|
|
|
29.10.2012 Досье на проект Закона Республики Казахстан «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Республике Казахстан» (июль 2012 года)
3. Проект Закона Республики Казахстан «О доступе к судебным актам» 4. Письмо Верховного Суда Республики Казахстан (май 2012 года)
проекта Закона Республики Казахстан «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Республике Казахстан»
1. Название законопроекта
«Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Республике Казахстан»
2. Обоснование необходимости разработки законопроекта
Целесообразность и актуальность разработки и принятия данного закона, регулирующего отношения в области обеспечения, с одной стороны, гласности, публичности и транспарентности судебной деятельности, а с другой - конституционного права граждан на информацию, обусловлена рядом объективных факторов. Необходимость принятия законопроекта данного законопроекта прежде всего обусловлена продвижением Казахстана к стандартам современного правового государства и развитием институтов гражданского общества. Обеспечение доступа к электронному решению или приговору суда становится уже не просто способом информирования, а практической задачей, которая ускоряет судебные процедуры, содействует реализации своих прав участникам судопроизводства. Конституционно закрепленный принцип гласности судопроизводства, изначально подразумевающий свободу доступа граждан в залы судебных заседаний, в современных условиях, особенно с учетом развития цифровых информационно-коммуникационных технологий, существенно обогащается за счет новых форм его реализации через традиционные СМИ и Интернет. Особую актуальность приобретает данный законопроект и с формированием глобального информационного общества и расширением трансграничного информационного взаимодействия граждан и государства в телекоммуникационных сетях общего пользования. В перспективе, уже ставится вопрос о возможности проведения интернет-трансляций судебных заседаний (в частности, с мая 2011 г. стало возможным наблюдать онлайн-трансляцию судебных заседаний в Верховном Суде Великобритании). В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Главы государства от 24 августа 2009 года № 858, говорится: «Общество заинтересовано в полном, объективном и беспристрастном освещении деятельности судебной власти. В этих целях необходимо повышать уровень открытости и прозрачности судебной системы, в частности путем предоставления более широкого доступа к информации о деятельности судов». Рекомендациями V Съезда судей о расширении сферы применения электронных технологий, Стратегическим планом Верховного Суда на 2011-2015 годы предусмотрены меры по обеспечению гласности и прозрачности судебных разбирательств, в том числе путем размещения в публичной базе данных Верховного Суда резолютивной части итоговых процессуальных решений судов. Общество требует сегодня судов максимально быстрого и широкого доступа к судебным актам. Востребованность информации судебных органов наглядно демонстрирует статистика посещений Интернет-ресурсов Верховного Суда и местных судов, характер поступающих комментариев от пользователей, а также участившиеся публикации, выступления на тему о доступе к базам данных судов. Транспарентность судопроизводства повысит ответственность судей, сузит пространство для разного рода субъективных подходов при принятии решений. Очевидно, что открытый доступ позволит сравнивать и анализировать решения, принимаемые в судах по аналогичным делам, но с разным составом участников. Сразу будет видно, как выносятся судебные решения, основаны ли они законе или продиктованы непонятной логикой. Недостаточная развитость законодательства не способствует транспарентности судопроизводства. В настоящее время в Казахстане нормы относительно доступа к информации разбросаны по отдельным нормативным правовым актам, издаваемым органами исполнительной власти. Принятие законопроекта о доступе к информации не планируется на ближайшие годы правительственными планами законопроектных работ. Действующее казахстанское законодательство не содержит и специальных норм, регламентирующих вопросы доступа к судебным актам. В то же время, согласно статье 3 Конституции Республики Казахстан, государственная власть в осуществляется в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Таким образом, судебная ветвь власти является самостоятельной и ее деятельность, в соответствии с вышеуказанным принципом, не должна регулироваться документами, издаваемыми органами исполнительной власти. Конституция закрепила самостоятельное положение судебной власти в системе государственной власти страны как независимой, самостоятельной ветви, равной законодательной и исполнительной ветвям государственной власти. Судебная власть имеет особое значение в формировании и развитии демократического, правового государства. Ведь именно она стоит на страже защиты прав и свобод человека и гражданина от произвола других видов государственной власти. Поэтому необходимо не просто проводить судебную реформу, а повышать эффективность и доступность судебной власти для рядовых граждан в целях реализации в полном объеме гарантированных Конституцией РК прав и свобод человека и гражданина. Ежегодно возрастающее количество дел, рассматриваемых в судах, свидетельствует о том, что граждане достаточно настойчивы в борьбе за свои права. Однако юридическая неподготовленность сводит на «нет» их попытки бороться за свои права. Реализация права на судебную защиту должна начинаться с обеспечения информационной доступности суда. Для повышения доверия граждан к судебной власти, преодоления правового нигилизма населения, необходимо обеспечение граждан судебной информацией и понимание, что только в судах можно отстоять свои права и законные интересы. Таким образом, задача просвещения граждан по вопросам реализации конституционного права на судебную защиту является по масштабу сопоставимой с проводимой судебной реформой. Возрастающая роль информации в современных условиях ставит перед судебной властью новые задачи. Особую актуальность приобретает информационная функция судебной власти, которая заключается в предоставлении судами доступа к информации всем заинтересованным лицам. Между тем, отношения судов, общества и СМИ в части доступа к информации объективно нуждаются в законодательном урегулировании, на сегодняшний же день эти отношения регулируются ведомственными инструкциями, часть из которых не публикуется в печатных изданиях и в Интернете. Настоящий законопроект предлагает в целях достижения информационной открытости правосудия ряд мер: - раскрытие сведений о судебной системе и судах, а также основные сведений о судьях, работниках судов; - обеспечение полной информацию о времени и порядке работы судов, о движении дел и заявлений в суде, включая информацию о времени и месте их рассмотрения, отложении и приостановлении; - создании системы, гарантирующей общедоступность судебных актов (приговоров, решений и т. д.). Учитывая важную роль в системе правосудия органов судейского сообщества, предусмотрена система информирования населения об их деятельности, в том числе о процессе подбора кандидатов в судьи и их назначении. В предложенном проекте закона предполагается реализовать: - право доступа к судебным актам, внесенным в реестр, включая поиск, просмотр, копирование и распечатывание судебных актов или их частей; - введение регламентации доступа к общедоступным бесплатным судебным актам, на официальном Интернет - ресурсе судов Республики Казахстан. В статьях законопроекта, необходимо закрепить право каждого, полностью или частично воспроизводить судебные акты, которые оглашены судом публично, любым способом, в том числе через обнародование в печатных изданиях, в средствах массовой информации, создание электронных баз данных судебных актов. При этом любое редактирование текста судебного акта не должно искажать его смысл и содержание. При этом необходимо оговорить, что суд при осуществлении судопроизводства может использовать только текст судебного акта, опубликованного официально или внесенного в Реестр. В законопроекте необходимо закрепить положение, согласно которому, ограничение права пользования (свободного доступа) официальным Интернет - ресурсом судов Республики Казахстан, кроме случаев, оговоренных законом, не допускается. В тексте законопроекта необходимо установить исчерпывающий перечень должностных лиц, имеющих право на доступ к информационным ресурсам Реестра, порядок официального опубликования судебных актов, внесенных в Реестр, а также права воспроизведения, в том числе частичного использования судебных актов, обнародования в СМИ. Законопроект должен также содержать требования к защите информации, внесенной в Единый реестр, от ее хищения, искажения или уничтожения, а также регламентировать, порядок обеспечения доступа к судебным актам заинтересованных лиц, которые не принимали участия по делу, если судебный акт непосредственно касается его прав, свобод, интересов или обязанностей, а также основания для отказа доступа к судебным актам и порядок их обжалования. Необходимо предусмотреть ответственность за нарушение правил ведения Реестра и за ограничение права на доступ к судебным актам, а также гарантии возмещения лицу материального или морального ущерба вследствие нарушения его прав и интересов. Законопроект должен предусматривать защиту сведений, защищаемых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О персональных данных». Необходимо предусмотреть меры, обеспечивающие при опубликовании судебных актов безопасность лиц, участвующих в деле, а также неразглашение тайны и конфиденциальных сведений об их личной жизни. Однако следует учитывать, что при полной реализации принципа гласности неприемлемо какое-либо искажение информации, в том числе в виде деперсонализации. Это касается и дел, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Юридические лица - субъекты не только частного права. Как известно, экономическая деятельность юридических лиц затрагивает общественные интересы, а значит, носит публичный характер. Любой спор, перенесенный в сферу государственного правосудия, перестает быть частным делом спорящих сторон. Если есть действительно серьезная необходимость сохранить «коммерческую или иную тайну», суд может по ходатайству заинтересованной стороны рассмотреть дело в закрытом заседании (ст. 19 ГПК РК), и тогда решение суда не должно публиковаться. В остальных случаях все - стороны, адвокаты, сам суд, общество в целом и каждый налогоплательщик в отдельности — должны иметь возможность получать полную информацию о всех решениях всех судебных инстанций. Европейский суд по правам человека рассматривая этот аспект и констатировал, что устное оглашение судебных актов не является единственной формой реализации принципа публичности. В результате толкования дано различение таких понятий как «публичное объявление» и «публичное оглашение». Публичное устное оглашение судебного акта не истолковывается Европейским судом по правам человека как единственно возможная реализация принципа публичности (гласности). Акцент сделан на то, что решение должно быть публичным, а способы достижения этой публичности могут различаться. Подытоживая раздел, в котором разбирался вопрос о публичности оглашения, Европейский суд по правам человека сформулировал следующую позицию: По мнению Суда, цель, преследуемая статьей 6 п. 1, в этом контексте - а именно обеспечить публичный контроль за судебной властью и тем самым гарантировать справедливое судебное разбирательство - вполне достигается … путём депонирования решения; это делает общедоступным его полный текст в той же мере, как и публичное его оглашение, тем более что последнее нередко ограничивается только постановляющей частью (Постановление Европейского суда по правам человека от 08.12.1983 «Претто (Pretto) и другие против Италии» пункт 27 абзац 5).
Таким образом, была сформулирована позиция о том, что публичное объявление судебных актов может осуществляться посредством: · Вручения копий судебного акта лицам, участвующим в деле. · Устного оглашения судебного акта в открытом судебном заседании; · Депонированием судебного акта в канцелярии или архиве суда с обеспечением возможности доступа к нему заинтересованных лиц; · Опубликованием судебного акта, как в бумажном, так и в электронном виде. Реализация положений законопроекта в части размещения полных текстов судебных актов является необходимым шагом, который позволяет реализовать принцип публичности (гласности) судебного разбирательства.
3. Цели принятия законопроекта
Достижение высокого уровня гласности и прозрачности правосудия, его транспарентности является важнейшим условием успешного развития судебной реформы. Транспарентность органов судебной власти - это такая организация их деятельности, при которой гражданам, организациям, государственным органам обеспечивается возможность получать необходимую и достаточную информацию о деятельности судов, принимаемых ими решениях и иную общественно значимую информацию при соблюдении установленных законодательством ограничений. Решение этой задачи позволит добиться повышения качества судебной деятельности, укрепит связь судов с населением, что повысит уровень его доверия к судебной власти и одновременно обеспечит гражданам большую доступность к средствам судебной защиты. В результате возникнет своеобразная форма контроля общества за отправлением правосудия. Основной целью разработки и принятия закона является определение порядка доступа к судебным актам для обеспечения открытости судов Республики Казахстан, прогнозируемости судебных актов и содействия одинаковому применению законодательства при отправлении правосудия. В послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» Президент РК Назарбаев Н.А подчеркнул: «Надо использовать новые правовые механизмы, информационные возможности, шире привлекать общество для предупреждения и профилактики коррупционных нарушений». В свете вышесказанного, представляется необходимой разработка законопроекта «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Республике Казахстан» с целью содействовать обеспечению гласности и прозрачности, независимости судов, повышению качества судебной деятельности, обеспечению большей доступности к средствам судебной защиты, усилению формы контроля общества за отправлением правосудия для реализации прав граждан и организаций на справедливое и законное правосудие в Казахстане.
4. Предмет регулирования законопроекта.
Законопроект регулирует общественные отношения, связанные с обеспечением доступа к информации о деятельности судов в Республике Казахстан.
5. Структура законопроекта.
Глава 1. Общие положения Глава 2. Организация доступа к информации о деятельности судов и основные требования при обеспечении доступа к этой информации Глава 3. Предоставление информации о деятельности судов Глава 4. Взаимодействие судов, Департамента, органов Департамента, органов судейского сообщества с редакциями средств массовой информации Глава 5. Защита права на доступ к информации о деятельности судов, контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности судов
6. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта
Принятие четких стандартов раскрытия судебной информации будет способствовать достижению целей его принятия, т.к. в законопроекте предусматриваются комплексные меры, направленные на выработку единого общегосударственного подхода к определению стандартов раскрытия судебной информации, пределов доступности такой информации; наиболее приемлемых в Казахстане механизмов опубликования судебных актов.
Принятие законопроекта будет способствовать: · законодательному закреплению правил функционирования единой системы, обеспечивающей доступность судебных актов; · повышению доверия к судебной системе, повышению правовой грамотности населения и преодолений последствий правового нигилизма, информированию общества о кадровой политике судов, в т.ч. отбор кандидатов в судьи и их назначения; · повышению гласности судебных решений и снижению злоупотреблений в суде, урегулированию отношений судов и СМИ для объективного освещения деятельности судов; · развитию юридической науки в Казахстане, так как судебная практика станет предметом более тщательного анализа ученых; · упрощению ведения судебной статистики; · совершенствованию единой информационной системы судов, которая обеспечит общение сторон с судом через Интернет, электронный доступ к материалам дела, к информации о состоянии выполнения судебного решения и т.п. · Предлагаемый проект в целом не наносит ущерба принципам законности, демократизма, разделения властей и другим принципам правового государства. Целесообразность принятия законопроекта подтверждается отсутствием необходимости в существенных финансовых либо административных затратах. Принятие проекта не повлечет негативных правовых и социально-экономических последствий.
7. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом
Коррекции потребует процессуальное законодательство в части предоставления доступа к судебной информации, а также законодательство, устанавливающее ответственность работников судебной системы в случае, когда материалы дела, свободное ознакомление с которыми запрещено, оказались доступными для всех пользователей сети Интернет, а также в случае, когда в судебном акте, доступном для общественности, содержится неверная информация, затрагивающая интересы участников судебного процесса, или когда информация обновляется не своевременно, и пользователь получает устаревшие сведения.
8. Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами
· Правила пополнения и сопровождения интернет-ресурса Верховного Суда Республики Казахстан, утвержденные распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан от 15 апреля 2009 года № 78; · Приказ Председателя Комитета по судебному администрированию при Верховном Суде Республики Казахстан от 27 июля 2006 года № 308-п «Об утверждении Инструкции по ведению делопроизводства в областных и приравненных к ним судах электронным способом по программе «Единой автоматизированной информационно-аналитической системе судебных органов Республики Казахстан»; · Приказ Председателя Комитета по судебному администрированию при Верховном Суде Республики Казахстан от 10 апреля 2007 года № 169-п «Об утверждении Временной инструкции по делопроизводству в районном и приравненном к нему суде по программе «Единая автоматизированная информационно-аналитическая система судебных органов Республики Казахстан».
9. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта
Несмотря на отсутствие норм об опубликовании актов судебной власти в электронном виде, международно-правовые документы рассматривают возможность доступа всех лиц к судебным решениям по конкретным делам как элемента права на публичность оглашения решения. Так, пункт 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах содержит положение, в соответствии с которым «любое судебное постановление по уголовному или гражданскому делу должно быть публичным, за исключением тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют иного, либо когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми». Требование открытости нашло отражение еще в ряде международных документов, регулирующих вопросы организации и осуществления судебной власти (например, ст. 10-11, 19, 29 Всеобщей Декларации прав человека и ст. 14, 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 13 Конвенции о правах ребенка и п. 8 Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, ст. 6, 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ, п. II (28.9) Документа Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ, материалы Парижской хартии для Новой Европы Рекомендации Комитета Министров Совета Европы No. R (95) 11 относительно отбора, обработки, предоставления и архивации судебных решений в правовых информационно - поисковых системах, пп. I (5.16), II (9.1) и (10.1). Устоявшейся практикой обеспечения доступа к материалам судебной практики стало их опубликование в специализированных периодических изданиях. Однако следует отметить, что масштабное и повсеместное развитие информационно-коммуникационных технологий предоставило широкие возможности для улучшения качества работы органов судебной власти, а также оказалось эффективным средством реализации информационных прав граждан и судебных органов. В связи с этим во многих государствах активно разрабатываются и развиваются системы электронного опубликования материалов судебной практики в сети Интернет либо в специализированных информационно-правовых системах и базах данных с использованием новейших достижений информационных и коммуникационных технологий. Очевидно, что подобные меры могут способствовать существенному повышению уровня доступности данной информации, осведомленности населения, а также прозрачности государственной правовой политики. Существующие в различных странах мира системы предоставления доступа к решениям судов в электронной форме отражают наблюдающиеся в настоящее время тенденции развития технологии и организации процесса предоставления информации. Общим является предоставление всем заинтересованным, а не только участникам процесса, возможности доступа к судебным решениям. При этом в преобладающем числе стран такой доступ является бесплатным для пользователей. Расширяется сфера применения новейших информационно-коммуникационных технологий, позволяющих обеспечивать быструю обработку информационных запросов и сохранность информационных ресурсов. В качестве практической реализации принципа информационной открытости судов в Российской Федерации 22 декабря 2008 года был принят и 1 июля 2010 года вступил в силу Закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Закон закрепляет права граждан на получение сведений о деятельности судов, в частности речь идет о публикации в сети Интернет текстов судебных актов, а также устанавливает требование обязательного размещения в сети Интернет судебных актов по всем делам, рассматриваемым судами, за исключением тех дел, ограничение публикации судебных актов по которым прямо установлены законодательством. В частности, согласно части 5 статьи 15 данного Закона в сети Интернет не подлежат размещению тексты судебных актов, вынесенных по делам: 1. затрагивающим безопасность государства; 2. возникающим из семейно-правовых отношений, в том числе по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, другим делам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних; 3. о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности; 4. об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным; 5. о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании; 6. о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния; 7. об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваемых судами общей юрисдикции. Также из содержания судебных актов, которые подлежат опубликованию, исключаются: · положения, которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну; · персональные данные, кроме фамилий и инициалов судей, рассматривавших дело, в том числе прокурора и адвоката, если они участвовали в судебном разбирательстве. В то же время требование об исключении из текста персональных данных не распространяется на судебные акты, вынесенные Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, арбитражными судами, а также на судебные акты судов общей юрисдикции, которые подлежат обязательному опубликованию в соответствии с законом. Действия по размещению судебного акта в сети Интернет относятся к компетенции технического подразделения аппарата суда или органа Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Справочная информация о находящихся в судах делах, принятых по ним решениях, а также другая информация о деятельности судов может быть получена по адресу: http://www.sudrf.ru/index.php?id=399. Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ критикуется за то, что им не установлена ответственность работников судебной системы в случае, когда материалы дела, свободное ознакомление с которыми запрещено, оказались доступными для всех пользователей сети Интернет, а также в случае, когда в судебном акте, доступном для общественности, содержится неверная информация, затрагивающая интересы участников судебного процесса, или когда информация обновляется не своевременно, и пользователь получает устаревшие сведения. Также, в ряде публикаций говорится о том, что введение деперсонализации в публикуемых судебных актах привело к тому, что в результате огромные массивы информации выложены впустую, т.к. с этой информацией невозможно работать. Она никому не может пригодиться - ни практикующим юристам, ни правозащитным организациям, ни исследователям и тем более обычным гражданам. Во исполнение Закона Украины от 22 декабря 2005 г. № 3262 «О доступе к судебным решениям» с 1 июня 2006 года доступ к судебным актам судов общей юрисдикции осуществляется через Единый государственный реестр судебных решений, ведение которого обеспечивает Государственная судебная администрация. Единый государственный реестр судебных решений (далее - реестр) является автоматизированной системой сбора, хранения, защиты, учета, поиска и предоставления электронных копий судебных решений. В реестр вносятся все письменные решения судов общей юрисдикции по гражданским, хозяйственным, уголовным делам, а также делам об административных правонарушениях. Перечень судебных решений судов общей юрисдикции, которые подлежат включению в реестр, утверждается Советом судей Украины по согласованию с Государственной судебной администрацией Украины. В соответствии со статьей 7 вышеупомянутого Закона в текстах судебных решений, которые открыты для всеобщего доступа на официальном веб-портале судебной власти Украины, не могут быть опубликованы сведения, которые допускают возможность идентифицировать физическое лицо. Такие сведения заменяются литерными или цифровыми обозначениями. В частности, к таким сведениям относятся: 1. имена (имя, отчество, фамилия) физических лиц; 2. место жительства или пребывания физических лиц с указанием адреса, номеров телефонов или других средств связи, адреса электронной почты, идентификационных номеров (кодов); 3. регистрационные номера транспортных средств; 4. другая информация, которая допускает возможность идентифицировать физическое лицо. Судебные решения, внесенные в реестр, открыты для бесплатного круглосуточного доступа. Пользователям предоставляется возможность поиска, просмотра, копирования и печати судебных решений либо их частей. Доступ к реестру осуществляется через официальный веб-портал судебной власти Украины по адресу: http://reyestr.court.gov.ua. В соответствии с изменениями в законодательстве о судоустройстве Республики Молдова, в частности Законом Республики Молдова от 29 ноября 2007 г. № 258-XVI решения судов, аппеляционных палат и Высшей судебной палаты подлежат опубликованию в сети Интернет. Во главе системы опубликования судебных актов в Республике Молдова стоит Высший совет магистратуры, своим решением от 18 декабря 2008 г. № 472/21 утвердивший Положение о публикации судебных решений на веб-странице суда (далее - Положение). К решениям суда в Республике Молдова относятся любые решения, вынесенные судьями судебных инстанций Республики Молдова на всех уровнях, которые рассмотрели дела по существу. Согласно Положению, текст судебного решения, опубликованного на сайте, сохраняется в формате, который обеспечивает защиту информации от уничтожения или несанкционированного изменения. Не публикуются судебные решения по делам о несовершеннолетних, по делам, составляющим государственную тайну, коммерческую тайну либо информацию, распространение которой запрещено законом, а также решения по усыновлению (удочерению). Суд, исходя из информации, представленной в тексте решения, в целях защиты сведений личного характера сторон по делу может редактировать ее следующим образом: · заменять полное наименование сторон и других участников процесса (фамилия, имя, отчество); · исключать информацию о сторонах и других участниках процесса (число, дата, месяц и год рождения, место работы и занимаемые должности, место проживания, юридический адрес, сведения о наследии, регистрационный номер транспортного средства т.д.). Органом, ответственным за обеспечение доступности веб-страницы судов, на которых публикуются судебные решения, является Центр правовой информации, подчиненный Министерству юстиции Республики Молдова. Доступ к банкам судебных решений аппеляционных палат находится в открытом доступе по адресу: http://ca.justice.md/services.php?searchby=3&lang=ru. Поиск нужных документов осуществляется в зависимости от искомого региона Молдовы по таким реквизитам, как вид решений, тип дела (выбор доступен только на молдавском языке), название, номер документа, а также временные рамки его принятия. Сами документы доступны только на молдавском языке. В банке данных судебных решений Высшей судебной палаты http://www.csj.md/decision_search.php?lang=6 возможности поиска необходимого решения весьма ограничены. В Эстонии публикуются все исполненные судебные решения. Приговоры по уголовным делам всегда публикуются с указанием имени и личного идентификационного номера обвиняемого. Во всех случаях личные данные других сторон, участвовавших в деле, также публикуются, кроме тех случаев, когда стороны сами ходатайствуют о том, чтобы их личные данные были удалены из приговоров и решений суда. В Эстонии используют программное обеспечение по удалению личных данных лиц, ходатайствующих о непубликации их личной информации. В США функционирует система общественного доступа к судебным электронным документам ПАСЕР (Public Access to Court Electronic Records (PACER), расположенная по адресу: http://www.pacer.gov/. Данная система предоставляет пользователям возможности получать информацию о делах, рассматриваемых в федеральных апелляционных и районных судах, а также в федеральных судах по вопросам банкротства. В настоящее время в системе содержатся документы по 500 миллионам дел. Каждый суд, включенный в систему, ведет свою базу данных о рассматриваемых делах. ПАСЕР содержит ссылки на сайты всех судов, предоставляющих информацию. Также существует система поиска (PACER Case Locator), позволяющая определить, в каком суде рассматривалось то или иное дело. Оператором системы является Административное бюро судов США (Administrative Office of the United States Courts). Расходы, связанные с поддержанием системы ПАСЕР, покрываются за счет платы, взимаемой с пользователей системы. Для получения информации из системы ПАСЕР пользователь должен зарегистрироваться и получить персональное имя пользователя и пароль. Для этого необходимо заполнить онлайновую форму регистрации, размещенную по адресу: https://www.pacer.gov/psco/cgi-bin/regform.pl. После регистрации имя пользователя и пароль направляются по почте на указанный при регистрации адрес в течение 7-10 дней. Если при регистрации указываются данные кредитной карты пользователя, процесс регистрации ускоряется. Количество зарегистрированных пользователей составляет около одного миллиона. В их число входят адвокаты, лица, самостоятельно ведущие свои дела в судах, правительственные агентства, доверительные управляющие, исследователи, образовательные и финансовые учреждения, средства массовой информации, а также обычные граждане. Информация предоставляется на платной основе. В настоящее время стоимость доступа составляет 0,10 доллара США за страницу, но не более 2,40 доллара США за один документ (на некоторые документы ограничение стоимости доступа к ним не распространяется). В Канаде отсутствует официальный общедоступный банк данных судебных решений. Вместе с тем Канадский судебный совет (Canadian Judicial Council) в сентябре 2005 года разработал рекомендации для судов по предоставлению доступа к документам суда (Model Policy for Access to Court Records in Canada). Модельная политика учитывает следующие принципиальные моменты: (a) открытость судебных процессов является фундаментальным принципом, обозначенным в Конституции, и он должен реализовываться посредством использования новых информационных технологий; (b) ограничение доступа к судебным материалам может быть оправдано в случае, если i. возникает серьезная угроза нарушения права на неприкосновенность частной жизни, права на безопасность, угроза иным интересам, в т.ч. риск ненадлежащего отправления правосудия; ii. такие ограничения вводятся с тем, чтобы минимизировать влияние на принципы судебной открытости; iii. польза от установления ограничений перекрывает отрицательное влияние на принципы открытости судебных процессов, принимая во внимание доступность такой информации через иные источники, желательность облегченного доступа для целей, тесно связанных с принципами открытости судебных процессов, и необходимость избегать облегченного доступа для целей, не связанных с принципами открытости судебных процессов. Учитывая обеспокоенность в связи с разглашением личных сведений, Судебный консультативный комитет подготовил специальное руководство (Use of Personal Information in Judgments and Recommended Protocol). В документе определены три уровня защиты, которые применяются в зависимости от решаемых вопросов и того, действует ли запрет на разглашение информации. Первый уровень защиты связан с т.н. идентификатором персональных данных (Personal Data Identifiers). Эта та часть информации, которая предоставляется для установления личности (за исключением имени лица). Это дата рождения, номер социального страхования, номера кредитных карт и номера банковских счетов. Такого рода данные не должны фигурировать в судебных решениях. Второй уровень защиты применяется в тех случаях, когда законом и общим правом устанавливается запрет на разглашение информации. В таких ситуациях личные данные, специальная фактическая информация и информация о частных знакомствах должны быть исключены. Третий уровень защиты — это защита личных прав, предоставляемая по усмотрению суда. Как правило, это исключительные дела, в которых присутствуют вопиющие или сенсационные факты. Информация блокируется только в тех случаях, когда появляется риск причинения вреда несовершеннолетним, третьим лицам, когда возникает угроза осуществлению правосудия. Наконец, когда раскрытие информации может привести к ее использованию в ненадлежащих целях. Верховный суд Канады (Supreme Court of Canada) совместно с компанией LexUM и юридическим факультетом Монреальского университета разработали и поддерживают базу данных, содержащую все решения Верховного суда начиная с 1948 года, а также большое количество решений, принятых ранее. Указанная база доступна по адресу: http://scc.lexum.org/en/index.html.Обширная неофициальная база данных, включающая в себя решения всех судов и иных квазисудебных органов Канады, размещена в бесплатном доступе на сайте Канадского института правовой информации (Canadian Legal Information Institute) по адресу: http://www.canlii.org/en/databases.html.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |