|
|
|
10.02.2009 Досье на проект Закона Республики Казахстан
2. Пояснительная записка Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 28 января 2009 года № 20/8196 4. Заключение научной правовой экспертизы законопроекта 5. Возражения Президента РК на Закон РК 7. Новости, обсуждения по проекту 8. Закон РК от 22 апреля 2009 года № 152-IV
Закон Республики Казахстан
«О внесении изменения в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан»
Внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 28 января 2009 года № 71
Статья 1. Внести в Закон Республики Казахстан от 13 декабря 2001 года «О праздниках в Республике Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 23, ст. 316; 2008 г., № 10-11, ст. 40) следующее изменение: абзац четвертый статьи 3 изложить в следующей редакции: «Наурыз мейрамы - 21-23 марта;». Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие после его первого официального опубликования.
Президент Республики Казахстан
Пояснительная записка Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 28 января 2009 года № 20/8196 к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменения в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан»
В своем выступлении от 29 мая 2008 года Президентом Республики Казахстан отмечено о праздновании Наурыз мейрамы в новом формате. Наурыз - исторически сложившийся тюркский праздник весеннего обновления, символизирующий жизнь и преемственность поколений. Соответственно, Наурыз мейрамы - это народный праздник, который в силу его значимости в утверждении общечеловеческих ценностей, укреплении дружбы и братства народов нашего государства аналогичен новогодним праздникам других стран. В этой связи разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменения в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан» (далее - законопроект). Законопроектом предлагается празднование государственного праздника Наурыз мейрамы с 21 по 23 марта в течение трех дней вместо действующего сейчас одного дня - 22 марта. Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических последствий. Реализация норм законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат.
по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменения в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан»
Письмо АО «Казахский гуманитарно-юридический университет» от 18 декабря 2008 года № 1-24/01-2991/08
Министерство юстиции Республики Казахстан
На ваш № 8-1-4/и от 01 декабря 2008 года направляем заключение научной правовой экспертизы проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменения в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан».
Председатель Правления Т Нарикбаев
ЗАКЛЮЧЕНИЕ научной правовой экспертизы законопроекта
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ (по представленным материалам)
ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ по отдельным параметрам
1. Оценка качества, обоснованности и своевременности принятия законопроекта. Целью разработки представленного на научную правовую экспертизу проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан» является закрепление правового режима, а также повышение общественной значимости, статуса исторически сложившегося тюркского праздника весеннего обновления - Наурыз мейрамы. Авторами законопроекта предложено установить государственный праздник Наурыз мейрамы с 21 по 23 марта. Таким образом, празднование данного государственного праздника устанавливается сроком 3 дня. В пояснительной записке к проекту закона указано, что Наурыз мейрамы - это народный праздник, который в силу его значимости в утверждении общечеловеческих ценностей, укреплении дружбы и братства народов нашего государства аналогичен новогодним праздникам других стран. В связи с этим отмечаем, что Наурыз - древнейший праздник обновления природы, который в современном мире отмечают многие народы. Нет исторических сведений, когда началось его празднование, так глубоки его корни. Наурыз называется у казахов также «Улыстын улы куні» (Великий день народа). По используемому григорианскому солнечному календарю этот день соответствует 22 марта. Месяц Наурыз - продолжается с 22 марта по 21 апреля. Само слово «Наурыз» восходит к древнеиранскому сочетанию двух слов: «ноу» - «новый» и «роуз» - «день». Слово «Наурыз» в казахском языке имеет несколько значений: 1) название первого дня Нового года; 2) название первого месяца каждого года животного цикла; 3) название праздника Нового года; 4) название угощений, приносимых в этот праздник («Наурыз коже»); 5) название жанра стихов и песен. По древним представлениям казахов и их предков - тюрков, каждый год делился на 6 месяцев лета и 6 месяцев зимы. Границей этого деления являлся первый день Нового года Наурыз - день весеннего равноденствия. Нормативным обоснованием принятия законопроекта является выступление Главы государства Республики Казахстан о необходимости празднования Наурыз мейрамы в новом формате. Празднование Наурыз мейрамы в новом формате означает пересмотр взглядов и отношения общества, государственных мер, роли государства в духовно-нравственной и социальной жизни общества. Изменение количества трех календарных дней праздника приведет не только к автоматическому увеличению количества дней празднования чисто мусульманского праздника, но и, как следствие, к увеличению роли праздничных мероприятий, участию граждан в культурной жизни общества, приобщению широкого круга граждан к единому празднику, единению народа, а также активной воспитательной и культурной работе с детьми и молодежью. В настоящее время вопросы празднования и признания, праздников государственными, национальными, профессиональными и т.д. регулируются нормами Закона Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан», Трудовым кодексом Республики Казахстан, а также устанавливаются Президентом Республики Казахстан, согласно статье 4 Закона «О праздниках в Республике Казахстан». Правовое регулирование вопросов празднования государственных праздников характеризует каждое государство как образование демократического, правового и социального порядка. Согласно подпункту 1) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах», закон - нормативный правовой акт, который регулирует важнейшие общественные отношения, устанавливает основополагающие принципы и нормы. Так, установление определенного числа и дат празднования праздника Наурыз мейрамы на уровне законодательного акта, является концептуальным и основополагающим для правового регулирования конкретного круга общественных отношений. Разработка законопроекта не связана с устранением правового пробела в законодательстве либо с наличием в общественной жизни общества негативных и иных нежелательных последствий в связи с празднованием праздника Наурыз мейрамы в рамках одного календарного дня. В большей степени разработка законопроекта связана с социально-культурной и одновременно духовной составляющими жизни казахстанского народа. Поскольку празднование Наурыз мейрамы тесно связано с историей казахского народа, а также определяет роль государства в становлении и развитии человеческих ценностей, разработка законопроекта признается обоснованной и своевременной. 2. Соответствие законопроекта Конституции Республики Казахстан, нормативным правовым актам вышестоящих уровней, международным обязательствам Республики Казахстан. Согласно пункту 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан, Парламент вправе издавать Законы, регулирующие важнейшие общественные отношения. Вопросы празднования государственных праздников обладают высокой общественной значимостью, социальной ценностью и определяют роль и место Казахстана на международной арене. Разработка законопроекта реализует положения конституционного принципа казахстанского патриотизма (пункт 2 статьи 1 Конституции РК). Конституция Республики Казахстан оперирует понятием «общественная нравственность», положения законопроекта развивают и совершенствуют государственные механизмы и деятельность государственных органов в целях реализации положений Основного закона страны. 3. Оценка социальных, экономических, научно-технических, экологических и иных последствий принятия законопроекта. Празднование Наурыз мейрамы обладает для мусульманского народа особой ценностью, отражается глубоким уважением к традициям, обычаям всех мусульман мира. Увеличение дней празднования государственного праздника Наурыз мейрамы определит ценность и значение данного события Этот праздник возник в те далекие времена, когда еще не было современных религий и национальностей. Великий поэт и ученый Омар Хайям (полное его имя - Гияс ад-Дин Абу-аль-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям) в 11 веке в период правления султана Джалал ад Дина Малик шаха ибн Али-Арслана Сельджука создал новый календарь, названный именем султана - «Летоисчисление Малики», который был основан на природном начале года - на день, когда солнце вступает в созвездие Овен и начинается первый день после весеннего равноденствия. Это день, когда небесные светила созвездия и звезды после годичного круговорота приходят на точки своего первоначального пребывания и начинают новый путь - круг. Этот праздник символизирует равенство всех, свободу и демократию: в этот день даже снохе и зятю позволено шутить с тестем, что обычно запрещается. В этот день молодые стараются больше общаться с многоопытными в жизненных делах старшими. Шесть дней тренируются мужчины для разнообразных состязаний, - кто первым стрелой сбивал золотую бляху на шесте, становился царем в этот день и т.д. В этот праздничный день нет ни царя, ни рабов, в этот день хан сажал на свой трон раба. Это - день равенства всех: мужчин и женщин, детей и стариков, богатых и бедных. Это - праздник уважения к старшему, любви к младшему. В рамках научной правовой экспертизы экспертная комиссия не проводит анализ социальных, экономических, экологических и т.п. последствий принятия законопроекта. Оценка указанных последствий должна осуществляться в рамках самостоятельной аналитической работы узкопрофильных специалистов. Экономическая экспертиза должна отражать вопросы финансирования мероприятий в случае обязательного их увеличения и совершенствования, а также объективно оценить влияние указанного трехдневного периода «безработицы» на экономическую ситуацию в стране в целом и в отдельных регионах, в частности. Однако социальная значимость, а также повышение уровня общественной нравственности, уважения к истокам традиций и обычаев, истории является неоспоримо бесценным. Таким образом, социальная, духовная значимость положений законопроекта не ставится под сомнение. Научная обоснованность принятия законопроекта сводится к историческому аспекту - истории казахского народа, его быта, традиций, идеологии. Научная обоснованность также отражает религиозные моменты мусульманского народа. Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о благоприятных последствиях принятия законопроекта. 5. Определение условий для совершения коррупционных правонарушений. «Арена» для совершения коррупционных правонарушений развертывается исключительно в случаях взаимоотношений лиц, выполняющих государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий, с внешней средой - физическими и юридическими лицами. Изменение продолжительности времени празднования государственного праздника Наурыз мейрамы не выражено в форме закрепления компетенции государственных органов. Нормативных, явных и завуалированных оснований для совершения коррупционных правонарушений в законопроекте не обнаружено. Поскольку законопроект не содержит компетенции государственных органов, отдельных порядков и механизмов осуществления государственных функций, экспертная комиссия может фиксировать, что нормы законопроекта не содержат оснований для широты дискреционных полномочий, неоднозначного (расширительного) толкования полномочий субъектов соответствующих отношений, пробелов в механизмах правового регулирования. Таким образом, условий для совершения коррупционных правонарушений в законопроекте не обнаружено. 6. Выявление необходимости внесения изменений и дополнений действующее законодательство при условии принятия данного законопроекта. Принятие законопроекта не является основанием для дальнейшего приведения действующего законодательства в соответствие с его положениями, поскольку вопросы празднования государственных праздников регулируются исключительно самостоятельным специальным законодательным актом - Законом Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан». Также не потребуется корреспондирование норм законодательства по вопросам ответственности за несоблюдение или недолжное исполнение положений законопроекта, поскольку Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан» не содержит норму об ответственности лиц, нарушивших законодательство о праздниках. 7. Научная проработанность норм законопроекта, выработка научно-обоснованных предложений по улучшению законодательной базы. Согласно пункту 1 статьи 61 Конституции Республики Казахстан, право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики. В связи с чем, внесение изменения в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан» обусловлено инициативой Главы государства, который в своем выступлении от 29 мая 2008 года отметил необходимость празднования Наурыз мейрамы в новом формате. В современных условиях экономического и финансового кризиса принятие представленного законопроекта приведет к единению народа в результате празднования единого праздника, повышению культурной и нравственной жизни населения и тем самым будет способствовать уменьшению социального напряжения в стране. 8. Выявление противоречий принципам соответствующей отрасли права. Законодательство о праздниках является предметом отрасли конституционного права. Конституционное право - ведущая отрасль, основа правовой системы. Нормы конституционного права регулируют основные принципы социально-экономического, политического и территориального устройства государства, порядка его отношений с институтами гражданского обществ, осуществление основных прав человека и гражданина и определяют систему органов государственной власти1. __________________________ 1 А.Б. Барихин. Большой юридический энциклопедический словарь. С. 278.
Положения законопроекта не противоречат основным принципам отрасли конституционного права. Положения законопроекта будут способствовать увеличению роли праздничных мероприятий, приобщению широкого круга граждан к единому празднику, а также активной воспитательной и культурной работе с детьми и молодежью. Права личности в области культуры также реализуются в рамках данного законопроекта.
Выводы и предложения:
Представленный на научную правовую экспертизу проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан» может быть внесен на дальнейшее рассмотрение.
№ 51-8/1496-1
Мажилис Парламента Республики Казахстан
О Законе «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан»
10 марта 2009 года мне на подпись поступил принятый Парламентом Республики Казахстан 10 марта 2009 года Закон «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан» (далее - Закон). Рассмотрев данный Закон, полагаю, что в нашей стране целесообразно отмечать только один национальный праздник - День Независимости, не относя его к категории обычных государственных праздников. Учитывая изложенное, в соответствии с подпунктом 2) статьи 44 Конституции Республики Казахстан возвращаю Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан» с возражениями по отдельным его нормам. В связи с этим предлагаю: 1) в названии Закона слова «и дополнения» исключить; 2) в абзаце первом статьи 1 Закона слова «и дополнение» исключить; 3) подпункты 1) и 2) статьи 1 Закона исключить; 4) подпункт 3) статьи 1 Закона изложить в следующей редакции: «в статье 3: в абзаце четвертом цифры «22» заменить цифрами «21-23»; абзац девятый исключить.». Настоящие возражения на Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан» в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 54 Конституции Республики Казахстан в месячный срок подлежат повторному обсуждению и голосованию Парламентом Республики Казахстан.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан»
Статья 1. Внести в Закон Республики Казахстан от 13 декабря 2001 года «О праздниках в Республике Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 23, ст. 316; 2008 г., № 10-11, ст.40) следующие изменения и дополнение: 1) часть вторую статьи 1 после слов «Национальные праздники -» дополнить словом «государственные»; 2) статью 2 изложить в следующей редакции: «Статья 2. Национальные праздники Национальными праздниками в Республике Казахстан являются: День Конституции Республики Казахстан, отмечаемый 30 августа; День Независимости, отмечаемый 16-17 декабря.»; 3) в статье 3: в абзаце четвертом цифры «22» заменить цифрами «21 - 23»; абзац девятый изложить в следующей редакции: «День Независимости - 16-17 декабря.».
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие со дня его первого официального опубликования.
Президент Республики Казахстан Н. НАЗАРБАЕВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О возражениях Президента Республики Казахстан по отдельным нормам Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан»
Мажилис Парламента Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Считать возражения Президента Республики Казахстан по отдельным нормам Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан» ____________________.
Председатель Мажилиса Парламента Республики Казахстан
Заключение Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 2 апреля 2009 года № 7-4-582 на возражения Президента Республики Казахстан по отдельным нормам Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан»
Комитет по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан рассмотрел возражения Президента Республики Казахстан по Закону Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан». В расширенном заседании Комитета приняли участие представители Президента Республики Казахстан и Отдела законодательства Аппарата Мажилиса Парламента Республики Казахстан, представившего свое заключение по возражениям. Комитет по социально-культурному развитию считает возможным согласиться с возражениями Президента Республики Казахстан, так как они являются обоснованными.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |