Демократия и права человека Свобода совести - понятие сложное, широкое и многогранное - на протяжении многих веков приковывает к себе внимание философов, историков, юристов и религиоведов, а также правительств, парламентов и политических партий, вкладывающих различный смысл в понимание этой категории. Философское осмысливание свободы совести, заложенное еще в XVI-XVII вв. (Б. Спиноза, Дж. Локк, П. Бейль и др.), широко развивалось в трудах французских просветителей XVIII в. (Д. Дидро, Ж. Ламетри, П. Гольбах, К. Гельвеций), немецких философов конца XVIII - начала XIX в. (Г. Гегель, К. Маркс, Л. Фейербах, Ф. Энгельс), работах русских революционеров-демократов (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев), трудах В.И. Ленина, работах современных ученых и мыслителей. В разное время различные авторы, зачастую с противоположных позиций, наделяли понятие "свобода совести" различной смысловой нагрузкой. В морально-философском смысле свобода совести иногда рассматривалась как философско-этическая категория*(1), как возможность для каждого человека совершать поступки в соответствии со своими представлениями о справедливом и несправедливом, о добре и зле*(2), как право людей мыслить о мире так, как они хотят, а также действовать в соответствии со своими представлениями о мире*(3). Такое отождествление понятий "совесть" и "свобода совести" или, например, понятий "свобода" и "свобода совести" некорректно, как и попытки некоторых исследователей этимологически разделить термин "свобода совести" на отдельные составляющие "свобода" и "совесть"*(4). Как отмечает Г.Г. Черемных, несмотря на то что каждое из рассматриваемых понятий имеет самостоятельное значение, содержание данной категории не является механически объединенной суммой этих двух понятий *(5). Более того, юридический смысл термина "свобода совести" уже философско-мировоззренческого понимания совести. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность понятий "совесть" и "свобода совести" объясняется тем, что, как считают некоторые ученые, "на протяжении длительного исторического периода многие мировоззренческие вопросы были тесным образом связаны с религиозным мировоззрением, решались с позиций религиозного понимания, религиозной морали. Религиозная догматика лежала в основе всех представлений о мире, была исходным пунктом развития и содержания юриспруденции, естествознания, философии и т.д."*(6). Влияние религии на нравственную сферу было особенно значительным. Постепенно выработался особый подход к осмыслению свободы совести как понятия, выражающего отношение человека к религии. Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 400 тг
|