Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
Как учитывается компенсация расходов в случае получения покупателем дефектного товара или его недостачи? (Г. Шахворостова, бухгалтер-практик САР, 11 января 2019 г.)
ТОО импортирует товар, затем реализует его клиентам не на территории РК. Возникают ситуации, когда клиент получает товар с дефектом или недостача товара. При дефектах товар не возвращается ни на завод, ни в ТОО, утилизируется в стране клиента. ТОО компенсирует стоимость товара с дефектом или стоимость недостачи. Какие первичные документы необходимы для оформления компенсации клиенту, какие бухгалтерские проводки будут возникать в данном случае? Являются ли данные расходы вычитаемыми для целей КПН?
Статьей 425 Гражданского кодекса определено, что в случае, когда договором предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать установленным требованиям в течение определенного периода времени, установленного договором (гарантийного срока). Далее статьями 427 и 428 Гражданского кодекса установлено, что в случае, если законодательством или договором предусмотрена проверка качества товара, она должна осуществляться в соответствии с установленными в них требованиями. Если условия проверки качества товара не предусмотрены, то проверка качества товара должна производиться в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми условиями проверки товара, подлежащего передаче по договору. Если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца: 1) соразмерного уменьшения покупной цены; 2) безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; 3) возмещения своих расходов на устранение недостатков товара; 4) замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору; 5) отказа от исполнения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы. В случае, когда продавец товара ненадлежащего качества не является его изготовителем, требования о замене или о безвозмездном устранении недостатков товара могут быть предъявлены по выбору покупателя к продавцу либо к изготовителю. Данные Правила применяются, если Гражданским кодексом или другими законодательными актами не установлено иное. Также статьей 429 Гражданского кодекса предусмотрено, что продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что они возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента. Продавец отвечает за недостатки проданного товара и тогда, когда он не знал о них. Соглашение об освобождении продавца от ответственности или об ее ограничении ничтожно. В отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки в товаре возникли после их передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения либо действий третьих лиц или непреодолимой силы. Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 1200 тг
|