|
|
|
18.05.2007 ПРОЕКТ
КОНЦЕПЦИЯ совершенствования системы предоставления юридической помощи гражданам
2. Анализ состояния обеспечения граждан квалифицированной юридической помощью 4. Основные направления реформирования системы предоставления юридической помощи гражданам
Происходящий в Казахстане процесс развития правового государства, основой которого является полная реализация всех прав и свобод граждан, в том числе и права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, провозглашенного Конституцией страны, требует дальнейшего совершенствования форм и методов деятельности правовых институтов, связанных с защитой прав и законных интересов граждан. Важнейшее место в этом процессе занимает совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы организации и деятельности адвокатуры - института, теснейшим образом связанного с отправлением правосудия. Степень развития институтов оказания юридической помощи, в том числе адвокатуры, является важнейшим индикатором состояния демократии в обществе, реальной защищенности прав гражданина. Именно поэтому в Послании народу Казахстана еще в 2005 году Главой государства поручалось принять меры, направленные на повышение роли адвокатов в рамках уголовного судопроизводства и на стадии исполнения судебных решений, поскольку адвокатура является ядром системы оказания юридической помощи. Понимание важности проблем обеспечения граждан квалифицированной юридической помощью, ее доступности всем слоям населения предопределило повышенное внимание к роли адвокатуры в ряде основополагающих документов, таких как: Государственная программа правовой реформы в Республике Казахстан, утвержденная постановлением Президента Республики Казахстан от 12 февраля 1994 года № 1569, Концепция правовой политики Республики Казахстан, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 20 сентября 2002 года № 949, и других. Государственная программа правовой реформы являлась первым концептуальным документом реформационного периода, в котором в качестве одного из направлений судебной и правовой реформы предполагалось создание сильной, квалифицированной адвокатуры. На сегодняшний день можно констатировать достижение ряда намеченных целей. В частности, Законом «Об адвокатской деятельности» реформирована организационная структура адвокатуры путем установления разнообразных организационных форм адвокатской деятельности, определены статус адвоката, гарантии независимости адвокатов и другие вопросы. На нынешнем этапе правового развития страны первостепенной является задача совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы предоставления гражданам квалифицированной юридической помощи, в том числе и бесплатной, повышение ее качества, создание реального механизма доступа адвокатов и граждан к соответствующим стадиям правосудия.
2. Современное состояние адвокатуры в Республике Казахстан и основные проблемы в сфере обеспечения квалифицированной юридической помощи
В настоящее время в Казахстане функционируют 16 территориальных коллегий адвокатов. Общая численность адвокатов составляет 3250 человек, из них свыше 2100 адвокатов осуществляют свою деятельность через юридические консультации, остальные - через адвокатские конторы и индивидуально без регистрации юридического лица. Увеличилось число адвокатов, осуществляющих свою деятельность в сельских районах. Сложилась устойчивая тенденция снижения текучести кадров. Так, если в 2003 году из коллегий адвокатов был исключен 191 адвокат, в 2004 году - 120, то в истекшем году - всего 108 адвокатов. Вместе с тем, остается нерешенной проблема обеспечения адвокатской помощью населения сельских районов, где адвокатская деятельность не организована на постоянной основе. В частности, нехватка адвокатов наблюдается в Исатайском и Макатском районах Атырауской области, Бокейордынском и Каратобинском районах Западно-Казахстанской области, Актогайском и Улытауском районах Карагандинской области, Амангельдинском, Камыстинском и Наурзумском районах Костанайской области, Ералиевском районе Мангистауской области и Отырарском район Южно-Казахстанской области. В силу этих обстоятельств актуальной остается проблема привлечения адвокатов к участию в качестве защитников по уголовным делам. Так, по данным Министерства внутренних дел Республики Казахстан, ежегодно к уголовной ответственности привлекается свыше 80 тысяч граждан, при чем доля групповых преступлений, в целом по стране составляет почти четвертую часть от общего числа зарегистрированных преступлений, а в некоторых областях достигает одной трети. Однако в силу малочисленности адвокатов обеспечение права на защиту каждого из них порой представляется невозможным в случаях противоречия интересов подозреваемых, обвиняемых. Это проблема приобретает актуальное значение и в связи с необходимостью реализации норм Уголовно-процессуального кодекса, предусматривающих введение до 1 января 2009 года возможности участия в качестве защитников близких родственников и других установленных законом лиц только наряду с адвокатами, а также обязательное участие адвокатов в апелляционных судах по определенным категориям дел. Решению этих проблем, в особенности в сельской местности, не способствует отсутствие законодательного регулирования вопросов, связанных с организацией деятельности адвокатов. Так, в соответствии с Законом «Об адвокатской деятельности» коллегия адвокатов не наделена полномочиями по направлению вступающих в члены коллегии лиц в те районы, где нет адвокатов. При этом право выбора формы и места осуществления адвокатской деятельности принадлежит лицу, вступающему в коллегию адвокатов. В силу этого большинство из стажировавшихся 345 стажеров адвокатов имели намерение получить лицензию на будущее, некоторая часть для осуществления адвокатской деятельности в городах, и лишь 1/6 часть от общего числа стажеров была намерена после получения лицензии работать в сельской местности. При чем среди них нет ни одного стажера, желающего работать в тех сельских районах, где имеется нехватка адвокатов. Реализации гарантированного государством права гражданина на получение квалифицированной юридической помощи не способствует и существующая система администрирования оплаты труда адвокатов, предоставляющих такую помощь, финансирование осуществляется по нескольким республиканским бюджетным программам, администраторами которых являются министерства внутренних дел и юстиции и Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция). Причем Минюст оплачивает труд адвокатов также и в случаях их участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве и в качестве защитника в судебном производстве по делам об административаных правонарушениях. Между тем, если оплата труда адвокатов на предварительном следствии, проводимом органами финансовой полиции, не сопровождается какими-либо проблемами, то Министерство внутренних дел ежегодно недоплачивает адвокатам, участвующим на следствии и дознании, заработную плату в суммах, исчисляющихся в миллионах тенге, а у Министерства юстиции бюджетные средства остаются неосвоенными. Так, по итогам деятельности адвокатов в 2004 году не освоено 2,5 млн. тенге, а за 2005 год - 35 млн. тенге. В то же время бюджетное законодательство не позволяет регулировать распределение бюджетных средств, выделяемых по заявкам коллегий адвокатов, на определенной стадии уголовного или гражданского судопроизводства, или производства по делам об административных правонарушениях. Кроме того, существующая система предоставления защитника подозреваемому, обвиняемому способствует неэффективному использованию государством бюджетных средств, поскольку законодательными актами не установлены материальные критерии доступа к бесплатной юридической помощи. В этой связи, несмотря на провозглашение Конституцией страны права каждого на получение в предусмотренных законом случаях бесплатной юридической помощи, услуги адвоката не всегда являются бесплатными для лиц, действительно нуждающихся в такой помощи, поскольку Уголовно-процессуальный кодекс обязывает суды взыскивать с осужденного расходы за услуги адвокатов, если он не заявил отказ от защитника. Следует также отметить несоответствие существующей системы администрирования оплаты труда адвокатов современным требованиям, поскольку осуществление оплаты труда адвокатов на основании решений следователей, дознавателей и судьей, ставит адвокатов в зависимое положение от указанных лиц, и это, безусловно, отрицательно сказывается на качестве оказываемых адвокатами юридических услуг и принижает роль адвокатов в системе правосудия. Отсутствие законодательно определенного механизма регулирования повлекло также проблему доступа граждан к профессиональной юридической помощи на досудебной стадии регулирования правовых вопросов. Так, согласно Закону «Об адвокатской деятельности», оказание бесплатной юридической помощи на указанной стадии возложено на коллегии адвокатов. Труд адвоката в таких случаях должен оплачиваться за счет средств коллегий. Однако, как показала практика, в силу отсутствия законодательных механизмов предоставления такой помощи и неорганизованности коллегий адвокатов, юридическая помощь на указанной стадии не оплачивается и меры по решению этой проблемы не принимаются. В то же время, по данным коллегий адвокатов, один адвокат в среднем за год дает лишь 39 бесплатных устных консультаций и составляет всего 12 письменных бесплатных документов. Несмотря на это, большинство коллегий считают нецелесообразной оплату труда адвокатов, оказывающих такую помощь, поскольку это, за неимением иных источников финансирования, повлечет увеличение размера членских взносов. В то же время отсутствие материальной заинтересованности является серьезным препятствием доступу граждан к получению досудебной правовой помощи на безвозмездной основе. По указанной причине не решаются также и проблемы привлечения адвокатов к участию по делам об административных правонарушениях, рассматриваемым многочисленными органами и должностными лицами, по которым участие адвокатов является обязательным, а также по делам о преступлениях, дознание по которым, в соответствии с Уголовным кодексом Республики Казахстан, осуществляется органами юстиции. Эти проблемы вызваны также недостаточной информированностью граждан о праве на бесплатную юридическую помощь, в результате чего в большинстве случаев граждане не знают о своем праве на получение юридической помощи. Незнание населения о возможности получения такой помощи, в свою очередь, обусловлено отсутствием законодательно регламентированного порядка заблаговременного информирования населения органами следствия, дознания, судами и другими государственными органами. Доступу граждан к квалифицированной юридической помощи не способствует также и отсутствие законодательно установленных критериев контроля качества юридической помощи, оказываемой как адвокатами, так и частнопрактикующими юристами. В соответствии с Законом «Об органах юстиции», осуществление контроля качества юридических услуг, оказываемых адвокатами, возложено на органы юстиции. Что касается контроля качества юридических услуг, оказываемых частнопрактикующими юристами, то законодательством этот вопрос не регламентирован, что связано отчасти с законодательным разрешением на представительство интересов граждан в гражданском судопроизводстве любым лицом, на основании доверенности участника процесса. Усугубляющим эту ситуацию фактором явилась также и отмена лицензирования деятельности частнопрактикующих юристов. Решение этого вопроса видится в изменении существующей нормы гражданского процессуального закона в этой части. Вместе с тем, на контроль за качеством юридических услуг, оказываемых адвокатами, на практике осуществляется лишь путем совместных с коллегиями адвокатов проверок поступающих в органы юстиции жалоб. Однако осуществление проверок сопровождается сложностями, обусловленными отсутствием законодательных гарантий доступа проверяющих, в рамках рассмотрения обращений граждан, к материалам дел и иной информации от адвокатов и коллегий адвокатов. Обозначенная проблема усугубляются также и отсутствием законодательного механизма контроля качества юридических услуг. Проблема качества юридической помощи, предоставляемой гражданам, усугубляется также и отсутствием научно-исследовательских учреждений, изучающих проблемы адвокатуры и осуществляющих разработку методических рекомендаций по вопросам адвокатской деятельности. Между тем, решение проблемы видится в установлении объема предоставления необходимой юридической помощи и критериев оценки уровня оказываемой адвокатами юридической помощи, в связи с чем представляется необходимым законодательное регламентирование объема и стандартов качества оказываемой адвокатами юридической помощи. Качество юридической помощи и рост авторитета адвокатов не достигается и в связи с отсутствием законодательно регламентированных положений, направленных на избежание частой сменяемости адвокатов, привлекаемых в качестве защитников в рамках одного и того же уголовного дела, законодательно регламентированного порядка привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности. Установленная Законом «Об адвокатской деятельности» отсылочная норма об определении мер дисциплинарного взыскания, порядка их применения уставом коллегии адвокатов, привела к тому, что не во всех коллегиях надлежащим образом решены вопросы привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности, в результате чего не всегда адвокаты несут ответственность, адекватную допущенным им нарушениям. Определению качества оказываемой адвокатами юридической помощи не способствует и отсутствие органа, обеспечивающего централизованный анализ дисциплинарной практики коллегий адвокатов и распространение положительного опыта. Повышению ответственности адвокатов за качество оказываемой ими юридической помощи не способствует и отсутствие Кодекса профессиональной этики адвоката. Одной из существенных проблем организации деятельности адвокатов является слабое материально-техническое состояние коллегий адвокатов, призванных создавать надлежащие условия для адвокатов. На сегодняшний день абсолютное большинство не только юридических консультаций, но и президиумы коллегий адвокатов не имеют помещений на праве собственности, в связи с чем большинство адвокатов не имеют рабочих мест, не обеспечены оргтехникой и электронной базой законодательства. Эти обстоятельства в определенной степени, наряду с другими, являются причиной слабой конкуретноспособности адвокатов на рынке юридических услуг, о чем свидетельствует судебная практика, согласно которой, доля представительства адвокатов в гражданском судопроизводстве намного меньше в сравнении с юристами крупных компаний и фирм, а также частнопрактикующих юристов, выступающих по доверенности, в силу чего практически не выплачивающих налогов. Так, согласно статистическим данным о работе судов в Республике Казахстан за 6 месяцев 2006 года, подготовленным Комитетом по правовой статистике и специальным учетом Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, судами республики в 2005 году рассмотрено свыше 368 тыс. дел. Однако по статистическим данным коллегий адвокатов за указанный период, адвокаты приняли участие по гражданским делам всего в отношении всего 22 тыс. участников гражданских правовых споров, что составляет 3 процента от их общего числа. Следует также отметить, что развитие рыночных отношений в сфере юридических услуг требует подготовки компетентных специалистов, обладающих необходимыми знаниями. Однако практика свидетельствует, что существующая система подготовки юридических кадров слабо адаптирована к новым целям и задачам процесса предоставления юридических услуг населению и, как уже отмечалось, не обеспечивает конкурентоспособность адвокатов на рынке юридических услуг. Другая, не менее важная, причина в системе подготовки будущих адвокатов состоит в отсутствии в юридических вузах специалистов и учебных центров, обеспечивающих приобретение и отработку студентами практических навыков адвокатской деятельности, а также специализации будущих адвокатов по отраслям права. Следующей, также не менее важной, проблемой является несовершенство существующей системы допуска к адвокатской деятельности через аттестацию, которая вызывает множество вопросов.
Целью Концепции является совершенствование законодательства, регламентирующего организацию и деятельность адвокатуры, путем создания эффективной системы предоставления гарантированной юридической помощи, защиты прав и свобод граждан, повышения процессуального статуса и полномочий адвокатов, их независимости и ответственности за неоказание или оказание ненадлежащей юридической помощи. Для достижения поставленных целей необходимо принятие ряда мер, направленных на установление оптимальной системы предоставления квалифицированной юридической помощи, в том числе и бесплатной.
реформирования системы предоставления юридической помощи
Дальнейшее совершенствование системы предоставления юридической помощи должно обеспечивать последовательную реализацию избранного Казахстаном курса на строительство демократического, светского, правового и социального государства, основанного на принципах приоритета прав и свобод человека и гражданина, обеспечения квалифицированной юридической помощью всех, кто в ней нуждается, что может быть достигнуто по двум основным направлениям: 1) совершенствование организации и деятельности адвокатуры как публично-правового института гражданского общества; 2) совершенствование системы оказания гарантированной государством квалифицированной юридической помощи, в том числе и бесплатной. При этом реализация поставленных проблем предполагает необходимость: расширения полномочий и процессуальных возможностей адвоката в целях повышения эффективности обеспечения прав и законных интересов граждан, состязательности процесса, повышения качества оказываемой юридической помощи; изменения существующей системы предоставления юридической помощи, в том числе и путем изучения возможностей создания государственной адвокатуры с учетом специфики адвокатской деятельности, с целью установления максимальной эффективности юридической помощи, ее доступности и независимости адвоката. Совершенствование организации деятельности адвокатуры в рамках настоящей Концепции должно иметь целью решение наиболее важных проблем, имеющихся в этой сфере, что позволит, в конечном итоге, в процессе ее реализации решить и другие менее значимые задачи. Среди предстоящих разрешению задач особо следует отметить обеспечение доступа к квалифицированной юридической помощи, в том числе и оказываемой адвокатами, широким слоям населения. При этом понятие доступность квалифицированной юридической помощи должно включать в себя обеспечение граждан такой помощью независимо от материального состояния или уровня доходов, либо места проживания. Решение этой задачи должно осуществляться путем принятия комплекса мер, направленных как на обеспечение ее доступности всем слоям населения, так и на обеспечение должного качества оказываемой помощи вне зависимости от материального состоянии гражданина, нуждающегося в такой помощи. В этой связи необходимо в законодательном порядке установить круг получателей такой помощи, с учетом того, что она должна предоставляться бесплатно гражданам с низким уровнем доходов, социально уязвимым категориям граждан, а также обязательность рассмотрения гражданских дел в отношении определенных законом граждан с участием адвокатов. Для обеспечения доступности юридической помощи сельскому населению, в особенности населению тех районов, где ощущается нехватка адвокатов, необходимо предусмотреть комплекс мер, направленных на стимулирование желания заниматься адвокатской деятельностью в таких районах. К числу таких мер на первом этапе могли бы входить создание налоговых льгот, обеспечение служебными помещениями, жильем, оплата коммунальных услуг, льготный порядок получения статуса адвоката, исключение уплаты каких-либо взносов при его получении. Подлежит рассмотрению также вопрос о государственной компенсации определенных расходов адвокатов сельских районов, связанных с командировками, проездом, повышением ставок оплаты их труда за оказание бесплатной помощи в предусмотренных законом случаях. Для обеспечения реального доступа граждан к бесплатной юридической помощи следует предусмотреть оплату услуг адвокатов, предоставляющих досудебную юридическую помощь лицам с низким уровнем доходов, социально уязвимых категорий граждан. В этих целях необходимо законодательное расширение системы предоставления гарантированной юридической помощи путем создания: эффективного механизма оплаты труда адвокатов, предоставляющих как досудебную юридическую помощь, так и в ходе судопроизводства, следовательно, и повышение материальной заинтересованности адвокатов в предоставлении такой помощи; единого бюджета и единого администратора по оплате труда адвокатов - поставщиков бесплатной юридической помощи; обязательное членство частнопрактикующих юристов и юристов юридических фирм и компаний в составе коллегий адвокатов, с распространением на них правил адвокатской этики, что позволит существенно усилить их ответственность перед клиентами и соответственно повысить качество юридической помощи; эффективного механизма контроля качества оказываемой адвокатами юридической помощи; эффективной системы информирования населения о порядке получения гарантированной государством юридической помощи. Для достижения указанных целей необходимо рассмотреть возможность создания государственных механизмов оказания гарантированной квалифицированной юридической помощи малоимущим и социально уязвимым слоям населения. Представляется целесообразным принятие специального закона, регламентирующего вопросы предоставления квалифицированной юридической помощи, определяющего стандарты и критерии качества этой помощи, возможность ее предоставления на досудебных стадиях отдельным категориям граждан, что повысило бы роль адвокатов в системе правосудия. Основными целями данного законодательного акта должны стать регулирование организации системы предоставления юридической помощи, управление выделяемыми государством финансовыми средствами, объемом и качеством юридической помощи, определение круга поставщиков услуг юридической помощи и другие. Данный закон не должен входить в систему процессуальных законов, устанавливающих случаи предоставления бесплатной юридической помощи. Необходимо также с учетом опыта различных стран мира, где обозначилась тенденция введения обязательного страхования ответственности, за неисполнение условий соглашения на оказание юридической помощи рассмотреть возможность введения такого страхования адвокатов, являющегося гарантией как в получении гражданами квалифицированной юридической помощи, так и в возмещении материального ущерба, причиненного вследствие недисциплинированности отдельных адвокатов, а также обеспечения защищенности и престижа самого адвоката. Кроме того, необходимо рассмотреть вопрос о законодательном регламентировании правового положения Союза адвокатов Казахстана, роль которого в повышении имиджа адвокатуры заметно повысилось в последние годы. При этом основным назначением Союза адвокатов должно являться не только представительство прав и интересов адвокатов, но и участие в решении возникающих в сфере предоставления гарантированной юридической помощи проблем, анализ дисциплинарной практики коллегий адвокатов и др. Вместе с тем, следует отметить, что высказываемые адвокатскими сообществами и некоторыми государственными органами мнения об отмене лицензирования адвокатской деятельности или изменения существующего порядка лицензирования адвокатской деятельности, поскольку оно якобы повлекло нехватку адвокатов, не имеют под собой веских оснований. В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Конституции каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. Это предполагает обязанность государства не только осуществлять контроль за организацией квалифицированной юридической помощи, деятельностью, но и устанавливать определенные квалификационные критерии и требования в этой сфере. С этих позиций отмена лицензирования адвокатской деятельности и передача функций по приему квалификационных экзаменов коллегиям адвокатов является неприемлемым. С другой стороны, проблема сдачи квалификационных экзаменов может быть решена путем предоставления возможности приема квалификационных экзаменов территориальными органами юстиции, с включением в составы комиссий по приему экзаменов представителей коллегий адвокатов, а также исключения возможности получения лицензий на будущее, что практикуется лицами, которым лицензии предоставляются на льготных основаниях - судьями, прокурорами, следователями. В этой связи следует предусмотреть возможность отзыва лицензий у тех лиц, которые в течение года после ее получения не вступили в коллегии адвокатов и не осуществляли адвокатскую деятельность, а повторное получение лицензии указанными лицами осуществлять на общих основаниях. Такое решение позволит, с одной стороны, не лишать рассматриваемых лиц льготного порядка получения лицензий с учетом их опыта, а с другой стороны, заставит их относиться к получению лицензии более обдуманно. Следует изучить вопрос о предоставлении лицензий на адвокатскую деятельность без сдачи соответствующих квалификационных экзаменов и лицам, окончившим специализированные учебные заведения по подготовке адвокатов при условии прохождения ими соответствующей стажировки. В этой связи также необходимо проработать вопрос об открытии специализированных учебных заведений либо факультетов по подготовке адвокатов, что также позволит проводить повышение квалификации адвокатов на соответствующих курсах. Вместе с тем, с учетом необходимости сохранения лицензирования адвокатской деятельности до создания эффективной системы контроля за качеством адвокатской деятельности и ответственности государства за получаемую гражданами юридическую помощь представляется необходимым введение специализации адвокатов. Как показала практика, не всегда лица, имеющие практический опыт в области применения уголовного права, могут оказывать качественную юридическую помощь по применению других отраслей права, в результате чего сохраняется риск нарушения прав и законных интересов граждан. Необходимость специализации адвокатов вызывается также развитием правовой системы страны, в целом, и особенностями практического применения различных отраслей права, в частности. В целях усиления защиты прав потерпевшего необходимо разработать и принять проект закона, в котором должны быть закреплены право гражданина на получение гарантированной государством бесплатной квалифицированной юридической помощи. В нем также должны найти решение вопросы относительно финансового участия государства в возмещении имущественного вреда гражданам, пострадавшим от преступлений, что предполагает необходимость определения порядка и условий выплаты государством компенсации нанесенного материального и нематериального ущерба, источники таких выплат и другие вопросы. Эти и другие положения, направленные на усиление защиты прав потерпевшего, должны предусматривать обеспечение защиты его прав как в уголовном, так и в административно-деликтном процессах. Одним из способов контроля качества адвокатской деятельности, охвата населения юридической помощью может стать введение соответствующей единой статистической отчетности о деятельности адвокатуры как составной части системы правовой статистики. В нем должны найти отражение данные о деятельности адвокатов на всех стадиях уголовного процесса с момента задержания, а также участие адвокатов в гражданском судопроизводстве и в производстве по делам об административных правонарушениях. Одним из направлений совершенствования организации деятельности адвокатуры в будущем должны стать концептуальные изменения уголовно-процессуального закона, предусматривающие реализацию принципа состязательности, в связи с чем основные элементы уголовного процесса должны строиться следующим образом: функция обвинения - возбуждение уголовного дела перед судом, собирание обвинительных доказательств, поддержание обвинения в суде; функция защиты - собирание и представление оправдательных доказательств и защита в суде; функция суда - обеспечение соблюдения сторонами правил судебного спора, решение вопроса о виновности, определение меры наказания. Кроме того, в целях обеспечения доступа граждан к правосудию необходимо внести ряд изменений и дополнений в законодательные акты, предусматривающие, в частности: 1) в уголовно-процессуальном законодательстве: расширение полномочий адвокатов в уголовном процессе с момента задержания гражданина до завершения процесса исполнения наказания; установление права лиц, не имеющих формального статуса подозреваемого, давать показания только в присутствии адвоката; 2) в уголовно-исполнительном законодательстве: предоставление права на получение бесплатной юридической помощи лицами, отбывающими уголовное наказание в исправительных учреждениях, и определение круга таких лиц; 3) в гражданском процессуальном законодательстве: осуществление представительства сторон только адвокатами, как лицами, имеющими соответствующий допуск на предоставление гарантированной государством квалифицированной юридической помощи; рассмотрение возможности исключения существующего порядка представительства по доверенности; определение случаев обязательного участия адвокатов при рассмотрении споров, вытекающих из брачно-семейных, трудовых правоотношений, а также по вопросам социального обеспечения, возмещения ущерба причинного незаконными действиями жизни и здоровью гражданина и т.д. 4) в Законе «Об адвокатской деятельности»: определение государственных механизмов в решении вопросов организации деятельности адвокатов с целью обеспечения доступности юридической помощи для населения; изменение существующей системы допуска к адвокатской деятельности путем предоставления права занятия адвокатской деятельности лицам, получившим высшее юридическое образование в факультетах или институте адвокатуры после прохождения стажировки в коллегии адвокатов; законодательное определение условий договора об оказании юридической помощи; законодательное закрепление порядка или правил дисциплинарной ответственности адвокатов; разработку и принятие Кодекса профессиональной этики адвоката.
Реализация Концепции позволит: усилить адвокатуру, как публично-правовой институт гражданского общества, обеспечивающий эффективную защиту прав и свобод граждан, в том числе на стадии досудебной профессиональной помощи и на стадии исполнения судебных решений; повысить уровень профессионализма адвокатов, следовательно, и качество оказываемых ими юридических услуг; обеспечить социально незащищенные категории населения определенным объемом бесплатной юридической помощи; обеспечить реализацию принципов состязательности и равноправия сторон в уголовном, административном процессах; реализовать меры, направленные на совершенствование системы предоставления гарантированной юридической помощи и оплаты труда адвокатов, оказывающих такую помощь за счет бюджетных средств; изменить систему допуска к профессиональной адвокатской деятельности путем изменения принципов отбора лиц, желающих получить право на занятие адвокатской деятельностью; перевод частнопрактикующих юристов в систему адвокатуры; введения института специализации адвокатов, в связи с чем создание специализированных коллегий либо юридических консультаций; повышение роли и ответственности коллегий адвокатов в надлежащей организации предоставления квалифицированной юридической помощи населению.
_________________________________________________
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |