Досье ITS на проект Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан
«О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан»
(30 июня 2012 г.)
1. Проект закона РК
2. Пояснительная записка Мажилиса Парламента РК от 30 июня 2012 года № 13/П-520 к проекту Закона РК
3. Прогноз последствий принятия проекта Закона РК
4. Перечень законодательных актов, подлежащих изменению, дополнению или признанию утратившими силу и предложения по разработке нормативных правовых актов, необходимых для реализации Закона РК
5. Сравнительная таблица к проекту Закона РК
6. Заключение научной правовой экспертизы законопроекта
7. Заключение научной антикоррупционной экспертизы Научно-исследовательский институт государства и права имени Гайрата Сапаргалиева от 13 апреля 2012 года № 01/4-1971
8. Заключение научной экономической экспертизы законопроекта АО «Институт экономических исследований» от 13 апреля 2012 года № 41-18-01/425
10. Заключение научной лингвистической экспертизы в части аутентичности текстов на казахском и русском языках проекта Закона РК
11. Новости, обсуждения по проекту
12. Закон РК от 2 июля 2013 года № 113-V
Проект
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан
«О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан»
Проект Закона РК внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 30 июня 2012 года № 894
Статья 1. Внести в Закон Республики Казахстан от 20 января 2010 года «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2010 г., № 1-2, ст. 3) следующие изменения и дополнения:
1) в статье 1:
подпункт 10) изложить в следующей редакции:
«10) органы судебной экспертизы - государственные юридические лица, осуществляющие судебно-экспертную деятельность в порядке, установленном законом;»;
подпункты 13) и 14) изложить в следующей редакции:
«13) специальность судебного эксперта - научная компетенция судебного эксперта в сфере производства определенного вида судебной экспертизы, установленного Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан;
14) образцы - объекты материального мира, отображающие свойства живого человека, трупа, животного, вещества, предмета, документа, необходимые для проведения судебно-экспертного исследования и дачи заключения эксперта.»;
2) статью 4 изложить в следующей редакции:
«Статья 4. Задача судебно-экспертной деятельности
Задачей судебно-экспертной деятельности является обеспечение производства по уголовным, гражданским делам, а также по делам об административных правонарушениях специальными научными знаниями.»;
3) в статье 12:
подпункт 2) пункта 2 изложить в следующей редакции:
«2) физическим лицам, осуществляющим судебно-экспертную деятельность на основании лицензии;»;
подпункт 1) пункта 3 изложить в следующей редакции:
«1) назначения судебной экспертизы, не предусмотренной перечнем видов судебных экспертиз, установленным Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан;»;
пункт 6 изложить в следующей редакции:
«6. Лица, впервые поступающие на работу в органы судебной экспертизы, проходят специальную профессиональную подготовку, завершающуюся сдачей квалификационного экзамена. Порядок прохождения специальной профессиональной подготовки устанавливается Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан.»;
4) статьи 13, 14, 15 и 16 изложить в следующей редакции:
«Статья 13. Присвоение квалификации судебного эксперта
1. Присвоение квалификации судебного эксперта осуществляется путем сдачи им квалификационного экзамена с выдачей квалификационного свидетельства судебного эксперта на право производства определенного вида судебной экспертизы.
2. Прием квалификационных экзаменов и выдача квалификационного свидетельства судебного эксперта на право производства определенного вида судебной экспертизы осуществляются квалификационными комиссиями Министерства юстиции Республики Казахстан или уполномоченного органа в области здравоохранения Республики Казахстан.
3. Порядок приема квалификационных экзаменов для присвоения квалификации судебного эксперта, а также порядок деятельности и состав квалификационных комиссий определяются Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан.
Статья 14. Аттестация судебного эксперта
1. Судебные эксперты, являющиеся сотрудниками органов судебной экспертизы, а также физические лица, осуществляющие судебно-экспертную деятельность на основании лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью, в целях определения уровня их профессиональной подготовки раз в пять лет проходят аттестацию, проводимую аттестационными комиссиями Министерства юстиции Республики Казахстан или уполномоченного органа в области здравоохранения Республики Казахстан.
При возникновении обоснованных сомнений в надлежащем уровне профессиональной подготовки судебного эксперта проводится его внеочередная аттестация.
2. Порядок проведения аттестации судебного эксперта, в том числе внеочередной, а также порядок деятельности и состав аттестационных комиссий определяются Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан.
Статья 15. Порядок и условия выдачи, отказа в выдаче лицензии
на занятие судебно-экспертной деятельностью
1. Лицензия на занятие судебно-экспертной деятельностью выдается физическим лицам.
2. Лицензия на занятие судебно-экспертной деятельностью является генеральной.
3. Порядок и условия выдачи, отказа в выдаче лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью устанавливаются законодательством Республики Казахстан о лицензировании.
4. Состав и порядок деятельности комиссии по лицензированию судебно-экспертной деятельности устанавливаются Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан.
Статья 16. Приостановление, прекращение действия и лишение
лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью
1. Порядок и условия приостановления, прекращения действия и лишения лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью устанавливаются законодательством Республики Казахстан о лицензировании.
2. Помимо общих оснований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о лицензировании, действие лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью физическим лицом приостанавливается на период:
1) нахождения его на государственной службе;
2) исполнения им полномочий депутата Парламента Республики Казахстан, депутата маслихата, осуществляющего свою деятельность на постоянной или освобожденной основе, оплачиваемую за счет средств государственного бюджета;
3) работы в должности эксперта в органах судебной экспертизы;
4) прохождения срочной воинской службы.
В указанных случаях действие лицензии приостанавливается приказами Министра юстиции Республики Казахстан или уполномоченного органа в области здравоохранения Республики Казахстан. О принятом решении уведомляется лицо, действие лицензии которого приостановлено. Сведения о приостановке действия и лишении лицензии заносятся в Государственный реестр судебных экспертов Республики Казахстан Министерством юстиции Республики Казахстан.
3. Помимо общих оснований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о лицензировании, прекращение действия лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью физическим лицом осуществляется:
1) в судебном порядке по иску Министерства юстиции Республики Казахстан или уполномоченного органа в области здравоохранения Республики Казахстан в случаях:
грубого либо неоднократного нарушения лицом законодательства Республики Казахстан при осуществлении судебно-экспертной деятельности;
невозможности исполнения лицом обязанностей судебного эксперта вследствие недостаточного уровня профессиональной подготовки, подтвержденного результатами его аттестации;
уклонения лица от прохождения аттестации;
2) Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан в случаях:
признания лица по вступившему в законную силу решению суда недееспособным или ограниченно дееспособным, умершим либо безвестно отсутствующим;
утраты лицом гражданства Республики Казахстан;
освобождения лица от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям за совершение умышленного преступления;
вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица.
4. В случаях, предусмотренных подпунктом 1) пункта 3 настоящей статьи, комиссия по лицензированию судебно-экспертной деятельности при Министерстве юстиции Республики Казахстан обращается к Министру юстиции Республики Казахстан с представлением о подготовке искового заявления о прекращении действия лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью.
Министр юстиции Республики Казахстан на основании судебного решения издает приказ о прекращении действия лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью, копия которого направляется лицу, действие лицензии которого прекращено.
5. В случаях, предусмотренных подпунктом 1) пункта 3 настоящей статьи, уполномоченный орган в области здравоохранения Республики Казахстан на основании судебного решения прекращает действие лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью.
Сведения о прекращении действия лицензии заносятся в государственный реестр судебных экспертов Республики Казахстан Министерством юстиции Республики Казахстан.
6. В случаях, предусмотренных подпунктом 2) пункта 3 настоящей статьи, комиссия по лицензированию судебно-экспертной деятельности при Министерстве юстиции Республики Казахстан обращается к Министру юстиции Республики Казахстан с представлением о прекращении действия лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью.
Министр юстиции Республики Казахстан издает приказ о прекращении действия лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью, копия которого направляется лицу, действие лицензии которого прекращено.
7. В случаях, предусмотренных подпунктом 2) пункта 3 настоящей статьи, уполномоченный орган в области здравоохранения Республики Казахстан прекращает действие лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью.
Сведения о прекращении действия лицензии заносятся в государственный реестр судебных экспертов Республики Казахстан Министерством юстиции Республики Казахстан.»;
5) пункт 1 статьи 17 изложить в следующей редакции:
«1. Сведения о судебных экспертах, являющихся сотрудниками органов судебной экспертизы, а также о физических лицах, обладающих лицензией на занятие судебно-экспертной деятельностью, вносятся в Государственный реестр судебных экспертов Республики Казахстан, цели и порядок формирования и использования которого устанавливаются Правительством Республики Казахстан.»;
6) статью 20 изложить в следующей редакции:
«Статья 20. Органы судебной экспертизы
К органам судебной экспертизы относятся:
1) органы судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан;
2) органы судебной экспертизы уполномоченного органа в области здравоохранения Республики Казахстан, в том числе специализированные психиатрические и наркологические организации местных органов государственного управления здравоохранения, к функциям которых отнесено производство судебно-психиатрических, судебно-наркологических экспертиз.»;
7) в статье 23:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Основанием производства судебной экспертизы являются постановление, определение о назначении судебной экспертизы органа, ведущего уголовный процесс, суда, органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, прокурора, нотариуса, вынесенное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.»;
дополнить пунктом 4 следующего содержания:
«4. Порядок организации и производства судебных экспертиз определяется Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан.»;
8) статью 25 изложить в следующей редакции:
«Статья 25. Сроки производства судебной экспертизы
1. Срок производства судебной экспертизы исчисляется со дня принятия органом судебной экспертизы либо лицом, не являющимся сотрудником органа судебной экспертизы, привлеченным в качестве судебного эксперта, к производству постановления, определения о назначении судебной экспертизы и ее объектов.
2. Срок производства судебной экспертизы не должен превышать тридцати суток, кроме исключительных случаев, предусмотренных Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан.
Продление срока производства судебной экспертизы осуществляется органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, по мотивированному ходатайству руководителя органа судебной экспертизы либо судебного эксперта (судебных экспертов), не являющегося сотрудником органа судебной экспертизы.
Особенности продления срока пребывания лица в медицинской организации для производства судебной экспертизы установлены пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Закона.
3. Общие критерии определения категорий сложности судебных экспертиз, порядок исчисления сроков производства судебных экспертиз в зависимости от категории их сложности, а также порядок продления срока производства судебной экспертизы устанавливаются Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан.
4. Приостановление производства судебной экспертизы в случае, установленном настоящим Законом, производится до устранения обстоятельств, явившихся основанием для приостановления, но не более чем на десять суток. Если обстоятельства, явившиеся основанием для приостановления производства судебной экспертизы, не будут устранены в течение указанного срока, в адрес органа (лица), назначившего судебную экспертизу, материалы направляются без исполнения.
5. Заключение судебного эксперта либо сообщение о невозможности дать заключение направляются органу (лицу), назначившему судебную экспертизу, в течение трех суток после их составления.»;
9) пункт 6 статьи 29 изложить в следующей редакции:
«6. Особенности организации производства комплексных судебных экспертиз, порученного разным органам судебной экспертизы, устанавливаются Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан.»;
10) пункт 4 статьи 31 изложить в следующей редакции:
«4. Особенности оформления результатов производства комиссионной, комплексной, дополнительной и повторной судебной экспертизы определяются Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан.»;
11) пункт 3 статьи 32 изложить в следующей редакции:
«3. Структура и содержание сообщения о невозможности дать заключение определяются Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан.»;
12) пункт 2 статьи 37 изложить в следующей редакции:
«2. Продление указанного срока для лиц, подвергающихся судебной экспертизе в добровольном порядке, осуществляется с их согласия в порядке, установленном уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан.»;
3) пункт 2 статьи 39 изложить в следующей редакции:
«2. В период производства в психиатрических стационарах судебно-психиатрической экспертизы лиц, не содержащихся под стражей, на них распространяется действие норм Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального кодексов Республики Казахстан.»;
14) пункт 2 статьи 42 изложить в следующей редакции:
«2. Разработка, апробирование и внедрение методик судебно-экспертных исследований осуществляются в порядке, установленном Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан.».
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования.
Президент Республики Казахстан | |
Пояснительная записка Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 30 июня 2012 года № 13/П-520 к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан»
Законопроект разработан в соответствии с пунктом 13 Плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2012 год.
Принятие законопроекта направлено на реализацию Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858, в целях повышения эффективности нормотворческой деятельности по систематизации действующего законодательства, дальнейшей консолидации в разрезе отраслей законодательства; освобождению его от устаревших и дублирующих норм, восполнению пробелов в правовом регулировании, устранению внутренних противоречий в действующем праве; минимизации отсылочных норм в законах и расширению практики принятия законов прямого действия в рамках круга вопросов, по которым в соответствии с Конституцией могут приниматься законодательные акты.
В настоящее время назрела необходимость уточнения ряда положений и внесения дополнений в действующий Закон Республики Казахстан «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан» (далее - Закон) по регламентации основных понятий судебно-экспертной деятельности, оснований для назначения и производства судебных экспертиз, порядка выдачи, приостановления и прекращения действия лицензии на осуществление судебно-экспертной деятельности, сроков исчисления, приостановления и продления производства судебных экспертиз, где имеются несогласованность с другими законодательными актами Республики Казахстан, а также взаимные противоречия между статьями Закона.
Кроме того, в соответствии со статьей 25 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» принятие нормативного правового акта уполномоченным органом допускается только в случаях, когда компетенция уполномоченного органа по принятию данного акта прямо предусмотрена законодательством Республики Казахстан.
Проект Закона направлен на урегулирование вопроса касательно установления компетенции Министерства юстиции в таких основных направлениях как:
утверждение перечня видов и специальностей судебно-экспертных исследований, проводимых в Центре судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан, по которым присваивается квалификация судебного эксперта;
порядок приема квалификационных экзаменов для присвоения квалификации судебного эксперта;
утверждение состава и порядка деятельности комиссии по лицензированию судебно-экспертной деятельности;
порядок организации и производства судебной экспертизы.
Целью разработки данного законопроекта является совершенствование законодательства по осуществлению независимой и объективной судебно-экспертной деятельности, устранение внутренних противоречий в Законе, приведение в соответствие с другими нормативными правовыми актами, восполнение пробелов в правовом регулировании судебно-экспертной деятельности.
Принятие данного законопроекта не потребует финансовых затрат из средств республиканского бюджета, а также не повлечет негативных экономических, социальных, правовых и экологических последствий.
Премьер-Министр Республики Казахстан | К. Масимов |
Прогноз последствий
принятия проекта Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан
«О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан»
Законопроект разработан в соответствии с пунктом 13 Плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2012 год.
Принятие законопроекта направлено на реализацию Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858, в целях повышения эффективности нормотворческой деятельности по систематизации действующего законодательства, дальнейшей консолидации в разрезе отраслей законодательства; освобождению его от устаревших и дублирующих норм, восполнению пробелов в правовом регулировании, устранению внутренних противоречий в действующем праве; минимизации отсылочных норм в законах и расширению практики принятия законов прямого действия в рамках круга вопросов, по которым в соответствии с Конституцией могут приниматься законодательные акты.
Так, в настоящее время назрела необходимость уточнения ряда положений и внесения дополнений в действующий Закон Республики Казахстан «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан» (далее - Закон) по регламентации основных понятий судебно-экспертной деятельности, оснований для назначения и производства судебных экспертиз, порядка выдачи, приостановления и прекращения действия лицензии на право осуществления судебно-экспертной деятельности, сроков исчисления, приостановления и продления производства судебных экспертиз, где имеется несогласованность с другими законодательными актами Республики Казахстан, а также взаимных противоречий между статьями Закона.
Кроме того, в соответствии со статьей 25 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах», принятие нормативного правового акта уполномоченным органом допускается только в случаях, когда компетенция уполномоченного органа по принятию данного акта прямо предусмотрена законодательством Республики Казахстан.
В действующем Законе не урегулирован вопрос касательно установления компетенции Министерства юстиции в таких основных направлениях как:
утверждение перечня видов и специальностей судебно-экспертных исследований, проводимых в Центре судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан, по которым присваивается квалификация судебного эксперта;
порядок приема квалификационных экзаменов для присвоения квалификации судебного эксперта;
утверждение состава и порядка деятельности комиссии по лицензированию судебно-экспертной деятельности;
порядок организации и производства судебной экспертизы.
Целью разработки данного законопроекта является совершенствование законодательства по осуществлению независимой и объективной судебно-экспертной деятельности, устранение внутренних противоречий в Законе, приведение в соответствие с другими нормативными правовыми актами, восполнение пробелов в правовом регулировании судебно-экспертной деятельности.
Принятие данного законопроекта не потребует финансовых затрат из средств республиканского бюджета, не повлечет негативных экономических, социальных, правовых, экологических последствий.
Принятие и реализация законопроекта будут способствовать:
урегулированию правовой основы судебно-экспертной деятельности;
законодательной ясности и определенности основных понятий, функций и принципов организации судебной экспертизы в Республике Казахстан;
совершенствованию правовой регламентации судебной экспертизы;
повышению правовой защищенности граждан и организаций, участвующих в процессе правосудия.
Министр юстиции Республики Казахстан | Б. Имашев |
Перечень
законодательных актов, подлежащих изменению, дополнению или
признанию утратившими силу и предложения по разработке нормативных
правовых актов, необходимых для реализации Закона Республики
Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики
Казахстан «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан»
Закон Республики Казахстан:
1) «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан»;
Нормативные правовые акты:
1) Приказ Министра юстиции Республики Казахстан «Об утверждении приема квалификационных экзаменов для присвоения квалификации судебного эксперта»;
2) Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан «Об утверждении приема квалификационных экзаменов для присвоения квалификации судебного эксперта»;
3) Приказ Министра юстиции Республики Казахстан Республики Казахстан «Об утверждении Правил организации и производства судебных экспертиз»;
4) Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан Республики Казахстан «Об утверждении Правил организации и производства судебных экспертиз»;
5) Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан «Об утверждении Правил продления сроков пребывания лиц в медицинских организациях, подвергающихся судебной экспертизе в добровольном порядке».
Сравнительная таблица
к проекту Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан
«О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан»
№ п/п | Структурный элемент | Действующая редакция | Предлагаемые изменения и дополнения | Обоснование |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Закон Республики Казахстан «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан» от 20 января 2010 года |
1 | подпункт 10) статьи 1 | Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе 10) органы судебной экспертизы - государственные органы, осуществляющие судебно-экспертную деятельность в порядке, установленном законом; | Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе 10) органы судебной экспертизы - государственные юридические лица, осуществляющие судебно-экспертную деятельность в порядке, установленном законом; | Орган судебной экспертизы не может являться государственным органом, поскольку возникнет коллизия между установленным Законом принципом независимого производства экспертизы и обязательностью для государственных служащих исполнения решений принятых вышестоящими государственными органами и должностными лицами. Кроме этого, данное положение не согласуется со статьей 20 этого же Закона, согласно которой к органам судебной экспертизы отнесены специализированные психиатрические и наркологические организации, не являющие государственными органами. В этой связи вносятся соответствующие корректировки в понятие «органы судебной экспертизы». |
2 | подпункт 13) статьи 1 | Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе 13) специальность судебного эксперта - научная компетенция судебного эксперта в сфере производства определенного вида судебной экспертизы, установленного законодательством Республики Казахстан; | Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе 13) специальность судебного эксперта - научная компетенция судебного эксперта в сфере производства определенного вида судебной экспертизы, установленного Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан; | Уполномоченный орган юстиции приведен в соответствие с действующей редакцией статей настоящего Закона. Данное изменение п.п. 13) статьи 1 позволит установить полномочия и разграничить компетенцию уполномоченных органов в сфере судебно-экспертной деятельности. |
3 | подпункт 14) статьи 1 | Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе 14) образцы - объекты материального мира, отображающие свойства живого человека, трупа, животного, вещества, предмета, необходимые для проведения судебно-экспертного исследования и дачи заключения эксперта; | Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе 14) образцы - объекты материального мира, отображающие свойства живого человека, трупа, животного, вещества, предмета, документа, необходимые для проведения судебно-экспертного исследования и дачи заключения эксперта; | Восполнение пробелов действующего Закона. В соответствии с гл. 33 УПК РК образцы для экспертного исследования - это самостоятельная категория объектов экспертизы. В настоящем законопроекте приводится в соответствие с п.п.9 статьи 1 Данный вид объектов исследования «документы» включен в перечень объектов судебной экспертизы согласно п.п. 9) настоящей статьи, необходимо указание на данный вид объектов и в перечне образцов. |
4 | статья 4 | Статья 4. Задача судебно-экспертной деятельности Задачей судебно-экспертной деятельности является обеспечение производства по уголовным, гражданским делам, а также по делам об административных правонарушениях средствами специальных научных знаний. | Статья 4. Задача судебно-экспертной деятельности Задачей судебно-экспертной деятельности является обеспечение производства по уголовным, гражданским делам, а также по делам об административных правонарушениях специальными научными знаниями. | Уточнение редакции. В УПК РК, ГПК РК и КоАП РК отсутствует понятие средства специальных научных знаний. |
5 | подпункт 2) пункта 2 статьи 12 | Статья 12. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к судебному эксперту 2. Производство судебной экспертизы может быть поручено: 2) лицам, осуществляющим судебно-экспертную деятельность на основании лицензии; | Статья 12. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к судебному эксперту 2. Производство судебной экспертизы может быть поручено: 2) физическим лицам, осуществляющим судебно-экспертную деятельность на основании лицензии; | Уточнение редакции в соответствии с законом РК «О лицензировании». Лицензии в сфере судебно-экспертной деятельности выдаются только физическим лицам. |
6 | подпункт 1) пункта 3 статьи 12 | Статья 12. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к судебному эксперту 3. Производство экспертизы в разовом порядке может быть поручено в случаях: 1) назначения судебной экспертизы, не предусмотренной перечнем видов судебных экспертиз, установленным законодательством Республики Казахстан; | Статья 12. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к судебному эксперту 3. Производство экспертизы в разовом порядке может быть поручено в случаях: 1) назначения судебной экспертизы, не предусмотренной перечнем видов судебных экспертиз, установленным Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан; | Уполномоченный орган юстиции приведен в соответствие с действующей редакцией статей настоящего Закона. Уточнение редакции п.п.1) п.3 статьи 12. Установление компетенции уполномоченного органа, определяющего перечень видов судебных экспертиз, проводимых в органе судебной экспертизы. |
7 | пункт 6 статьи 12 | Статья 12. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к судебному эксперту 6. Лица, впервые поступающие на работу в органы судебной экспертизы, проходят специальную профессиональную подготовку, завершающуюся сдачей квалификационного экзамена. Порядок прохождения специальной профессиональной подготовки устанавливается Министерством юстиции Республики Казахстан и уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан. | Статья 12. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к судебному эксперту 6. Лица, впервые поступающие на работу в органы судебной экспертизы, проходят специальную профессиональную подготовку, завершающуюся сдачей квалификационного экзамена. Порядок прохождения специальной профессиональной подготовки устанавливается Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан. | Уполномоченный орган юстиции приведен с соответствие с действующей редакцией статей настоящего Закона. Уточнение редакции п.6 статьи 12 Разграничение компетенции уполномоченных органов в сфере судебно-экспертной деятельности. |
8 | статья 13 | Статья 13. Присвоение квалификации судебного эксперта 1. Присвоение квалификации судебного эксперта осуществляется путем сдачи им квалификационного экзамена с выдачей квалификационного свидетельства судебного эксперта на право производства определенного вида судебной экспертизы. 2. Прием квалификационных экзаменов и выдача квалификационного свидетельства судебного эксперта на право производства определенного вида судебной экспертизы осуществляются квалификационными комиссиями Министерства юстиции Республики Казахстан и уполномоченного органа в области здравоохранения Республики Казахстан. 3. Порядок деятельности и состав квалификационных комиссий определяются Министерством юстиции Республики Казахстан и уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан. | Статья 13. Присвоение квалификации судебного эксперта 1. Присвоение квалификации судебного эксперта осуществляется путем сдачи им квалификационного экзамена с выдачей квалификационного свидетельства судебного эксперта на право производства определенного вида судебной экспертизы. 2. Прием квалификационных экзаменов и выдача квалификационного свидетельства судебного эксперта на право производства определенного вида судебной экспертизы осуществляются квалификационными комиссиями Министерства юстиции Республики Казахстан или уполномоченного органа в области здравоохранения Республики Казахстан. 3. Порядок приема квалификационных экзаменов для присвоения квалификации судебного эксперта, а также порядок деятельности и состав квалификационных комиссий, определяются Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан. | Уточнение редакции п. 2, 3 статьи 13 Установление полномочий и разграничение компетенции уполномоченных органов в сфере судебно-экспертной деятельности. |
9 | статья 14 | Статья 14. Аттестация судебного эксперта 1. Судебные эксперты, являющиеся сотрудниками органов судебной экспертизы, а также лица, осуществляющие судебно-экспертную деятельность на основании лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью, в целях определения уровня их профессиональной подготовки раз в пять лет проходят аттестацию, проводимую аттестационными комиссиями Министерства юстиции Республики Казахстан и уполномоченного органа в области здравоохранения Республики Казахстан. При возникновении обоснованных сомнений в надлежащем уровне профессиональной подготовки судебного эксперта проводится его внеочередная аттестация. 2. Порядок проведения аттестации судебного эксперта, в том числе внеочередной, а также порядок деятельности и состав аттестационных комиссий, определяются Министерством юстиции Республики Казахстан и уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан. | Статья 14. Аттестация судебного эксперта 1. Судебные эксперты, являющиеся сотрудниками органов судебной экспертизы, а также физические лица, осуществляющие судебно-экспертную деятельность на основании лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью, в целях определения уровня их профессиональной подготовки раз в пять лет проходят аттестацию, проводимую аттестационными комиссиями Министерства юстиции Республики Казахстан или уполномоченного органа в области здравоохранения Республики Казахстан. При возникновении обоснованных сомнений в надлежащем уровне профессиональной подготовки судебного эксперта проводится его внеочередная аттестация. 2. Порядок проведения аттестации судебного эксперта, в том числе внеочередной, а также порядок деятельности и состав аттестационных комиссий определяются Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан. | Уточнение редакции п. 1 статьи 14 в соответствии с законом РК «О лицензировании.» Лицензии в сфере судебно-экспертной деятельности выдаются только физическим лицам. Разграничение компетенции уполномоченных органов в сфере судебно-экспертной деятельности. |
10 | статья 15 | Статья 15. Порядок и условия выдачи, отказа в выдаче лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью 1. Лицензия на занятие судебно-экспертной деятельностью в области судебно-медицинской, судебно-психиатрической и судебно-наркологической экспертизы выдается юридическим лицам. 2. Лицензия на занятие судебно-экспертной деятельностью в области иных видов судебной экспертизы, за исключением указанных в пункте 1 настоящей статьи, выдается физическим лицам. 3. Лицензия на занятие судебно-экспертной деятельностью является генеральной. 4. Порядок и условия выдачи, отказа в выдаче лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью устанавливаются законодательством Республики Казахстан о лицензировании. | Статья 15. Порядок и условия выдачи, отказа в выдаче лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью 1. Лицензия на занятие судебно-экспертной деятельностью выдается физическим лицам. 2. Лицензия на занятие судебно-экспертной деятельностью является генеральной. 3. Порядок и условия выдачи, отказа в выдаче лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью устанавливаются законодательством Республики Казахстан о лицензировании. 4. Состав и порядок деятельности комиссии по лицензированию судебно-экспертной деятельности устанавливаются Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан. | Уточнение редакции п. 1 статьи 15 в соответствии с законом РК «О лицензировании.» Лицензии в сфере судебно-экспертной деятельности выдаются только физическим лицам, п. 4 статьи 15 разграничение компетенции уполномоченных органов в сфере судебно-экспертной деятельности. Уполномоченный орган юстиции приведен в соответствие с действующей редакцией статей настоящего Закона. |
11 | статья 16 | Статья 16. Приостановление, прекращение действия и лишение лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью 1. Порядок и условия приостановления, прекращения действия и лишения лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью устанавливаются законодательством Республики Казахстан о лицензировании. 2. Помимо общих оснований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о лицензировании, действие лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью физическим лицом приостанавливается на период: 1) нахождения его на государственной службе; 2) исполнения им полномочий депутата Парламента Республики Казахстан, депутата маслихата, осуществляющего свою деятельность на постоянной или освобожденной основе, оплачиваемую за счет средств государственного бюджета; 3) работы в должности эксперта в органах судебной экспертизы; 4) прохождения срочной воинской службы. В указанных случаях действие лицензии приостанавливается приказом Министра юстиции Республики Казахстан. О принятом решении уведомляются лицо, действие лицензии которого приостановлено, суды, правоохранительные органы и органы адвокатуры Республики Казахстан. 3. Помимо общих оснований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о лицензировании, прекращение действия лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью физическим лицом осуществляется: 1) в судебном порядке по иску Министерства юстиции Республики Казахстан в случаях: грубого либо неоднократного нарушения лицом законодательства Республики Казахстан при осуществлении судебно-экспертной деятельности; невозможности исполнения лицом обязанностей судебного эксперта вследствие недостаточного уровня профессиональной подготовки, подтвержденного результатами его аттестации; уклонения лица от прохождения аттестации; 2) Министерством юстиции Республики Казахстан в случаях: признания лица по вступившему в законную силу решению суда недееспособным или ограниченно дееспособным, умершим либо безвестно отсутствующим; утраты лицом гражданства Республики Казахстан; освобождения лица от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям за совершение умышленного преступления; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица. 4. В случаях, предусмотренных подпунктом 1) пункта 3 настоящей статьи, комиссия по лицензированию судебно-экспертной деятельности при Министерстве юстиции Республики Казахстан обращается к Министру юстиции Республики Казахстан с представлением о подготовке искового заявления о прекращении действия лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью. Министр юстиции Республики Казахстан на основании судебного решения издает приказ о прекращении действия лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью, копия которого направляется лицу, действие лицензии которого прекращено. О прекращении действия лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью уведомляются суды, правоохранительные органы и органы адвокатуры Республики Казахстан. 5. В случаях, предусмотренных подпунктом 2) пункта 3 настоящей статьи, комиссия по лицензированию судебно-экспертной деятельности при Министерстве юстиции Республики Казахстан обращается к Министру юстиции Республики Казахстан с представлением о прекращении действия лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью. Министр юстиции Республики Казахстан издает приказ о прекращении действия лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью, копия которого направляется лицу, действие лицензии которого прекращено. О прекращении действия лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью уведомляются суды, правоохранительные органы и органы адвокатуры Республики Казахстан. | Статья 16. Приостановление, прекращение действия и лишение лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью 1. Порядок и условия приостановления, прекращения действия и лишения лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью устанавливаются законодательством Республики Казахстан о лицензировании. 2. Помимо общих оснований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о лицензировании, действие лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью физическим лицом приостанавливается на период: 1) нахождения его на государственной службе; 2) исполнения им полномочий депутата Парламента Республики Казахстан, депутата маслихата, осуществляющего свою деятельность на постоянной или освобожденной основе, оплачиваемую за счет средств государственного бюджета; 3) работы в должности эксперта в органах судебной экспертизы; 4) прохождения срочной воинской службы. В указанных случаях действие лицензии приостанавливается приказами Министра юстиции Республики Казахстан или уполномоченного органа в области здравоохранения Республики Казахстан. О принятом решении уведомляется лицо, действие лицензии которого приостановлено. Сведения о приостановке действия и лишении лицензии заносятся в Государственный реестр судебных экспертов Республики Казахстан Министерством юстиции Республики Казахстан. 3. Помимо общих оснований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о лицензировании, прекращение действия лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью физическим лицом осуществляется: 1) в судебном порядке по иску Министерства юстиции Республики Казахстан или уполномоченного органа в области здравоохранения Республики Казахстан в случаях: грубого либо неоднократного нарушения лицом законодательства Республики Казахстан при осуществлении судебно-экспертной деятельности; невозможности исполнения лицом обязанностей судебного эксперта вследствие недостаточного уровня профессиональной подготовки, подтвержденного результатами его аттестации; уклонения лица от прохождения аттестации; 2) Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан в случаях: признания лица по вступившему в законную силу решению суда недееспособным или ограниченно дееспособным, умершим либо безвестно отсутствующим; утраты лицом гражданства Республики Казахстан; освобождения лица от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям за совершение умышленного преступления; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица. 4. В случаях, предусмотренных подпунктом 1) пункта 3 настоящей статьи, комиссия по лицензированию судебно-экспертной деятельности при Министерстве юстиции Республики Казахстан обращается к Министру юстиции Республики Казахстан с представлением о подготовке искового заявления о прекращении действия лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью. Министр юстиции Республики Казахстан на основании судебного решения издает приказ о прекращении действия лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью, копия которого направляется лицу, действие лицензии которого прекращено. 5. В случаях, предусмотренных подпунктом 1) пункта 3 настоящей статьи, уполномоченный орган в области здравоохранения Республики Казахстан на основании судебного решения прекращает действие лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью. Сведения о прекращении действия лицензии заносятся в государственный реестр судебных экспертов Республики Казахстан Министерством юстиции Республики Казахстан. 6. В случаях, предусмотренных подпунктом 2) пункта 3 настоящей статьи, комиссия по лицензированию судебно-экспертной деятельности при Министерстве юстиции Республики Казахстан обращается к Министру юстиции Республики Казахстан с представлением о прекращении действия лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью. Министр юстиции Республики Казахстан издает приказ о прекращении действия лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью, копия которого направляется лицу, действие лицензии которого прекращено. 7. В случаях, предусмотренных подпунктом 2) пункта 3 настоящей статьи, уполномоченный орган в области здравоохранения Республики Казахстан прекращает действие лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью. Сведения о прекращении действия лицензии заносятся в государственный реестр судебных экспертов Республики Казахстан Министерством юстиции Республики Казахстан. | Данное изменение п. 2. 4), п. 3. 1), 2), п. 5, 7 статьи 16 позволит установить полномочия и разграничить компетенцию уполномоченных органов в сфере судебно-экспертной деятельности, а также снизить коррупционную составляющую в действиях по приостановлению, прекращению и лишению лицензии. Уполномоченный орган юстиции приведен в соответствие с действующей редакцией статей настоящего Закона. |
12 | пункт 1 статьи 17 | Статья 17. Государственный реестр судебных экспертов Республики Казахстан 1. Сведения о судебных экспертах, являющихся сотрудниками органов судебной экспертизы, а также о лицах, обладающих лицензией на занятие судебно-экспертной деятельностью, вносятся в Государственный реестр судебных экспертов Республики Казахстан, цели и порядок формирования и использования которого устанавливаются Правительством Республики Казахстан. | Статья 17. Государственный реестр судебных экспертов Республики Казахстан 1. Сведения о судебных экспертах, являющихся сотрудниками органов судебной экспертизы, а также о физических лицах, обладающих лицензией на занятие судебно-экспертной деятельностью, вносятся в Государственный реестр судебных экспертов Республики Казахстан, цели и порядок формирования и использования которого устанавливаются Правительством Республики Казахстан. | Уточнение редакции п. 1 статьи 17 в соответствии с законом РК «О лицензировании». Лицензии в сфере судебно-экспертной деятельности выдаются только физическим лицам. |
13 | статья 20 | Статья 20. Органы судебной экспертизы Судебная экспертиза осуществляется системой государственных организаций судебной экспертизы, включающей: 1) органы судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан; 2) органы судебной экспертизы уполномоченного органа в области здравоохранения Республики Казахстан, в том числе специализированные психиатрические и наркологические организации местных органов государственного управления здравоохранения, к функциям которых отнесено производство судебно-психиатрических, судебно-наркологических экспертиз. | Статья 20. Органы судебной экспертизы К органам судебной экспертизы относятся: 1) органы судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан; 2) органы судебной экспертизы уполномоченного органа в области здравоохранения Республики Казахстан, в том числе специализированные психиатрические и наркологические организации местных органов государственного управления здравоохранения, к функциям которых отнесено производство судебно-психиатрических, судебно-наркологических экспертиз. | Редакция статьи 20. Приведение в соответствие с вносимыми изменениями в п.п. 10) статьи 1 Закона |
14 | пункт 1 статьи 23 | Статья 23. Основания производства судебной экспертизы 1. Основанием производства судебной экспертизы служат постановление, определение о назначении судебной экспертизы органа, ведущего уголовный процесс, суда, органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вынесенное в порядке, установленном законом. | Статья 23. Основания производства судебной экспертизы 1. Основанием производства судебной экспертизы являются постановление, определение о назначении судебной экспертизы органа, ведущего уголовный процесс, суда, органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, прокурора, нотариуса, вынесенное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. | Восполнение пробелов действующего Закона. Приводится в соответствие с Законом РК «О прокуратуре», в соответствии с которым прокурор вправе назначать экспертизу (под. 6-1 п. 1 ст. 29), и Законом РК «О нотариате», в соответствии с которым нотариус в части обеспечения доказательств вправе назначать экспертизу (пп. 1, 2 ст. 99). |
15 | статья 23 | Статья 23. Основания производства судебной экспертизы 4. Отсутствует. | Статья 23. Основания производства судебной экспертизы 4. Порядок организации и производства судебных экспертиз определяется Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан. | Восполнение пробелов действующего Закона. Данное дополнение статьи 23 п. 4 позволит установить полномочия и разграничить компетенцию уполномоченных органов в сфере судебно-экспертной деятельности. |
16 | статья 25 | Статья 25. Сроки производства судебной экспертизы 1. Срок производства судебной экспертизы исчисляется со дня принятия органом судебной экспертизы либо лицом, не являющимся сотрудником органа судебной экспертизы, привлеченным в качестве судебного эксперта, к производству постановления, определения о назначении судебной экспертизы и ее объектов. 2. Срок производства судебной экспертизы не должен превышать тридцать суток, кроме исключительных случаев, предусмотренных Министерством юстиции Республики Казахстан и уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан. Продление срока производства судебной экспертизы осуществляется органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, по мотивированному ходатайству руководителя органа судебной экспертизы либо судебного эксперта (судебных экспертов), не являющегося сотрудником органа судебной экспертизы. Особенности продления срока пребывания лица в медицинской организации для производства судебной экспертизы установлены пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Закона. 3. Общие критерии определения категорий сложности судебных экспертиз, порядок исчисления сроков производства судебных экспертиз в зависимости от категории их сложности, а также порядок продления срока производства судебной экспертизы устанавливаются Министерством юстиции Республики Казахстан и уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан. 4. Приостановление производства судебной экспертизы в случае, установленном настоящим Законом, производится до устранения обстоятельств, явившихся основанием для приостановления, но не более чем на десять суток. Если обстоятельства, явившиеся основанием для приостановления производства судебной экспертизы, не будут устранены в течение указанного срока, в адрес органа (лица), назначившего судебную экспертизу, направляется сообщение о невозможности дать заключение. 5. Заключение судебного эксперта либо сообщение о невозможности дать заключение направляется органу (лицу), назначившему судебную экспертизу, в течение трех суток после их составления. | Статья 25. Сроки производства судебной экспертизы 1. Срок производства судебной экспертизы исчисляется со дня принятия органом судебной экспертизы либо лицом, не являющимся сотрудником органа судебной экспертизы, привлеченным в качестве судебного эксперта, к производству постановления, определения о назначении судебной экспертизы и ее объектов. 2. Срок производства судебной экспертизы не должен превышать тридцать суток, кроме исключительных случаев, предусмотренных Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан. Продление срока производства судебной экспертизы осуществляется органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, по мотивированному ходатайству руководителя органа судебной экспертизы либо судебного эксперта (судебных экспертов), не являющегося сотрудником органа судебной экспертизы. Особенности продления срока пребывания лица в медицинской организации для производства судебной экспертизы установлены пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Закона. 3. Общие критерии определения категорий сложности судебных экспертиз, порядок исчисления сроков производства судебных экспертиз в зависимости от категории их сложности, а также порядок продления срока производства судебной экспертизы устанавливаются Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан. 4. Приостановление производства судебной экспертизы в случае, установленном настоящим Законом, производится до устранения обстоятельств, явившихся основанием для приостановления, но не более чем на десять суток. Если обстоятельства, явившиеся основанием для приостановления производства судебной экспертизы, не будут устранены в течение указанного срока, в адрес органа (лица), назначившего судебную экспертизу, материалы направляются без исполнения. 5. Заключение судебного эксперта либо сообщение о невозможности дать заключение направляется органу (лицу), назначившему судебную экспертизу, в течение трех суток после их составления. | Данное изменение в п. 2, п. 3 статьи 25 позволит разграничить компетенцию уполномоченных органов в сфере судебно-экспертной деятельности. Редакция п. 4 приводится в соответствие с п. 1 1) статьи 21 |
17 | пункт 6 статьи 29 | Статья 29. Комплексная экспертиза 6. Особенности организации производства комплексных судебных экспертиз, порученного разным органам судебной экспертизы, устанавливаются Министерством юстиции Республики Казахстан и уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан. | Статья 29. Комплексная экспертиза 6. Особенности организации производства комплексных судебных экспертиз, порученного разным органам судебной экспертизы, устанавливаются Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан. | Данное изменение п. 6 статьи 29 позволит разграничить компетенцию уполномоченных органов в сфере судебно-экспертной деятельности. |
18 | пункт 4 статьи 31 | Статья 31. Заключение эксперта 4. Структура и содержание заключения эксперта, в том числе особенности оформления результатов производства комиссионной, комплексной, дополнительной и повторной судебной экспертизы, определяются Министерством юстиции Республики Казахстан и уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан. | Статья 31. Заключение эксперта 4. Особенности оформления результатов производства комиссионной, комплексной, дополнительной и повторной судебной экспертизы, определяются Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан. | Данное изменение, п. 4 статьи 31 позволит разграничить компетенцию уполномоченных органов в сфере судебно-экспертной деятельности. |
19 | пункт 3 статьи 32 | Статья 32. Сообщение о невозможности дать заключение эксперта 3. Структура и содержание сообщения о невозможности дать заключение определяются Министерством юстиции Республики Казахстан и уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан. | Статья 32. Сообщение о невозможности дать заключение эксперта 3. Структура и содержание сообщения о невозможности дать заключение определяются Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан. | Данное изменение п. 3 статьи 32 позволит разграничить компетенцию уполномоченных органов в сфере судебно-экспертной деятельности. |
20 | пункт 2 статьи 37 | Статья 37. Сроки пребывания лица в медицинской организации при производстве судебной экспертизы 2. Продление указанного срока для лиц, подвергающихся судебной экспертизе в добровольном порядке, осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 25 настоящего Закона. | Статья 37. Сроки пребывания лица в медицинской организации при производстве судебной экспертизы 2. Продление указанного срока для лиц, подвергающихся судебной экспертизе в добровольном порядке, осуществляется с их согласия в порядке, установленном уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан. | Данное изменение п. 2 статьи 37 устанавливает компетенцию уполномоченного органа в области здравоохранения. |
21 | пункт 2 статьи 39 | Статья 39. Условия производства судебной экспертизы в психиатрических стационарах в отношении лиц, не содержащихся под стражей 2. В период производства в психиатрических стационарах судебно-психиатрической экспертизы лиц, не содержащихся под стражей, на них распространяется действие норм Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан. | Статья 39. Условия производства судебной экспертизы в психиатрических стационарах в отношении лиц, не содержащихся под стражей 2. В период производства в психиатрических стационарах судебно-психиатрической экспертизы лиц, не содержащихся под стражей, на них распространяется действие норм Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального кодексов Республики Казахстан. | Названный вид экспертизы может быть назначен в порядке статьи 305 Гражданского процессуального кодекса для определения психического состояния гражданина по делам о признании его ограниченно дееспособным или недееспособным. Таким образом, п. 2 статьи 39 Закона на лиц, помещенных в психиатрический стационар для проведения судебно-психиатрической экспертизы в порядке гражданского судопроизводства, неправомерно распространено действие УПК, что может повлечь нарушение прав и законных интересов граждан. |
22 | пункт 2 статьи 42 | Статья 42. Научно-методическое и учебное обеспечение судебно-экспертной деятельности. Профессиональная подготовка и повышение квалификации судебных экспертов 2. Разработка, апробирование и внедрение методик судебно-экспертных исследований осуществляются в порядке, установленном Министерством юстиции Республики Казахстан и уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан. | Статья 42. Научно-методическое и учебное обеспечение судебно-экспертной деятельности. Профессиональная подготовка и повышение квалификации судебных экспертов 2. Разработка, апробирование и внедрение методик судебно-экспертных исследований осуществляются в порядке, установленном Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан. | Данное изменение п. 2 статьи 42 позволит разграничить компетенцию уполномоченных органов в сфере судебно-экспертной деятельности. |