От частного нотариуса — к частному судебному исполнителю
Ненадлежащее или несвоевременное исполнение судебных актов ведет к подрыву авторитета судебной власти, ущемлению прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства. Становится понятно, что авторитет судов необходимо повышать не только путем улучшения материально-технического, кадрового и иного обеспечения, но и добиваясь эффективности исполнения судебных актов. Обновлять и совершенствовать механизм принудительного исполнения предлагается по-разному: внося изменения и дополнения в существующее законодательство, расширяя полномочия судебного исполнителя, повышая ему зарплату и т. д. В этом отношении весьма полезно проанализировать, как подобные проблемы решаются за рубежом. Во Франции исторически сложилась система частного исполнения, когда функции судебных исполнителей выполняются не государственными служащими, а «принудительными исполнителями» — лицами, получившими лицензию у государства на данную деятельность. Чтобы стать принудительным исполнителем во Франции, гражданин должен иметь юридическое образование, пройти двухгодичную стажировку в соответствующей конторе, сдать государственный квалификационный экзамен. В США функции по исполнению осуществляют шерифы, маршалы, судебные приставы-исполнители, а также частные юридические агентства. В Германии также устоялся институт частных судебных исполнителей, именуемых регистраторами суда. Полномочия по исполнению судебных актов они осуществляют на основании сертификата, предоставляющего им соответствующее право. Для стран СНГ — с нашим постсоветским менталитетом — внедрение института частных судебных исполнителей на первый взгляд кажется непривычным шагом. Но если обратиться к опыту недалекого прошлого, институт частных нотариусов тоже многим казался неприемлемым. А сегодня без него уже невозможно себе представить современную жизнь. В сфере исполнительного производства из года в год растет количество судебных актов, подлежащих исполнению. Так, если за 12 месяцев 2003 года судебные исполнители приняли в работу 896 375 исполнительных документов, то в 2004 году их количество выросло до 952 469. Такая перегруженность сказывается на качестве работы судебного исполнителя, поэтому стоило бы задуматься о возможности введения в Казахстане, наряду с государственными судебными исполнителями, института частных судебных исполнителей, урегулировав в законодательном порядке их правовое положение. Чтобы исключить разрозненность в работе частных судебных исполнителей, целесообразным видится их объединение в палаты частных судебных исполнителей — некоммерческие, профессиональные самофинансируемые организации. Все частные лица, занимающиеся исполнением судебных актов, должны состоять в палатах, созданных по региональному принципу. Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 400 тг
|