|
|
|
Досье на проект Закона Республики Казахстан
2. Пояснительная записка Мажилиса Парламента РК от 11 сентября 2012 года № 13/П-848 к проекту Закона РК 4. Сравнительная таблица к проекту Закона РК 5. Заключение дополнительной научной правовой экспертизы законопроекта 9. Новости, обсуждения по проекту 10. Закон РК от 15 января 2013 года № 69-V
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О Внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Казахстан»
Внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 11 сентября 2012 года № 1176
Статья 1. Внести в Закон Республики Казахстан от 23 июня 1992 года «О Внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Казахстан» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1992 г., № 11-12, ст. 290; № 24, ст. 592; 1993 г., № 8, ст. 179; 1995 г., № 1-2, ст. 17; № 23, ст. 155; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 7, ст. 79; № 12, ст. 184; № 13-14, ст. 205; 1998 г., № 23, ст. 416; № 24, ст. 436; 1999 г., № 8, ст. 233, 247; 2001 г., № 13-14, ст. 174; № 20, ст. 257; № 24, ст. 336; 2004 г., № 23, ст. 142; № 24, ст. 155; 2007 г., № 15, ст. 107; 2008 г., № 10-11, ст. 39; 2010 г., № 7, ст. 32; № 24, ст. 149; 2011 г., № 1, ст. 7; № 11, ст. 102; № 16, ст. 129; 2012 г., № 3, ст. 26, № 5, ст. 41) следующие изменения и дополнения: 1) часть вторую статьи 1 изложить в следующей редакции: «Внутренние войска имеют флаг и символ. Региональные командования, соединения и воинские части Внутренних войск имеют боевые знамена установленного образца.»; 2) в статье 2: часть вторую изложить в следующей редакции: «Выполнение задач, возложенных на Внутренние войска, осуществляется: органами военного управления Внутренними войсками: Главным командованием Внутренних войск - Комитетом внутренних войск; региональными командованиями (оперативно-территориальными объединениями); соединениями и воинскими частями оперативного назначения; специальными воинскими частями по охране важных государственных объектов и специальных грузов; соединениями и воинскими частями по охране исправительных учреждений и конвоированию; специальными моторизованными соединениями и воинскими частями; военной полицией Внутренних войск; военными учебными заведениями Внутренних войск; учебными воинскими частями; воинскими частями обеспечения деятельности Внутренних войск; авиационной воинской частью; воинскими частями (подразделениями) специального назначения.»; дополнить частью третьей следующего содержания: «Соединения и воинские части входят в состав региональных командований (оперативно-территориальных объединений) Внутренних войск, за исключением соединений и воинских частей, непосредственно подчиненных Главнокомандующему Внутренними войсками.»; 3) статью 4 изложить в следующей редакции: «Статья 4. Принципы и основы организации деятельности Внутренних войск Деятельность Внутренних войск осуществляется на принципах законности, гуманизма, соблюдения прав личности и единоначалия. Непосредственное управление войсками осуществляет Главнокомандующий Внутренними войсками. Начальники департаментов внутренних дел областей, города республиканского значения и столицы являются старшими оперативными начальниками в отношении командиров воинских частей Внутренних войск, дислоцированных на территориях соответствующих областей, города республиканского значения и столицы и выполняющих задачи по охране общественного порядка, охране исправительных учреждений и при чрезвычайных ситуациях, а также решению других задач, возложенных на Внутренние войска законодательством Республики Казахстан, за исключением соединений и воинских частей, непосредственно подчиненных Главнокомандующему Внутренними войсками.»; 4) абзац третий статьи 7 изложить в следующей редакции: «- назначает на должность, освобождает от должности Главнокомандующего Внутренними войсками;»; 5) абзац второй статьи 8 изложить в следующей редакции: «утверждает организационную структуру, лимит штатной численности, дислокацию Внутренних войск;»; 6) абзац девятый статьи 10 изложить в следующей редакции: «назначает на должности и освобождает от должностей заместителей Главнокомандующего Внутренними войсками, командующих региональных командований (оперативно-территориальных объединений), начальников высших военных учебных заведений Внутренних войск, командиров соединений Внутренних войск, увольняет офицеров Внутренних войск со службы, присваивает первое воинское звание офицерского состава и воинское звание «полковник».»; 7) в статье 10-1: заголовок и абзац первый изложить в следующей редакции: «Статья 10-1. Главнокомандующий Внутренними войсками Главнокомандующий Внутренними войсками:»; абзацы шестой и девятый изложить в следующей редакции: «решает вопросы прохождения воинской службы офицерами Внутренних войск в соответствии с законодательством Республики Казахстан, назначает на должности, освобождает от должностей, присваивает очередные воинские звания, снижает воинские звания офицерского состава, увольняет в запас или в отставку до подполковника включительно;»; «вносит Министру внутренних дел Республики Казахстан предложения о назначении на должности и освобождении от должностей заместителей Главнокомандующего Внутренними войсками, командующих региональных командований (оперативно-территориальных объединений), командиров соединений и начальников военных учебных заведений.»; 8) дополнить статьей 10-2 следующего содержания: «Статья 10-2. Командующий региональным командованием (оперативно-территориальным объединением) Внутренних войск Командующий региональным командованием (оперативно-территориальным объединением) Внутренних войск: поддерживает постоянную боевую и мобилизационную готовность подчиненных воинских частей регионального объединения; руководит служебно-боевой деятельностью, оперативной и боевой подготовкой войск, внедрением передового опыта, развитием материальной базы и созданием необходимых социально-бытовых условий для личного состава; издает приказы и распоряжения; решает вопросы прохождения воинской службы военнослужащими регионального объединения в соответствии с законодательством Республики Казахстан, назначает на должности, освобождает от должностей, присваивает очередные воинские звания, увольняет в запас или в отставку военнослужащих по контракту до капитана включительно, за исключением высшего сержантского состава, и вносит представления по снижению воинских званий офицерского состава.»; 9) в статье 11: абзац второй изложить в следующей редакции: «- в пределах своей компетенции участвуют в рассмотрении предложения Министра внутренних дел Республики Казахстан по формированию и размещению на подведомственной территории региональных командований, соединений, частей и подразделений Внутренних войск;»; абзац четвертый изложить в следующей редакции: «- оказывают командованию региональных командований (оперативно-территориальных объединений), соединений и частей Внутренних войск содействие в организации призыва на воинскую службу во Внутренние войска;»; 10) абзац третий статьи 13 изложить в следующей редакции: «совместно с командирами частей определяют объем служебных задач для воинских частей оперативного назначения и специальных моторизованных частей Внутренних войск, исходя из численности;»; 11) часть вторую статьи 14 изложить в следующей редакции: «Состав Военного совета утверждается Министром внутренних дел Республики Казахстан по представлению Главнокомандующего Внутренними войсками Министерства внутренних дел Республики Казахстан.»; 12) статью 15 изложить в следующей редакции: «Статья 15. Главное командование Внутренними войсками - Комитет внутренних войск Главное командование Внутренними войсками - Комитет Внутренних войск является основным органом военного управления Внутренними войсками в мирное и военное время и предназначен для поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности войск, разработки и реализации планов строительства и развития Внутренних войск, совершенствования их организационно-штатной структуры, организации служебно-боевой деятельности Внутренних войск. В мирное время совместно с Генеральным штабом Вооруженных Сил Республики Казахстан планирует варианты совместных действий.». Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
Пояснительная записка Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 11 сентября 2012 года № 13/П-848 к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О Внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Казахстан»
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О Внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Казахстан» (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Главы государства от 24 февраля 2012 года. Законопроектом предлагается внести в некоторые законодательные акты поправки, направленные на совершенствование военно-административной системы Внутренних войск, по аналогии с организационной структурой Вооруженных Сил, путем создания региональных командований в пределах границ административно-территориальных единиц Республики Казахстан, а также сокращения количества бригад и изменения организационно-штатной структуры Внутренних войск. Принятие законопроекта не повлечет отрицательных социально-экономических и правовых последствий и не потребует дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета.
Прогнозы
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О Внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Казахстан» (далее - законопроект) разработан Министерством внутренних дел во исполнение поручения Главы государства от 24 февраля 2012 года № 20-417с. Принятие законопроекта позволит: - усовершенствовать структуру Внутренних войск, ввести компетенцию, определить статус и зоны ответственности регионального командования, установить их максимально допустимую самостоятельность для эффективного взаимодействия с территориальными департаментами внутренних дел в обеспечении общественного порядка и безопасности; - соответствовать общему Плану применения Вооруженных Сил Республики Казахстан, в целях обеспечения согласованных действий оперативно-территориальных объединений Внутренних войск с формированиями других взаимодействующих органов на кризисные ситуации и чрезвычайные обстоятельства; - законодательно определить статус, урегулировать вопросы назначения региональных командований Внутренних войск, специальные принципы деятельности, разграничить функции центрального органа военного управления и региональных командований и их правовое положение. Прогнозы возможных экономических, социальных, правовых, экологических последствий принятия законопроекта могут быть охарактеризованы положительно.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
II. Описание проблемных вопросов, на решение которых
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Казахстан» (далее - законопроект) разработан в целях законодательного обеспечения дальнейшего совершенствования военно-административной системы Внутренних войск путем создания структуры Региональных командований в пределах границ административно-территориальных единиц, аналогичной организационной структуре Вооруженных Сил, Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан. Основанием для его разработки явилось поручение Главы государства от 24 февраля 2012 года № 20-41. В настоящее время внутренние войска Министерства внутренних дел Республики Казахстан являются основной силовой структурой Министерства внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности. Основными задачами войск являются: охрана и оборона важных государственных объектов, участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка в населенных пунктах, охрана исправительных учреждений, конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей. В состав войск организационно входят: Комитет Внутренних войск, восемь соединений, военный институт, отдельная авиационная эскадрилья и батальон обеспечения. Вместе с тем внутренние войска не имеют органов управления оперативно-территориального уровня. Воинские части каждого соединения дислоцируются на территориях нескольких областей, к примеру, части Западного соединения размещены на территории Западно-Казахстанской, Атырауской, Актюбинской и Мангистауской областей, остальные в 2-3 областях. При этом 35% воинских частей одновременно выполняют как задачи по охране общественного порядка и безопасности в областных центрах (населенных пунктах), так и по охране исправительных учреждений и конвоированию осужденных и лиц, заключенных под стражу. Воинские части, входящие в состав 8-ми бригад Внутренних войск, дислоцируются на территориях нескольких областей, географически не совпадающих с зонами ответственности региональных командований Сухопутных войск Министерства обороны Республики Казахстан, что не отвечает требованиям к уровню их взаимодействия в решении общих служебно-боевых задач. По этим же причинам действующая бригадная система управления не обеспечивает максимально допустимой самостоятельности командования Внутренних войск на региональном уровне для эффективного взаимодействия с территориальными департаментами внутренних дел в обеспечении общественного порядка и безопасности. Предполагаемая реорганизация мотивирована необходимостью обеспечения единообразной организационной структурой Вооруженных Сил, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 7 мая 2003 года № 1085 «О мерах по дальнейшему совершенствованию структуры Вооруженных Сил Республики Казахстан», и создания единой системы управления стратегического, оперативно-стратегического, оперативно-территориального и тактического уровней. Наряду с этим, разделом 3.4 «Развитие военной организации государства» Военной доктрины Республики Казахстан, утвержденной Указом Президента от 11 октября 2011 года № 161, предусматривается необходимость развития военной организации государства в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими их деятельность, по скоординированным и согласованным программам и планам с учетом задач и особенностей боевого применения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. В этой связи настоящий законопроект направлен на решение вышеуказанных проблемных вопросов, связанных с необходимостью создания структуры Региональных командований в пределах границ административно-территориальных единиц, аналогичной организационной структуры Вооруженных Сил, Пограничной службы КНБ РК.
Как показывает исторический анализ, «коренные преобразования внутренней стражи в Царской России произошли в 60-е годы XIX века в ходе проводимой военной реформы. Тогда в российской армии была введена окружная система управления войсками. Вся территория страны была разделена на военные округа. В августе 1864 года штаб Отдельного корпуса и округа внутренней стражи были упразднены, а бригады и батальоны реорганизованы в соответствующие части местных войск, в которые вошли и конвойные команды. Местные войска входили в состав соответствующего военного округа. У командующего округом был помощник по управлению местными войсками. По структуре местные войска мало отличались от внутренней стражи: в каждой губернии дислоцировалась местная бригада, в состав которой входили батальоны и уездные команды, выполнявшие задачи по конвоированию арестантов и оказанию помощи полиции в поддержании общественного порядка» (http://revolution.allbest.ru/law/001457 32_0.html). Такой принцип дислокации и руководства внутренними войсками сохранился в России по настоящее время. Согласно статье 2 Закона Российской Федерации «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», соединения и воинские части входят в состав оперативно-территориальных объединений (округов, региональных командований, региональных управлений и других видов оперативно-территориальных объединений) внутренних войск, за исключением соединений и воинских частей, непосредственно подчиненных главнокомандующему внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации.
IV. Анализ предлагаемых проектом нормативного правового акта
1. Проверка на соответствие законопроекта Конституции Республики Казахстан, нормативным правовым актам вышестоящих уровней, международным обязательствам Республики Казахстан Законопроект направлен на совершенствование военно-административной системы Внутренних войск, что, в свою очередь, должно обеспечить защищенность национальных интересов Республики Казахстан в сферах военной и общественной безопасности. Это позволяет сделать вывод о соответствии законопроекта основным положениям Конституции Республики Казахстан, провозгласившей Республику Казахстан «демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы» (статья 1). Законопроект также не вступает в противоречие с обязательствами Республики Казахстан, взятыми в ходе заключения международных договоров с другими государствами. 2. Оценка правовых и социально-экономических последствий принятия законопроекта С принятием законопроекта и достижением целей совершенствования военно-административной системы Внутренних войск, способных в полном объеме обеспечить защищенность национальных интересов Республики Казахстан в сферах военной и общественной безопасности, мы вправе ожидать: - обеспечения самостоятельности командования Внутренних войск на региональном уровне для эффективного взаимодействия с территориальными департаментами внутренних дел в охране общественности порядка, и безопасности; - создания на стратегических направлениях межвидовых самодостаточных группировок войск (сил), способных обеспечить военную безопасность в своей зоне ответственности и адекватно реагировать на внутренние угрозы военной безопасности; - сокращения численности управленческого аппарата Внутренних войск; - разграничения полномочий должностных лиц руководящего состава Внутренних войск с учетом новой структуры. Отрицательных правовых и социально-экономических последствий в случае реализации законопроекта не ожидается.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |