|
|
|
Определение правового статуса сайтов:
Лоскутов И.Ю.
Содержание 2. Доменное имя, сетевой (IP) адрес, как приоритетный признак для идентификации сайта 3. Хостинг, аппаратно-программный комплекс и связанные с ним объекты интеллектуальной собственности 4. Базы данных и информационное наполнение сайта (контент)
На сегодняшний день понятие «интернет-ресурс» (заменившее в 2009 году в казахстанском законодательстве понятие «сайт») употребляется в 24 законодательных актах: 1. Конституционный закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года № 2464 «О выборах в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.02.2011 г.) 2. Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года № 377-IV «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» 3. Закон Республики Казахстан от 24 июня 2010 года № 291-IV «О недрах и недропользовании» (с изменениями и дополнениями от 06.01.2011 г.) 4. Закон Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года № 261-IV «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.01.2011 г.) 5. Закон Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 257-IV «О государственной статистике» (с дополнением от 30.06.2010 г.) 6. Закон Республики Казахстан от 25 декабря 2008 года № 112-IV «О конкуренции» (с изменениями по состоянию на 19.03.2010 г.) 7. Закон Республики Казахстан от 5 июля 2008 года № 61-IV «Об аккредитации в области оценки соответствия» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.01.2011 г.) 8. Закон Республики Казахстан от 21 июля 2007 года № 303-III «О государственных закупках» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.12.2010 г.) 9. Закон Республики Казахстан от 11 января 2007 года № 217-III «Об информатизации» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.01.2011 г.) 10. Закон Республики Казахстан от 11 января 2007 года № 214-III «О лицензировании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.01.2011 г.) 11. Закон Республики Казахстан от 31 января 2006 года № 124-III «О частном предпринимательстве» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.01.2011 г.) 12. Закон Республики Казахстан от 3 мая 2005 года № 47-III «О торгово-промышленных палатах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.06.2010 г.) 13. Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 588-II «Об электроэнергетике» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.01.2011 г.) 14. Закон Республики Казахстан от 7 июля 2004 года № 580-II «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев объектов, деятельность которых связана с опасностью причинения вреда третьим лицам» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.05.2010 г.) 15. Закон Республики Казахстан от 5 июля 2004 года № 567-II «О связи» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.01.2011 г.) 16. Закон Республики Казахстан от 3 апреля 2002 года № 314-II «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.01.2011 г.) 17. Закон Республики Казахстан от 19 января 2001 года № 143-II «О зерне» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.01.2011 г.) 18. Закон Республики Казахстан от 18 декабря 2000 года № 126-II «О страховой деятельности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.07.2010 г.) 19. Закон Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года № 107-II «Об административных процедурах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.01.2011 г.) 20. Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 451-I «О средствах массовой информации» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.01.2011 г.) 21. Закон Республики Казахстан от 24 марта 1998 года № 213-I «О нормативных правовых актах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.01.2011 г.) 22. Закон Республики Казахстан от 15 июля 1996 года № 29-I «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.01.2011 г.) 23. Закон Республики Казахстан от 10 июня 1996 года № 6-I «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.07.2009 г.) 24. Закон Республики Казахстан от 28 января 2011 года № 401-IV «О медиации» (не введен в действие)
По неизвестным причинам, в трех законах, которые, очевидно, пока оказались вне поля зрения казахстанских законодателей, еще употребляется понятие «сайт, веб-сайт». Это: 1. Закон Республики Казахстан от 13 мая 2003 года № 415-II «Об акционерных обществах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.01.2011 г.) 2. Закон Республики Казахстан от 3 апреля 2002 года № 314-II «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.01.2011 г.) 3. Закон Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года № 2709 «О Прокуратуре» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.01.2011 г.)
Нельзя не упомянуть и такое понятие, как «веб-портал «электронного правительства» - информационная система, представляющая собой единое окно доступа ко всей консолидированной правительственной информации, включая нормативную правовую базу, и к электронным государственным услугам (Закон Республики Казахстан от 11 января 2007 года № 217-III «Об информатизации» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.01.2011 г.). Также в Законе Республики Казахстан от 21 июля 2007 года № 303-III «О государственных закупках» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.02.2011 г.), а также подзаконных актах к нему, используется понятие «веб-портал государственных закупок» — государственная информационная система, предоставляющая единую точку доступа к электронным услугам электронных государственных закупок.
Таким образом, нормы, устанавливающие статус сайта, содержатся в ряде отраслей права, каждая из которых имеет свой предмет и метод правового регулирования, что дает нам основание определить их в качестве комплексного института права. Сложный, или комплексный, институт права представляет собой совокупность норм, входящих в состав различных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отношения. Под предметом правового регулирования в юридической теории понимается то, что подлежит урегулированию, т.е. те отношения (действия, деятельность, формирующие эти отношения), которые подвергаются правовому воздействию. К таким отношениям относятся не все, а лишь те отношения, которые отвечают следующим признакам: а) являются устойчивыми и характеризуются повторяемостью событий и действий людей; б) допускают по своим свойствам возможность государственно-правового (внешнего) контроля за ними; в) существует объективная потребность в их урегулировании. В 90-е годы прошлого века казахстанские государственные органы, очевидно, склонялись к версии отсутствия возможности государственно-правового контроля за деятельностью сайтов и потребности в их урегулировании. Соответственно деятельность сайтов не находила практически никакого отображения в деятельности законотворцев. Лишь с принятием Закона Республики Казахстан от 3 мая 2001 года № 181-II в Законе Республики Казахстан «О средствах массовой информации» появилось упоминание данного понятия: «WEB-сайт - подготовленная при помощи специальных технических и программных средств электронная представительская страница физического либо юридического лица Республики Казахстан, на которой собственник размещает информацию в целях массового распространения». Этим же законом WEB-сайты в общедоступных телекоммуникационных сетях (Интернет и другие) были приравнены к средствам массовой информации. Но только с принятием Закона Республики Казахстан от 10 июля 2009 года № 178-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей», и, вскоре, Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года № 337-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития «электронного правительства», стало окончательно ясно, что казахстанские законодатели решили, что деятельность сайтов регулировать можно и нужно, таким образом, окончательно закрепив предмет правового регулирования в этой сфере. В отличие от предмета правового регулирования метод правового регулирования отвечает на вопрос, как регулировать, и представляет собой совокупность юридических приемов и средств воздействия на общественные отношения. Особенности метода правового регулирования характеризуют: а) основания возникновения прав и обязанностей сторон регулируемого отношения (таковыми могут быть административно-правовой акт, договор, иск и др.); б) способы взаимосвязи прав и обязанностей участников правоотношений; в) характер юридических средств обеспечения прав и обязанностей в правоотношении (особенность санкций, юридических процедур и др.). На этом основании принято выделять два основных метода правового регулирования. Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов и они, как правило, ставятся в неравное положение, например, — гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права. Диспозитивный метод (автономный), устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву. Гражданско-правовой аспект отношений, возникающих в связи с использованием сайта, объясняется особенностями реализации информационных прав и свобод, в первую очередь имущественных прав и прав собственности на информационные ресурсы в информационно-коммуникационных сетях, осуществление которых определяется особенностями информации как объекта правоотношений. Публично-правовой аспект этих отношений объясняется необходимостью обеспечения гарантий осуществления конституционных прав и свобод граждан на получение и распространение информации, государственного управления процессами формирования и использования государственных информационных ресурсов, создания и применения государственных информационных систем и средств их обеспечения, а также средств и механизмов информационной безопасности. Изучение нормативных правовых актов последних лет показывает, что казахстанские законодатели все больше скатываются от диспозитивных к императивным методам, стремясь все урегулировать в казахстанском сегменте сети Интернет настолько, насколько это возможно технически, а иногда даже и не взирая на техническую осуществимость своих предписаний. Особенно наглядно это проявляется при изучении правоприменительной, судебной практики по деятельности сайтов, которая пока еще сравнительно невелика, но постоянно пополняется. Закон Республики Казахстан от 10 июля 2009 года № 178-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей» заменил в казахстанских законах понятие «веб-сайт» на более широкое понятие «интернет-ресурс», которое и является действующим на сегодняшний день. Этим законом интернет-ресурс определен как электронный информационный ресурс, технология его ведения и (или) использования, функционирующие в открытой информационно-коммуникационной сети, а также организационная структура, обеспечивающая информационное взаимодействие. В казахстанском законодательстве на сегодня существует еще одна, отличная от вышеприведенной, формулировка Приказа и.о. Председателя Агентства Республики Казахстан по статистике от 18 августа 2010 года № 221 «Об утверждении статистических форм общегосударственных статистических наблюдений по статистике инноваций и инструкций по их заполнению» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 25 августа 2010 года под № 6447). Согласно данному приказу, «интернет-ресурс - веб-сайт, имеющий независимое доменное имя и предоставляющий пользователю сети Интернет различные интерактивные сервисы, работающие в рамках одного сайта, такие как почта, поиск, погода, новости, форумы, обсуждения, голосования и так далее». Далее по тексту, понятия «сайт» и «интернет-ресурс» будут использоваться как тождественные.
2. Доменное имя, сетевой (IP) адрес, как приоритетный признак для идентификации сайта
Выражение из вышеприведенной формулировки о том, что все интернет-ресурсы должны функционировать в открытой информационно-коммуникационной сети означает следующее. Во-первых, они должны функционировать, т.е. действовать (быть в действии, работать). Во-вторых, они должны находиться в открытой информационно-коммуникационной сети. Открытая сеть, очевидно, подразумевает под собой в первую очередь, всемирную сеть - Интернет. А под информационно-коммуникационной сетью, согласно Закону Республики Казахстан от 11 января 2007 года № 217-III «Об информатизации», понимается совокупность технических и аппаратно-программных средств обеспечения взаимодействия между информационными системами или между их составляющими, а также передачи информационных ресурсов. В свою очередь, упомянутое взаимодействие и передача подразумевает, что у всех сайтов должен быть определенный адрес и наименование - сетевой (IP) адрес и доменное имя. Правила регистрации доменных имен KZ были утверждены Учреждением KazNIC в декабре 1999 года. Этот документ не является нормативным правовым актом с точки зрения казахстанского законодательства, однако именно он признается как действующий в Казахстане вышеуказанными международными организациями. И не только. В этой связи, представляет интерес Определение межрайонного экономического суда г. Алматы от 8 апреля 2010 года № 2-2986/10 о приостановлении пользования доменным именем ct.kz, посредством которого осуществляется доступ к популярному казахстанскому интернет-форуму «Центр Тяжести» (текст доступен по адресу: http://forum.zakon.kz/index.php?showtopic=115518&view=findpost&p=608893). Данное Определение было направлено в Учреждение КазNic, которое судом было названо «полномочным лицом по выполнению мер обеспечения иска, являющимся в Республике Казахстан менеджером по поддержке доменного имени верхнего уровня KZ». То, что у многих судей существует аналогичное мнение, подтверждают и Материалы регионального семинара по проблемам интеллектуальной собственности и коммерческого права, организованного Верховным Судом РК (г. Щучинск, 10-11 июня 2010 года). Так, в выступлении Жумабаевой Ж.С., судьи апелляционной коллегии суда г. Астаны, «Судебная практика по спорам о правах на товарный знак, фирменное наименование и доменное имя и проблемные вопросы» прозвучало следующее утверждение: «На территории Казахстана всеми вопросами функционирования интернета, в том числе регулированием вопросов, связанных с доменными именами, занимается коммерческая организация - администратор сегмента Сети -«.кz» -учреждение «Казахстанский центр сетевой информации (KazNIC)». О том, что судьи зачастую не понимают того, что Интернет отнюдь не сводится только к доменным именам, а стать собственником доменного имени невозможно, демонстрирует и вышеупомянутое судебное разбирательство по казахстанскому интернет-форуму «Центр Тяжести». Судебный иск и требование о превентивной блокировке домена ct.kz, в целях обеспечения иска до окончания судебного разбирательства, стали результатом конфликта между собственниками ТОО «New Line Media» по поводу определения законного владельца интернет-ресурса - форума «Центр тяжести». В Постановление апелляционной судебной коллегии Алматинского городского суда от 23 августа 2010 года № 2а-3723-2010 по этому делу было, например, указано, что «доменное имя «ct» является собственностью ТОО «New Line Media». В Решении Специализированного межрайонного экономического суда города Алматы от 11 октября 2010 года № 2-9819/10 данное утверждение было откорректировано таким образом, что, дескать, пункт 2 Соглашения от 16.03.2007 г. между участниками ТОО «New Line Media» «...о передаче исключительных прав на доменное имя «ct.kz» в собственность ТОО «New Line Media» («Нью Лайн Медиа»)..., не может быть истолкован буквально, так как законодатель не предусматривает понятия «исключительные права на доменное имя», а само доменное имя в соответствии с Законом РК «Об информатизации» является символьным (буквенно-цифровым) обозначением, сформированным в соответствии с правилами адресации сети Интернет, предназначенное для поименованного обращения к объекту сети и соответствующее определенному сетевому адресу». Актом национального законодательства Республики Казахстан, регулирующим эти вопросы, являются Правила пользования и распределения доменного пространства казахстанского сегмента сети Интернет, утвержденные Приказом Министра связи и информации Республики Казахстан от 7 сентября 2010 года № 220 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 7 октября 2010 года под № 6523). В соответствии с данными Правилами, доменное имя это символьное (буквенно-цифровое) обозначение, сформированное в соответствии с правилами адресации сети Интернет, предназначенное для поименованного обращения к объекту сети и соответствующее определенному сетевому адресу. В Казахстане используется трехуровневая система распределенной регистрации доменов (Shared Registry System - SRS) - Регистратура, Регистратор и Регистрант. Управлением и регулированием домена KZ занимаются две организации: де-факто - Казахский центр сетевой информации (далее - KazNIC), отвечающий за техническую сторону функционирования домена, и де-юре - Казахстанская ассоциация IT-компаний. В настоящее время на рынке регистрации доменов в зоне KZ аккредитовано около 10 компаний, имеющих статус «Действующий регистратор». Указанные Правила разработаны в целях регулирования порядка предоставления домена KZ, так как теоретически домен KZ связан с географической принадлежностью государства и ассоциируется в пространстве Интернет как символ Казахстана. Однако, это совершенно не означает, что иностранные лица не могут зарегистрировать за собой доменное имя KZ. Могут, также как и казахстанские граждане или юридические лица могут зарегистрировать для своего сайта национальное доменное имя другой страны. Как правило, казахстанские владельцы сайтов предпочитают получить доменное имя KZ - доменное имя первого уровня соответствующее двухбуквенному коду для Республики Казахстан согласно международному стандарту ISO-3166, например - akorda.kz, adilsoz.kz, zakon.kz и т.п. Но они могут также выбрать себе и доменные имена, не подчеркивающие национальную принадлежность сайта. Так, имена.com,.net и.org доступны практически для всех,.edu (education - «образование») могут использовать только учебные заведения,.int (international - «международный») - международные организации и т.д. В США, например, изначально использовалась именно тематическая система построения доменных имен и лишь позднее, когда сеть перешагнула национальные границы США, появились национальные домены. Правила распределения доменного пространства казахстанского сегмента сети Интернет, принятые в 2005 году (приказ и.о. Председателя Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи от 5 апреля 2005 года № 88-б) изначально содержали запрет на то, чтобы WEB-сервера с сайтами, имеющими доменные имена KZ, располагались за пределами Республики Казахстан. Приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи от 1 февраля 2010 года № 30 с марта 2010 года данный запрет был снят и, согласно его формулировкам, получалось, что сайты с доменом KZ могли размещаться на серверах (хостингах) в иных странах, но казахстанскими (относящимися к казахстанскому сегменту сети Интернет) - они при этом не считались. Однако, в ныне действующих Правилах пользования и распределения доменного пространства казахстанского сегмента сети Интернет, утвержденных Приказом Министра связи и информации Республики Казахстан от 7 сентября 2010 года № 220, вновь появился запрет - требованием к серверному оборудованию является его физическое место нахождения на территории Республики Казахстан. Хотя в Правилах это прямо не указано, но из контекста следует, что речь идет о серверном оборудовании регистранта. 19 ноября 2010 года на сайте электронного правительства РК (e.gov.kz) мной был задан вопрос № 58315: «Что означает формулировка пункта 9 Правил: «Регистрация доменного имени приостанавливается регистратурой или регистратором при: 3) нахождении серверного оборудования, на котором используется интернет-ресурс с зарегистрированным доменным именем, за пределами Республики Казахстан? Поскольку интернет-ресурс может использоваться различными способами и не только регистрантом, но и третьими лицами - означает ли вышеуказанная формулировка, что если третьи лица будут использовать казахстанский интернет-ресурс со своего серверного оборудования за пределами Республики Казахстан, то это будет основанием для приостановки регистрации его доменного имени?» В ответе Министра связи и информации РК от 14 декабря 2010 года на данный вопрос было сказано: «Под пунктом 9 Правил, предполагается приостановление регистрации при расположении вэб-сервера за пределами Республики Казахстан. Данный подпункт Правил направлен на участников регистрации доменных имен: регистратора, регистранта и не имеет отношения к третьим лицам - пользователям казахстанского сегмента сети Интернет». Как уже указывалось выше, доменное имя должно соответствовать определенному сетевому адресу. Речь в данном случае идет о, так называемом, IP-адресе. Например, если вы хотите попасть на Казахстанский юридический портал, это можно сделать, как набрав в адресной строке браузера адрес с использованием доменного имени: http://www.zakon.kz, так и IP-адрес напрямую http:// 212.154.141.147. Определение ему дает Википедия: IP-адрес (ай-пи адрес, сокращение от англ. Internet Protocol Address) — сетевой адрес узла в компьютерной сети, построенной по протоколу IP. Для определения по доменному имени IP-адреса на специальных узлах Сети имеются Таблицы соответствия. Такие узлы называются серверами DNS (Domain Name Service, «служба доменных имен»). DNS-сервер — специализированное ПО для обслуживания DNS, а также компьютер, на котором это ПО выполняется. DNS-сервер может быть ответственным за некоторые зоны и/или может перенаправлять запросы вышестоящим серверам. Компьютеру должен быть известен адрес хотя бы одного такого DNS-сервера, а по действующим правилам, для поддержки доменных имен их должно быть минимум два. Достаточно неоднозначен вопрос о соотношении прав на товарный знак (фирменное наименование) и доменное имя. Изначально доменные имена предназначались только для соединения компьютеров через Интернет, но со временем они стали выполнять роль и идентификаторов бизнеса, поскольку имеют запоминающуюся и понятную пользователю форму. По мере развития Интернета стали возникать конфликты доменных имен с товарными знаками. Возможность такого конфликта появляется из-за недостатка взаимодействия между системами, регистрирующими товарные знаки, и системой регистрации доменных имен. Система, которая появилась раньше (товарные знаки), контролируется органами юстиции на территориальной основе, что дает владельцу товарного знака права, применимые на данной территории. Возникшая позднее система (доменные имена) контролируется неправительственными организациями без функциональных ограничений: доменные имена регистрируются в порядке поступления заявок и обеспечивают уникальное, глобальное присутствие в Интернете. Конфликты между доменными именами и товарными знаками - это уникальные разногласия, которые не могут быть разрешены стандартной судебной системой. Действие этой системы распространяется только на данной территории, поэтому она не всегда может найти решение глобального конфликта. Товарным знаком признается зарегистрированное либо охраняемое без регистрации в силу международного договора словесное, изобразительное, объемное или другое обозначение, служащее для отличия товаров или услуг одного лица от однородных товаров и услуг других лиц. Если с помощью сайта не занимаются предпринимательской деятельностью (реализуют товары или оказывают услуги), то даже если доменное имя совпадает каким-то образом с товарным знаком, нарушений прав нет. Если же сайт является коммерческим проектом, то, все равно, по казахстанскому законодательству это не означает, что обладатель товарного знака автоматически получит доменное имя, ранее зарегистрированное на другое лицо. В силу статьи 961 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 1 июля 1999 года № 409-I (Особенная часть) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.02.2011 г.), к средствам индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг относятся: фирменные наименования; товарные знаки (знаки обслуживания); наименования мест происхождения (указания происхождения) товаров; другие средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров и услуг в случаях, предусмотренных Кодексом и законодательными актами. Права на объекты интеллектуальной собственности возникают в силу факта их создания либо вследствие предоставления правовой охраны уполномоченным государственным органом в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом и иными законодательными актами (ст.962 ГК РК). В силу положений Закона Республики Казахстан от 26 июля 1999 года № 456-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.03.2007 г.), владелец товарного знака или права пользования наименованием места происхождения товара - юридическое лицо или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, обладающее исключительным правом на товарный знак или исключительным правом пользования наименованием места происхождения товара в соответствии с настоящим Законом; использование товарного знака или наименования места происхождения товара - применение товарного знака или наименования места происхождения товара на товарах, в отношении которых они охраняются, и (или) их упаковке, изготовление, применение, ввоз, хранение, предложение к продаже, продажа товара с обозначением товарного знака или наименования места происхождения товара, применение в вывесках, рекламе, печатной продукции или иной деловой документации, передача права на товарный знак, а также иное введение их в гражданский оборот. В силу п.4 ст.4 Закона владелец товарного знака имеет исключительное право пользования и распоряжения принадлежащим ему товарным знаком в отношении указанных в свидетельстве товаров и услуг. Никто не может использовать охраняемый в Республике Казахстан товарный знак без согласия владельца. В соответствии с п.1 ст. 43 Закона нарушением исключительного права владельца товарного знака или права пользования наименованием места происхождения товара признается несанкционированное введение товарного знака или наименования места происхождения товара или обозначений, сходных с ними до степени смешения, в гражданский оборот в отношении однородных товаров и услуг, а в случае общеизвестного товарного знака - в отношении любых товаров и услуг. Нарушением исключительного права владельца товарного знака или права пользования наименованием места происхождения товара также признается несанкционированное использование товарного знака или наименования места происхождения товара в общедоступных телекоммуникационных сетях (Интернете и других). Учитывая, что домен как объект права не определен в законодательстве и не соотнесен с другими объектами гражданских прав, определить заранее, будет ли нарушено право третьего лица при регистрации доменного имени и его использовании не представляется возможным. Следствие такого положения вещей - неоднозначность судебной практики по вопросам, связанным с защитой исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в отношениях, связанных с Интернетом. Очевидно, по этой причине и Приказ Министра связи и информации Республики Казахстан от 7 сентября 2010 года № 220 «Об утверждении Правил регистрации, пользования и распределения доменного пространства казахстанского сегмента сети Интернет» содержит указание о том, что: «Все споры касательно пользования доменным именем между регистрантами и третьими лицами, оспаривающими регистрацию доменного имени, решаются в судебном порядке». А в Правилах регистрации доменных имен KZ, утвержденных Учреждением KazNIC в декабре 1999 года упоминаются торговые марки, но данный термин не употребляется в казахстанском законодательстве. Однако если допустить, что под торговой маркой на самом деле понимается товарный знак, то в этих правилах есть упоминание, что споры, возникающие между регистрантом доменного имени и третьим лицом, владельцем одноименной торговой марки, разрешаются на основании Порядка решения споров, утвержденного Учреждением KazNIC в декабре 1999 года (http://www.nic.kz/rules/policy.jsp). В этом Порядке содержится положение о том, что регистрант соглашается, что не смотря на то, что KazNIC не выступает в качестве арбитра и не предоставляет решения споров, возникающих как результат регистрации и использования доменного имени, ему может быть предоставлена информация, что доменное имя, возможно, нарушает право на торговую марку владельца торговой марки, а KazNIC может применить определенные процедуры до разрешения спора в судебном порядке, когда претензия третьей стороны предоставлена в KazNIC с должным подтверждением прав владения торговой маркой и уведомлением Регистранту, описывающим законный ущерб нанесенный владельцу торговой марки. Тем не менее, примеры использования данной нормы Учреждением KazNIC не обнародовались. А вот в практике казахстанских судов такие дела встречались. В этом плане, показательным, например, является Решение Алматинского районного суда г. Астана от 2 июня 2009 года № 2-3223/09, оставленное без изменения постановлением коллегии по гражданским делам суда гор. Астаны от 7 сентября 2009 года № 2А- 1870 /2009 и Постановлением Надзорной коллегии суда города Астаны от 10 декабря 2009 года № 2н-1228-09. Компания «Inter IKEA Systems BV» со ссылкой на то, что она является владельцем товарного знака - IKEA, зарегистрированного на территории Казахстана, обратилась в суд к ответчику Айтмаганбет М.Д., просила признать регистрацию доменного имени «ikea.kz» на имя Айтмаганбет М.Д., содержащего товарный знак «IKEA», как действие, создающее угрозу нарушения прав компании «Inter IKEA Systems BV» на этот товарный знак и как акт недобросовестной конкуренции; запретить ответчику использовать товарный знак «IKEA» компании «Inter IKEA Systems BV» в доменном имени в любом сочетании и форме; обязать Айтмаганбет М.Д. и учреждение «Казахстанский центр сетевой информации» аннулировать регистрацию доменного имени «ikea.kz» на имя Айтмаганбет; обязать Учреждение «Казахстанский центр сетевой информации» зарегистрировать (передать) доменное имя «ikea.kz» компании «Inter IKEA Systems BV». В ходе судебного заседания представителями истца Кульжамбековой С.Д., Болотовым Ю.А. в порядке ст.49 ГПК было подано заявление об изменении и дополнении исковых требований, в котором сторона истца просила: запретить Айтмаганбет М.Д. использовать товарный знак «IKEA» компании «Inter IKEA Systems BV» либо сходное с ним обозначение в доменном имени в любом сочетании и форме, обязать Учреждение «Казахстанский центр сетевой информации» и Айтмаганбет М.Д. передать доменное имя «ikea.kz» Компании «Inter IKEA Systems BV». Ответчик Айтмаганбат М.Д. с иском был не согласен, просил в его удовлетворении отказать. Пояснив, что доменное имя «ikea.kz» является аббревиатурой создаваемой им и его коллегами из студенческого сообщества Казахстана и Англии веб-сайта International Kazakh-English Association (Международная Казахстанско-Английская Ассоциация). Деятельность создаваемой организации не связано никоим образом с деятельностью компании истца по реализации товаров и услуг и направлена на расширение сотрудничества между студентами и молодежью Казахстана и Великобритании. Относительно нарушения и ограничения прав истца на использование доменного имени по названию Компании «Inter IKEA Systems BV» пояснил, что на территории Казахстана зарегистрировано иное доменное имя «ikea.com.kz», которое может быть использовано в сети Интернет для рекламы и продажи товаров и услуг компании истца. В ходе судебного разбирательства также было установлено, что Айтмаганбет М.Д. зарегистрировал доменное имя «ikea. kz» в мае 2004 года в соответствии с действующим законодательством республики, ежемесячно оплачивает платежи как владелец указанного доменного имени и его поддержания в Интернет. Как справедливо указывал доктор юридических наук Каудыров Т.Е., привлеченный и опрошенный в суде в качестве специалиста по этому делу - доменное имя не является объектом интеллектуальной собственности. Оно относится к имущественным благам и правам, охватываемым термином «иное имущество», что подтверждается возмездным характером получения права на доменное имя. В итоге судом было установлено, что деятельность ответчика Айтмаганбет М.Д. не направлена на предоставление товаров и услуг, перечень которых определен в свидетельстве № 25450 о регистрации товарного знака «IKEA». Суд посчитал, что действия Айтмаганбет М.Д. при регистрации доменного имени «ikea.kz» и дальнейшего его поддержания являются добросовестными. Использование и регистрация доменного имени «ikea.kz» явно не направлены на то, чтобы ввести общественность в заблуждение относительно связи, существующей между владельцем доменного имени Айтмаганбет М.Д. и компанией «Inter IKEA Systems BV». В суде не нашли своего подтверждения доводы стороны истца о том, что использование аббревиатуры «IKEA» в доменном имени «ikea.kz» может ввести в заблуждение общественность, в частности, в отношении происхождения, характера или существенных качеств продуктов, для которых применяется товарный знак истца согласно перечню товаров и услуг, прилагаемых к свидетельству о регистрации товарного знака «IKEA». Тогда как в силу ст.65 Гражданско-процессуального кодекса РК бремя доказывания возлагается на стороны. В связи с чем суд пришел к мнению, что нарушения прав владельца товарного знака «IKEA» со стороны ответчиков не имело место. При таких обстоятельствах, с учетом того, что доменное имя ответчик зарегистрировал значительно ранее регистрации товарного знака «IKEA», а также тот факт, что Айтмаганбет М.Д. не осуществляет никакой коммерческой деятельности, в том числе сходной до степени смешения с деятельностью компании «Inter IKEA Systems BV», в удовлетворении иска суд отказал. Еще один интересный прецедент содержится в Решении Алматинского городского суда от 16 июня 2006 года, оставленном без изменения Постановлением Коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Казахстан от 22 августа 2006 года № 3а-90/2-06. По делу истец - ЗАО «Ереванский коньячный завод» обратился в суд с иском к казахстанскому ТОО «Совместное предприятие «Арарат» с требованием запретить ТОО «СП «Арарат» незаконное использование в доменном имени и веб-сайте www.ararat.kz словесное обозначение «ararat», тождественное товарному знаку «Ararat», владельцем которого является ЗАО «Ереванский коньячный завод» по свидетельству РК № 10951. Истец считал, что Ответчиком было нарушено исключительное право на товарный знак Истца, и незаконно используется в доменном имени www.ararat.kz и в наименовании юридического лица, словесное обозначение «ararat», тождественное товарному знаку «Ararat». Данное обстоятельство, по мнению истца, является нарушением прав владельца товарного знака в соответствии с п. 4 ст. 4 Закона РК от 26 июля 1999 года № 456-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», согласно которому никто не может использовать охраняемый в Республике Казахстан товарный знак без согласия владельца.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |