|
|
|
Источник: Газеты «Казахстанская правда» (www.kazpravda.kz), Кучукова Н.
27.02.2009 Мировая валютная система и национальные экономики
Чтобы ответить на вопрос, почему же в условиях глобализации становятся уязвимыми национальные экономики, надо осознать, как функционирует мировая финансовая система. По существу, сегодня в мире сформировалась единая банковская система, которая благодаря современным технологиям (CWIFT, интернет-банкинг) и либеральным правилам движения капитала, несмотря на разные валюты, эмитируемые сотней центральных банков, функционирует в режиме реального времени. Это означает, что в считанные минуты денежные средства могут перетекать из одной страны в другую. Фактически в настоящее время границ между национальными банковскими системами не существует. Безусловно, это имеет огромные плюсы, но в то же время и минусы, поскольку в этих условиях многократно возрастают риски неуправляемого движения денежных средств в международном масштабе в результате крупных перемещений из страны в страну краткосрочных спекулятивных капиталов, которые становятся источниками переноса финансовых кризисов из одной страны в другую. Казахстанские банки, освоив новейшие технологии, первыми среди стран СНГ стали осуществлять активные заимствования дешевых кредитных ресурсов на мировых рынках капитала, наращивая объемы кредитования, стимулируя тем самым бурный рост экономики республики. К примеру, размер совокупных активов банковского сектора вырос за восемь лет в 21,7 раза, а объемы кредитования экономики — в 21,8 раза. Вместе с тем валовой внешний долг страны в 2008 году почти сравнялся с объемом ВВП, превысив 105 миллиардов долларов, причем свыше 45 миллиардов долларов — это внешние долги коммерческих банков. Безусловно, долговое бремя страны на протяжении нескольких лет будет отрицательно сказываться на росте отечественной экономики, поскольку только коммерческим банкам в 2009 году предстоит погасить внешний долг в размере одиннадцати миллиардов долларов, что порождает трудности с кредитованием экономики. Уязвимость национальной экономики в условиях кризиса ликвидности на мировых рынках проявилась в следующем: — быстрый отток спекулятивного капитала из страны; — уменьшение ликвидности банковской системы; — падение курсов акций казахстанских банков; — резкое ухудшение возможности рефинансирования внешней задолженности банковской системы республики; — снижение объемов кредитования экономики; — торможение экономического роста в стране; — рост безработицы; — рост просроченной задолженности юридических и физических лиц по полученным ранее кредитам. Кроме того, всеобщая мировая рецессия вызвала: — снижение спроса на основные экспортные товары Казахстана (нефть, газ, металлы, зерно); — резкое снижение цен на экспортные сырьевые ресурсы; — снижение стоимостных показателей промышленного производства и доходных источников страны. Темпы роста ВВП в 2008 году замедлились почти в три раза по сравнению с предыдущим годом и составили три процента; — необходимость девальвации национальной валюты для обеспечения конкурентоспособности экспортных товаров и поддержания доходных источников страны. Вместе с тем мировой финансово-экономический кризис помог острее обозначить проблемные моменты в развитии национальных экономик: — рынок не способен обеспечить устойчивое и стабильное развитие национальных экономик; — рынок не может выстроить эффективную структуру экономики и обеспечить отход от сырьевой зависимости; — рынок вызывает развитие спекулятивных процессов в экономике; — рынок тормозит внедрение инноваций; — рынок способен вызвать серьезные катаклизмы в экономике при отсутствии государственного регулирования; — использование классических теорий монетаризма в борьбе с инфляцией вызывает снижение денежного предложения в экономике и спад производства, которое, в свою очередь, провоцирует нарастание инфляции; — использование кейнсианской теории активизации спроса через стимулирование государственных расходов приводит к нарастанию дефицита бюджета и развитию инфляционных процессов в экономике; — рынок требует высочайшего профессионализма исполнительной власти и государственных органов регулирования при выработке скоординированной финансовой и денежно-кредитной политики государства в кризисных условиях. Обозначенные проблемы позволяют определить ключевые направления развития национальной экономики в условиях глобализации: — усиление механизмов государственного регулирования экономики, в том числе надзора за деятельностью банковской системы и развития жилищного строительства; — ускорение темпов диверсификации, модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности; — развитие механизмов государственно-частного партнерства; — экономическое стимулирование развития агропромышленного комплекса; — весомая государственная поддержка развития малого и среднего бизнеса; — государственная поддержка и стимулирование внедрения инноваций в экономике; — ускоренная реализация инфраструктурных проектов; — внедрение корпоративных принципов управления активами и финансовыми ресурсами государства. Следует сказать, что власти Казахстана реалистично оценивают ситуацию и принимают правильные экономические решения по выводу страны из кризиса. Казахстан одним из первых среди стран СНГ обнародовал инициированный Президентом Нурсултаном Назарбаевым и разработанный Правительством Республики Казахстан, Национальным банком и Агентством РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций План совместных действий по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009—2011 годы, который предусматривает системные меры по преодолению возникших проблем. В первую очередь были поддержаны системообразующие банки. На их докапитализацию было направлено четыре миллиарда долларов, которые повысят их ликвидность и помогут профинансировать реальные проекты. Кроме того, напрямую из бюджета будут поддержаны 19 отобранных из 190 реальных инвестиционных проектов (восемь — энергетические, пять — по развитию транспортной инфраструктуры, три — нефтегазовые и другие), которые признаны приоритетными, так как будут способствовать модернизации и поддержанию конкурентоспособности экономики в посткризисный период. Кроме поддержки банковского сектора, предполагается инвестировать миллиард долларов в агропромышленный комплекс, миллиард долларов пойдет на развитие малого и среднего бизнеса, еще миллиард — на реализацию прорывных инновационных инфраструктурных и индустриальных проектов и три миллиарда долларов — на стимулирование рынка недвижимости и ипотеки, долевое и ипотечное строительство. Эти меры позволят Казахстану не только пережить мировой кризис, но и выйти из него с обновленной, более сильной конкурентоспособной экономикой, ускорить заблаговременно начатые ключевые реформы — бюджетную, налоговую и административную. В целом антикризисный пакет государства, включая налоговые послабления и снижение резервных требований для банков, составляет 2,2 триллиона тенге, или около 14 процентов ВВП страны. Это очень весомая поддержка со стороны государства, которая стала возможной в результате ранее накопленных в Национальном фонде Республики Казахстан финансовых ресурсов, поступивших от сырьевого сектора экономики. При этом, несмотря на сложности, государство не сократило и не сократит финансирования ни по одной из социальных программ. В результате реализации Плана совместных действий в 2009 году будет обеспечен реальный рост ВВП в два процента, уровень безработицы не превысит восьми процентов, инфляция на конец 2009 года составит одиннадцать процентов. (Окончание в следующем пятничном номере)
Нуриля КУЧУКОВА, советник председателя Мажилиса Парламента РК, доктор экономических наук
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |