|
|
|
Досье на проект Закона Республики Казахстан
2. Проект закона РК (июнь 2012 года) 5. Перечень законодательных актов, подлежащих изменению в связи с принятием проекта Закона РК 7. Сравнительная таблица к проекту Закона РК 8. Заключение научной правовой экспертизы законопроекта 9. Заключение дополнительной научной правовой экспертизы законопроекта 15. Новости, обсуждения по проекту
ЗАКОН
Внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 11 октября 2012 года № 1288
Статья 1. Внести в Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О правоохранительной службе» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2011 г., № 1, ст. 4; № 19, ст. 145; 2012 г., № 3, ст. 26; № 5, ст. 41; № 8, ст. 64) следующие изменение и дополнения: 1) статью 1 дополнить подпунктом 21) следующего содержания: «21) полиграфологическое исследование - процедура опроса, заключающаяся в регистрации с помощью специальных датчиков отдельных физиологических реакций человека (дыхания, сердцебиения, сопротивления кожи и т.д.).»; 2) в статье 6: пункт 2 дополнить подпунктом 2-1) следующего содержания: «2-1) не прошедшие психофизиологическое или медицинское освидетельствование в военно-врачебных комиссиях или полиграфологическое исследование для определения пригодности к службе;»; пункт 5 изложить в следующей редакции: «5. Принимаемые на службу в правоохранительные органы граждане в обязательном порядке проходят медицинское освидетельствование в военно-врачебных комиссиях, а также полиграфологическое исследование для определения пригодности к службе.»; дополнить пунктом 5-1 следующего содержания: «5-1. Порядок прохождения полиграфологического исследования на специальных технических средствах по определению достоверности информации определяется Правительством Республики Казахстан.». Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О правоохранительной службе» по вопросам применения полиграфа в правоохранительных органах Республики Казахстан
Статья 1. В Закон Республики Казахстан «О правоохранительной службе» от 6 января 2011 года № 380-IV (Ведомости парламента РК, 2011г., № 1 (2578), ст.4) внести следующие дополнения: 1) статью 1 дополнить подпунктом 21) следующего содержания: «21) полиграфологическое исследование - процедура опроса, заключающаяся в регистрации с помощью специальных датчиков отдельных физиологических реакции человека (дыхания, сердцебиения, сопротивления кожи и так далее).»; 2) в статье 6: пункт 2 дополнить подпунктом 2-1) следующего содержания: «2-1) не прошедшее психофизиологическое или медицинское освидетельствование в военно-врачебных комиссиях или полиграфологическое исследование для определения пригодности к службе;» пункт 5 изложить в следующей редакции: «5. Принимаемые на службу в правоохранительные органы граждане в обязательном порядке проходят медицинское освидетельствование в военно-врачебных комиссиях для определения пригодности к службе, а также полиграфологическое исследование для определения пригодности к службе.»; дополнить пунктом 5-1 следующего содержания: «5-1. Порядок прохождения полиграфологического исследования на специальных технических средствах по определению достоверности информации утверждается Правительством Республики Казахстан»; Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2013 года.
Пояснительная записка Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 11 октября 2012 года № 13/П-230 к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменения и дополнений в Закон Республики Казахстан «О правоохранительной службе»
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменения и дополнений в Закон Республики Казахстан «О правоохранительной службе» (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Главы государства, данного на заседании расширенной коллегии Министерства внутренних дел 17 января 2011 года. Законопроектом предусматривается законодательное закрепление порядка обязательного прохождения полиграфологического исследования кандидатами на службу в правоохранительные органы. Принятие законопроекта не повлечет негативных правовых и социально-экономических последствий, его реализация будет осуществляться за счет и в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете правоохранительным органам на соответствующий финансовый год. Законопроект концептуально одобрен решением Республиканской бюджетной комиссии 6 января 2012 года. По законопроекту проведены антикоррупционная, научная, экономическая и лингвистическая экспертизы. На основании изложенного Правительство Республики Казахстан вносит на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан вышеназванный законопроект.
Прогнозы
17 января 2011 года на расширенной коллегии Министерства внутренних дел Республики Казахстан Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев поручил законодательно оформить применение технических средств, как полиграф (или детектор лжи), при принятии на работу сотрудников дорожной полиции, а затем и других правоохранительных структур. Принятие законопроекта позволит: - создать правовую базу использования специальных технических средств по определению достоверности информации (полиграфа) на кандидатах, поступающих на правоохранительную службу; - выработать единый государственный подход к требованиям, предъявляемым к использованию специальных технических средств по определению достоверности информации (полиграфа) на кандидатах, поступающих на правоохранительную службу; Принятие данного законопроекта не повлечет дополнительные государственные расходы и будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных Республиканским бюджетом правоохранительным органам.
Перечень законодательных актов, подлежащих изменению
1. Закон Республики Казахстан «О правоохранительной службе» от 6 января 2011 года.
Справка
Законопроектом предусматривается установить в статье 6 Закона Республики Казахстан «О правоохранительной службе» компетенцию Правительства на утверждение порядка прохождения полиграфологического исследования на специальных технических средствах по определению достоверности информации. В этой связи для реализации данной нормы необходимо разработать соответствующий Порядок прохождения полиграфологического исследования на специальных технических средствах по определению достоверности информации и утвердить его постановлением Правительства Республики Казахстан.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ I. Общие положения
II. Описание проблемных вопросов, на решение которых
В процессе описания проблемных вопросов, на решение которых направлен проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О правоохранительной службе» по вопросам применения полиграфа в правоохранительных органах Республики Казахстан» (далее - законопроект), целесообразным, по мнению экспертов, представляется, прежде всего, сосредоточить внимание на описании предлагаемых разработчиками правовых новелл, конечная цель которых сводится к решению задач дальнейшего совершенствования и развития комплекса норм, регламентирующих общественные отношения в сфере организации управления государством деятельностью правоохранительных служб нашей республики. Если конкретизировать комплекс проблемных вопросов, на решение которых направлены нормы данного законопроекта, то уместным будет выдвинуть следующие оценочные положения: разработчики ссылаются на то обстоятельство, что 17 января 2011 года на заседании расширенной коллегии Министерства внутренних дел Республики Казахстан Президент страны Н.А. Назарбаев дал официальное поручение законодательно закрепить применение технических средств по определению достоверности информации (полиграфа или детектора лжи) при отборе кандидатов на службу в правоохранительные органы республики. В контексте взаимосвязи с вышеизложенными положениями разработчики законопроекта отмечают, что результаты изучения практики применения технических средств по определению достоверности информации показывают, что такого рода деятельность по осуществлению отбора претендентов на различные виды работ в настоящее время в республике приобретает все более расширяющиеся масштабы распространения и охватывает не только сферу правоохранительных, специальных и иных государственных органов, но и частные структуры. То есть, по мнению разработчиков законопроекта, в настоящее время процедура применения специальных технических средств на предмет определения достоверности информации (полиграфа) вышла за рамки уголовного и уголовно-процессуального законодательства и приобрела обновленную значимость в обширном социально-правовом контексте. Своевременность, обоснованность и целесообразность принятия законопроекта обусловлены необходимостью принятия правовых мер, направленных в конечном итоге на достижение цели дальнейшей оптимизации деятельности работников правоохранительных служб, основанной на улучшении качественного состава кадрового корпуса работников правоохранительных служб в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к деловым и морально-этическим чертам характера лиц, претендующих на занятие деятельностью в структурах правоохранительных служб республики. Повышенную актуальность разрешения проблемы совершенствования мер по улучшению качественного состава кадрового корпуса работников правоохранительных органов логичным будет увязывать с предусмотренной подробной законодательной регламентацией в нормах Закона Республики Казахстан «О правоохранительной службе» как вопросов предъявляемых требований, так и широкомасштабных правовых гарантий социальной защищенности работников правоохранительных органов, что в значительной мере способствует повышению престижности службы в структурах правоохранительных органов. В контексте взаимосвязи с приведенными положениями разработчики законопроекта обращают внимание на то обстоятельство, что после принятия Закона Республики Казахстан «О правоохранительной службе», в соответствии с нормами которого установлен комплекс единых правовых стандартов и норм прохождения службы в правоохранительных органах, а также изменен порядок прохождения службы (прием, перемещение, увольнение). Согласно вышеназванному закону гарантии социальной защищенности сотрудников правоохранительных органов значительно расширились, вследствие чего обозначилась устойчивая тенденция к возрастанию числа людей, изъявляющих желание работать в структурах правоохранительных служб республики, в составе которых присутствуют также и лица, стремящиеся поступить на службу в правоохранительные органы, ведомые изначальными корыстными мотивами, направленными на приложение, в случае принятия на службу, усилий к достижению цели скорейшего обогащения за счет совершения различных коррупционных деяний. Резюмируя приведенное краткое описание проблемных вопросов, на решение которых направлен настоящий законопроект, правомерным представляется выдвинуть предположение о том, что рассмотренные в рамках экспертной оценки проекта проблемные вопросы в совокупности образуют комплекс актуальных мер по обновлению действующего законодательства, регламентирующего деятельность правоохранительных служб в нашей республике.
III. Описание всех известных и эффективных способов,
При описании в тексте научного экспертного заключения всех известных и эффективных способов, механизмов, подходов к разрешению проблемных вопросов, на решение которых направлено принятие законопроекта, правомерным, на взгляд экспертов, представляется включить оценку соответствия экспертируемого законопроекта, прежде всего, правилам юридической техники, установленным Законом Республики Казахстан «О нормативных правовых актах»; оценку соответствия экспертируемого законопроекта традиционно устоявшимся в теории и практике правотворчества концептуальным положениям и рекомендациям, разработанным в целях правильного использования и максимально полезного руководства эффективными методами и способами осуществления правотворческой деятельности, доказавшими свою состоятельность и перспективность в практической организации правотворческого процесса. Если конкретизировать экспертное описание оценки законопроекта, то уместным будет отметить, что в соответствии с подпунктом 1-1) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» в содержание понятия юридической техники нормодателем вкладывается совокупность способов, требований и правил оформления нормативных правовых актов. Руководство же традиционно устоявшимися в теории и практике правотворчества концептуальными методами и способами конструирования правовых новелл означает осуществление правотворческого процесса, нацеленного на правильную формулировку названия проекта; с ориентацией на правильное построение структуры, способной обеспечить внутреннюю логическую взаимосвязь отдельных частей правовой новеллы; наконец, осуществление правотворческого процесса, нацеленного на конструирование максимально конкретизированной нормативно-содержательной составляющей законопроекта. Учитывая вышеизложенные требования юридической техники, уместным будет выдвинуть оценочные характеристики данного законопроекта в следующем контексте. Название законопроекта концентрирует в себе раскрытие основного правового замысла разработчиков законопроекта, а также определение предмета и круга регулируемых общественных отношений. Структура законопроекта построена с учетом его направленности на систематизацию однородных групп отношений и включает в себя внесение поправок в нормы действующего Закона Республики Казахстан «О правоохранительной службе», касающиеся дополнений в основные понятия, используемые в Законе; условий поступления на правоохранительную службу; порядка проведения опросов с применением полиграфа. Нормативно-содержательную составляющую рассматриваемого законопроекта образуют конкретно определенные нормы, сконструированные с прицелом на создание правовой основы регулирования деятельности по использованию специальных технических средств, предназначенных для определения достоверности информации (полиграфа) при отборе претендентов на службу в правоохранительные органы. Так, в соответствии с предлагаемыми разработчиками законопроекта правовыми новеллами «полиграфологическое исследование - процедура опроса, заключающаяся в регистрации с помощью специальных датчиков отдельных физиологических реакций человека (дыхания, сердцебиения, сопротивления кожи и так далее). Принимаемые на службу в правоохранительные органы граждане в обязательном порядке проходят медицинское освидетельствование в военно-врачебных комиссиях для определения пригодности к службе, а также полиграфологическое исследование для определения пригодности к службе». Таким образом, по результатам проведенного экспертного исследования вопросов оценки использования разработчиками законопроекта всех известных и эффективных способов, механизмов, подходов к разрешению проблемных вопросов, на решение которых направлен законопроект, вполне обоснованным представляется выдвинуть оценочное предположение о том, что разработчиками использованы в достаточном объеме известные и эффективные методы и способы осуществления правотворческого процесса. В целом законопроект разработан с соблюдением основных требований, предъявляемых правилами юридической техники.
IV. Анализ предлагаемых проектом нормативного правового акта
1. Проверка на соответствие законопроекта Конституции Республики Казахстан, нормативным правовым актам вышестоящих уровней, международным обязательствам Республики Казахстан Настоящий законопроект разработан с соблюдением основных принципов и норм Конституции Республики Казахстан, международных обязательств Казахстана. Если говорить конкретнее, нормы законопроекта находятся в соответствии со статьей 1 Конституции Республики Казахстан: «1. Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. 2. Основополагающими принципами деятельности Республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте».
2. Оценка правовых и социально-экономических последствий принятия законопроекта Принятие законопроекта в качестве нормативного правового акта не приведет к отрицательным социально-экономическим последствиям, позволит создать правовую базу использования специальных технических средств по определению достоверности информации (полиграфа) при отборе кандидатов, поступающих на службу в правоохранительные органы, а также выработать единый государственный подход к требованиям, предъявляемым к использованию специальных технических средств. Реализация мер, предусмотренных законопроектом, повлечет в 2012 году дополнительные затраты республиканского бюджета в сумме 249 590 000 тенге на приобретение полиграфов, обучение сотрудников для работы на полиграфе и их содержание. Предполагается введение законопроекта в действие с 1 января 2013 года. Следовательно, у разработчиков имеются время и возможности для представления уточненных расчетов потребности в средствах на реализацию законопроекта при формировании республиканского бюджета на 2013-2015 годы.
3. Определение наличия условий для совершения коррупционных правонарушений в связи с принятием законопроекта Принятие анализируемого законопроекта и правильное его применение не могут привести к возникновению благоприятных условий для совершения коррупционных правонарушений.
4. Определение наличия причин и условий для ущемления права на гендерное равенство в связи с принятием законопроекта В законопроекте не заложены условия для ущемления права на гендерное равенство. Законопроект не содержит условий для поощрения чисто мужской или специфически женской деловой и иной активности.
5. Определение перечня нормативных правовых актов, подлежащих уточнению при условии принятия законопроекта Законопроект направлен на внесение дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам применения полиграфа в правоохранительных органах Республики Казахстан при отборе кандидатов на службу в правоохранительные органы Республики Казахстан, при опросе действующих сотрудников, а также при проведении служебных расследований. В случае принятия предлагаемого законопроекта необходимость внесения изменений и дополнений в другие нормативные правовые акты не возникнет. Законопроектом предусматривается, что порядок прохождения полиграфологического исследования на специальных технических средствах по определению достоверности информации (полиграфе) утверждается Правительством Республики Казахстан.
6. Характеристика научной проработанности норм законопроекта, выработка научно-обоснованных предложений по улучшению законодательной базы С методологической точки зрения к рассматриваемому законопроекту, по мнению экспертов, прямое отношение имеют следующие концептуальные положения Концепции новой модели государственной службы Республики Казахстан, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 21 июля 2011 года № 119, впервые сформулированные в нашей республике в качестве новых фундаментальных политических и социально-правовых принципов: «Профессионализация системы государственной службы, основанная на принципах меритократии, эффективности, результативности, транспарентности и подотчетности обществу, является важнейшим фактором в обеспечении конкурентоспособности системы государственного управления и качественного оказания государственных услуг населению». Прежде всего, уместным представляется отметить, что указанная в Концепции новой модели государственной службы Республики Казахстан проблема дальнейшей профессионализации системы государственной службы нуждается в переосмыслении в интересах поиска путей для правильного понимания и, соответственно, разносторонне обоснованной, логически верифицированной трактовке вопросов, связанных с решением задачи профессионализации системы государственной службы республики, включая сюда и правоохранительную службу, с учетом сложившихся современных жизненных реалий.
7. Выявление возможных противоречий принципам соответствующей отрасли права Противоречий как по общеправовым принципам, так и принципам соответствующей отрасли права не выявлено. Предметы и методы правового регулирования разных отраслей права корректно учтены. Не предполагается введения норм, абсолютно противоположных отношениям, регулируемым законопроектом.
8. Выявление явного или скрытого ведомственного либо группового интереса, обеспечиваемого законопроектом В рамках настоящего законопроекта не усматривается признаков, указывающих на наличие явного или скрытого лоббирования ведомственного или группового интереса, обеспечиваемого законопроектом.
9. Получение ответов на иные вопросы, вытекающие из законопроекта Разработчиками законопроекта иных вопросов перед экспертами не поставлено.
V. Выводы и предложения
Представленный на научную правовую экспертизу проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О правоохранительной службе» по вопросам применения полиграфа в правоохранительных органах Республики Казахстан» может быть внесен на дальнейшее рассмотрение.
Эксперты: Нуртаев Р.Т. д.ю.н., профессор Кыстаубай О.С. к.ю.н. Иржанов А.С. к.ю.н. Возняк О.А. к.ю.н.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
II. Описание проблемных вопросов, на решение которых
В процессе описания проблемных вопросов, на решение которых дополнительно направлен проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменения и дополнений в Закон Республики Казахстан «О правоохранительной службе» (далее - законопроект), целесообразным, по мнению экспертов, представляется, прежде всего, сосредоточить внимание на описании предлагаемых разработчиками правовых новелл, конечная цель которых сводится к решению задач дальнейшего совершенствования и развития комплекса норм, регламентирующих общественные отношения в сфере организации управления государством деятельностью правоохранительных служб нашей республики. Если конкретизировать комплекс проблемных вопросов, на решение которых направлены нормы данного законопроекта, то уместным будет выдвинуть следующие оценочные положения: разработчики ссылаются на то обстоятельство, что 17 января 2011 года на заседании расширенной коллегии Министерства внутренних дел Республики Казахстан Президент страны Н.А. Назарбаев дал официальное поручение законодательно закрепить применение технических средств по определению достоверности информации (полиграфа или детектора лжи) при отборе кандидатов на службу в правоохранительные органы республики. В контексте взаимосвязи с вышеизложенными положениями разработчики законопроекта отмечают, что результаты изучения практики применения технических средств по определению достоверности информации показывают, что такого рода деятельность по осуществлению отбора претендентов на различные виды работ в настоящее время в республике приобретает все более расширяющиеся масштабы распространения и охватывает не только сферу правоохранительных, специальных и иных государственных органов, но и частные структуры. То есть, по мнению разработчиков законопроекта, в настоящее время процедура применения специальных технических средств на предмет определения достоверности информации (полиграфа) вышла за рамки уголовного и уголовно-процессуального законодательства и приобрела обновленную значимость в обширном социально-правовом контексте. Своевременность, обоснованность и целесообразность принятия законопроекта обусловлены необходимостью принятия правовых мер, направленных в конечном итоге на достижение цели дальнейшей оптимизации деятельности работников правоохранительных служб, основанной на улучшении качественного состава кадрового корпуса работников правоохранительных служб в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к деловым и морально-этическим чертам характера лиц, претендующих на занятие деятельностью в структурах правоохранительных служб республики. Повышенную актуальность разрешения проблемы совершенствования мер по улучшению качественного состава кадрового корпуса работников правоохранительных органов логичным будет увязывать с предусмотренной подробной законодательной регламентацией в нормах Закона Республики Казахстан «О правоохранительной службе» как вопросов предъявляемых требований, так и широкомасштабных правовых гарантий социальной защищенности работников правоохранительных органов, что в значительной мере способствует повышению престижности службы в структурах правоохранительных органов. В контексте взаимосвязи с приведенными положениями разработчики законопроекта обращают внимание на то обстоятельство, что после принятия Закона Республики Казахстан «О правоохранительной службе», в соответствии с нормами которого установлен комплекс единых правовых стандартов и норм прохождения службы в правоохранительных органах, а также изменен порядок прохождения службы (прием, перемещение, увольнение). Согласно вышеназванному закону гарантии социальной защищенности сотрудников правоохранительных органов значительно расширились, вследствие чего обозначилась устойчивая тенденция к возрастанию числа людей, изъявляющих желание работать в структурах правоохранительных служб республики, в составе которых присутствуют также и лица, стремящиеся поступить на службу в правоохранительные органы, ведомые изначальными корыстными мотивами, направленными на приложение, в случае принятия на службу, усилий к достижению цели скорейшего обогащения за счет совершения различных коррупционных деяний. Резюмируя приведенное краткое описание проблемных вопросов, на решение которых направлен настоящий законопроект, правомерным представляется выдвинуть предположение о том, что рассмотренные в рамках экспертной оценки проекта проблемные вопросы в совокупности образуют комплекс актуальных мер по обновлению действующего законодательства, регламентирующего деятельность правоохранительных служб в нашей республике.
III. Описание всех известных и эффективных способов,
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |