О Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан» (Указ о комиссии по правам человека); 44) Указ Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002 года №947 «Об учреждении должности Уполномоченного по правам человека» (Положение об Уполномоченном по правам человека); 45) Указ Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2004 года №1474 «О дальнейшем совершенствовании системы защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина» (Указ о совершенствовании системы защиты прав человека); 46) Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 10 марта 1999 года № 2/2 «Об официальном толковании пунктов 1 и 2 статьи 14, пункта 2 статьи 24, подпункта 5) пункта 3 статьи 77 Конституции Республики Казахстан» (Постановление Конституционного Совета РК от 10 марта 1999 года № 2/2); 47) Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 12 марта 1999 года № 3/2 «Об официальном толковании пункта 7 статьи 61 и пункта 1 статьи 28 Конституции Республики Казахстан» (Постановление Конституционного Совета РК от 12 марта 1999 года № 3/2); 48) Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 01 декабря 2003 года №12 «Об официальном толковании статей 10 и 12 Конституции Республики Казахстан» (Постановление Конституционного Совета РК от 01 декабря 2003 года №12); 49) Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 07 июня 2000 года № 4/2 «Об официальном толковании пункта 4 статьи 5 Конституции Республики Казахстан» (Постановление Конституционного Совета РК от 7 июня 2000 года № 4/2); 50) Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 5 августа 2002 года №5 «О соответствии Конституции Республики Казахстан Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам прокурорского надзора» (с изменениями от 27.04.2011 г.) (Постановление Конституционного Совета РК от 5 августа 2002 г. №5); 51) Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 21 июня 2001 г. №3 «О применении судами законодательства о возмещении морального вреда» (Нормативное постановление Верховного Суда РК от 21 июня 2001 г. №3); 52) Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 февраля 2008 года №141 «Вопросы Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство)» (Постановление от 15 февраля 2008 года №141); 53) Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 декабря 2003 года №1251 «О создании Межведомственной комиссии по международному гуманитарному праву и международным договорам по правам человека» (Постановление от 9 декабря 2003 года № 1251); 54) Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 декабря 2011 года № 1457 «Об утверждении Правил обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда» (с изменениями и дополнениями от 01.06.2012 г.) (Постановление от 5 декабря 2011 года №1457); 55) Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2011 года № 1225 «Об утверждении Правил и сроков проведения обучения, инструктирования и проверок знаний по вопросам безопасности и охраны труда работников» (с изменениями от 01.06.2012 г.) (Постановление от 28 октября 2011 года №1225); 56) Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 августа 2007 года №721 «Об утверждении Правил принятия нормативных правовых актов в области безопасности и охраны труда соответствующими уполномоченными органами» (Постановление от 21 августа 2007 года №721); 57) Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 августа 2007 года №720 «Об утверждении Правил предоставления информации и ведения государственной статистики в области безопасности и охраны труда» (с изменениями от 17.06.2010 г.) (Постановление от 21 августа 2007 года №720); 58) Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 ноября 2011 года №1368 «Об утверждении Правил представления отчетов производителями и импортерами табака и табачных изделий (Постановление от 22 ноября 2011 года №1368).
II. СООТВЕТСТИВИЕ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПРИНЦИПАМ, ОБЯЗЫВАЮЩИМ ГОСУДАРСТВО ЗАЩИЩАТЬ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Часть II настоящего Заключения содержит правовой анализ положений законодательства РК на соответствие социально-экономическим принципам, обязывающим государство защищать права человека.
1. Общие положения
Казахстан, ратифицировав Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.), взял на себя обязательства по осуществлению признаваемых в Пакте прав всеми надлежащими способами, включая принятие законодательных мер (Закон РК от 21 ноября 2005 года № 87-III, вступил в силу для РК 24 апреля 2006 г.). В связи с глобальным экономическим кризисом государство взяло на себя ответственность по выходу из сложившейся ситуации в экономике страны. В РК были введены дополнительные механизмы регулирования финансового сектора, системного и оперативного реагирования государства на угрозы финансовой нестабильности, меры бюджетной экономии, повышены требования по контролю за деятельностью предприятий, проведены мероприятия по повышению уровня администрирования и т.д. Следует отметить, что в период стагнации любое государство как правило расширяет область своего вмешательства. Причем по завершении данного периода оно обратно сужает сферу своих полномочий, но не возвращается к докризисному уровню. Экономические кризисы порождают не только временное, но и постоянное увеличение масштабов государственного вмешательства. Тем самым, государство получает дополнительные возможности по контролю за соблюдением и защите социально-экономических прав человека, которые в попытке сохранения конкурентоспособности нередко игнорируются или ущемляются предпринимателями. Однако в этом случае существуют риски нарушения государством прав субъектов частного бизнеса. В связи с этим, проблема соблюдения и защиты прав человека, определение соответствия норм действующего законодательства социально-экономическим принципам, обеспечивающим защиту прав человека, приобретает особое значение во взаимоотношениях государства с субъектами предпринимательской деятельности. На государство возлагается обязанность по обеспечению защиты от нарушений прав человека третьими сторонами, включая коммерческие организации. Организации в свою очередь несут ответственность за уважение прав человека. Ключевым вопросом становится расширение доступа к эффективным средствам несудебной и судебной защитам прав человека. В Докладе Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях Джона Ругги (далее - «Доклад») выделяется два базовых принципа, обязывающих государства защищать права человека: (i) Согласно первому положению, государства в пределах своей территории и/или юрисдикции должны обеспечивать защиту от нарушений прав человека третьими сторонами, включая предприятия. Это требует принятия необходимых мер, направленных на предупреждение и расследование таких нарушений, наказание за них и компенсацию ущерба посредством эффективной политики, законодательства, нормативного регулирования и судопроизводства (далее - «принцип обеспечения защиты государством прав человека от их нарушения третьими лицами, включая предприятия»). (ii) Второй базовый принцип закрепляет обязанность государств заявить требования к предприятиям, домицилированных на их территории и/или находящихся под их юрисдикцией, по соблюдению прав человека в рамках своей деятельности (далее - «принцип определенности правовой политики в обеспечении защиты прав человека»). Наряду с базовыми принципами в Докладе сформулированы принципы деятельности. Принципы деятельности логично вытекают из базовых принципов и конкретизируют их.
Принципы деятельности сгруппированы по четырем кластерам: 1) Общие функции государства в сфере нормативного регулирования и политики. Общие функции государства в сфере нормативного регулирования и политики включают в себя положения, которые непосредственно вытекают из принципа обеспечения защиты государством прав человека от их нарушения третьими лицами, включая предприятия. Согласно данной части государствам рекомендуется обеспечивать реализацию законов, обязывающих коммерческие организации соблюдать права человека, оценивать адекватность этих законов и своевременно устранять пробелы в законодательстве. Наряду с этим государствам надлежит следить за нормами корпоративного права, которые должны способствовать соблюдению прав человека коммерческими организациями. Более того, государство должно инструктировать (предоставлять руководящие указания) коммерческие организации по методам соблюдения прав человека, поощрять и требовать предоставления информации о состоянии прав человека в организациях.
2) Связь государства с коммерческими организациями.
Вторая часть принципов деятельности продолжает требования, закрепленные в общих функциях государства в сфере нормативного регулирования и политики. В частности, указанные требования распространяются также и на коммерческие организации, находящиеся в собственности государства, контролируются им, пользуются его существенной поддержкой. При заключении контрактов с данными коммерческими организациями или принятии законодательных актов в их интересах государству необходимо учитывать свои международные обязательства.
3) Обеспечение соблюдения прав человека коммерческими организациями в районах, затронутых конфликтами.
Государствам рекомендуется способствовать соблюдению прав человека в коммерческих организациях, действующих в районах затронутых конфликтами. В процессе заключения государством с указанными коммерческими организациями контрактов, государство должно указать на необходимость соблюдения ими прав человека, а также оказывать в дальнейшем содействие, в том числе посредством повышения эффективности правовых норм, в этом направлении. В случае грубых нарушений прав человека данными организациями государствам рекомендуется отказывать организациям в государственной поддержке. Таким образом, этот принцип деятельности конкретизирует принцип определенности правовой политики в обеспечении защиты прав человека. Государствам рекомендуется предъявлять требования по соблюдению прав человека к коммерческим организациям, домицилированных на их территории и/или находящихся под их юрисдикцией и действующих в районах, затронутых конфликтами.
4) Обеспечение согласованности политики.
Осуществляя защиту прав человека, государству следует согласовать работу всех своих органов, непосредственно соприкасающихся с деятельностью коммерческих организаций, а также сохранять необходимую свободу для действий по защите прав человека с другими государствами и коммерческими организациями в рамках международных инвестиционных соглашений. В случаях вступления государства в международные институты, связанные с предпринимательством, и негативного воздействия их на соблюдение прав человека рекомендуется добиваться ограничения влияния подобных институтов. Таким образом, требования обеспечения согласованности политики является неотъемлемой частью принципа определенности правовой политики в обеспечении защиты прав человека. В связи с вышеуказанным, Специалист считает необходимым определить характер действующих правовых норм, их взаимосвязанность, логическую последовательность, а также выявить лакуны в правовой системе РК в контексте защиты социально-экономических прав человека на основе принципов, представленных в Докладе.
2. Соответствие норм законодательства РК принципам Ругги, обязывающим государства соблюдать и защищать права человека
Данный раздел настоящего Заключения сгруппирован по отдельным сферам правового регулирования (конституционное, гражданское, трудовое, природоохранное и др.).
2.1. Положения Конституции РК, закрепляющие обязанность государства защищать права человека от их нарушения третьими лицами, включая коммерческие организации
Согласно ст.1 Конституции Республика Казахстан утверждает себя социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Признание их высшей ценностью означает, что государство не имеет более важной задачи, чем забота о человеке, его материальном благополучии. Государство обязано создать все зависящие от него условия для достойного существования человека (Постановление Конституционного Совета РК от 1 июля 2005 года № 4). При этом стремление к выполнению роли социального государства ограничивается реальными возможностями государства. Казахстан признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией (Постановление Конституционного Совета РК от 21 декабря 2001 года № 18/2). Поскольку реализация социально-экономических прав в отличие от гражданских и политических прав требует соответствующих материальных ресурсов, то их осуществление возможно лишь поэтапно, по мере развития экономического благосостояния всего государства. Следует отметить, что в Конституции и иных нормативных правовых актах РК четких критериев разграничения прав человека и прав гражданина не предусмотрено. Данное обстоятельство характерно не только для казахстанской правовой системы, но и для законодательств других стран. Подобное положение дел создает существенные сложности при правовом регулировании отношений, например, с участием беженцев или лиц без гражданства, в том числе защите их социально-экономических прав.[5] Из положений казахстанского законодательства можно сделать вывод, что понятие прав человека фактически отождествляется с правами гражданина, обязывая государство, соблюдать и содействовать их реализации, защищать права гражданина от посягательств третьих лиц, в том числе организаций. Согласно п.2 ст.40 Конституции РК гарантом незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина является Президент РК. В связи с этим Указом Президента РК от 19 марта 2003 года № 1042 была сформирована Комиссия по правам человека при Президенте РК, которая представляет собой консультативно-совещательный орган, содействующий реализации Главой государства его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина, признаваемых и гарантируемых в соответствии с Конституцией РК.[6] Наряду с этим в целях реализации международных правовых обязательств, принятых в рамках международных договоров в области международного гуманитарного права и международных договоров по правам человека, участницей которых является РК, были созданы и иные специальные институты по защите прав человека. Указом Президента РК от 19 сентября 2002 года №947 была учреждена должность Уполномоченного по правам человека, который обязан осуществлять наблюдение за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и принимать меры по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина (п.1 Положения об Уполномоченном по правам человека). Постановлением Правительства РК от 9 декабря 2003 года №1251 была создана Межведомственная комиссия по международному гуманитарному праву и международным договорам по правам человека. Основной задачей Комиссии является выработка предложений по вопросам: обеспечения выполнения международно-правовых обязательств РК в области международного гуманитарного права и международных договоров по правам человека; имплементации принятых РК норм и принципов международного гуманитарного права и международных договоров по правам человека; совершенствования национального законодательства в соответствии с нормами международного гуманитарного права и международных договоров по правам человека, участницей которых является РК. Следует отметить, что институты, призванные обеспечивать защиту прав человека и гражданина, не всегда обладают эффективными механизмами воздействия на третьи лица (государственные органы, субъектов предпринимательской деятельности) в случае нарушения прав человека и гражданина. Например, акты реагирования Уполномоченного по правам человека ограничены рекомендациями (п.24 Положения об Уполномоченном по правам человека). Указом о совершенствовании системы защиты прав человека из Положения об Уполномоченном по правам человека были исключены такие действенные правомочия Уполномоченного как возможность принимать участие в судебном рассмотрении дела с целью защиты нарушенных прав и свобод человека и гражданина; возможность обращаться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда; возможность принятия мер к возмещению материального или морального ущерба в случае ходатайства о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, нарушившего права и свободы человека и гражданина. П.2 ст.6 Конституции РК установлено, что собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу. Субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом. В ст.12 Конституции РК закреплено, что в РК признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией. При этом права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов (далее - «НПА»). Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность. Положение о том, что права и свободы человека определяют содержание законов и иных НПА согласно Постановлению Конституционного Совета РК от 28 октября 1996 года № 6/2 следует понимать в том смысле, что права и свободы человека, провозглашенные Конституцией, являются основополагающими при разработке и принятии законов и иных НПА, устанавливающих условия и порядок осуществления этих прав и свобод. Ст.14 Конституции РК закрепляет равенство всех перед законом и судом. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам. Положения Конституции РК не дают развернутого понимания формулировки «иные обстоятельства». Из анализа НПА РК можно сделать вывод, что термин «иное обстоятельство» можно трактовать как запрет дискриминации и по другим признакам, таким как гражданство (Постановление Конституционного Совета РК от 1 декабря 2003 года №12), возраст (ст.7 ТК РК) или состояние здоровья (ст.55 ТК РК). Некоторые основания, по которым граждане могут быть подвергнуты дискриминации, законодательством не затронуты.[7] Например, не урегулирован вопрос дискриминации по мотивам сексуальной ориентации. Ст.24 Конституции РК за каждым закрепляется право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии, право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы. Также каждый имеет право на отдых. Работающим по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Гражданину, согласно п.1 ст.28 Конституции РК гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям. Конституции РК в части прав граждан на социальное обеспечение в случае болезни согласно Постановлению Конституционного Совета РК от 12 марта 1999 г. № 3/2 следует понимать так, что реализация данного конституционного права гарантируется государством путем создания различных систем и осуществления других необходимых и доступных мер, в том числе посредством законодательного возложения этой обязанности на работодателей независимо от формы собственности. П.1 ст.39 права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. Таким образом, положения Конституции РК признают человека, его жизнь, права и свободы в качестве высших ценностей государства, соответствуют общепризнанным социально-экономическим принципам прав человека и международным стандартам их защиты. В них соблюдены принципы обеспечения защиты государством прав человека от их нарушения третьими лицами и определенности правовой политики в обеспечении защиты прав человека. Положения Конституции РК, обладающей высшей юридической силой, должны конкретизироваться в нижестоящих НПА РК (ст.4 Закона о НПА). Однако, как показывает юридическая практика, многие положения Основного закона не находят своего логического продолжения в нижестоящих НПА республики. В связи с этим, в Концепции правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента РК от 24 августа 2009 года №858, отмечается необходимость дальнейшей реализации правовых идей и принципов Конституции РК в законодательных, организационных и других мерах государства. Важнейшей задачей является реализация принципов и норм Конституции РК, в первую очередь в деятельности органов государственной власти и ее должностных лиц, обеспечение при этом как прямого действия Конституции РК, так и реализацию ее потенциала через текущее законодательство и правоприменение.
2.2. Положения гражданского законодательства РК, закрепляющие обязанность государства защищать права человека от их нарушения третьими лицами, включая коммерческие организации
Согласно п.1 ст.2 ГК РК гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Государство обязуется обеспечить неприкосновенность собственности, восстановление нарушенных прав, в том числе, вследствие неправомерных действий коммерческих организаций, судебную защиту, а также гарантирует невмешательство своих органов в частные дела. Государство или соответствующая административно-территориальная единица обязуется возместить убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего законодательству акта органа государственной власти, иного государственного органа, а также действиями (бездействием) должностных лиц этих органов. Защита гражданских прав как разновидности социально-экономических прав человека обеспечивается государством посредством судебных и несудебных органов власти. Обращение за защитой нарушенного права к органу власти или управления не препятствует обращению в суд с иском о защите права (ст.9 ГК РК). В случае обращения за защитой нарушенного права к органу власти или управления, государственные органы согласно ст.4 Закона о порядке рассмотрения обращений обязаны придерживаться принципов законности; единства требований к обращениям; гарантии соблюдения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц; недопустимости проявлений бюрократизма и волокиты при рассмотрении обращений; равенства физических и юридических лиц; прозрачности деятельности субъектов и должностных лиц при рассмотрении обращений.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |